Файл: Тема 1 социопсихосоматика цели и задачи изучения темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Чувственный уровень (уровень ощущений и восприятий).

- Эмоциональный (аффективный) уровень, связанный с различными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия.

- Интеллектуальный (когнитивный) уровень, включающий представления, знания о своем заболевании, размышления о его причинах и возможных последствиях, т.е. субъективную концепцию болезни, создаваемую самим человеком.

- Мотивационный (поведенческий) уровень, включающий отношение больного к своему заболеванию, изменение поведения и образа жизни в условиях болезни, а также действия, направленные на возвращение здоровья. Эти связанные с болезнью поведенческие реакции способствуют адаптации или дезадаптации к ней и выработке определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование, пессимистические установки и пр.).

Любая болезнь становится для человека стрессовой ситуацией и в зависимости от ее тяжести для здоровья и последствий для дальнейшей жизни может быть причиной психологического кризиса, психо-травмирующим событием, иметь различные психологические последствия для дальнейшей жизнедеятельности. Психотравмирующее воздействие соматического заболевания на личность больного может быть обусловлено как субъективно тяжелыми проявлениями болезни, так и представлениями об опасности диагноза, ограничениями, налагаемыми соматическим заболеванием на бытовую и профессиональную деятельность, и многими другими факторами.

3.4.3. Варианты отношения к болезни.

При возникновении болезни есть амбивалентные элементы, которые влияют на субъективное переживание болезни. Кроме неприятных, в болезни есть и приятные для личности стороны. Обычно это связано с особенно заботливым отношением и вниманием к больному его родных и близких, избавлением, хотя бы временным, от неприятных обязанностей, необходимости решать какие-то сложные проблемы. Улучшение состояния здоровья может восприниматься личностью противоречиво. При этом может появиться «боязнь выздоровления», которая в действительности оказывается боязнью возвращения в конфликтную жизненную ситуацию или в одиночество. Поэтому для правильной оценки ВКБ и оказания квалифицированной помощи больному необходимо знать основные факторы, определяющие ВКБ.

 

Значимость специфики заболевания и его последствий обусловлена тем, что каждая болезнь затрагивает значимые для пациента (реального или потенциального) сферы жизнедеятельности. В.Д. Менделевич (1999) выделяет следующие параметры оценки любой болезни и формирования своего отношения к ней:


 1) вероятность летального исхода;

 2) вероятность инвалидизации и хронизации;

3) болевая характеристика болезни;

 4) необходимость радикального или паллиативного лечения;

 5) влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения;

 6) социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме;

7) влияние болезни на семейные отношения и сексуальную сферу;

 8) влияние болезни на сферу развлечений и интересов.

С вероятностью летального исхода у больных обычно ассоциируются заболевания, грозящие внезапной смертью (инфаркт Миокарда, нарушения мозгового кровообращения, разрыв аневризмы аорты, острая хирургическая патология и т.д.) или имеющие перспективу неизбежной, близкой и мучительной смерти вследствие отсутствия эффективных методов лечения (многие онкологические заболевания, рассеянный склероз и др.).

Переживания пациентов, связанные с хроническими заболеваниями, касаются перспектив исцеления или стабилизации состояния, а также риска утраты трудоспособности. Наиболее психологически тяжелой для многих больных является перспектива инвалидизации и ломки всех жизненных планов.

Особенности лечения заболевания (сложность, травматичность, длительность и т.д.) являются факторами, затрагивающими вопросы качества и продолжительности дальнейшей жизни пациента. Предстоящее радикальное или паллиативное лечение вызывает у пациентов сложные психологические состояния, в которых сочетаются негативные и позитивные эмоциональные переживания (тревога, надежда, печаль, страх и др.). Чем значительнее нарушения в организме в процессе болезни и лечения, тем более выраженные изменения происходят на эмоциональном, интеллектуальном, мировоззренческом и духовном уровнях переживания болезни.

 

При хронической боли небольшой интенсивности, характеризуемой как «тупая», «ноющая», «тянущая», может наблюдаться некоторая адаптация к ощущениям боли. Как правило, она возникает при наличии интереса к деятельности, не относящейся к заботе о собственном здоровье. В медицинской практике известно, что в стрессогенной ситуации, содержащей сильные негативные эмоции, как правило, наблюдается усиление боли органической природы.

Перенесение боли зависит от особенностей нервной системы, воспитания человека и его опыта болезни. При утомлении и истощении организма переносимость боли снижается. Боль вызывает ряд функциональных изменений, проявляемых через вегетативную нервную систему. Объективными изменениями при боли являются: расширение зрачков, побледнение лица, холодный пот, тахикардия, повышение АД, изменение ритма дыхания.



3.4.4. Этапы переживания болезни пациентом.

Переживание боли зависит от степени известности ее причины для человека. Неожиданная боль неизвестной этиологии вызывает более сильную психологическую реакцию, чем повторная боль, причина которой известна.

Боль можно подавить на четырех уровнях, из них три являются областью действия медицинских методов и средств анестезии и один - психологическим. Применение медицинских методов анестезии имеет свои психологические особенности. При использовании методов местного обезболивания, сводовой, эпидуральной или спинномозговой анестезии сознание больного не изменяется. Человек может испытывать и страх, и ужас, осознавая особенности проводимой медицинской манипуляции или процедуры. Поэтому перед медицинским вмешательством с использованием таких методов анестезии необходима психологическая подготовка пациента.

Применение центрально действующих фармакологических средств, подавляющих боль на уровне структур головного мозга, изменяет состояние сознания пациента. При подавлении болей фармакологическими средствами следует учитывать, что назначение препаратов или доз, не дающих достаточного эффекта, может вызвать у больного недоверие не только к назначенному лекарственному препарату, но и к медицинским работникам, проводящим лечение необходимо использовать при проведении лечения и с профилактической целью.

В подростковом и юношеском возрасте в переживаниях, связанных с заболеванием, центральное место занимает риск возникновения внешней непривлекательности. Полоролевая идентификация, установление новых отношений связываются прежде всего с привлекательной внешностью и имеют большую личностную значимость в этом возрасте. Поэтому негативные изменения внешности под влиянием болезни вызывают сильные переживания. К этому возрасту относится возникновение патологических идей наличия у себя какого-либо физического недостатка. Девушки чаще озабочены косметическими недостатками, проблемой лишней массы тела, а у юношей переживания касаются преимущественно половой системы, их сексуальной активности. В связи с этим наиболее тяжелые психологические реакции могут вызывать болезни, объективно не представляющие серьезной угрозы для жизни и здоровья, но влияющие на внешний облик и половую функцию. К ним относятся дерматологические, эндокринные, аллергические заболевания, травмы, ожоги.


В юношеском и раннем зрелом возрасте (18-35 лет) чаще встречаются переоценка своего здоровья и недооценка болезни, неверие в возможность тяжелого заболевания, инвалидизации.

В зрелом возрасте (от 35 до 55-60 лет) наиболее выраженные психологические переживания и возможные психические расстройства связаны с хроническими, прогностически неблагоприятными, инвали-дизирующими заболеваниями (нарушения кровообращения, тяжелые инфаркты, онкологические заболевания). Это связано с устремленностью человека зрелого возраста к профессиональному росту, активной общественной и семейной жизни, удовлетворению потребностей в благополучии, благосостоянии, карьерном росте и др.

 Темперамент определяет особенности эмоционального реагирования на болезнь, переносимость боли, ограничение движений и обездвиженность, изменение образа жизни и другие особенности жизнедеятельности человека в период болезни.

У холериков и меланхоликов более низкий болевой порог, чем у сангвиников и флегматиков. У меланхоликов даже не очень интенсивные болевые ощущения вызывают снижение двигательной активности (появляется вялость, заторможенность). Холерики при наличии болевых ощущений не могут оставаться на месте, совершают импульсивные действия. У холериков и сангвиников ограничение подвижности или обездвиженность могут стать причиной негативных переживаний, что связано с особенностям свойств их нервной системы.

Особенности характера имеют ведущее значение в формировании реакций личности на болезнь. Адекватные формы реагирования типичны для лиц с гармоничным складом характера, отличающихся общительностью и направленностью на активную, конструктивную деятельность. Здесь ведущая роль принадлежит эмоционально-волевой и мотивационной сферам, обеспечивающим адаптацию.

Мировоззренческие качества и Я-концепция личности определяют содержание ВКБ на интеллектуальном и поведенческом уровнях, от них в значительной степени зависит выбор стратегии поведения в процессе лечения. Отношение к болезни значительно отличается у глубоко верующих людей и у убежденных атеистов. Верующие пациенты более спокойно реагируют на физические страдания, изменения образа жизни, наличие угрожающего жизни заболевания. Их отношение к болезни основывается на идее о том, что болезнь дается человеку как наказание за его грехи, как испытание - для его же блага.


Физическая смерть понимается как переход к жизни в ином мире, земная жизнь дается человеку для совершенствования его души. Атеисты, для которых физическая смерть является полным прекращением их жизни, относятся к заболеванию, угрожающему смертью, как к трагедии, и испытывают множество негативных чувств и переживаний (обида, отчаяние, гнев, уныние, депрессия и т.д.).

Существенное влияние на ВКБ могут оказывать и суеверность больного, склонность толковать причины болезни с мистических позиций («сглазили», «навели порчу», «попал под влияние энергетического вампира» и т.п.).

Субъективное отношение к болезни формируется на основании семейного воспитания и, в частности, воспитания отношения к болезням, способам переносимости болезней, определения места параметра здоровье-болезнь в иерархии ценностей личности. Существуют две противоположные семейные традиции воспитания субъективного отношения к болезням - стоическая и ипохондрическая. При стоической традиции ребенок постоянно поощряется за поведение, направленное на самостоятельное преодоление недугов, плохого самочувствия. Его хвалят, когда он, не обращая внимания на имеющуюся боль, продолжает заниматься тем, чем занимался до ее возникновения. Ипохондрическая семейная традиция характеризуется формированием сверхценного отношения к здоровью. Родителями поощряются внимательное отношение ребенка к состоянию его здоровья, тщательность в оценке болезненных проявлений, выявления у себя первых признаков заболевания. В семье ребенок обучается при малейшем изменении самочувствия обращать собственное внимание и внимание окружающих (вначале родителей, а затем - воспитателей, учителей, супругов и других людей) на болезненные проявления.

Особое значение в формировании ВКБ имеет общий уровень образования и культуры больного, в том числе степень осведомленности в области медицины. Указанная осведомленность может играть двойственную роль. Отсутствие медицинских знаний иногда приводит к непониманию своего реального болезненного состояния, недооценке проявлений и возможных последствий заболевания. Однако избыток информации, особенно содержащей ненаучные знания, суеверия, предрассудки, заблуждения и фрагменты научно-медицинских знаний, также негативно влияет на содержание ВКБ, приводит к ее деформации - преувеличению или преуменьшению тяжести и значимости болезни.

Психологические особенности преморбидной личности определяют степень ее ответственности в период болезни. Ответственность за свое здоровье базируется на медицинской сознательности и общей мировоззренческой позиции личности. Медицинская сознательность - это особенность личности, включающая в себя знания о медицине, собственные оценки состояния болезни и жизненный опыт человека. Этот фактор в значительной степени определяет оценку, которую личность дает своей болезни.