Файл: Тема 1 социопсихосоматика цели и задачи изучения темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Долг - это индивидуально осознаваемая необходимость выполнения определенных нравственных обязанностей. Несоответствие между реальным и должным поведением оценивается как невыполнение профессионального долга. Результатом нарушения профессионального долга всегда является причиненный другим вред.
Для медицинской деятельности принципиальное значение имеет бескорыстие как основа сотрудничества и взаимопомощи. Любой медицинский работник, оказывающий медицинскую помощь или услуги на платной основе, должен в первую очередь думать о благе пациента, стремиться принести ему своими профессиональными действиями максимальную пользу.
Волевые качества личности медицинского работника способствуют его качественной профессиональной деятельности при наличии любого типа темперамента. Наибольшие трудности возникают у людей со слабым типом нервной системы (меланхолический темперамент), так как медицинская деятельность содержит в себе много элементов, становящихся для них сильными стрессогенами.
Общепризнано, что основу сострадания и милосердия составляет эмпатия в сочетании с моральными качествами человеколюбия и благожелательности. Для медицинского работника необходим средний или высокий уровень эмпатии, однако последний содержит в себе риск чрезмерного погружения в переживание страданий пациента, что может быстро привести к синдрому эмоционального выгорания. Для медицинского работника с высоким уровнем эмпатии особенно важно развитие волевой сферы, самоконтроля и самосознания, что позволяет сохранить самообладание и организовать свою деятельность по оказанию помощи страдающему, чтобы превратить пассивное сопереживание в активные целесообразные действия.
Спокойствие и уверенность в принятии решения, решительность и мужество - волевые качества личности, проявляющиеся в сложных, эмоционально насыщенных ситуациях, взаимосвязанные с моральными ее качествами.
Медицинская профессиональная деятельность - это работа в ситуациях, где преобладают боль и страдание, насыщенных негативными эмоциональными переживаниями, психологическими перегрузками, стрессами, в которых в максимальной степени выражены радость от спасения жизни человека и горе в связи со смертью. Эмоциональная насыщенность медицинской деятельности медицинского работника требует наличия у него высокого уровня развития самосознания, самоконтроля, способности регуляции своего психологического состояния и деятельности, адекватной самооценки и уровня притязаний личности.
Самообладание - это волевое качество личности, позволяющее человеку в сложных, стрессовых ситуациях контролировать свои эмоциональные переживания, чувства и с помощью волевых усилий организовывать и осуществлять эффективную деятельность.
Коммуникативная компетентность медицинского работника обеспечивает эффективный процесс профессионального общения с пациентами, их родственниками, коллегами и другими людьми, принимающими участие в оказании медицинской помощи и услуг, что важно для оказания качественной медицинской помощи в различных, в том числе экстремальных, ситуациях.
Уважение к личности, достоинству другого человека проявляется в профессиональной деятельности медицинских работников не только в общении с пациентами и их родственниками, но и с коллегами. Коллегиальность, взаимопомощь в работе необходимы для оказания качественной медицинской помощи; они служат одним из главных средств предотвращения профессиональных ошибок.
Средние медицинские работники осуществляют свою профессиональную деятельность в тесном сотрудничестве с врачами и другими медицинскими работниками, выполняя одно общее дело по сохранению жизни и здоровья людей. Фельдшер по характеру своей профессиональной деятельности занимает промежуточное положение между врачом и другими средними медицинскими работниками, поэтому для него актуальны моральные нормы этических кодексов врачей, отражающие правила общения с коллегами. В Кодексе Международного совета медсестер основой взаимоотношений с коллегами признается принцип сотрудничества. «Медсестра поддерживает отношения сотрудничества с другими медсестрами и с теми, с кем ей приходится работать в других областях». В Этическом кодексе медицинской сестры России особо отмечено, что медицинская сестра «не должна претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает» (ст. 11).
Внешний вид медицинского работника, особенности его поведения и общения создают его индивидуальный облик как представителя медицинской профессии, влияют на успешность общения с пациентами и другими людьми. Внешний вид человека отражает его эстетический вкус, отношение к людям и выполняемой деятельности, отношение к себе, многие личностные качества и общую культуру личности.
Понятие «имидж» обозначает процесс создания, целенаправленного формирования впечатлений о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте «Я», имеющее ссылку к более общей, престижной категории людей.
Профессиональная одежда медицинских работников на протяжении многих десятилетий была белого цвета, который воспринимается при оказании медицинской помощи как символ не просто чистоты, а стерильности, отсутствия какой-либо инфекции - обязательных условий работы медицинских работников и, таким образом, становится одним из первых показателей качества оказываемой помощи. Чистота белой одежды медицинского работника является признаком тщательности, аккуратности и ответственности в работе. Так, отглаженный белоснежный рабочий халат или костюм медицинского работника становится внешним условием для возникновения доверительных отношений с пациентом и его родственниками.
В последние десятилетия в профессиональной одежде медицинских работников стали использоваться и другие цвета, но выбор цветной одежды должен учитывать психологические закономерности восприятия данного цвета и его оттенка. Например, малиновый цвет рабочего костюма операционной медицинской сестры вызовет на подсознательном уровне ассоциацию с кровью и будет способствовать повышению ситуационной тревожности пациента.
Наличие украшений как у мужчин, так и у женщин - неблагоприятный фактор для возникновения психологического контакта и доверительных отношений с пациентом. Даже скромные украшения свидетельствуют о желании человека подчеркнуть какие-либо свои достоинства, показать свое превосходство в чем-либо (красота, материальный достаток и т.д.), что может стать психологическим барьером в общении с пациентом. Кроме того, украшения могут чисто механически мешать выполнению тех или иных медицинских манипуляций - царапать, цепляться, попадать между элементами медицинской аппаратуры и инструментов, быть источником микробов и т.д. Татуировки и пирсинг, являясь формой украшения собственного тела, воспринимаются так же, как ювелирные украшения, яркий макияж, парфюмерный запах.
ТЕМА 3.4 ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО
Цели и задачи изучения темы:
1.Изучить личность больного и деонтологическая тактика врача.
2. Варианты отношения к болезни.
3. Этапы переживания болезни пациентом
Образовательные результаты освоения темы
Индекс компетенции | Образовательный результат |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК.3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность |
ОК6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК. 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Дайте определение понятию «внутренняя картина болезни» (ВКБ).
2. Укажите уровни переживания болезни.
3. Назовите психологически значимые параметры, по которым человек оценивает свою болезнь.
4. Назовите факторы, влияющие на ВКБ.
5. Объясните влияние болевого синдрома на ВКБ.
6. Назовите и охарактеризуйте типы реакций личности на болезнь.
7. Дайте определение понятию «эгротогения»; назовите психологические особенности этого явления.
8. Охарактеризуйте влияние медицинских работников на формирование ВКБ.
3.4.1. Личность больного и деонтологическая тактика врача.
Психологическое и соматическое состояние человека, существовавшее до болезни, называется преморбидным (от лат. morbi - болезнь, заболевание, недомогание). В связи с этим совокупность личностных особенностей, существовавших до начала заболевания человека, называется преморбидной личностью.
Психологическим аспектам соматического заболевания издавна придавалось большое значение классиками как зарубежной, так и отечественной медицины. Немецкий врач А. Гольдшейдер (1926) впервые дал научное описание ощущений, переживаний и представлений пациента о своей болезни, назвав их аутопластической картиной заболевания.
В отечественной медицине психологические особенности больного начали исследоваться начиная с 50-х годов XX в. В 1944 г. вышла монография выдающегося отечественного ученого, врача Р.А. Лурия «Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания», положившая начало всестороннему рассмотрению субъективного отражения болезни в психике человека. Р.А. Лурия ввел в науку понятие «внутренняя картина болезни».
3.4.2. Внутренняя картина болезни
В настоящее время понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ) обозначает субъективное отношение больного к своему заболеванию, складывающееся из болезненных ощущений и внешних проявлений болезни, оценки механизмов их возникновения, тяжести и значения для будущего, а также типы реагирования на болезнь.
ВКБ охватывает весь объем переживаний больного, связанных с его болезнью. Сюда входят представления о значении для него первых, ранних проявлений болезни, особенностей изменения самочувствия в ходе развития заболевания, представление о возможных последствиях болезни для себя, семьи, дальнейшей продуктивной профессиональной деятельности, представление об отношении к нему в период болезни членов семьи, коллег и друзей, медицинских работников. ВКБ включает в себя интеллектуальную интерпретацию диагноза заболевания, когнитивную оценку его тяжести и прогноза и созданного на этой основе комплексного эмоционального отношения и типа поведения. Таким образом, ВКБ является комплексом переживаний и представлений больного, связанных с заболеванием (ощущения, восприятие, эмоции, общее самочувствие, знания, представления и т.д.), и соответствующего типа поведения.
Содержание ВКБ определенным образом упорядочено, имеет свою структуру и структурные компоненты. В.В. Николаева в структуре ВКБ выделяет 4 уровня, на которых отражается болезнь в психике человека: