Файл: Конфликтные ситуации в группе и психологические методы их профилактики и регулирования.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1169
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Анализ теоретического материала исследуемой темы.
К недостаткам можно отнести отсутствие явной стадии разрешения конфликта как процесса.
Еще одно определение конфликта.
Объединив все вышесказанное, можно дать синтезированное определение конфликта:
Основные этапы развития конфликта:
1) важности проблемы (тогда избегание похоже на «страусиное» поведение);
3) когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.
Считается, что результат конфликта при таком методе управления вмещается в схему «выигрыш-проигрыш».
3. Метод уступок и приспособления.
Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.
Данный метод используется в случаях разрешения конфликтов:
Причины выбора данного метода:
Негативные последствия метода:
Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.
Данный метод разрешения конфликта используется:
В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов.
Метод компромисса применяется в случаях:
Ограничения для применения метода компромисса:
Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.
Соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.
Специфические действия конфликтующих сторон:
Методика решения конфликта через решение проблемы заключается в следующем:
Стремление одной стороны навязать другой свое решение.
Применяется в следующих ситуациях:
Слабая сторона – работа с одним заказчиком.
В ООО «ПИЦЦБУРГ» отсутствует материальное стимулирование работников.
Для этого нужно чаще хвалить работников за хорошую работу, объявлять благодарности, повышать премии.
1. Стратегия предотвращения конфликта:
2. Стратегия подавления конфликта.
Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:
Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
Конфликт – осознанное столкновение, противоборство людей или групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей или групп.
а) конфликт определяется через столкновение и противоборство;
б) четко не определена конечная цель участников конфликта.
Объединив все вышесказанное, можно дать синтезированное определение конфликта:
Конфликт – это различные виды противодействия, противоборства личностей или групп, по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
Самая простая и обывательская интерпретация слова «конфликт» неизменно вызывает появление негативных эмоций, ведь почти у каждого человека есть опыт конфликтных ситуаций, как в семье, так и на работе.
Разборки и ссоры, сплетни и досужие разговоры, выяснение отношений и истерики – все эти проявления почему-то однозначно связывают с понятием конфликта, однако, кто скажет, что вне конфликтов подобных явлений не существует.
Если же понимать конфликт в более широком значении, то становится ясно, что именно «конфликт интересов» лежит в основе всякого движения, а, значит, и развития в целом.
Конфликт – основа движения. Здесь скорее надо говорить о борьбе интересов отдельных персон или группировок, и далеко не всегда, подобная борьба приводит к негативу в отношении всего коллектива. Что же касается конкретных людей, то это как в поговорке «Всем мил не будешь» или «Что плохо Васе, то хорошо Пете, и наоборот». Если конфликт касается человеческих отношений, то выводы и действия следует тщательно обдумывать, но и в этом случае, не бывает такого, чтобы руководитель смог принятым решением «угодить» всем членам коллектива. Может поэтому отношение части руководителей организаций к конфликтам сугубо отрицательное, ведь именно за ними стоит власть, а следовательно и разрешение конфликтов. Неумение вовремя вмешаться и перенаправить ситуацию в конструктивное русло для получения максимума полезного для развития организации вызывает боязнь конфликтов у руководителей.
Полезен или вреден будет конкретный конфликт для организации, зависит целиком и полностью от руководителя, от его умения не «зависать» на внешней стороне конфликта и сосредоточиться на содержательной стороне ситуации, не дать конфликту выйти из-под контроля.
Основные этапы развития конфликта:
1. Возникновение причины разногласий. Конфликт в виде спора между заинтересованными участниками. Выяснение позиций.
2. Непосредственное столкновение интересов, активная конфронтация, привлечение доказательств, аргументов, но основная причина конфликта уже может быть отодвинута на второй план.
3. Расширение конфликта за счет привлечения сторонников, в том числе, используются дружеские связи, вспоминаются прежние оказанные услуги. У конфликта появляются арбитры и болельщики.
4. Всеобщий конфликт или заключительный этап, после которого уже никого не интересует причина конфликта, и понять ее уже невозможно.
1.2. Классификация конфликтов.
В зависимости от того, кто выступает в качестве оппонента (наше внутреннее «я», другой человек, группа), различают пять типов конфликтов:
1.Внутриличностный конфликт;
2. Межличностный конфликт;
3. Межгрупповой;
4. Между личностью и группой;
5. Социальный конфликт.
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства.
Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы.
Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе.
Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать.
Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Межгрупповые конфликты сопровождаются:
- Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.
- Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно чужая группа ответственна за негативные события.
Социальный конфликт — это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.
Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента:
-во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия;
-во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов;
-в-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга. Социальный конфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.