Файл: Конфликтные ситуации в группе и психологические методы их профилактики и регулирования.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1180
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Анализ теоретического материала исследуемой темы.
К недостаткам можно отнести отсутствие явной стадии разрешения конфликта как процесса.
Еще одно определение конфликта.
Объединив все вышесказанное, можно дать синтезированное определение конфликта:
Основные этапы развития конфликта:
1) важности проблемы (тогда избегание похоже на «страусиное» поведение);
3) когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.
Считается, что результат конфликта при таком методе управления вмещается в схему «выигрыш-проигрыш».
3. Метод уступок и приспособления.
Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.
Данный метод используется в случаях разрешения конфликтов:
Причины выбора данного метода:
Негативные последствия метода:
Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.
Данный метод разрешения конфликта используется:
В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов.
Метод компромисса применяется в случаях:
Ограничения для применения метода компромисса:
Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.
Соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.
Специфические действия конфликтующих сторон:
Методика решения конфликта через решение проблемы заключается в следующем:
Стремление одной стороны навязать другой свое решение.
Применяется в следующих ситуациях:
Слабая сторона – работа с одним заказчиком.
В ООО «ПИЦЦБУРГ» отсутствует материальное стимулирование работников.
Для этого нужно чаще хвалить работников за хорошую работу, объявлять благодарности, повышать премии.
1. Стратегия предотвращения конфликта:
2. Стратегия подавления конфликта.
Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:
Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
Исход метода зависит от опыта и способностей противоположной стороны и может колебаться от варианта «проигрыш-проигрыш» до варианта «выигрыш-выигрыш».
Негативные последствия метода:
1) скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям;
2) акты саботажа;
3) распространение среди работников негативных настроений по отношению к руководству;
4) возможность возникновения сильного социального конфликта на почве скрытности.
6. Метод «быстрого решения».
Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.
Данный метод разрешения конфликта используется:
- при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств;
- когда одна из сторон в конфликте меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой «объективной» информации;
- когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений;
- когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений;
- при расчете, что быстрое решение резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.
Наиболее вероятный результат применения метода: ближе к модели «выигрыш- выигрыш», но для этого необходимо взаимное согласие сторон.
Его преимущества: быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса.
7. Метод компромисса.
Компромисс — вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем.
В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов.
Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.
Метод компромисса применяется в случаях:
а) когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости;
б) когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
в) достижения временных соглашений по комплексным проблемам;
г) достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени;
д) выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;
е) когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: «дай-возьми»;
ж) если обе стороны имеют достаточно времени;
и) нежелательности исхода «выигрыш-проигрыш».
Технология метода:
1) переговоры;
2) каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу;
3) поиск приемлемых решений.
Ограничения для применения метода компромисса:
- нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения);
- принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным;
- в случае оспаривания участниками принятых обязательств.
Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.
8. Метод сотрудничества.
Соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.
Применяется в случаях:
а) выработки интегративного решения, когда «корзины» проблем обеих сторон слишком важны для принятия только компромисса;
б) когда одна из сторон нуждается в выявлении своих объективных целей в конфликте;
в) выявления позиций социальной группы, придерживающейся другой линии в перспективе;
г) выработки соглашения на основе принципа консенсуса;
д)соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон и умения использовать процесс сотрудничества.
Специфические действия конфликтующих сторон:
1) ориентация на разрешение проблемы;
2) акцент не на различия, а на разделяемые обеими сторонами идеи и информацию;
3) выявление ситуаций, когда обе стороны должны выиграть;
4) подход к конфликту как к вызову.
Методика решения конфликта через решение проблемы заключается в следующем:
- определите проблему в категориях целей, а не решений;
- когда проблема определена, определите решения, приемлемые для обеих сторон;
- сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
- создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;
- во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, сводя к минимуму проявления гнева и угроз.
Ограничения в применении метода: необязательность сторон, неблагоприятные временные условия. Результат применения метода: «выигрыш-выигрыш» для обеих сторон.
9. Метод силы.
Стремление одной стороны навязать другой свое решение.
Применяется в следующих ситуациях:
а) когда необходимо быстрое, решительное действие, иногда даже в условиях чрезвычайных обстоятельств;
б) в случае жесткой необходимости введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты);
в) в жизненно важных для организации ситуациях, когда сильная сторона осознает свою правоту;
Вероятные модели поведения:
- навязывание стратегий типа «выигрыш-проигрыш»;
- использование конкуренции;
- использование власти путем принуждения;