Файл: Учебная программа физическая культура для всех специальностей и направлений высших учебных заведений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИУПРАЖНЕНИЯМИ
Основными видами диагностики являются: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль. Цель которой - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.Задачи диагностики в физическом воспитании:
1.Систематический врачебно-педагогический контроль физического и функционального состояния студентов, занимающихся физической культурой и спортом.
2. Оценка эффективности применяемых средств и методов физического воспитания, с целью его коррекции.
-
Определение степени соответствия морфофункциональных показателей уровню развития двигательных способностей и физической подготовленности. -
Прогнозирование оптимальных физических нагрузок и физкультурно-оздоровительных программ на основании результатовтестирования индивидуального физического и функционального состояния студента.
Оценка физического и функционального состояния проводится на основании метода индексов и функциональных проб (приложение2).
-
. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГОУЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
(% от общего объема часов на курсе)
Содержание | Курсы | |
I | II | |
Общая физическая подготовка (развитие физических качеств) | 30 | 25 |
Специально-подготовительные упражнения | 10 | 10 |
Корригирующая гимнастика (применительно к имеющимся заболеваниям) | 15 | 10 |
Виды спорта (аэробика, гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание) | 20 | 20 |
Подвижные игры и эстафеты | 10 | 10 |
Профессионально-прикладная физическая подготовка | | 5 |
Современные оздоровительные системы | 10 | 15 |
Контроль в процессе занятий физическими упражнениями | 5 | 5 |
Итого | 100 | 100 |
Практические занятия с группами подготовительного отделения проводятся на основе средств и методов, предусмотренных для групп основного учебного отделения с учетом уровня физического состояния и здоровья студентов.
В содержание учебного материала включена корригирующая гимнастика применительно к имеющимся заболеваниям: упражнения, используемые для исправления различных деформаций позвоночника, грудной клетки, стоп; движения локального воздействия, выполняемые из заданного исходного положения при условии сочетания силового напряжения с растягиванием.
4.3.ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
СПЕЦИАЛЬНОГОУЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
(% от общего объема часов на курсе)
Содержание | Курсы | |
I | II | |
Общеразвивающие упражнения | 20 | 15 |
Специальные упражнения | 20 | 15 |
Гимнастика (дыхательная, релаксационная, ритмическая), аэробика | 15 | 15 |
Корригирующая гимнастика (применительно к имеющимся заболеваниям) | 10 | 15 |
Современные оздоровительные системы | 15 | 15 |
Элементы различных видов спорта (спортивные и подвижные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плаваниеи др.) | 15 | 15 |
Профессионально-прикладная физическая подготовка | | 5 |
Массаж и самомассаж (применение массажа и самомассажа при различных заболеваниях) | 2 | 2 |
Контроль в процессе занятий физическими упражнениями | 3 | 3 |
Итого: | 100 | 100 |
Учебные занятия по физической культуре со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальному учебному отделению, должны рассматриваться как основная часть единой системы физического воспитания.
Основные задачи учебных занятий в специальном учебном отделении:
-
ликвидация остаточных явлений после заболеваний; -
устранение функциональных отклонений в состоянии здоровьяи физическом развитии; -
восстановление и укрепление здоровья по мере закаливания иукрепления организма; -
повышение физической работоспособности студентов; -
приобретение студентами необходимых профессионально-прикладных умений и навыков для избранной профессии.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметами и без предметов. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении (одиночные, парные, групповые). Упражнения на гимнастической лестнице, скамейке. Упражнения на растягивание, расслабление, с изменением исходного положения, в сочетании с активными и пассивными движениями. В комплексы ОРУ постепенно включаются более сложные по координации упражнения, увеличивается количество их повторений и интенсивность выполнения. Упражнения с отягощением (набивные мячи массой 1 кг для женщин и 2 кг для мужчин, гантели массой 1 кг для женщин и 2 кг для мужчин, амортизаторы, тренажеры).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Специальные упражнения направлены на дальнейшую коррекцию осанки, формирование компенсаций и нормализацию функций организма (упражнения в равновесии, статические, релаксационные, идеомоторные, дыхательные). Дыхательные и релаксационные упражнения.
СОВРЕМЕННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Дыхательная гимнастика. Применяется при астенических состояниях, вегетососудистой дистонии, болезнях желудочно-кишечного тракта, физическом и умственном переутомлении, снятии стресса.
Релаксационная гимнастика. Проводится в сочетании физических упражнений для всех мышечных группс расслаблением. Рекомендуется релаксация двух видов: частичная, как средство профилактики переутомления; а полная предусматривает не толькомышечное расслабление, но и снятие стресса, психическое расслабление, успокоение и отдых центральной и периферической нервной
системы. Релаксацию можно выполнять в положении сидя и лежа.
Ритмическая гимнастика. Общеразвивающиеупражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, выполняемые под музыку, а также упражнения: на осанку; на равновесие; с гимнастическими палками; с резиновыми и набивными мячами; в исходном положении: сидя; лежа: на боку, спине, животе; из положения седа на пятках. Ритмическую гимнастику целесообразно включать во все формы оздоровительной физической культуры.
Аэробика. Система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и т. п.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Корригирующая гимнастика(применительно к имеющимся заболеваниям). Специальные комплексы упражнений лечебной физической культуры, выполняемые как в рамках учебного занятия, так и самостоятельно. Специальные корригирующие упражнения. Гимнастические упражнения на координацию. Упражнения в равновесии (перемещения в различных плоскостях вестибулярного анализатора, изменение величины площади опоры, перемещение высоты общего центра тяжести по отношению к опоре).
Корригирующие упражнения общей оздоровительной направленности: гимнастика для глаз, на осанку, для позвоночника, суставов и др.
Оздоровительный фитнесс. Упражнения низкой интенсивности, для выполнения которых необходимо менее 50 % функционального резерва. Рекомендуются для неподготовленных студентов, за исключением больных или крайне слабых. Физические упражнения низкой интенсивности рекомендуются как общеоздоровительные.
Физический фитнесс (базовый) направлен на достижение и поддержание физического состояния, снижение риска появления заболеваний. Для данного вида характерны регулярные нагрузки средней интенсивности.
Шейпинг. При занятиях шейпингом интенсивность физических упражнений дозируется строго индивидуально, так как только в этом случае она дает наибольший эффект.
Калланетика. Программа упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активизацию глубоко расположенных мышечных групп. При выполнении
упражнений необходимо избегать резких движений, чрезмерного напряжения. Используются в основном изгибы, наклоны, прогибы, поднимание ног и туловища в положении лежа, полушпагаты, качание с акцентом на растягивание мышц.
Терренкур. Дозированная ходьба на местности с разным углом наклона и выбранным темпом движения. Темп движения определяется количеством шагов в минуту.
ЭЛЕМЕНТЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА
Спортивные и подвижные игры. Обучение элементам техники спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола, бадминтона, настольного тенниса. Общие и специальные упражнения игрока. Основные приемы овладения и управления мячом, тренировка в парах, тройках. Игры в не равночисленных составах.
Подвижные игрыс предметами и без них, с простейшими способами передвижения, не требующие проявления максимальных усилий и сложно координационных действий.
Легкая атлетика. Ходьба и ее разновидности, сочетание ходьбы с упражнениями на дыхание, расслабление, с изменением времени прохождения дистанции. Бег и его разновидности. Прыжки: на одной и двух ногах, прыжки в глубину с подскоком, с передвижением вперед, в длину с места, со скакалкой, с поворотом кругом.
Специально-беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, «захлестыванием» голени, семенящий бег и их чередование. Метание теннисного мяча.
Лыжный спорт. Выполнение строевых команд на лыжах, передвижение с лыжами и на лыжах различными способами на учебной площадке и на учебной лыжне. Преодоление подъемов и спусков, торможение и повороты на месте и в движении.
Техника передвижения на лыжах по пересеченной местности. Прохождение дистанции в медленном и среднем темпах на время. Эстафеты на лыжах. Оценка техники выполнения поворотов, торможения, подъемов и спусков. Изучение техники различных шагов.
Плавание. Подготовительные упражнения для освоения с водой. Общеразвивающие и специальные упражнения пловца. Освоение техники основных способов плавания (брасс, кроль). Формирование навыков поведения на воде. Удержание на воде в экстремальных ситуациях, погружение, всплытие, приемы оказания помощи и способыповедения при спасении утопающих. Приемы преодоления водных