Файл: Учебная программа физическая культура для всех специальностей и направлений высших учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИУПРАЖНЕНИЯМИ

Основными видами диагностики являются: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самокон­троль. Цель которой - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.Задачи диагностики в физическом воспитании:

1.Систематический врачебно-педагогический контроль физиче­ского и функционального состояния студентов, занимающихся фи­зической культурой и спортом.

2. Оценка эффективности применяемых средств и методов физи­ческого воспитания, с целью его коррекции.

  1. Определение степени соответствия морфофункциональных показателей уровню развития двигательных способностей и физиче­ской подготовленности.

  2. Прогнозирование оптимальных физических нагрузок и физкультурно-оздоровительных программ на основании результатовтестирования индивидуального физического и функционального состояния студента.

Оценка физического и функционального состояния проводится на основании метода индексов и функциональных проб (приложение2).

    1. . ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГОУЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
(% от общего объема часов на курсе)

Содержание



Курсы

I

II

Общая физическая подготовка (развитие физических качеств)

30

25

Специально-подготовительные упражнения

10

10

Корригирующая гимнастика (применительно к имеющимся заболеваниям)

15

10

Виды спорта (аэробика, гимна­стика, атлетическая гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание)

20

20

Подвижные игры и эстафеты

10

10

Профессионально-прикладная физическая подготовка




5

Современные оздоровительные системы

10

15

Контроль в процессе занятий физическими упражнениями

5

5

Итого

100

100



Практические занятия с группами подготовительного отделе­ния проводятся на основе средств и методов, предусмотренных для групп основного учебного отделения с учетом уровня физического состояния и здоровья студентов.

В содержание учебного материала включена корригирующая гимнастика применительно к имеющимся заболеваниям: упражне­ния, используемые для исправления различных деформаций позво­ночника, грудной клетки, стоп; движения локального воздействия, выполняемые из заданного исходного положения при условии соче­тания силового напряжения с растягиванием.
4.3.ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

СПЕЦИАЛЬНОГОУЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
(% от общего объема часов на курсе)

Содержание


Курсы

I

II

Общеразвивающие упражнения

20

15

Специальные упражнения

20

15

Гимнастика (дыхательная, релаксаци­онная, ритмическая), аэробика

15

15

Корригирующая гимнастика (примени­тельно к имеющимся заболеваниям)

10

15

Современные оздоровительные системы

15

15

Элементы различных видов спорта (спортивные и подвижные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плаваниеи др.)

15

15

Профессионально-прикладная физическая подготовка




5

Массаж и самомассаж (применение массажа и самомассажа при различных заболеваниях)

2

2

Контроль в процессе занятий физическими упражнениями

3

3

Итого:

100

100



Учебные занятия по физической культуре со студентами, отне­сенными по состоянию здоровья к специальному учебному отделе­нию, должны рассматриваться как основная часть единой системы физического воспитания.

Основные задачи учебных занятий в специальном учебном отде­лении:

  • ликвидация остаточных явлений после заболеваний;

  • устранение функциональных отклонений в состоянии здоровьяи физическом развитии;

  • восстановление и укрепление здоровья по мере закаливания иукрепления организма;

  • повышение физической работоспособности студентов;

  • приобретение студентами необходимых профессионально-прикладных умений и навыков для избранной профессии.


ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметами и без предметов. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении (одиночные, парные, групповые). Упражнения на гимнастической лестнице, скамейке. Упражнения на растягивание, расслабление, с изменением исходного положения, в сочетании с активными и пас­сивными движениями. В комплексы ОРУ постепенно включаются более сложные по координации упражнения, увеличивается коли­чество их повторений и интенсивность выполнения. Упражнения с отягощением (набивные мячи массой 1 кг для женщин и 2 кг для мужчин, гантели массой 1 кг для женщин и 2 кг для мужчин, амортизаторы, тренажеры).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Специальные упражнения направлены на дальнейшую коррек­цию осанки, формирование компенсаций и нормализацию функций организма (упражнения в равновесии, статические, релаксацион­ные, идеомоторные, дыхательные). Дыхательные и релаксационные упражнения.
СОВРЕМЕННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Дыхательная гимнастика. Применяется при астенических состо­яниях, вегетососудистой дистонии, болезнях желудочно-кишечного тракта, физическом и умственном переутомлении, снятии стресса.

Релаксационная гимнастика. Проводится в сочетании физиче­ских упражнений для всех мышечных группс расслаблением. Ре­комендуется релаксация двух видов: частичная, как средство про­филактики переутомления; а полная предусматривает не толькомышечное расслабление, но и снятие стресса, психическое рассла­бление, успокоение и отдых центральной и периферической нервной
системы. Релаксацию можно выполнять в положении сидя и лежа.

Ритмическая гимнастика. Общеразвивающиеупражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, выполняемые под музыку, а так­же упражнения: на осанку; на равновесие; с гимнастическими пал­ками; с резиновыми и набивными мячами; в исходном положении: сидя; лежа: на боку, спине, животе; из положения седа на пятках. Ритмическую гимнастику целесообразно включать во все формы оздоровительной физической культуры.

Аэробика. Система упражнений в циклических видах спорта, свя­занных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и т. п.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Корригирующая гимнастика(применительно к имеющимся заболеваниям). Специальные комплексы упражнений лечебной физической куль­туры, выполняемые как в рамках учебного занятия, так и самостоя­тельно. Специальные корригирующие упражнения. Гимнастические упражнения на координацию. Упражнения в равновесии (перемеще­ния в различных плоскостях вестибулярного анализатора, изменение величины площади опоры, перемещение высоты общего центра тя­жести по отношению к опоре).

Корригирующие упражнения общей оздоровительной направлен­ности: гимнастика для глаз, на осанку, для позвоночника, суставов и др.

Оздоровительный фитнесс. Упражнения низкой интенсивно­сти, для выполнения которых необходимо менее 50 % функциональ­ного резерва. Рекомендуются для неподготовленных студентов, за исключением больных или крайне слабых. Физические упражнения низкой интенсивности рекомендуются как общеоздоровительные.

Физический фитнесс (базовый) направлен на достижение и под­держание физического состояния, снижение риска появления забо­леваний. Для данного вида характерны регулярные нагрузки средней интенсивности.

Шейпинг. При занятиях шейпингом интенсивность физических упражнений дозируется строго индивидуально, так как только в этом случае она дает наибольший эффект.

Калланетика. Программа упражнений для женщин, выполняе­мых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активи­зацию глубоко расположенных мышечных групп. При выполнении
упражнений необходимо избегать резких движений, чрезмерного напряжения. Используются в основном изгибы, наклоны, прогибы, поднимание ног и туловища в положении лежа, полушпагаты, кача­ние с акцентом на растягивание мышц.

Терренкур. Дозированная ходьба на местности с разным углом наклона и выбранным темпом движения. Темп движения определяется количеством шагов в минуту.
ЭЛЕМЕНТЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Спортивные и подвижные игры. Обучение элементам техники спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола, бадминтона, настольного тен­ниса. Общие и специальные упражнения игрока. Основные приемы овладения и управления мячом, тренировка в парах, тройках. Игры в не равночисленных составах.

Подвижные игрыс предметами и без них, с простейшими способами передвижения, не требующие проявления максимальных усилий и сложно координационных действий.

Легкая атлетика. Ходьба и ее разновидности, сочетание ходь­бы с упражнениями на дыхание, расслабление, с изменением вре­мени прохождения дистанции. Бег и его разновидности. Прыжки: на одной и двух ногах, прыжки в глубину с подскоком, с передвижени­ем вперед, в длину с места, со скакалкой, с поворотом кругом.

Специально-беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, «захлестыванием» голени, семенящий бег и их чередование. Метание теннисного мяча.

Лыжный спорт. Выполнение строевых команд на лыжах, пере­движение с лыжами и на лыжах различными способами на учебной площадке и на учебной лыжне. Преодоление подъемов и спусков, торможение и повороты на месте и в движении.

Техника передвижения на лыжах по пересеченной местности. Прохождение дистанции в медленном и среднем темпах на время. Эстафеты на лыжах. Оценка техники выполнения поворотов, тормо­жения, подъемов и спусков. Изучение техники различных шагов.

Плавание. Подготовительные упражнения для освоения с водой. Общеразвивающие и специальные упражнения пловца. Освоение техники основных способов плавания (брасс, кроль). Формирование навыков поведения на воде. Удержание на воде в экстремальных си­туациях, погружение, всплытие, приемы оказания помощи и способыповедения при спасении утопающих. Приемы преодоления водных