Файл: Учебная программа физическая культура для всех специальностей и направлений высших учебных заведений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
преград. Освоение элементов в избранном виде плавания, в оздоровительном режиме. Прыжки в воду с бортика, трамплина, вышки. Согласованность в работе рук, ног и дыхания. Обучение технике поворотов. Прикладное плавание. Ныряние. Приемы спасания тонущего.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
Требования к специальной физической подготовленности в сфере профессионального труда. Общие и специальные задачи ППФП. Личностные и профессионально-значимые качества, характерные для избранной профессии. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры (согласно избранной специальности). Формирование профессионально-прикладных двигательных навыков, физических и психологических качеств. Саморегуляция и самовоспитание эмоциональных состояний и волевых качеств. Способы оценки ППФП студентов (нормативы и тесты по ППФП). Методика овладения средствами профессионально-прикладной физической подготовки. Общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения.
МАССАЖ И САМОМАССАЖ
Влияние массажа на различные системы организма. Принципы применения массажных приемов. Показания и противопоказания к применению массажа.
Техника выполнения массажных приемов. Техника поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Сегментарно-рефлекторный массаж. Аппаратный массаж. Массаж в сочетании с движениями. Показания и противопоказания к применению массажа.
Особенности применения массажа при различных заболеваниях: сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системах, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, гинекологических заболеваниях, умственном и физическом утомлении.
Методика проведения массажных приемов: поглаживания, растирания, разминания ивибрации. Порядок проведения самомассажа. Самомассаж для женщин, мужчин.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ГРУПП
ЛЕЧЕБНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(% от общего объема часов на курсе)
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметами и без предметов. Общеразвивающие упражнения (одиночные, групповые). Упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастических ковриках. Упражнения на растягивание, расслабление, с изменением исходного положения, в сочетании с активными и пассивными движениями. В комплексы ОРУ постепенно включаются более сложные по координации упражнения, увеличивается количество их повторений и интенсивность выполнения. Все комплексы общеразвивающих упражнений подбираются по принципу рассеянной мышечной нагрузки.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА
(ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИМЕЮЩИМСЯ ЗАБОЛЕВАНИЯМ)
Специальные комплексы упражнений лечебной физической культуры. Специальные корригирующие упражнения. Гимнастические упражнения на координацию. Упражнения в равновесии (перемещения в различных плоскостях вестибулярного анализатора, изменение величины площади опоры, перемещение высоты общего центра тяжести по отношению к опоре).
Корригирующие упражнения общей оздоровительной направленности: гимнастика для глаз, на осанку, для позвоночника, суставов и др.
ГИМНАСТИКА
Дыхательная гимнастика. Применяется при астенических состояниях, вегетососудистой дистонии, болезнях желудочно-кишечного тракта, физическом и умственном переутомлении, снятии стресса.
Специальные дыхательные упражнения
Релаксационная гимнастика.Проводится в сочетании физических упражнений для всех мышечных группс расслаблением. Рекомендуется релаксация двух видов: частичная, как средство профилактики переутомления; а полная предусматривает не только мышечное расслабление, но и снятие стресса, психическое расслабление, успокоение и отдых центральной и периферической нервной системы. Релаксацию можно выполнять в положении сидя и лежа.
СОВРЕМЕННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Система дыхания по А. Стрельниковой, К. Бутейко, К. Динейки и др.
Система коррекции зрения по методике В.Ф.Базарного, комплекс специальных упражнений «Улучшение зрения без очков» У. Г. Бейтса.
Специальные упражнения по методике С. Бубновского.
Терренкур. Дозированная ходьба на местности с разным углом наклона и выбранным темпом движения. Темп движения определяется количеством шагов в минуту.
КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙФИЗИЧЕСКИМИУПРАЖНЕНИЯМИ
Врачебно-педагогический контроль. Врачебный контроль, осуществляемый врачом с целью определения заболевания (степени его тяжести, особенностей протекания и др.), функционального состояния и физического развития студентов.
Педагогический контроль над уровнем физической подготовленности и функциональным состоянием студентов специального учебного отделения в процессе их учебы в вузе. Тестирование с помощью
контрольных упражнений, оценивающих уровень развития общей и силовой выносливости, гибкости. Применение функциональных проб, оценивающих уровень функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем. Гигиенические требования при проведении занятий физическими упражнениями.
Самоконтроль в занятиях физическим воспитанием. Самоконтроль как одна из форм наблюдения за состоянием здоровья. Простейшие методы самонаблюдения за результатами занятий физическими упражнениями. Ведение дневника самоконтроля и его значение в процессе наблюдения за состоянием здоровья студентов. Объективные и субъективные показатели самоконтроля.
Тесты для определения уровня физического и функционального состояния организма (приложение2, 3).
Показания и противопоказания к применению физическихупражнений в специальных медицинских группах А, Б и В (приложение 4).
4.4 ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ СПОРТИВНОГО
УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Тематика практических и методических занятий для групп спортивного учебного отделения разрабатывается с учетом специфики видов спорта. При составлении учебных программ необходимо учитывать технологию планирования (периодизации спортивной тренировки). Учебно-тренировочный процесс в спортивном отделении осуществляется, как правило, вне сетки часов с учетом учебной нагрузки студентов, наличия их свободного времени, материально-технической базы вуза для занятий спортом, социально-бытовых условий и т. д.
Соревновательная деятельность студентов и подготовка к ней планируются в соответствии с календарным планом спортивного клуба вуза.
Приложение 1
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Знания, умения и навыки студентов оцениваются по следующей многобальной системе:
Приложение 2
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
ОСНОВНОЕ УЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ(осенний семестр)
Мужчины
НОРМАТИВЫ
ПРЕЗИДЕНТСКИХ ТЕСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
(весенний семестр)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
Требования к специальной физической подготовленности в сфере профессионального труда. Общие и специальные задачи ППФП. Личностные и профессионально-значимые качества, характерные для избранной профессии. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры (согласно избранной специальности). Формирование профессионально-прикладных двигательных навыков, физических и психологических качеств. Саморегуляция и самовоспитание эмоциональных состояний и волевых качеств. Способы оценки ППФП студентов (нормативы и тесты по ППФП). Методика овладения средствами профессионально-прикладной физической подготовки. Общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения.
МАССАЖ И САМОМАССАЖ
Влияние массажа на различные системы организма. Принципы применения массажных приемов. Показания и противопоказания к применению массажа.
Техника выполнения массажных приемов. Техника поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Сегментарно-рефлекторный массаж. Аппаратный массаж. Массаж в сочетании с движениями. Показания и противопоказания к применению массажа.
Особенности применения массажа при различных заболеваниях: сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системах, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, гинекологических заболеваниях, умственном и физическом утомлении.
Методика проведения массажных приемов: поглаживания, растирания, разминания ивибрации. Порядок проведения самомассажа. Самомассаж для женщин, мужчин.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ГРУПП
ЛЕЧЕБНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(% от общего объема часов на курсе)
Содержание | Курсы | |
I | II | |
Общеразвивающие упражнения | 25 | 15 |
Гимнастика (дыхательная, релаксационная) | 15 | 15 |
Корригирующая гимнастика (применительно к имеющимся заболеваниям) | 30 | 40 |
Современные оздоровительные системы | 25 | 25 |
Контроль в процессе занятий физическими упражнениями | 5 | 5 |
Итого: | 100 | 100 |
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметами и без предметов. Общеразвивающие упражнения (одиночные, групповые). Упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастических ковриках. Упражнения на растягивание, расслабление, с изменением исходного положения, в сочетании с активными и пассивными движениями. В комплексы ОРУ постепенно включаются более сложные по координации упражнения, увеличивается количество их повторений и интенсивность выполнения. Все комплексы общеразвивающих упражнений подбираются по принципу рассеянной мышечной нагрузки.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА
(ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИМЕЮЩИМСЯ ЗАБОЛЕВАНИЯМ)
Специальные комплексы упражнений лечебной физической культуры. Специальные корригирующие упражнения. Гимнастические упражнения на координацию. Упражнения в равновесии (перемещения в различных плоскостях вестибулярного анализатора, изменение величины площади опоры, перемещение высоты общего центра тяжести по отношению к опоре).
Корригирующие упражнения общей оздоровительной направленности: гимнастика для глаз, на осанку, для позвоночника, суставов и др.
ГИМНАСТИКА
Дыхательная гимнастика. Применяется при астенических состояниях, вегетососудистой дистонии, болезнях желудочно-кишечного тракта, физическом и умственном переутомлении, снятии стресса.
Специальные дыхательные упражнения
Релаксационная гимнастика.Проводится в сочетании физических упражнений для всех мышечных группс расслаблением. Рекомендуется релаксация двух видов: частичная, как средство профилактики переутомления; а полная предусматривает не только мышечное расслабление, но и снятие стресса, психическое расслабление, успокоение и отдых центральной и периферической нервной системы. Релаксацию можно выполнять в положении сидя и лежа.
СОВРЕМЕННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Система дыхания по А. Стрельниковой, К. Бутейко, К. Динейки и др.
Система коррекции зрения по методике В.Ф.Базарного, комплекс специальных упражнений «Улучшение зрения без очков» У. Г. Бейтса.
Специальные упражнения по методике С. Бубновского.
Терренкур. Дозированная ходьба на местности с разным углом наклона и выбранным темпом движения. Темп движения определяется количеством шагов в минуту.
КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙФИЗИЧЕСКИМИУПРАЖНЕНИЯМИ
Врачебно-педагогический контроль. Врачебный контроль, осуществляемый врачом с целью определения заболевания (степени его тяжести, особенностей протекания и др.), функционального состояния и физического развития студентов.
Педагогический контроль над уровнем физической подготовленности и функциональным состоянием студентов специального учебного отделения в процессе их учебы в вузе. Тестирование с помощью
контрольных упражнений, оценивающих уровень развития общей и силовой выносливости, гибкости. Применение функциональных проб, оценивающих уровень функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем. Гигиенические требования при проведении занятий физическими упражнениями.
Самоконтроль в занятиях физическим воспитанием. Самоконтроль как одна из форм наблюдения за состоянием здоровья. Простейшие методы самонаблюдения за результатами занятий физическими упражнениями. Ведение дневника самоконтроля и его значение в процессе наблюдения за состоянием здоровья студентов. Объективные и субъективные показатели самоконтроля.
Тесты для определения уровня физического и функционального состояния организма (приложение2, 3).
Показания и противопоказания к применению физическихупражнений в специальных медицинских группах А, Б и В (приложение 4).
4.4 ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ СПОРТИВНОГО
УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Тематика практических и методических занятий для групп спортивного учебного отделения разрабатывается с учетом специфики видов спорта. При составлении учебных программ необходимо учитывать технологию планирования (периодизации спортивной тренировки). Учебно-тренировочный процесс в спортивном отделении осуществляется, как правило, вне сетки часов с учетом учебной нагрузки студентов, наличия их свободного времени, материально-технической базы вуза для занятий спортом, социально-бытовых условий и т. д.
Соревновательная деятельность студентов и подготовка к ней планируются в соответствии с календарным планом спортивного клуба вуза.
Приложение 1
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Знания, умения и навыки студентов оцениваются по следующей многобальной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | %-ное содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D- | 1,0 | 50-54 | |
F | 0 | 0-49 | Неудовлетворительно |
I (Incomplete) | - | - | «Дисциплина не завершена» (не учитывается при вычислении GPA) |
P (Pass) | - | - | «Зачтено» (не учитывается при вычислении GPA) |
NP (No Рass) | - | - | «Не зачтено» (не учитывается при вычислении GPA) |
W (Withdrawal) | - | - | «Отказ от дисциплины» (не учитывается при вычислении GPA) |
AW (Academic Withdrawal) | | | Снятие с дисциплины по академическим причинам (не учитывается при вычислении GPA) |
AU (Audit) | - | - | «Дисциплина прослушана» (не учитывается при вычислении GPA) |
Атт. | | 30-60 50-100 | Аттестован |
Не атт. | | 0-29 0-49 | Не аттестован |
R (Retake) | - | - | Повторное изучение дисциплины |
Приложение 2
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
ОСНОВНОЕ УЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ(осенний семестр)
Мужчины
№ | Вид испытаний | Баллы | ||||||||||||||||||||
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлет ворительно | |||||||||||||||||||
А | А- | В+ | В | В- | С+ | С | С- | D+ | D- | F | ||||||||||||
1 | Бег на 100м, с | 13,3 | 13,4 | 13,6 | 13,8 | 14,0 | 14,2 | 14,3 | 14,4 | 14,6 | 14,7 | 14,8 | ||||||||||
2 | Бег на 2000м, мин | 9,00 | 9,30 | 9,35 | 9,40 | 9,45 | 9,50 | 9,55 | 10,0 | 10,05 | 10,10 | 10,11 | ||||||||||
3 | Прыжок в длину с места, см | 250 | 245 | 240 | 235 | 230 | 225 | 220 | 215 | 210 | 200 | 195 | ||||||||||
4 | Подтягивание, количество раз | 15 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 5 | 4 | 3 | ||||||||||
5 | Наклон вниз, см | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | 1 | ||||||||||
6 | Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, количество раз | 40 | 37 | 33 | 30 | 27 | 24 | 20 | 15 | 10 | 8 | 6 | ||||||||||
7 | Бег на лыжах на 5км, мин | 23,50 | 24,30 | 25,00 | 25,30 | 26,00 | 26,30 | 27,00 | 27,30 | 28,30 | 29,00 | 29,30 | ||||||||||
8 | Плавание (50м,с) | 40,0 | 42,0 | 44,0 | 46,0 | 48,0 | 54,0 | 57,0 | 61,0 | 60,0 | 62,0 | 63,0 | ||||||||||
Женщины | ||||||||||||||||||||||
№ | Виды испытаний | Баллы | ||||||||||||||||||||
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |||||||||||||||||||
А | А- | В+ | В | В- | С+ | С | С- | D+ | D- | F | ||||||||||||
1 | Бег на 100 м, с | 15,7 | 16,0 | 16,2 | 16,4 | 16.6 | 16.8 | 17.2 | 17,6 | 17,9 | 19,0 | 19,1 | ||||||||||
2 | Бег-ходьба 6 минут, м. | 1200 | 1190 | 1150 | 1110 | 1090 | 1080 | 1060 | 1040 | 1000 | 800 | 790 | ||||||||||
3 | Наклон вниз, см | 21 | 18 | 16 | 14 | 13 | 11 | 9 | 8 | 6 | 4 | 3 | ||||||||||
4 | Прыжок в длину с места, см | 190 | 185 | 180 | 175 | 170 | 165 | 1 60 | 155 | 150 | 145 | 140 | ||||||||||
5 | Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту, количество раз | 44 | 42 | 40 | 39 | 38 | 36 | 34 | 33 | 32 | 31 | 30 | ||||||||||
6 | Бег на лыжах на 3 км, мин | 18,00 | 18,15 | 18,30 | 18,45 | 19,00 | 19,30 | 19,45 | 20,00 | 21,00 | 22,00 | 23,00 | ||||||||||
7 | Плавание (50 м,с) | Без учета времени | | |||||||||||||||||||
| Примечание - Виды испытаний выбираются с учетом климатических условий и обеспеченности материально-технической базой. |
НОРМАТИВЫ
ПРЕЗИДЕНТСКИХ ТЕСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
(весенний семестр)
Вид испытания | Президентский уровень | Уровень нац. готовности |
Мужчины | ||
Бег на 100м,с | 13,0 | 13,5 |
Бег на 3000м, мин | 12.00,0 | 12.30,0 |
Прыжок в длину с места, см | 260 | 245 |
Подтягивание, количество раз | 17 | 14 |
Бег на лыжах 5км, мин или 6-минутный бег-ходьба, м | 24.00,0 1650 | 25.00,0 1500 |
Плавание (50м, с) | 40,0 | 45,0 |
Стрельба, очки | 42 | 36 |
Женщины | ||
Бег на 100м,с | 15,5 | 16,0 |
Бег на 1000м,мин | 4.20,0 | 4.44,0 |
Прыжок в длину с места, см | 200 | 190 |
Поднимание туловища за 1мин, количество раз | 50 | 45 |
Бег на лыжах 3 км, мин или 6-минутный бег-ходьба, м | 17.00,0 1350 | 18.30,0 1200 |
Плавание (50м, с) | 50,0 | 1,00,0 |
Стрельба, очки | 40 | 33 |
Примечание - Виды испытаний выбираются с учетом климатических условий и обеспеченности материально-технической базой. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9