Файл: Контрольная работа 2 по клинической фармакологии вариант 2 студентка 5 курса 574и группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ингибирование носит необратимый характер. В отличие от гепарина гирудин обладает способностью ингибировать тромбин, связанный с тромбом, и, таким образом, задерживает рост тромба. Гирудин не взаимодействует с фактором 4 тромбоцитов и поэтому не вызывает тромбоцитопению.

Для клинического применения получен рекомбинантный препарат гирудина -лепирудин (Рефлюдан), который рекомендуют использовать для профилактики возможных тромбоэмболических осложнений при тромбоцитопении, вызванной гепарином. Вводят лепирудин внутривенно. Применение препарата может осложняться кровотечениями. Специфического антидота у препаратов гирудина нет.

Антикоагулянты непрямого действия.

Эти препараты (Варфарин,Фенилин) в отличие от гепарина не оказывают влияния на факторы свертывания непосредственно в крови. Они ингибируют синтез в печени белков плазмы крови, зависимых от витамина К - фактора II (протромбин), факторов VII, IX и X (см. рис. 27.5). Витамин К необходим для образования функционально полноценных факторов, так как выполняет роль кофермента в реакции гамма-карбоксилирования остатков глутаминовых кислот. Коферментную активность проявляет восстановленная форма витамина К — гидрохинон. В процессе реакции карбоксилирования витамин К-гидрохинон окисляется с образованием неактивного витамин К-эпоксида. Антикоагулянты непрямого действия препятствуют обратному превращению (восстановлению) витамин К-эпоксида в активный витамин К-гидрохинон под действием эпоксидредуктазы и DT-диафоразы, вследствие чего их относят к антагонистам витамина К.



Антикоагулянты непрямого действия снижают концентрацию факторов свертывания в крови не сразу. Их действие характеризуется латентным периодом. При этом разные препараты этой группы несколько отличаются по быстроте развития эффекта. Антикоагулянтный эффект аценокумарола достигает максимальной величины через 24-48 ч, а этилбискумацетата - через 12-30 ч. Такое медленное развитие эффекта объясняется тем, что при введении этих препаратов в крови еще какое-то время циркулируют полноценные факторы свертывания. Препараты антикоагулянтов непрямого действия в среднем действуют около 2—4 дней и обладают способностью к кумуляции.

Антикоагулянты непрямого действия применяют для длительной профилактики и лечения тромбозов и тромбоэмболии (тромбозов глубоких вен, тромбоэмболии легочной артерии, тромбоэмболических осложнений при мерцательной аритмии предсердий, инфаркте миокарда, протезировании клапанов сердца), в хирургической практике для предупреждения тромбообразования в послеоперационном периоде. Препараты вводят внутрь. Лечение проводят под обязательным контролем уровня протромбина в плазме крови. Методом контроля является определение протромбинового времени — показателя, величина которого зависит от содержания в крови протромбина, факторов IX и X.


Наиболее частыми осложнениями при применении препаратов антикоагулянтов непрямого действия являются кровотечения. Риск возникновения кровотечений усиливается при одновременном применении аспирина и других антиагрегантов. Для остановки кровотечений, вызванных антикоагулянтами непрямого действия, следует вводить препараты витамина К, концентрат протромбинового комплекса (содержит факторы II, VII, IX и X).

К другим побочным эффектам антикоагулянтов непрямого действия относятся аллергические реакции, диарея, дисфункция печени, некроз кожи. Препараты антикоагулянтов непрямого действия проникают через плаценту и могут оказывать тератогенное действие, поэтому они противопоказаны при беременности. Фениндион (фенилин) помимо перечисленных побочных эффектов может вызвать угнетение кроветворения.

Лекарственное взаимодействие с непрямыми антикоагулянтами.

Препараты.

Результат взаимодействия.

Амиодарон, Аспирин и другие НПВС,Клофибрат, Хинидин, антацидные препараты, глюкокортикоидные гормоны, никотиновая кислота, цефалоспорины, декстран.

Усиливают действия коагулянтов.

Барбитураты, диуретики, сердечные гликозиды, Спиронолактон, витамины С и К, холестирамин.

Ослабляют действие непрямых антикоагулянтов.

Алкоголь способен как усиливать, так и ослаблять действие непрямых антикоагулянтов.

Лекарственное взаимодействие с прямыми антикоагулянтами (на примере гепарина).

Эффект усиливается другими антикоагулянтами и НПВС, ослабляется — АКТГ, алкалоидами, тироксином, тетрациклинами. Связывается и инактивируется аминами (протамином) и полипептидами, имеющими щелочную реакцию.


6. Клиническая фармакология (КФ) и сравнительная характеристика блокаторов протонной помпы. Взаимодействие с другими лекарственными препаратами.

Ответ.

Ингибиторы протонной помпы:

• Омепразол (Лосек);

• Пантопразол (Контролок);

• Рабепразол (Париет);

• Лансопразол (Ланзап);

• Эзомепразол (Нексиум).

Комбинированные:

• Пилобакт (омепразол + кларитромицин + тинидазол).

• Зегерид (омепразол + натрия бикарбонат).

Одной из основных групп антисекреторных препаратов являются ингибиторы протонной помпы (ИПП). После попадания в организм, являясь слабыми основаниями, они накапливаются в кислой среде секреторных канальцев париетальной клетки в непосредственной близости к К+/Н'-АТФ-азе (протонной помпе), которая обеспечивает обмен протонов на ионы калия, находящиеся во внеклеточном пространстве. Там ИПП, являющиеся бензимидазольными производными, при рН < 3,0 протонируются и превращаются в тетрациклический сульфенамид, переходя из пролекарства в активную форму. При более высоких значениях рН (около 3,5-7,4) этот процесс замедляется.

Сульфенамид является заряженной молекулой и в силу этого не проникает через клеточные мембраны, оставаясь внутри секреторных канальцев париетальной клетки. Здесь он необратимо (за исключением лансопразола) ковалентно связывается с сульфгидрильными группами К+/Н'-АТФ-азы, что полностью блокирует ее работу.

После приема внутрь препаратов их антисекреторный эффект развивается примерно в течение 1 ч и достигает максимума через 2 ч. Длительность антисекреторного эффекта определяется скоростью обновления протонных помп - примерно половина из них обновляется за 30-48 ч. При первом приеме ИПП антисекреторный эффект не бывает максимальным, так как не все молекулы К +/Н'-АТФ-азы находятся в активном состоянии. При курсовом назначении эффект возрастает в течение 4 дней, стабилизируясь к 5-му дню (продукция НС1 при этом подавляется более чем на 95%), т. е. развивается феномен функциональной кумуляции (накопление эффекта препарата, а не самого действующего вещества).

Соответственно восстановление работы фермента после отмены препарата тоже происходит через 4-5 дней, что позволяет избежать развития феномена «отдачи». Таким образом, ингибиторы протонной помпы обеспечивают активное, мощное и длительное подавление кислотной продукции.

Поскольку для образования активной формы ИПП необходима кислая среда, оптимальная эффективность препарата наблюдается при его приеме за 30 мин до еды. Менее постоянный эффект наблюдается при приеме натощак на ночь и при сочетании с другими антисекреторными средствами. Поэтому назначение препаратов рекомендуется утром, до приема пищи, 1 раз в сутки.


Так как ИПП характеризуются относительно медленным началом действия (не ранее чем через 30-60 мин), они не подходят для терапии «по требованию» (для купирования боли, изжоги) за исключением, возможно, рабепразола, ингибирующее действие которого начинает проявляться уже через 5 мин. Для такой терапии целесообразнее применять современные антациды либо растворимые формы Н2-ГБ (эффект проявляется в пределах 1-6 мин).

Попыткой создать ИПП с быстрым началом действия стало создание комбинации омепразола (20-40 мг) с натрия гидрокарбонатом (1100 мг) - препарата зегерид. Быстрое развитие эффекта в этом случае обеспечивается натрия гидрокарбонатом, а поддержание - омепразолом.

Фармакокинетика ИПП имеет сходные черты. Всасывание препаратов (в подавляющем большинстве являющихся оптически активными) происходит в тонкой кишке, после чего они попадают в печень, где подвергаются метаболизму изоферментами системы цитохрома Р-450 (CYP2C19 и CYP3A4) с образованием неактивных метаболитов (эффект «первого прохождения»). В человеческой популяции существуют три группы людей с различным метаболизмом ИПП, обусловленым мутациями гена, кодирующего CYP2C19: 1) гомозиготы с интенсивным метаболизмом, 2) гетерозиготы с промежуточным метаболизмом и 3) гомозиготы с низкой скоростью метаболизма. Так, период полувыведения препарата в 1-й группе составляет около 1 ч, а в третьей - 2-10 ч.

Фармакокинетика различных ингибиторов протонной помпы.



По метаболизму от других ИПП существенно отличается эзомепразол, являющийся продуктом стереоселективного синтеза и представляющий собой S-изомер омепразола.

Различия в метаболизме R- и S-изомеров омепразола.



В результате эзомепразол имеет почти в 3 раза более низкий (по сравнению с омепразолом и R-изомером) клиренс, что определяет его более высокую биодоступность, так как он в меньшей степени подвергается эффекту «первого прохождения». Кроме того, по сравнению с омепразолом, эзомепразол более выраженно снижает кислотную продукцию.

Выводятся ИПП преимущественно с мочой (до 80%) в виде неактивных метаболитов, в силу чего не требуется существенной коррекции дозы при нарушении функции почек. Но при нарушении функции печени клиренс препаратов может резко снижаться (что требует назначения в начале лечения половинных доз препаратов с их последующим увеличением).


Данной группе препаратов свойственны фармакокинетические и фармакодинамические взаимодействия с целым рядом лекарственных средств.

Лекарственные взаимодействия ингибиторов протонной помпы.



Все ИПП снижают базальную и стимулированную желудочную секрецию независимо от природы стимула. Их клиническая эффективность - самая высокая среди противоязвенных средств.

Сравнение различных схем применения и препаратов (в эквивалентных дозах) показало отсутствие значимых различий в их клинической эффективности (возможно несколько более эффективным окажется эзомепразол за счет менее вариабельного метаболизма, обеспечивающего более стандартный клинический ответ). Пептические язвы рубцуются за 2 недели у 60-65% больных, за 4 недели - у 96% больных, медиагастральные - за 4 недели у 69%, за 8 - у 89-93%. ИПП эффективны и экономически более выгодны при резистентности к антисекреторной терапии Н2-ГБ - например, рубцевание язв желудка и двенадцатиперстной кишки при ранитидинрезистентных язвах на фоне омепразола (40 мг/сут) происходит в 94% случаев. ИПП (в стандартных дозах) также превосходят Н2-ГБ и препараты простагландинов в профилактике и лечении НПВП-индуцированных язв. Особенности назначения ИПП представлены ниже.

Особенности назначения ингибиторов протонной помпы при патологии ЖКТ.

Примечание: - доза свыше 80 мг/сут делится на 2, более 120 мг - на 3 приема; - с таким расчетом, чтобы базальная кислотопродукция была ниже 10 ммоль/ч.

Для длительной поддерживающей (противорецидивной) терапии в настоящее время разрешены омепразол (20 мг 3 раза в неделю или ежедневно) и лансопразол (по 30 мг) в течение 4 (до 6-8) недель. При этом доказана существенно более высокая эффективность ежедневного приема препаратов по сравнению с более удобным для пациентов приемом только 2 дня в неделю.

Ингибиторы протонной помпы используются при проведении антихеликобактерной терапии. При этом они обеспечивают не только умеренное подавление роста НР (за счет снижения активности уреазы микроорганизма), но и значительно потенцируют эффективность антибактериальных средств. Специально для антихеликобактерной терапии создан комбинированный набор пилобакт, в состав которого входят капсулы омепразола (20 мг), таблетки кларитромицина (250 мг) и тинидазола (500 мг). 1 блистер из такого набора содержит необходимые суточные дозы препаратов и принимается в 2 приема в сутки, курс рассчитан на 7 дней.