Файл: Сборник примерных программ профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1206
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема № 3.3.2 Обеспечение пожарной безопасности технологического оборудования.
Тема 3.5. Порядок создания и работы поста безопасности
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
Тема 8.2.8. Государственное регулирование экономики и экономический рост.
Тема 10.1.2. Электрические измерения
Тема 10.2.1 Электронные приборы
Тема 10.3.2. Пожарная профилактика электрических сетей
Тема 11.4.16. Тушение лесных пожаров
Тема 11.6.1. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций
Дисциплина 12. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ
Тема 3.15 Техническое обслуживание и ремонт автоподъёмника
Основная: [214, 255, 325];
Дополнительная: [379, 381].
Тема 7.2. Основы анатомии и физиологии человека.
Двигательный аппарат. Внутренние органы. Дыхательная и сосудистая системы.
Нервная система и органы чувств.
Рекомендуемая литература:
Основная:[317, 318].
Тема 7.3. Первая помощь при различных видах травм, ранах, кровотечениях.
Травмы, классификация. Ушибы, растяжения связок, разрывы мышц. Оказание первой помощи, шины и повязки. Повязки, правила бинтования. Повязки головы, шеи, конечностей. Специфика травм при ДТП, землетрясениях, наводнениях и т.д. Синдром длительного сдавливания, оказание первой помощи. Особенности укладки и транспортировки пострадавших при ЧС.
Рекомендуемая литература:
Основная:[214, 255, 317-318, 325];
Дополнительная:[379, 381].
Тема 7.4. Смерть и оживление.
Признаки жизни и признаки клинической и биологической смерти человека. Алгоритм действий при восстановлении дыхания (тройной прием Сафара). Искусственное дыхание «изо рта в рот». Закрытый массаж сердца. Реанимация (оживление) одним спасателем и двумя спасателями.
Рекомендуемая литература:
Основная:[317-318, 325].
Тема 7.5. Первая помощь при ожогах, отморожении, перегревании, электротравмах.
Ожоги, типы ожогов, оказание первой помощи. Отморожение, ознобление, общее замерзание. Утопление, оказание первой помощи. Отравление СО на пожаре, алгоритм действий по спасению жизни.
Рекомендуемая литература:
Основная:[317-318, 325].
Дополнительная:[214].
Тема 7.6. Первая помощь при отравлении угарным газом и поражении АХОВ.
Понятие об отравляющих веществах (ОВ) и АХОВ. Основные токсикометрические понятия. Пути проникновения и выделения ОВ из организма. Принципы защиты и первая помощь пострадавшим от АХОВ. Острые отравления на пожарах.
Отравления веществами общеядовитого, удушающего и раздражающего действия (аммиак, хлор, синильная кислота, слезоточи вые газы, пороховые и взрывные газы и т.д.). Отравление техническими жидкостями. Принципы и подходы к выбору срочной помощи при острых отравлениях.
Рекомендуемая литература:
Основная:[317-318, 325];
Дополнительная:[256].
Итоговый контроль по дисциплине 7 (вопросы к зачету).
1.Признаки артериального кровотечения и первая помощь при нем.
2.Признаки венозного кровотечения и первая помощь при нем.
3.Порядок оказания первой помощи при ранениях груди.
4.Правила наложения кровоостанавливающего жгута.
5.Травматический шок, первая помощь при нем.
6.Признаки кровопотери.
7.Показать способы остановки кровотечений методом сгибания конечностей.
8.Точки пальцевого прижатия при артериальном кровотечении.
9.Признаки паренхиматозного кровотечения и первая помощь при нем.
10.Признаки закрытого перелома нижней конечности и правила наложения шин.
11.Признаки и опасность черепно-мозговых травм, первая помощь при них.
12.Переломы позвоночника, первая помощь при них.
13.Правила наложения транспортной шины.
14.Характерные признаки перелома ключицы, первая помощь.
15.Признаки перелома таза, первая помощь.
16.Произвести иммобилизацию конечности (по заданию преподавателя) с использованием шины Крамера.
17.Синдром длительного сдавления, первая помощь.
18.Уложить пострадавшего в закрытое боковое положение.
19.Наложить повязку Дезо.
20.Наложить повязку на кисть.
21.Наложить повязку на голову в виде чепца.
22.Наложить колосовидную повязку на плечевой сустав.
23.Наложить повязку на затылочную область головы и заднюю поверхность шеи.
24.Наложить повязку при ранениях глаз.
25.Наложить восьмиобразную повязку на голеностопный сустав.
26.Порядок оказания первой помощи при переохлаждении.
27.Порядок оказания первой помощи при тепловом ударе.
28.Произвести искусственную вентиляцию легких.
29.Произвести наружный массаж сердца и ИВЛ с помощником.
30.Порядок оказания помощи при утоплении.
31.Произвести непрямой массаж сердца и ИВЛ в одиночку.
32.Ожоги, методы определения площади ожогов.
33.Порядок оказания первой помощи при химических ожогах.
34.Порядок оказания первой помощи при термических ожогах.
35.Действия спасателя в случае потери сознания пострадавшим.
36.Классификация ядов по общим признакам.
37.Способы и средства удаления невсосавшихся и всосавшихся ядов.
38.Признаки отравления хлором. Средства защиты.
39.Признаки отравления аммиаком. Средства защиты.
40.Характеристика острого отравления.
41.Признаки отравления угарным газом и первая помощь при нем.
42.Принципы первой помощи при острых отравлениях.
43.Выделение ядов из организма.
44.Пути проникновения ядов в организм.
45.Токсикологическая характеристика ядов.
46.Средства защиты от отравляющих веществ.
47.Принципы оказания неотложной помощи при интоксикациях.
48.Порядок оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Дисциплина 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Введение
Психологическая подготовка пожарных и спасателей осуществляется в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов МЧС России с учётом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.
К проведению занятий привлекаются прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах психологи, медицинские работники, командно-преподавательский состав учебного подразделения.
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
Знать:
- психологические требования к профессии пожарного и спасателя, свои индивидуально-психологические особенности, особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях, методы и приёмы управления собственным состоянием;
Уметь:
- учитывать свои индивидуальные психологические особенности при тушении пожаров и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ и корректировать их;
- учитывать психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях;
- применять на практике знания, умения и навыки в поддержании психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- контролировать своё психическое состояние и применять приёмы управления им;
- развивать способности к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни;
- поддерживать эффективное внутригрупповое взаимодействие.
В рамках программы проводится тестирование, на основе которого делаются выводы об индивидуально-психологических особенностях пожарного или спасателя.
Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке пожарных в учебных подразделениях создаётся современная учебно-материальная база, которая включает:
специальные классы (кабинеты), оснащённые современными техническими средствами обучения и контроля знаний, умений и навыков;
кабинеты, оборудованные аппаратурой контроля психологического состояния обучаемых;
специально оборудованные площадки, полосы, участки психологической подготовки;
тренажёры и имитаторы аварийных ситуаций;
компьютеры и видеоаппаратуру, мультимедийные проекторы;
комплекты учебно-тематических планов, учебных пособий, методических материалов, видеофильмов, плакатов, слайдов, тестов для оценки качеств, важных для профессии пожарного и спасателя.
На изучение дисциплины предусмотрено 10 учебных часов, из них 4 часа - лекции, 4 часа – практические занятия, итоговый контроль (зачёт)-2 часа.
Тема 8.1 Психологическое обеспечение деятельности ГПС МЧС России.
Психология личности в деятельности ГПС МЧС России. Психология групп и коллективов в деятельности личного состава ГПС МЧС России. Психологические аспекты оптимизации служебного общения. Психологическая адаптация личного состава ГПС МЧС России к экстремальным условиям деятельности. Регуляция эмоциональных состояний личного состава ГПС МЧС России. Профессионально-психологический отбор личного состава МЧС России. Проведение первичного собеседования и психологического изучения кандидатов на службу (работу) в ГПС МЧС России.
Рекомендуемая литература:
основная [278, 294, 351, 378];
дополнительная [433].
Тема 8.2. Психологическая подготовка пожарного и спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях. Создание моделей чрезвычайных ситуаций. Проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, на огневой полосе. Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ. Создание трудных ситуаций по спасанию пострадавших (манекенов) из-под завалов при наличии загораний. Тушение загораний на манекенах.
Личностные характеристики. Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях. Готовность к риску и дисциплинированность. Настойчивость и целеустремлённость при ведении спасательных работ.
Статистические и динамические характеристики психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти и мышления в экстремальных условиях функционирования.
Способности: к управлению собственным состоянием и работоспособностью; к мобилизации психических и физических резервов организма; к воздействию на других пожарных и спасателей в критической обстановке; творческой организации деятельности в условиях неопределённости.
Тема 8.3. Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях.
Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштабы события, скорость его развития,