Файл: Сборник примерных программ профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1236
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема № 3.3.2 Обеспечение пожарной безопасности технологического оборудования.
Тема 3.5. Порядок создания и работы поста безопасности
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
Тема 8.2.8. Государственное регулирование экономики и экономический рост.
Тема 10.1.2. Электрические измерения
Тема 10.2.1 Электронные приборы
Тема 10.3.2. Пожарная профилактика электрических сетей
Тема 11.4.16. Тушение лесных пожаров
Тема 11.6.1. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций
Дисциплина 12. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ
Тема 3.15 Техническое обслуживание и ремонт автоподъёмника
опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления. Демонстрация документальных кинофильмов, комментарии и беседа по результатам их просмотра.
Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранении самообладания, способности к активной деятельности; кратковременных изменениях психического состояния; патологических нарушениях психической деятельности.
Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде. Массовое помешательство при галлюцинации. Приёмы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ.
Ознакомление с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).
Тема 8.4. Методы управления психическим состоянием при действиях в чрезвычайных ситуациях.
Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.
Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.
Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием пожарного (спасателя) и повышение эффективности спасательных работ. Сохранение здоровья пожарного (спасателя).
Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника её проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приёмы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния. Приёмы рациональной организации труда и отдыха при проведении работ.
Тема 8.5. Основы саморегуляции и психологической реабилитации.
Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.
Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.
Итоговый контроль по дисциплине 8 (вопросы к зачету).
1. Социальная значимость профессии спасателя и пожарного. Роль и место психологической подготовки в их профессиональной деятельности.
2. Доминирующие мотивы в профессии пожарного и спасателя.
3. Роль профессиональных традиций, истории поисково-спасательного и пожарного дела в формировании личностных качеств спасателя и пожарного.
4. Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.
5. Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ.
6. Сущность психологической закалки пожарных и спасателей.
7. Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.
8. Структура профессионально-психологической подготовленности пожарного и спасателя.
9. Факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.
10.Эмоционально-волевая устойчивость и нервно-психическая выносливость пожарного и спасателя.
11 .Готовность к риску и дисциплинированность.
12.Психологическая устойчивость к стрессам.
13.Настойчивость и целеустремлённость при ведении спасательных работ.
14.Статистические и динамические характеристики психических процессов.
15.Зрительное и слуховое восприятие, пространственное представление, пространственная ориентировка в экстремальных условиях функционирования.
16.Внимание, память и мышление в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
17.Способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью.
18. Способности к творческой организации деятельности в условиях неопределённости.
19. Способности к воздействию на других пожарных и спасателей в критической обстановке.
20.Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.
21 .Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека.
22.Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.
23.Психологические особенности поведения спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде.
24.Приёмы противодействия слухам.
25.Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости.
26.Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности.
27.Страх, его проявления.
28.Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации.
29.Управление состоянием пожарного (спасателя) и повышение эффективности спасательных работ.
30.Сохранение психического здоровья пожарного (спасателя).
31.Аутогенная тренировка, техника её проведения.
32.Приёмы психической само регуляции.
33.Приёмы рациональной организации труда и отдыха при проведении работ.
34.Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия.
35.Контроль и самоконтроль в профессиональной деятельности. Методика самоконтроля-саморегуляции.
36.Самоуправление и его приемы. Самообладание пожарного и спасателя.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА по дисциплине 8
ЧАСТЬ № 2. ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА
ЛИЦ РЯДОВОГО И МЛАДШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ГПС МЧС РОССИИ, НАЗНАЧАЕМОГО НА ДОЛЖНОСТИ СРЕДНЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА
Примерный учебный план
Цель: приобретение необходимых умений и навыков для выполнения своих должностных обязанностей
Категория слушателей: переподготовка лиц рядового и младшего начальствующего состава ГПС МЧС России, назначаемого на должности среднего начальствующего состава
Срок обучения: 1272 часа (час., нед., мес.)
Режим занятий: 6-8 часов (час. в день)
В знаменателе указаны часы факультативных занятий.
Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранении самообладания, способности к активной деятельности; кратковременных изменениях психического состояния; патологических нарушениях психической деятельности.
Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде. Массовое помешательство при галлюцинации. Приёмы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ.
Ознакомление с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).
Тема 8.4. Методы управления психическим состоянием при действиях в чрезвычайных ситуациях.
Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.
Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.
Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием пожарного (спасателя) и повышение эффективности спасательных работ. Сохранение здоровья пожарного (спасателя).
Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника её проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приёмы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния. Приёмы рациональной организации труда и отдыха при проведении работ.
Тема 8.5. Основы саморегуляции и психологической реабилитации.
Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.
Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.
Итоговый контроль по дисциплине 8 (вопросы к зачету).
1. Социальная значимость профессии спасателя и пожарного. Роль и место психологической подготовки в их профессиональной деятельности.
2. Доминирующие мотивы в профессии пожарного и спасателя.
3. Роль профессиональных традиций, истории поисково-спасательного и пожарного дела в формировании личностных качеств спасателя и пожарного.
4. Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.
5. Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ.
6. Сущность психологической закалки пожарных и спасателей.
7. Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.
8. Структура профессионально-психологической подготовленности пожарного и спасателя.
9. Факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.
10.Эмоционально-волевая устойчивость и нервно-психическая выносливость пожарного и спасателя.
11 .Готовность к риску и дисциплинированность.
12.Психологическая устойчивость к стрессам.
13.Настойчивость и целеустремлённость при ведении спасательных работ.
14.Статистические и динамические характеристики психических процессов.
15.Зрительное и слуховое восприятие, пространственное представление, пространственная ориентировка в экстремальных условиях функционирования.
16.Внимание, память и мышление в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
17.Способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью.
18. Способности к творческой организации деятельности в условиях неопределённости.
19. Способности к воздействию на других пожарных и спасателей в критической обстановке.
20.Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.
21 .Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека.
22.Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.
23.Психологические особенности поведения спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде.
24.Приёмы противодействия слухам.
25.Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости.
26.Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности.
27.Страх, его проявления.
28.Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации.
29.Управление состоянием пожарного (спасателя) и повышение эффективности спасательных работ.
30.Сохранение психического здоровья пожарного (спасателя).
31.Аутогенная тренировка, техника её проведения.
32.Приёмы психической само регуляции.
33.Приёмы рациональной организации труда и отдыха при проведении работ.
34.Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия.
35.Контроль и самоконтроль в профессиональной деятельности. Методика самоконтроля-саморегуляции.
36.Самоуправление и его приемы. Самообладание пожарного и спасателя.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА по дисциплине 8
-
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) -
Федеральный закон РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» -
Вагин И Уроки психологической защиты.- СПб: ПИТЕР, 2002г. -
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПБ.: ПИТЕР, 2005.-336с. -
Елисеева И.Н. «Методическое руководство. Профессиональное здоровье. Синдром выгорания и его профилактика». ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России», Москва, 2005г. -
Емельянов С.М. практикум по конфликтологии.- СПБ: ПИТЕР,2000г. -
Зверев В.Л., Солнцев В.О. «Психологическая характеристика чрезвычайной ситуации», Вестник СПБ ИГПС МЧС России, №2(90 Санкт-Петербург, 2005г., стр.73-79. -
Козлов В.В., Козлова А.А. «Управление конфликтом», изд. «Эксмо», 2004г.-с.224 (серия «Бизнес-тренинг») -
Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: учебное пособие для вузов. Москва, 2003г.-286с. -
Логинов В. Методы психологической защиты. Приёмы проникновения в подсознание.- СПб: ИК "Невский проспект",2001г. -
Михайловым В.А. и Хомяковой О.В. доклад «Проблемы профессиональной деформации и психологической адаптации пожарных и спасателей, Сборник тезисов докладов научно-практической конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы» (23-24.04.2008г. СПБ УГПС МЧС России), -
Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПБ., 2003 -
Юнг К.Г. Очерки по аналитической психологии. - МН.: ООО"Харвест", 2003,-528 с.
ЧАСТЬ № 2. ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА
ЛИЦ РЯДОВОГО И МЛАДШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ГПС МЧС РОССИИ, НАЗНАЧАЕМОГО НА ДОЛЖНОСТИ СРЕДНЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА
Примерный учебный план
Цель: приобретение необходимых умений и навыков для выполнения своих должностных обязанностей
Категория слушателей: переподготовка лиц рядового и младшего начальствующего состава ГПС МЧС России, назначаемого на должности среднего начальствующего состава
Срок обучения: 1272 часа (час., нед., мес.)
Режим занятий: 6-8 часов (час. в день)
№ пп | Наименование дисциплин | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Практические занятия | |||||
Экзамен | Зачет | |||||
1. | Безопасность жизнедеятельности | 74 | 38 | 32 | | 4 |
2. | Основы социальных и гуманитарных дисциплин | 44 | 20 | 20 | | 4 |
3. | Математика | 44 | 12 | 28 | | 4 |
4. | Информатика | 24 | 4 | 16 | | 4 |
5. | Правовые основы деятельности ГПС МЧС России | 76 | 40 | 30 | 6 | |
6. | Физико-химические основы развития и прекращения горения | 80 | 32 | 42 | 6 | |
7. | Организация деятельности пожарной охраны | 94 | 58 | 30 | 6 | |
8. | Управление и экономика в ПБ | 90 | 64 | 20 | 6 | |
9. | Пожарная безопасность объектов и населенных пунктов | 118 | 96 | 16 | 6 | |
10. | Пожарная безопасность электроустановок. | 80 | 40 | 34 | 6 | |
11. | Пожарная тактика | 156 | 72 | 78 | 6 | |
12. | Пожарная техника и противопожарное водоснабжение | 146 | 70 | 70 | 6 | |
13. | Пожарная автоматика и связь | 62 | 40 | 16 | 6 | |
14. | ГДЗС | 58 | 22 | 30 | 6 | |
15. | Пожарно-строевая подготовка | 114 | 12 | 98 | | 4 |
16. | Физическая подготовка | 12/80 (факультатив) | | 12/78 (факультатив) | | 2 (факультатив) |
Итого: | 1272 | 620 | 572 | 60 | 20/2 |
В знаменателе указаны часы факультативных занятий.
1 | Число учебных дней | 210 |
2 | Экзамены, зачеты и подготовка к ним | 134 |
3 | Учебная практика | 3 нед. |
4 | Каникулы | 2 нед. |