Файл: Сборник примерных программ профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1236

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема № 3.3.2 Обеспечение пожарной безопасности технологического оборудования.

Тема 3.5. Порядок создания и работы поста безопасности

Тема 3.3. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность. Правоохранительные органы Российской Федерации.

Итого по дисциплине 10.:

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

Тема 8.2.8. Государственное регулирование экономики и экономический рост.

Введение

Тема 10.1.2. Электрические измерения

Тема 10.2.1 Электронные приборы

Тема 10.3.2. Пожарная профилактика электрических сетей

Тема 11.4.16. Тушение лесных пожаров

Тема 11.6.1. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций

Дисциплина 12. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ

ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Тема 3.15 Техническое обслуживание и ремонт автоподъёмника

Тема 1.2. Электроустановки и электрические сети напряжением

до 1000 В

Дополнительная:

опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления. Демонстрация документальных кинофильмов, комментарии и беседа по результатам их просмотра.

Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранении самообладания, способности к активной деятельности; кратковременных изменениях психического состояния; патологических нарушениях психической деятельности.

Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде. Массовое помешательство при галлюцинации. Приёмы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ.

Ознакомление с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).
Тема 8.4. Методы управления психическим состоянием при действиях в чрезвычайных ситуациях.

Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.

Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.

Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием пожарного (спасателя) и повышение эффективности спасательных работ. Сохранение здоровья пожарного (спасателя).


Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника её проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приёмы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния. Приёмы рациональной организации труда и отдыха при проведении работ.
Тема 8.5. Основы саморегуляции и психологической реабилитации.

Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.

Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.

Итоговый контроль по дисциплине 8 (вопросы к зачету).

1. Социальная значимость профессии спасателя и пожарного. Роль и место психологической подготовки в их профессиональной деятельности.

2. Доминирующие мотивы в профессии пожарного и спасателя.

3. Роль профессиональных традиций, истории поисково-спасательного и пожарного дела в формировании личностных качеств спасателя и пожарного.

4. Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.

5. Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ.

6. Сущность психологической закалки пожарных и спасателей.

7. Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.

8. Структура профессионально-психологической подготовленности пожарного и спасателя.

9. Факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.

10.Эмоционально-волевая устойчивость и нервно-психическая выносливость пожарного и спасателя.

11 .Готовность к риску и дисциплинированность.

12.Психологическая устойчивость к стрессам.

13.Настойчивость и целеустремлённость при ведении спасательных работ.

14.Статистические и динамические характеристики психических процессов.



15.Зрительное и слуховое восприятие, пространственное представление, пространственная ориентировка в экстремальных условиях функционирования.

16.Внимание, память и мышление в экстремальных условиях профессиональной деятельности.

17.Способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью.

18. Способности к творческой организации деятельности в условиях неопределённости.

19. Способности к воздействию на других пожарных и спасателей в критической обстановке.

20.Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.

21 .Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека.

22.Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.

23.Психологические особенности поведения спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде.

24.Приёмы противодействия слухам.

25.Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости.

26.Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности.

27.Страх, его проявления.

28.Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации.

29.Управление состоянием пожарного (спасателя) и повышение эффективности спасательных работ.

30.Сохранение психического здоровья пожарного (спасателя).

31.Аутогенная тренировка, техника её проведения.

32.Приёмы психической само регуляции.

33.Приёмы рациональной организации труда и отдыха при проведении работ.

34.Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия.

35.Контроль и самоконтроль в профессиональной деятельности. Методика самоконтроля-саморегуляции.

36.Самоуправление и его приемы. Самообладание пожарного и спасателя.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА по дисциплине 8


  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)

  2. Федеральный закон РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

  3. Вагин И Уроки психологической защиты.- СПб: ПИТЕР, 2002г.

  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПБ.: ПИТЕР, 2005.-336с.

  5. Елисеева И.Н. «Методическое руководство. Профессиональное здоровье. Синдром выгорания и его профилактика». ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России», Москва, 2005г.

  6. Емельянов С.М. практикум по конфликтологии.- СПБ: ПИТЕР,2000г.

  7. Зверев В.Л., Солнцев В.О. «Психологическая характеристика чрезвычайной ситуации», Вестник СПБ ИГПС МЧС России, №2(90 Санкт-Петербург, 2005г., стр.73-79.

  8. Козлов В.В., Козлова А.А. «Управление конфликтом», изд. «Эксмо», 2004г.-с.224 (серия «Бизнес-тренинг»)

  9. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: учебное пособие для вузов. Москва, 2003г.-286с.

  10. Логинов В. Методы психологической защиты. Приёмы проникновения в подсознание.- СПб: ИК "Невский проспект",2001г.

  11. Михайловым В.А. и Хомяковой О.В. доклад «Проблемы профессиональной деформации и психологической адаптации пожарных и спасателей, Сборник тезисов докладов научно-практической конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы» (23-24.04.2008г. СПБ УГПС МЧС России),

  12. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПБ., 2003

  13. Юнг К.Г. Очерки по аналитической психологии. - МН.: ООО"Харвест", 2003,-528 с.



ЧАСТЬ № 2. ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

ЛИЦ РЯДОВОГО И МЛАДШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ГПС МЧС РОССИИ, НАЗНАЧАЕМОГО НА ДОЛЖНОСТИ СРЕДНЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА
Примерный учебный план

Цель: приобретение необходимых умений и навыков для выполнения своих должностных обязанностей

Категория слушателей: переподготовка лиц рядового и младшего начальствующего состава ГПС МЧС России, назначаемого на должности среднего начальствующего состава

Срок обучения: 1272 часа (час., нед., мес.)

Режим занятий: 6-8 часов (час. в день)





пп

Наименование дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

Экзамен

Зачет

1.

Безопасность жизнедеятельности

74

38

32




4

2.

Основы социальных и гуманитарных дисциплин

44

20

20




4

3.

Математика

44

12

28




4

4.

Информатика

24

4

16




4

5.

Правовые основы деятельности ГПС МЧС России

76

40

30

6




6.

Физико-химические основы развития и прекращения горения

80

32

42

6




7.

Организация деятельности пожарной охраны

94

58

30

6




8.

Управление и экономика в ПБ

90

64

20

6




9.

Пожарная безопасность объектов и населенных пунктов

118

96

16

6




10.

Пожарная безопасность электроустановок.

80

40

34

6




11.

Пожарная тактика

156

72

78

6




12.

Пожарная техника и противопожарное водоснабжение

146

70

70

6




13.

Пожарная автоматика и связь

62

40

16

6




14.

ГДЗС

58

22

30

6




15.

Пожарно-строевая подготовка

114

12

98




4

16.

Физическая подготовка

12/80

(факультатив)




12/78 (факультатив)




2 (факультатив)

Итого:

1272

620

572

60

20/2



В знаменателе указаны часы факультативных занятий.

1

Число учебных дней

210

2

Экзамены, зачеты и подготовка к ним

134

3

Учебная практика

3 нед.

4

Каникулы

2 нед.