Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1447
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В языке существует следующее установление фонематической системы: фонематическая система – это строй фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется обусловленными смыслоразличительными признаками(51). В
8
русском языке к таким признакам относят звонкость или глухость, твердость или мягкость, место образования, способ образования, участие нѐбной занавески(14).
Если у фонем отмечено различие одной от другой в нескольких смыслоразличительных признаках, то это звуки далекие, не схожие между собой. В случае, когда фонемы различны одним смыслоразличительным признаком, тогда они близкие, оппозиционные.
В наше время стоит отметить многообразные мнения о сути фонематических функций. Зачастую в литературе отмечается смешение таких понятий, как «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонематический анализ». Существуют исследования, которые пытались разграничить понятия фонематического и фонетического слуха(52).
По мнению Мастюковой Е.М, к самой минимальной единицей, которая воспринимается в устной речи, относится слово, ведь оно является самостоятельной значимой единицей языка. Дошкольник способен неосознанно анализировать слово, отчего в его сознании откладываются представления о системе фонем родного языка. Сравнивая слова- квазиомонимы, можно подметить красочные смысловые связи, выражаемые с помощью фонем. Слово дошкольником воспринимается как не дискретный фрагмент звучащей речи, но ребенок может выделять в нем дифференциальный признак (или комплекс дифференциальных признаков), который является отличием одного слова от другого(31).
По мнению А.Н. Гвоздева, нужно определить следующий критерий нахождения системы фонем: «Формирование фонем происходит в том случае, когда у ребенок распознает прежде смешавшиеся звуки и их постоянное употребление для различения слов» (10).
Из данного высказывания можно сделать вывод: до тех пор, пока ребенок не овладеет устойчивыми навыками не смешивать звуки в своей собственной речи, невозможно вести речь о сложившейся в полном объѐме в его сознании системе
9
фонем. Рассматривая практику речевого общения с психолингвистической точки зрения, стоит отметить, механизмы развития системы фонем в онтогенезе следует рассматривать, учитывая два основных вида речевой деятельности(45).
Как отмечает Горчакова А.М., определение фонематического слуха должно происходить через характеристику его функций: 1) объединение звуков как фонем; 2) формирование звуков как фонем (13)Формирование правильной «внутренней фонемной модели» совсем не означает, что при произнесении ребенок ее правильно реализует. Несомненно, сразу напрашивается вопрос: как определить сформированность фонематического слуха у ребенка, способного различать на слух в речи других людей фонемы, но из- за несформированности артикуляционного аппарата не произносящего самостоятельно два звука, различных по артикуляционным признакам. Причиной утвердительного ответа можно считать такие высказывания ребенка, как – «это не крыса, а крыса» (это не крыса, а крыша). Это обозначает, что в его языковой памяти сохраняются две разные фонемные модели слов, обозначающих два разных предмета объективной действительности. Значит, в подобных случаях при возникновении речи ребенок слышит не то, что он действительно произносит сам, а то, что он хотел бы произнести. Кроме этого, проговаривая дважды один и тот же звуковой комплекс, он уверен, что выговаривает разные слова. Слушая речь другого человека, ребенок объединяет установленные фонемы, но в его речи данные звуки не противопоставляются. По словам Волковой Г.А., формируя фонетический компонент языковых возможностей, ребенок вполне может создавать адекватную внутреннюю фонемный образ слов, так как он способен ориентироваться на эталонное произношение окружающих его людей. Важность этого образца произношения весьма велика, она не позволяет ребенку слышать самого себя(44).
Определяя разные стороны развития фонетического компонента языковой способности важно применять вместе с представлением «фонематический слух» представление «фонетический слух». Голубева Г.Г. советовала применять
10
Понятие «фонематический слух», давая характеристику процессу восприятия речи. А понятие «фонетический слух» – для того, чтобы давать характеристику процесс порождения речи(12).Определяя фонематический слух, можно сказать, что это тонкий, клиссифицированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (30).
Опираясь на работы Люблинской А.А., фонематическое восприятие — это способность распознавать фонемы и устанавливать звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия являются основой правильного изучения письма и чтения в школьном обучении. Основой формирования фонематического восприятия служит нормальное развитие слухового восприятия(29).
Уже в 1-2 месяца у ребенка можно замечать примерные реакции на слуховой раздражитель (звук погремушки, голос мамы, музыка); в 2-3 месяца – приближенно-поисковые реакции; в 3-4 месяца малыш определяет источник звука, умеет различать голос родных, отличает разную интонацию, разнообразные мелодии, демонстрирует разную реакцию на своѐ и чужое имя, у малыша зарождается формирование избирательного внимания к речи окружающих(15).
По мнению Швачкина Н.Х., проявление сенсомоторных связей, касающихся к четвѐртого месяца жизни ребѐнка, является основой появления речи вообще и звуков речи в особенности. В 6-7 месяцев малыш способен не только слышать звуки, но и пробует воспринимать звучащую речь. К шестому месяцу особую роль играет ритм. В 7-8 месяцев ребѐнок постигает много слов, может узнавать некоторые предметы, которые ему демонстрируют. К концу первого года жизни, следом за интонацией и ритмом семантическую особенность получает звуковой рисунок слова. Данный период формирования детской речи автор назвал до-фонемным(56).
11
Фонетический слух, по словам Левиной Р. Е., – это умение ребенка объединять в своей речи звуки, являющиеся реализациями разных фонем родного языка, основным для формирования фонетического слуха является сравнение своего произношения с образцовым произношением взрослых и неосознанная корректировка своего собственного произношения к эталону(35).
Коноваленко В.В отмечает, что фонематическое восприятие и фонематический анализ формируют фонематическое представление. Такие ученые, как Жовницкая О.И., Швачкин Н. Х.,Эльконин Д. Б., поясняли, что при формировании фонематического представления большую роль играют внимание и память. От того, как происходит процесс формирования фонематического восприятия, зависит формирование всей фонематической системы ребѐнка, а впоследствии процесс усвоения устной и письменной речи(59).
Эльконин Д.Б описывал серьезность этого вопроса требует постоянной корректировки методик развития фонематического восприятия у детей. Формирование роли речи в онтогенезе протекает вследствие определѐнных закономерностей, определяющих последовательное и связанное между собой формирование всех сторон речевой системы (фонетической, лексического запаса и грамматического строя). В норме дети довольно рано осваивают важные звуки родного языка. Но физиологические особенности строения артикуляционного аппарата не позволяет детям грамотно воспроизводить все фонемы родного языка(23).
В этом возрасте ребѐнок уже слышит звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Он может узнавать неверно произносимые слова и может понимать различие в правильном и неправильном произношении. В возрасте 5-6 лет уровень развития фонематического восприятия должен быть высоким. У них должны быть правильно сформированные тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков(40).
12
Дети с хорошо сформированным фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чѐтко слышат все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи. Эти дети не могут делить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка(1).
Значит, фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, лежащий в основе обучения грамоте. Д.Б. Эльконин выделял три операции, особенные для фонематического восприятия и главные при процессе постижения чтения и письма: умение устанавливать наличие или отсутствие звука в слове, умение находить место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество(59).
В работах Алексеевой М. М описано, что формирование правильного произношения зависит от умения ребѐнка анализировать и синтезировать неречевые и речевые звуки, В общем нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребѐнок не может воспринимать на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи(3).
Его словарь не пополнен теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребѐнок постепенно отстает от возрастной нормы. Это же причина лежит в основе не формирования в нужной степени и грамматического строя.
Лурия А.Р считал, что использование определенных методик по формированию фонематических процессов доказывает, что дети могут воспринимать и различать окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделять предлоги в предложении и т.д., что особенно нужно при развитии навыков чтения и письма(28).
Итак, несформированное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения. Оно, тормозит и усложняет
13
развитие навыков звукового анализа, без которых невозможно усвоение чтения и письма. Сформированное фонематическое восприятие –это основа четкого произношения звуков, основа грамотной слоговой структуры слов и путь легкого овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.