Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1446
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Фонетико-фонематическое недоразвитие и его классификация
По Журовой Л.Е фонетико-фонематическое недоразвитие — это недоразвитие
сопровождающееся расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Существуют следующие виды фонетико-фонематического недоразвития : Первичный – характеризует первичное нарушение в фонематическом
восприятии. Снижается степень усвоения звукового анализа, а также степень его действий.
Вторичный – характеризует появление вторичного нарушения в фонематическом восприятии. появляются речевые дефекты (кинестезии), начинающиеся в результате анатомических аномалий формирования органов речи(16).
Фонетико-фонематическое недоразвитие бывает:
врожденным – зарождается в результате нарушения внутриутробного развития плода;
приобретенным – развивается на протяжении жизни.
Причинами фонетико-фонематического недоразвития специалисты определяют многие факторы и основания, которые могут спровоцировать развития данного речевого нарушения.
Врожденное нарушение речевого аппарата возникает по следующим причинам: аномалия развития плода;
сложный токсикоз матери при беременности;
14
эндокринные и вирусные болезни матери в течении беременности; разного вида травмы;
интоксикация;
несовместимость крови ребенка и матери по резус-фактору;
асфиксия плода и, как следствие, внутричерепные кровоизлияния;
родовая травма.
Самые сложные дефекты в речевом аппарате происходят при влиянии данных причин в самый непростой период беременности (от одного до четырех месяцев)(15).
Причинами развития приобретенных расстройств являются:
разнообразные болезни ребенка в течении первого года жизни; наследственность;
травмы головного мозга;
неблагоприятное влияние внешней среды;
эмоциональные стрессы в период, когда происходит созревание речевой системы детей;
длительные или острые психотравмирующие ситуации.
Для фонетико-фонематического недоразвития характерны следующие симптомы:
расщелины губ (ее раздвоение) и неба; высокое ―готическое‖ небо;
различные дефекты прикуса; различные пороки развития;
задержка в созревании нервной системы;
затрудненно дифференцированное произношение определенных звуков;
неспособность выделить определенные звуки на фоне слова или определить их последовательность и количество;
нечеткость артикуляции;
15
грамматическое построение речи и лексический запас в пределах нормы; неустойчивость произвольного внимания;
сужение объема памяти;
трудности переключения;
трудности в понимании различных абстрактных понятий(52).
Фонетико-фонематическим недоразвитием речи Ткаченко Т.А. считает нарушение процессов развития произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно -фонематической формы(53).
Левина Р. Е., Колесникова Е, В., Каше Г. А. отмечают большую роль развития фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы) (21).
По мнению Ткаченко Т. А. развитие фонематического восприятия позитивно действует на развитие всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов (48).
Занятия специальной коррекционной работой по формированию фонематического слуха у детей, определяют, что они гораздо лучше воспринимают и распознают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
В случае, когда отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия, неосуществимо формирование его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
По мнению педагога, логопеда Левиной Р.Е, основным образованием, главным моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ(38).
16
У детей, имеющих сочетание нарушения произношения и восприятия фонем замечается неоконченность процессов развития артикулирования и восприятия звуков, отличных акустико-артикуляционными признаками.
Такие ученые, как. Левина Р. Е.,Швачкина Н. Х.,Чистовича Л. Ф.,Лурия А. Р. Выделяли, что с нарушением артикуляции слышимого звука возможно ухудшение и его восприятие (38).
Важнейшие признаки, дающие характеристику ФФН:
обособленное произношение пары или группы звуков, когда один и тот же звук заменяет ребенку два или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
замена одних звуков другими, с простой артикуляцией, в случае, когда сложные звуки замещаются простыми. В качестве примера стоит рассмотреть группу свистящих и шипящих звуков, которая заменяется звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Тани» вместо «сани», «лука» вместо «рука», «фапка» вместо «шапка»;
смешение звуков, т.е. неустойчивое применение определенной группы звуков в различных словах. Ребенок в одних словах употребляет звуки правильно, а в других заменяет их близкими по артикуляции или акустическим признакам. К примеру, ребенок правильно произносит звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речи вместо «столяр строгает доску» говорит «старялстлагаетдошку»;
другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.(5).
ФФН проявляется иногда у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:
замены одних звуков другими; смешения и искажения звуков;
17
перестановки слоговой структуры слова; упрощения слоговой структуры слова;
неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.
Среди факторов появления фонетико-фонематического недоразвития речи как незавершенного процесса произношения и восприятия фонем у детей различают неблагоприятные условия окружающей среды, а также внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) причины. ФФН является сложной и серьезной проблемой на пути овладения навыками письма и чтения, что может привести к развитию патологий лексико-грамматической системы у детей школьного возраста(53).
Нарушение фонематического восприятия имеет разную степень выраженности, и зависит от разнообразных причин, связанных с индивидуальным развитием ребѐнка. Определяют легкую, среднюю и тяжелую степень:
легкие фонетические нарушения речи выражаются как в дефекте произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений;
средняя степень фонетико-фонематические нарушения характеризуется тем, что ребѐнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Отмечаются недостаточно чѐткое овладение анализом звукового состава слова, специфические ошибки при чтении и письме, часто — в устной речи при неправильном воспроизведении слогов в слове;тяжелая форма общего недоразвития речи выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Отсутствует умение различать звуки речи, нет правильности слогового оформления слов, есть проблемы со словарем, грамматикой языка, связной речью. Если такому ребѐнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью(9)
18
Таким образом, фонетико-фонематическое недоразвитие является нарушением процессов совершенствования произносительной системы (родного) языка у детей с разнообразными речевыми расстройствами из -за дефектов восприятия и произношения фонем.
1.3 Особенности фонетико-фонематического недоразвития детей и методы формирования фонематического восприятия
При формировании нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН выделяют три уровня фонематических (смешение и замена звуков) и фонетических дефектов (искажение звуков), а точнее системного нарушения всех сторон речи при нормальном физическом слухе(4).
Под влиянием семантических изменений осуществляется переход к фонематическому восприятию речи, связанный с особой перестройкой и артикуляцией речевого слуха ребѐнка. Начало соответствующего перехода отмечены в начале второго года жизни ребенка. Речь второго периода Н.Х. Швачкин определил фонемной(56).
Фонематическое формирование речи ребѐнка значительно зависит от психологических особенностей фонем:
По Журовой Л.Е фонетико-фонематическое недоразвитие — это недоразвитие
сопровождающееся расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Существуют следующие виды фонетико-фонематического недоразвития : Первичный – характеризует первичное нарушение в фонематическом
восприятии. Снижается степень усвоения звукового анализа, а также степень его действий.
Вторичный – характеризует появление вторичного нарушения в фонематическом восприятии. появляются речевые дефекты (кинестезии), начинающиеся в результате анатомических аномалий формирования органов речи(16).
Фонетико-фонематическое недоразвитие бывает:
врожденным – зарождается в результате нарушения внутриутробного развития плода;
приобретенным – развивается на протяжении жизни.
Причинами фонетико-фонематического недоразвития специалисты определяют многие факторы и основания, которые могут спровоцировать развития данного речевого нарушения.
Врожденное нарушение речевого аппарата возникает по следующим причинам: аномалия развития плода;
сложный токсикоз матери при беременности;
14
эндокринные и вирусные болезни матери в течении беременности; разного вида травмы;
интоксикация;
несовместимость крови ребенка и матери по резус-фактору;
асфиксия плода и, как следствие, внутричерепные кровоизлияния;
родовая травма.
Самые сложные дефекты в речевом аппарате происходят при влиянии данных причин в самый непростой период беременности (от одного до четырех месяцев)(15).
Причинами развития приобретенных расстройств являются:
разнообразные болезни ребенка в течении первого года жизни; наследственность;
травмы головного мозга;
неблагоприятное влияние внешней среды;
эмоциональные стрессы в период, когда происходит созревание речевой системы детей;
длительные или острые психотравмирующие ситуации.
Для фонетико-фонематического недоразвития характерны следующие симптомы:
расщелины губ (ее раздвоение) и неба; высокое ―готическое‖ небо;
различные дефекты прикуса; различные пороки развития;
задержка в созревании нервной системы;
затрудненно дифференцированное произношение определенных звуков;
неспособность выделить определенные звуки на фоне слова или определить их последовательность и количество;
нечеткость артикуляции;
15
грамматическое построение речи и лексический запас в пределах нормы; неустойчивость произвольного внимания;
сужение объема памяти;
трудности переключения;
трудности в понимании различных абстрактных понятий(52).
Фонетико-фонематическим недоразвитием речи Ткаченко Т.А. считает нарушение процессов развития произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно -фонематической формы(53).
Левина Р. Е., Колесникова Е, В., Каше Г. А. отмечают большую роль развития фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы) (21).
По мнению Ткаченко Т. А. развитие фонематического восприятия позитивно действует на развитие всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов (48).
Занятия специальной коррекционной работой по формированию фонематического слуха у детей, определяют, что они гораздо лучше воспринимают и распознают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
В случае, когда отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия, неосуществимо формирование его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
По мнению педагога, логопеда Левиной Р.Е, основным образованием, главным моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ(38).
16
У детей, имеющих сочетание нарушения произношения и восприятия фонем замечается неоконченность процессов развития артикулирования и восприятия звуков, отличных акустико-артикуляционными признаками.
Такие ученые, как. Левина Р. Е.,Швачкина Н. Х.,Чистовича Л. Ф.,Лурия А. Р. Выделяли, что с нарушением артикуляции слышимого звука возможно ухудшение и его восприятие (38).
Важнейшие признаки, дающие характеристику ФФН:
обособленное произношение пары или группы звуков, когда один и тот же звук заменяет ребенку два или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
замена одних звуков другими, с простой артикуляцией, в случае, когда сложные звуки замещаются простыми. В качестве примера стоит рассмотреть группу свистящих и шипящих звуков, которая заменяется звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Тани» вместо «сани», «лука» вместо «рука», «фапка» вместо «шапка»;
смешение звуков, т.е. неустойчивое применение определенной группы звуков в различных словах. Ребенок в одних словах употребляет звуки правильно, а в других заменяет их близкими по артикуляции или акустическим признакам. К примеру, ребенок правильно произносит звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речи вместо «столяр строгает доску» говорит «старялстлагаетдошку»;
другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.(5).
ФФН проявляется иногда у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:
замены одних звуков другими; смешения и искажения звуков;
17
перестановки слоговой структуры слова; упрощения слоговой структуры слова;
неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.
Среди факторов появления фонетико-фонематического недоразвития речи как незавершенного процесса произношения и восприятия фонем у детей различают неблагоприятные условия окружающей среды, а также внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) причины. ФФН является сложной и серьезной проблемой на пути овладения навыками письма и чтения, что может привести к развитию патологий лексико-грамматической системы у детей школьного возраста(53).
Нарушение фонематического восприятия имеет разную степень выраженности, и зависит от разнообразных причин, связанных с индивидуальным развитием ребѐнка. Определяют легкую, среднюю и тяжелую степень:
легкие фонетические нарушения речи выражаются как в дефекте произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений;
средняя степень фонетико-фонематические нарушения характеризуется тем, что ребѐнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Отмечаются недостаточно чѐткое овладение анализом звукового состава слова, специфические ошибки при чтении и письме, часто — в устной речи при неправильном воспроизведении слогов в слове;тяжелая форма общего недоразвития речи выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Отсутствует умение различать звуки речи, нет правильности слогового оформления слов, есть проблемы со словарем, грамматикой языка, связной речью. Если такому ребѐнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью(9)
18
Таким образом, фонетико-фонематическое недоразвитие является нарушением процессов совершенствования произносительной системы (родного) языка у детей с разнообразными речевыми расстройствами из -за дефектов восприятия и произношения фонем.
1.3 Особенности фонетико-фонематического недоразвития детей и методы формирования фонематического восприятия
При формировании нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН выделяют три уровня фонематических (смешение и замена звуков) и фонетических дефектов (искажение звуков), а точнее системного нарушения всех сторон речи при нормальном физическом слухе(4).
Под влиянием семантических изменений осуществляется переход к фонематическому восприятию речи, связанный с особой перестройкой и артикуляцией речевого слуха ребѐнка. Начало соответствующего перехода отмечены в начале второго года жизни ребенка. Речь второго периода Н.Х. Швачкин определил фонемной(56).
Фонематическое формирование речи ребѐнка значительно зависит от психологических особенностей фонем: