Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1448
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы по II главе
Таким образом, формирование фонематического восприятия у детей с
речевыми нарушениями происходит в результате разнообразного влияния, устремленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников. Важно отметить, что вся работа по развитию фонематических процессов у детей с нарушением речи должна вестись, учитывая индивидуальные особенности, с непременным контролем выполнения, с примечаниями(отрицательными и положительными) об успехах каждого ребенка, с внесением в занятия игровых моментов, так как это является особенной и незаменимой частью работы по коррекции недостатков речи(55). Система работы с такими детьми должна предусматривать единство основных направлений: постановка отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов. Для более эффективной работы логопеду следует включать в занятия с детьми с нарушением фонематического слуха дидактические игры, которые повышают мотивацию у детей, формируют интерес к занятиям(58).
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучены и проанализированы существующая теория и практика особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, а также работы известных ученых в психологии, педагогике, логопедии. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Нарушение произношения звуков при ФФН находится в тесной взаимосвязи с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
Признаком фонематического недоразвития у детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Данное исследование выявило, что основой нарушения служит неполная сформированность фонематического слуха, миссией которого служит узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличение акустических свойств звуков и принятие решения о фонеме. В связи с неопознанием того или иного признака звук распознается неправильно. Это и приводит к неправильному восприятию слов. Данные недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.
Проведенное исследование доказывает справедливость выдвинутой гипотезы и правильность решения исследовательских задач.
В ходе исследования были выявлены три операции, характерные для фонематического восприятия и очень важные для процесса овладения чтением и письмом: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение
56
определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.
Изучено понятие фонетико-фонематическое недоразвитие как сбоя в процессе формирования произносительной системы языка у детей, сопровождающийся расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Выявлено, что ФФН может проявляться у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:
замены одних звуков другими; смешения и искажения звуков;
перестановки слоговой структуры слова; упрощения слоговой структуры слова;
неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.
В данной работе определены диагностики письменной речи и методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, разработаны методические рекомендации родителям.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Особенности фонетических и фонематических нарушений у детей дошкольного возраста зависят от механизма, лежащего в основе речевой патологии. Анализ имеющихся в логопедии исследований показывает, что для детей с ЗПР, характерна своя особая специфика фонетических и фонематических нарушений и их сочетаний.
2. Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить определенную специфику фонетических и фонематических нарушений, заключающуюся в следующем:
У всех детей I и IIгрупп, были выявлены фонетические нарушения, фонематические нарушения были выявлены у всех детей I группы, и у 11 детей II группы.
57
У 8 детей I группы были нарушены только согласные звуки, у 4 детей отмечались нарушения как согласных, так и гласных звуков.
У 9 детей II группы были нарушены только согласные звуки, у 3 детей
фонетических и фонематических нарушений были выявлены у 11 детей I группы и у 6 детей II группы.
Среди нарушений согласных звуков у детей I группы преобладали недостатки свистящих, шипящих звуков и звуков [Р, Р’], выражавшиеся в заменах и искаженном произношении этих звуков ; у детей II группы преобладали недостатки свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р, Р’], проявлявшиеся в основном в заменах этих звуков.
У большинства детей с I группы, воспитывающихся в социальном приюте отмечаются более выраженные нарушения звуковой стороны речи по сравнению с детьми II группы, посещающих детский сад.
Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок приовладении письменной речью.
Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях дошкольного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений и работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст]: сб. научных статей/ Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2001.—156 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертаядизартрияу детей[Текст]: /Е. Ф. Архипова. М.: — АСТ: Астрель, 2012. — 336с.
3. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста[Текст]/М. М. Алексеева, В. И. Яшина.— М.: Академия, 2010. — 312с.
4. Алексеева, М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] /М. М. Алексеева, О.С.Ушакова //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. — М.: 2003. —С. 69.
5. Бельтюков, В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми[Текст] /В. И. Бельтюков.// Ж. Дефектология. —2003. —№ 2.—С. 2—4.
6. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания[Текст]: Кн.для логопеда /Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова , Т. А. Шуйская.— СПб.: ―Каро‖, 2002. —127с.
7. Варенцова, Н.С.Развитие фонематического слуха у дошкольников[Текст]/Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова.– М.:2007.—160с.
8. Волкова, Э Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики[Текст]: учебно-методическое пособие /Э. Г. Волкова. — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014–144 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь[Текст]/Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2016.—180с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи[Текст] /А. Н. Гвоздев. – М.:2013.—98с.
59
11. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников[Текст]: методическое пособие /Г. Г. Голубева.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2010. –10с.
12. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников[Текст] /Г. Г. Голубева.—Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.—216с.
13. Горчакова, А. М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников[Текст] / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. 2016. — № 5. — 5 – 12с.
14. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки[Текст]: методическое пособие /Н. В. Дурова— М.: Мозаика-Синтез, 2000.—130с.
15. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников[Текст] / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. — 2011. — № 11. – С. 41—46.
16. Журова, Л.Е., К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста[Текст]/Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин.— М.: Просвещение, 2011.—320с.
17. Зайцева, Е.С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4—7 лет[Текст] //Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова. — СП6.: КАРО, 2012. —260с. 18. Зайцева, Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция[Текст]: учеб.-метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш, И. Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2011. – 74 с.
19. Иванова, А. С. Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] /А. С. Иванова, Е. П. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 27-30.
60
20. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда[Текст] / О. Б. Иншакова. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21—24.
21. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи[Текст] /Г. А. Каше. – М.: 2015.—320с.
22. Каше, Г.А.Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи[Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева Т.Б. – М.: 2010.—210с.
23. Коноваленко, В.В.Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН)[Текст] /В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: 2015.-—48с.
24. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста[Текст]:пособие для логопедов/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.— М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001.—150с.
Таким образом, формирование фонематического восприятия у детей с
речевыми нарушениями происходит в результате разнообразного влияния, устремленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников. Важно отметить, что вся работа по развитию фонематических процессов у детей с нарушением речи должна вестись, учитывая индивидуальные особенности, с непременным контролем выполнения, с примечаниями(отрицательными и положительными) об успехах каждого ребенка, с внесением в занятия игровых моментов, так как это является особенной и незаменимой частью работы по коррекции недостатков речи(55). Система работы с такими детьми должна предусматривать единство основных направлений: постановка отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов. Для более эффективной работы логопеду следует включать в занятия с детьми с нарушением фонематического слуха дидактические игры, которые повышают мотивацию у детей, формируют интерес к занятиям(58).
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучены и проанализированы существующая теория и практика особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, а также работы известных ученых в психологии, педагогике, логопедии. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Нарушение произношения звуков при ФФН находится в тесной взаимосвязи с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
Признаком фонематического недоразвития у детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Данное исследование выявило, что основой нарушения служит неполная сформированность фонематического слуха, миссией которого служит узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличение акустических свойств звуков и принятие решения о фонеме. В связи с неопознанием того или иного признака звук распознается неправильно. Это и приводит к неправильному восприятию слов. Данные недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.
Проведенное исследование доказывает справедливость выдвинутой гипотезы и правильность решения исследовательских задач.
В ходе исследования были выявлены три операции, характерные для фонематического восприятия и очень важные для процесса овладения чтением и письмом: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение
56
определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.
Изучено понятие фонетико-фонематическое недоразвитие как сбоя в процессе формирования произносительной системы языка у детей, сопровождающийся расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Выявлено, что ФФН может проявляться у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:
замены одних звуков другими; смешения и искажения звуков;
перестановки слоговой структуры слова; упрощения слоговой структуры слова;
неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.
В данной работе определены диагностики письменной речи и методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, разработаны методические рекомендации родителям.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Особенности фонетических и фонематических нарушений у детей дошкольного возраста зависят от механизма, лежащего в основе речевой патологии. Анализ имеющихся в логопедии исследований показывает, что для детей с ЗПР, характерна своя особая специфика фонетических и фонематических нарушений и их сочетаний.
2. Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить определенную специфику фонетических и фонематических нарушений, заключающуюся в следующем:
У всех детей I и IIгрупп, были выявлены фонетические нарушения, фонематические нарушения были выявлены у всех детей I группы, и у 11 детей II группы.
57
У 8 детей I группы были нарушены только согласные звуки, у 4 детей отмечались нарушения как согласных, так и гласных звуков.
У 9 детей II группы были нарушены только согласные звуки, у 3 детей
фонетических и фонематических нарушений были выявлены у 11 детей I группы и у 6 детей II группы.
Среди нарушений согласных звуков у детей I группы преобладали недостатки свистящих, шипящих звуков и звуков [Р, Р’], выражавшиеся в заменах и искаженном произношении этих звуков ; у детей II группы преобладали недостатки свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р, Р’], проявлявшиеся в основном в заменах этих звуков.
У большинства детей с I группы, воспитывающихся в социальном приюте отмечаются более выраженные нарушения звуковой стороны речи по сравнению с детьми II группы, посещающих детский сад.
Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок приовладении письменной речью.
Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях дошкольного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений и работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст]: сб. научных статей/ Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2001.—156 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертаядизартрияу детей[Текст]: /Е. Ф. Архипова. М.: — АСТ: Астрель, 2012. — 336с.
3. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста[Текст]/М. М. Алексеева, В. И. Яшина.— М.: Академия, 2010. — 312с.
4. Алексеева, М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] /М. М. Алексеева, О.С.Ушакова //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. — М.: 2003. —С. 69.
5. Бельтюков, В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми[Текст] /В. И. Бельтюков.// Ж. Дефектология. —2003. —№ 2.—С. 2—4.
6. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания[Текст]: Кн.для логопеда /Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова , Т. А. Шуйская.— СПб.: ―Каро‖, 2002. —127с.
7. Варенцова, Н.С.Развитие фонематического слуха у дошкольников[Текст]/Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова.– М.:2007.—160с.
8. Волкова, Э Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики[Текст]: учебно-методическое пособие /Э. Г. Волкова. — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014–144 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь[Текст]/Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2016.—180с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи[Текст] /А. Н. Гвоздев. – М.:2013.—98с.
59
11. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников[Текст]: методическое пособие /Г. Г. Голубева.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2010. –10с.
12. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников[Текст] /Г. Г. Голубева.—Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.—216с.
13. Горчакова, А. М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников[Текст] / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. 2016. — № 5. — 5 – 12с.
14. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки[Текст]: методическое пособие /Н. В. Дурова— М.: Мозаика-Синтез, 2000.—130с.
15. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников[Текст] / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. — 2011. — № 11. – С. 41—46.
16. Журова, Л.Е., К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста[Текст]/Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин.— М.: Просвещение, 2011.—320с.
17. Зайцева, Е.С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4—7 лет[Текст] //Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова. — СП6.: КАРО, 2012. —260с. 18. Зайцева, Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция[Текст]: учеб.-метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш, И. Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2011. – 74 с.
19. Иванова, А. С. Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] /А. С. Иванова, Е. П. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 27-30.
60
20. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда[Текст] / О. Б. Иншакова. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21—24.
21. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи[Текст] /Г. А. Каше. – М.: 2015.—320с.
22. Каше, Г.А.Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи[Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева Т.Б. – М.: 2010.—210с.
23. Коноваленко, В.В.Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН)[Текст] /В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: 2015.-—48с.
24. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста[Текст]:пособие для логопедов/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.— М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001.—150с.