Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 713
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
194
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы ватных политических и социальных условиях. Процесс формирования необходимых для развития капитализма духовных предпосылок явно отставал. Во всем ощущалось отсутствие позитивной воли. Не было ее ни у монарха, ни у интеллигенции, что и привело страну в конечном итоге к революциям. Национализм и формирование капиталистических наций играли ключевую роль в развитии капитализма. К духовным фак- торам развития капитализма в XIX веке можно отнести не только опи- санный Максом Вебером «дух протестантской этики», рационализацию жизни, разделение труда и переход от механической солидарности к органической Эмиля Дюркгейма, но и национальный интерес буржуаз- ных наций-го сударств, вступающих уже не только в политическое, но и в экономическое соперничество между собой на мировой арене.
Таким образом, капитализм, представленный позднее как западный капитализм и как глобальный капитализм, на этих пяти пу тях к современ- ности осуществлял трансформацию большинства обозначенных обществ в нации, а национализм был идейным подспорьем для этого процесса.
Термин «национализм» здесь был лишен агрессивных коннотаций, ко- торые он приобрел позднее.
Маркс в качестве образца капитализма, позднее представленного в его теории, имел перед собой английский капитализм, который был наиболее близок к классическому. Его теория капитализма это, по суще- ству, теория английского капитализма, хотя он и придавал ей универ- сальный характер, а остальные типы национальных капитализмов отно- сил к менее развитым. Понятие «Запад» в концептуальном смысле было выработано лишь после экономической интеграции национальных госу- дарств. Решающим фактором развития капиталистической экономики стало формирование буржуазных наций. Но это произошло в XIX веке.
Другой рассмотренный прежде фактор — формирование рынков, складывание экономической иерархии — возник раньше. После обра- зования наций рынки покидали ограниченное пространство досовре- менных обществ и охватывали всю нацию и позже приняли межнацио- нальный размах. Но еще тогда, когда «капитализм еще не навязал свои законы…» — пишет Бродель. Англия явно обладала преимуществами в плане развития капитализма. «Модель… действовала только для Запада.
Но, может быть, единожды намеченная, она позволит лучше прочесть факты в мировом масштабе? Важнейшие две черты западного развития суть складывание механизмов высшего уровня, а затем, в XVIII в., умно- жение числа путей и средств. Более всего отклоняющийся от нормы случай — это пример Китая, где императорская администрация забло- кировала складывание всей иерархии экономики. Эффективно функ- ционировали на нижнем “этаже” лишь лавки и рынки местечек и горо-
195
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 69
Глава 3. Развитие капитализма и капиталистической современности
на Западе и первая глобализация (1885–1914)
дов. Ближе всего к опыту Европы оказались страны ислама и Япония»
1
Движение Запада к современности повлияло на многие страны мира, вызвав у них стремление ускорить свою эволюцию.
в) Капитализм и государство.
Сводится ли роль государства в экономике к самой экономике?
Развитие капитализма сопровождалось созданием множества мифов.
Один из таких мифов был развит либеральными мыслителями. Он обосно- вывал ограниченное, пассивное участие государства в экономической сфере. Классический либерализм XIX века отводил государству чисто служебные функции контроля за соблюдением законов и допускал необ- ходимость насилия для их исполнения. Фундаментом либерального под- хода была европейская концепция свободы. Европейское движение за высвобождение чело века от гнета церкви и феодалов блестяще заверши- лось Декларацией прав человека, провозглашенной Француз ской рево- люцией. Права гражданина теперь ставились выше прав общества, а дух свободы наконец-то нашел приют в душе свободной личности. Поли ти- ческая свобода, право на свободное самовыражение привели к функцио- нально новому явлению — парламентской демократии, кото рая ассоци- ировалась с политической формой правления, адекватной либеральной идее. Свободы индивида реализовались посредством «правового госу- дарства». Отныне отношения между гражданами и государством склады- вались на основе единой для обеих сторон правовой системы, которая ограничивала законом как поведение граждан, так и власть государства над личностью. Положенный в основу исполнительной си стемы принцип
«разделения властей» Ш.-Л. Мон тескье позволял гражда нам защищать себя в независимых судах. В итоге государство перестало казаться вопло- щением метафизической силы, стоящей над людьми. Хотя функция леги- тимного насилия бы ла его важной характеристикой, госу дарство все больше и больше воспринималось как рациональный конструкт челове- ческого разу ма, а не противостоящая ему иррациональная сила.
Самую мощную идейную поддержку либеральные идеи получили в лице идеологов свободного саморегулирующегося рынка. Идея обще- ственного прогресса постепенно стала ассоциироваться с количествен- ным ростом материальных благ, который обеспечивала активно форми- ровавшаяся капиталистическая экономика. При этом рыночная эконо- мика понималась как эволюционирующая естественным образом под- система общества, которая наиболее эффективно развивается при от- сутствии внешних воздействий. В конечном счете, экономический ли-
1
Бродель Ф. Игры обмена. С.
105–106.
196
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы берализм свелся к трем догмам — свободного рынка труда, свободной торговли и свободного рынка финансов, в основу которого должен быть положен золотой стандарт.
Однако в реальной политике западных государств происходили со- бытия, прямо противоположные академическим теориям
1
. Ли беральные правительства сотворили из этих трех догм подобие символа веры, но сами, вопреки либеральной теории, участвовали в формировании сво- бодных рынков. Отчасти мы обращали на это вни мание со ссылкой на
К. Поланьи, который отмечал: «Дорога к свободному рынку была откры- та и оставалась открытой
благодаря громадному росту интервенцио-
нистских мер, беспрестанно организуемых и контролируемых из цент ра
(курсив наш. —
Авт.). Сделать “простую и естественную свободу” Адама
Смита совместимой с требованиями человеческого общества оказалось весьма сложной за дачей»
2
. Парадокс заключался в том, что экономика
laissez-faire сама была продуктом активной государственной политики.
Однако теоре тические положения либерализма предписывали государ- ству минимальное вмешательство. Становление западного капитализма происходило отнюдь не эволюционным путем, а, напротив, при самых решительных мерах со стороны государства.
Нет сомнения в том, что Запад стал отличаться от остального мира не наличием природных богатств, полезных ископаемых, а прежде всего появлением нового, отличного от средневекового человека. Этот че ловек получил название автономного, ответственного индивида, т.е такого, кто сам мог планировать свою судьбу, решать им самим поставленные задачи, не порывая с социальным целым. Именно такой человек описан у М. Вебера.
Об этих мерах и роли государства уже шла речь выше: капитализм не мог возникнуть без системы национальных государств, соединивших рынки с обществом, национальные государства уже не ограничивались национальными рынками и стремились к глобализации, через систему образования государство утверждало стандарты, в том числе и в отноше- нии требований к западному человеку, который сделался «кирпичиком»,
«модульным человеком», пригодным для капиталистической либераль- ной современности и буржуазного производства.
Либеральная современность требовала адекватного себе знания ис- точника собственной легитимации. Такую роль играла наука. Но имен- но в XIХ веке и экономика приобретает такое значение, отчасти фикси-
1
Поланьи К. Великая трансформация. С.
152–182.
2
Там же. С.
157.
197
Глава 3. Развитие капитализма и капиталистической современности
на Западе и первая глобализация (1885–1914)
руя, отчасти формируя черты капитализма эпохи Первой великой транс- формации. Заметной фигурой капитализма в этот период стал «эконо- мический человек». Перспектива модульного, но в то же время творче- ского человека сужалась онтологизацией человека до «экономического», тем более в условиях классовых различий и разного масштаба экономи- ческих возможностей людей. «Эко но мический человек» — это теорети- ческий конструкт, имевший свой прототип в реальной капиталистиче- ской практике, — идеальный тип капиталиста, распространяемый под знаменем успеха и рациональности на других участников капиталисти- ческого производства, а также на прочих членов общества.
г) Первая глобализация как тип модернизации
Одно из важных оснований концептуализации единства человечества
— идея прогресса. В более конкретном воплощении она предстает в теориях модернизации.
Как отмечает известный польский социолог П. Штомпка, «социоло- гия возникла в XIX в. как попытка понять и интерпретировать великие сдвиги, происходившие на Западе в эпоху перехода от традиционного общества к современному, урбанистическому, к демократическому со- циальному устройству. С тех пор большинство социологических исследо- ваний и теоретических изысканий были сосредоточены на модернизи- рованном обществе»
1
. Социология, таким образом, в неявном виде пред- полагала единство человечества и концептуализировала его с помо щью понятий «прогресс», «модернизация», «современность», «современное общество».
То, что прогресс дается дорогой ценой, то, что он противоречив, что на пути прогресса осуществляется масса непродуктивных разрушений, уменьшается многообразие форм жизни, можно было заметить и рань- ше. Но признанный в качестве безусловной ценности прогресс не под- вергали критическому анализу.
Вызов Запада предстал как требование прогресса для всего мира.
Незападные страны стремились догнать Запад хотя бы в чем-то
2
. Многие страны начали вестернизироваться, пытались перенять технологии и черты западной жизни. Доминирующим процессом стала догоняющая модернизации, попытка догнать Запад.
Глобализация на основе прогресса, на основе модернизации имела как эмпирический — мир становился все более связанным, так и теоре-
1
Штомпка П. Социология социальных изменений. М.,
1996. С. 100.
2
Тойнби А. Постижение истории. М.,
1994.