Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 709
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
185
национальному государству в данную историческую эпоху. Каждая из национальных капиталистических экономик своеобразна и отлична от других. Вместе с тем, витальность капитализма, его жизнестойкость, обеспечивается многообразием существующих структур, в которых он представлен, формируя целостность такого явления, как западный ка- питализм.
При капитализме технологически сложное производство связано с большими рисками и неопределенностями. Требуются долгосрочные инвестиции в оборудование, в сырье, в квалифицированную рабочую силу. Необходимо наличие свободного капитала на финансовом рынке.
Сам цикл «производство
— реализация товара» раздвигается во времени и усложняется по своей форме. Обеспечить бесперебойную работу ка- питалистического предприятия можно,
лишь превратив все, что ему необходимо для функционирования и жизнедеятельности, в товар. В частности, таким товаром должна стать рабочая сила. Рабочая сила — это другое название для людей, живущих в данном обществе и работаю- щих по найму на различных предприятиях. Продажа труда и профес- сиональных услуг должна быть организована рыночным способом. Но труд — это еще и другое название для образа жизни человека. С самого на чала политэкономической мысли никто не сомневался в необходимо- сти трудовой деятельности. Труд, начиная с Адама Смита, брался за осно- ву благосостояния общества. Но продажа труда на рынке делает образ жизни человека зависимым от экономических мотивов работодателя.
Раз витие промышленного производства, его усложнение и изменение с необходимостью влечет изменение в профессиональных и трудовых на выках, которыми должны обладать вовлеченные в производство люди.
Тем самым подвижность и изменчивость всей цепочки «про изводство
–
реализация» ведет к изменчивости в профессиональной структуре. В целом организация социальных связей оказывается в сильной зависи- мости от изменений в экономической сфере.
Саморегулирующийся рынок предполагает, во-первых, что все про- изводится в обществе для продажи на рынке, во-вторых, все источники доходов получаются только в результате этих продаж, в-тре тьих, полу- ченные от продажи доходы достаточны, чтобы купить все произведенные товары. Продажи на рынке происходят свободно, регулирует их только принцип свободной конкуренции цен. Никакие внешние институты не влияют на фактор цены на рынке. При этом предполагается, что земля и все, что в ее недрах, труд и деньги также являются товаром для про- дажи, поскольку они тоже вовлечены в процесс производства. Доходы от реализации права на пользование землей получили название ренты, доходы от продажи труда — заработной платы, а от пользования день-
186
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы гами — процентом на капитал. Другими словами земля, труд и деньги при саморегулирующемся рынке становятся товаром и подчиняются в рамках рыночных отношений только одному мотиву — выгоде. Но, с другой стороны, земля, ее недра и все, что мы называем природой или естественной средой обитания вместе с проживающими в ней людьми, собственно и образуют физическую плоть общества, его «тело», или его физическую ткань. Общество — это пространство людей в неком геогра- фическом пространстве Земли. В тот момент, когда люди начинают смо- треть на землю и на других людей с позиций выгоды — как на «сырье» для последующих преобразований в товарное изделие, — они подчиняют всю физическую субстанцию общества законам и отношениям рыноч ной экономики. В этом смысле мы и говорим, что сфера экономического интереса и мотива при капитализме объемлет все общество в целом без исключения.
Несмотря на ведущую роль капиталистического рынка и экономики, представляется, что свести капитализм к экономической сфере жизни людей было бы слишком узко.
Капитализм как явление существует
только в пространстве государств и межгосударственных образований,
а на локальном уровне всегда связан с той или иной социальной структу-
рой, будь то фирма, корпорация или государство. Ка питализм — это
характеристика поведения некой социальной структуры в целом, а не
только особенности способа ведения хозяйства.
Выше мы подчеркивали, что процесс становления экономики капи- талистического рыночного типа не был эволюционным.
Форми рование
национальных государств и внутреннего рынка было первой точкой би-
фуркации, приведшей к становлению капитализма как си стемы хозяйст- ва в Европе.
Второй такой точкой бифуркации был переход к саморегу-
лирующемуся рынку и последовавшему за этим превращению капита-
лизма из системы хозяйства в тип общества.
Даже на теоретическом уровне ясно, что механизм саморегулирую-
щегося рынка, в отличие от рынков традиционных обществ, если его
запустить в действие в реальном обществе, может полностью его разру-
шить, обеспечив не благосостояние для всех, а реализацию волчьих за-
конов предприимчивых людей. Хотя социально-ли беральный миф о капи- талистическом рынке как о лекарстве для ле чения социальных диспро- порций и механизме роста благосостояния для всех не потерял своей привлекательности до сих пор, Англия пережила этот момент истины, когда были полностью сняты ограничения с рынка труда Актом о рефор- ме закона о бедных
1834 года. В новейшей истории России сохраняются еще следы отбушевавшей стихии дикого рынка без каких-либо сдержива- ющих его начал. Тотчас же массы людей, как только его энергия освобож-
187
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 69
Глава 3. Развитие капитализма и капиталистической современности
на Западе и первая глобализация (1885–1914)
дается, оказываются, вопреки мифу, в положении товара, на который существует весьма ограниченный спрос. Великая английская литерату- ра зафиксировала реалии этого периода в деталях и подробностях. Нас интересует только теоретический аспект ситуации, порожденной сти- хией саморегулирующегося рынка. Он состоял в следующем. При мер- кантилизме — экономической политике раннего капитализма, основан- ной на вмешательстве государства (последняя треть XV — середина XV века), — внутренний рынок еще был опутан системой множественных ограничений. И труд, и земля, и деньги все еще не были в свободном обращении, а были частично под контролем старых привилегий. Но осмысленные положения о том, что снятие всех ограничений приведет к лучшему положению вещей в обществе, уже сформулировали и фило- софы, и политэкономы, и политики.
Попытка привить ничем (или скорее никем, ни каким внешним для рынка институтом) не контролируемый рынок обществу закончилась, с одной стороны, грандиозными достижениями капитализма XIX века и его глобализацией, но, с другой стороны, имела высокую цену и вызва- ла серьезные социальные потрясения для этого общест ва. Вера в про- гресс, в торжество разума, в способность к свободному, основанному на законе и процветании развитию в период классического капитализма вытесняла ужасы и несправедливости первоначального накопления (ого- раживание, ранние формы индустриализации и скопление люмпенизи- рованных бывших крестьян в городах, потерю основ и ценностей преж- них традиционных обществ).
Капиталистическое общество стало прочно связываться с деятель- ностью автономных индивидов, для которых характерны отно шения нового типа. Возник также новый тип солидарности. Меха ни ческая со- лидарность уступила место органической, как это пока зал в своей теории общественного разделения труда французский социолог Э. Дюркгейм
1
Всякому, кто начинает читать Дюрк гейма, кажется удивительным, что естественно-исторически выросшее и эволюционирующее традицион- ное общество он считал обществом, имеющим механическую солидар- ность, а построенное людьми капиталистическое общество, согласно его теории, обладает ор га ни ческой солидарностью. Дюркгейм интуи- тивно чувствовал возможность недоразумений по поводу своей теории, поэтому в мно го чис ленных комментариях он показывает, что индивид традиционных обществ произведен природой и подчинен коллективно- му целому, выступая в нем в качестве строительного материала этих
1
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,
1996.
188
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы обществ, своеобразной его молекулой. «Социальные молекулы, которые были бы связаны только таким образом, могли бы, стало быть, двигать- ся согласованно только в той мере, в какой они не имели бы собственных движений, как это происходит с молекулами неорганических тел. Вот почему мы предлагаем назвать этот вид солидарности ме ха ническим»
1
Органическая солидарность, считает Дюрк гейм, возникает из того, что каждый имеет свою собственную сферу действия, что усиливает солидар- ность, а «индивидуальность целого возрастает вместе с индивидуально- стью частей»
2
. Дюркгейм уподобляет здесь органическое организмиче- скому, т.е. похожему на организм, в котором имеются специализиро- ванные органы. Тем самым он подтверждает целостность капиталисти- ческого общества и невозможность рассматривать капитализм на этом этапе как сведенный к одному его «органу» — экономике.
Классический капитализм, повторим, стал продуктом человеческой изобретательности, плодом его творческой активности, создавшей в
Европе в результате Вестфальского мира систему национальных госу- дарств и внутренние рынки на всей территории этих государств. Этот момент в истории не был результатом процесса эволюции, он стал точ- кой бифуркации, развернувшей человека к своему неопределенному будущему, которое он теперь сам должен продолжать творить. Капи та- листическая модель общественного развития оказалась наиболее при- влекательной для всех других государств. Сегодня она приобрела статус универсального принципа организации жизни самых различных об- ществ. Незападные страны столкнулись с проблемой модернизации всех четырех обозначенных выше сфер общественной структуры — эконо- мики, политики, социальной сферы и культуры — как единственной возможности влиться в историю, разворачивающуюся с начала класси- ческого капитализма поступательно
как прогресс.
Классический капитализм образовал эпоху либеральной современ- ности. В понимании этой эпохи часто либерализм и экономический человек прочитываются, особенно в эпохи неолиберализма, упрощаю- щего великие эпохи, как сущность Первой великой трансформации. Как мы пытались показать, это не так. Сошлемся снова на исследование
Вагнера, который пришел к заключению, что «история современности
(modernity) не может быть описана просто в тер ми нах растущей авто- номии и демократии, но скорее в терминах изменения понятий о суб- станциональных основаниях самореализации и смещении ударения на
1
Там же.
С.
138.
2
Там же. С.
139.