Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 447
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принимает меры предупреждения или принуждения;
• воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;
• добросовестно выполнять свои обязательства.
Международные организации как производные или вторичные субъекты международного права отличаются от государств (первичных субъектов) прежде всего тем, что у международных организаций отсутствует суверенитет. Отсюда следует сделать заключение: основой международной правосубъектности государств является их суверенитет, а международная правосубъектность международных организаций носит договорно-правовой характер.
Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции.
Основными компонентами международной правосубъектности международных межправительственных организаций признаются:
1) договорная правоспособность является важной составляющей международной правосубъектности международной организации, которая вступает в договорные взаимоотношения как с государствами, так и с другими организациями. Данные взаимоотношения регулируются Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.
2) участие в международном нормотворчестве. Это – деятельность международной организации, направленная на создание, изменение, совершенствование или отмену международно-правовых норм. Объем, виды и направления правотворчества международных организаций строго определены в их учредительных актах.
наличие привилегий и иммунитетов. ММПО как субъекты международного права обладают определенными привилегиями и иммунитетами. Привилегиями и иммунитетами обладают не только международные организации, но и их персонал. Источниками регулирования привилегий и иммунитетов являются в первую очередь учредительные акты международных организаций. Эти аспекты также регулируются:
• – специальными международными договорами (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.);
• – двусторонними международными договорами между соответствующей международной организацией и правительством того государства, на территории которого расположена ее штаб-квартира или ее представительство
8. Институт признания в международном праве. Основные теории признания.
Признание в международном праве – это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.
Акт, противоположный признанию, именуется протестом. Он выражает несогласие с правомерностью того или иного действия. Существенное юридическое значение приобретают признание или протест в отношении таких событий, как появление национально-освободительного движения, движения и сопротивления агрессоров, признание статуса воюющей и статуса восставшей стороны во внутригосударственном конфликте.
Признание государств имеет место в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств и т. д. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. В теории международного права существуют две основные концепции о признании института признания государств:
Декларативная теория исходит из того, что государство считается субъектом международно- правовых отношений с момента собственного появления. Признание не может наделять государство правосубъектностью международного типа, а только может констатировать эту правосубъектность, оно может способствовать входу нового государства в систему межгосударственных взаимных отношений. Представителем данной теории является Мартенс.
Конститутивная теория базирована на совершенно противоположном положении, согласно которому образование государства не равно образованию субъекта международного права; им оно может становиться лишь после получения признания от иных государств. Эта теория поставила международную правосубъектность государств в зависимость от их признания иными государственными образованиями. Непризнанное государство находится как бы снаружи от круга международного общения из-за отсутствия возможности реализации собственных основных прав и обязанностей, установлении стабильных межгосударственных отношений. Признание, этим образом, «собирало» государство как международно-правовой субъект. Данная теория оправдала весь произвол и вмешательство во внутренние дела появлявшихся государств.
Международное право не устанавливает обязанности признания. Признание всегда является актом доброй воли со стороны признающего государства.
Международному праву известны случаи отказа от признания. В некоторых случаях признание вообще недопустимо.
Признание правительств происходит одновременно с признанием нового государства
9. Межгосударственное правопреемство: понятие, основные теории, основания.
Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной волей этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Теории правопреемства государств: теория универсального правопреемства, теория частичного правопреемства, теория правопреемственности, теория «неправопреемственности», теория tabula rasa, теория континуитета. Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходят к его правопреемнику.
Основное содержание частичного правопреемства: Г-предшественник сохраняет такие договорные П и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Г-преемник не наследует таких П и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении.
Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении гос строя. Новое юридическое лицо принимает на себя П и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.
Согласно теории «неправопреемственности» обязанности Г-предшественника не передаются Г-правопреемнику. П же переходят в руки лица, стоявшего во главе Г.
В соответствии с теорией tabula rasa («чистой доски») новое Г не связано межд-ми договорами Г-предшественника.
По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. Например, Россия в 1991 г. провозгласила себя правопродолжателем СССР. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного Г и межд-й организации в качестве субъекта МП.
10. Правопреемство в отношении международных договоров. Концепция континуитета России.
Правопреемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединяющихся стран, продолжают действовать в отношении государства-преемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу к указанной территории.
Принцип континуитета – это продолжение действия договора в отношении государство - приемника, если иное не согласовано заинтересованными государствами или если это не противоречит объекту и цели данного договора.
Процесс правопреемства в связи с прекращением существования СССР (континуитет России) - продолжение Россией осуществления предусмотренных в договорах прав и обязательств бывшего СССР.
Этот континуитет начал складываться с согласия других правопреемников СССР, которые в связи с прекращением его существования поддержали Россию в том, чтобы она "продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", как предусмотрено в решении Совета глав государств СНГ от 22 декабря 1991 г. Континуитет в отношении членства в ООН и других международных организациях означал и продолжение участия в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в договорных актах, на основе которых функционируют другие организации.
Россия имела достаточные основания нотифицировать другим государствам, что посольства и консульства бывшего СССР следует рассматривать "в качестве дипломатических и консульских представительств Российской Федерации" и что она "продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров СССР", и просит рассматривать ее в качестве стороны всех таких действующих договоров "вместо Союза ССР".
Континуитет России обусловлен не только согласием на него других правопреемников бывшего СССР и принятием его почти всеми участниками международного общения, но и рядом объективных факторов.
К их числу относится прежде всего неделимость статуса великой державы и ее общей политико-правовой ответственности в мире, которые, как уже указывалось, Россия унаследовала от СССР, являвшегося постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Еще один фактор, обусловливающий континуитет России, состоит в неприменимости норм правопреемства к определенной категории договоров. Речь идет о таких случаях, когда применение договора, заключенного государством-предшественником, в отношении государств,
являющихся его преемниками, "было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия.
Континуитет России отнюдь не противопоставляется правопреемству как таковому, а должен трактоваться как его специфическое проявление в случае, когда при разделении государства юридически, политически да и практически оказывается возможным признание лишь одного из возникших таким образом новых государств в качестве правопреемника в отношении членства в международных организациях, участия в некоторых договорах или применения их отдельных положений (например, о функциях депозитария) и невозможным выступление в этом качестве других государств, также возникших на месте прекратившего свое существование государства-предшественника.
11. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Особенности правопреемства после распада СССР.
Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей государства к другому государству или смена государства другим государством в ответственности за международные отношения
Одним из ключевых вопросов после распада СССР был вопрос о правопреемстве СССР, включавший договоры государства, государственную собственность, архивы страны и долги.
Континуитет — это непрерывность существования государственного образования как субъекта международного права при его временном исчезновении как социального организма. Принцип континуитета работает в случае глобальных государственных изменений — революция или смена существующего государственного режима, полный распад государства.
Российская Федерация относится к государствам-продолжателям. Как продолжатель имущественных и территориальных прав РСФСР, она является продолжателем СССР в вопросах выполнения обязательств по договорам СССР. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН, стала обладателем советского оружия массового поражения, зарубежных имущества и долгов СССР.
В Соглашении о создании СНГ, которое было заключено в Минске 8 декабря 1991 года, страны-участники приняли обязательства по выполнению международных обязательств, оставшихся после распада СССР. Всеми государствами был признан факт, что членство СССР в ООН продолжится Российской Федерацией.
• воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;
• добросовестно выполнять свои обязательства.
Международные организации как производные или вторичные субъекты международного права отличаются от государств (первичных субъектов) прежде всего тем, что у международных организаций отсутствует суверенитет. Отсюда следует сделать заключение: основой международной правосубъектности государств является их суверенитет, а международная правосубъектность международных организаций носит договорно-правовой характер.
Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции.
Основными компонентами международной правосубъектности международных межправительственных организаций признаются:
1) договорная правоспособность является важной составляющей международной правосубъектности международной организации, которая вступает в договорные взаимоотношения как с государствами, так и с другими организациями. Данные взаимоотношения регулируются Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.
2) участие в международном нормотворчестве. Это – деятельность международной организации, направленная на создание, изменение, совершенствование или отмену международно-правовых норм. Объем, виды и направления правотворчества международных организаций строго определены в их учредительных актах.
наличие привилегий и иммунитетов. ММПО как субъекты международного права обладают определенными привилегиями и иммунитетами. Привилегиями и иммунитетами обладают не только международные организации, но и их персонал. Источниками регулирования привилегий и иммунитетов являются в первую очередь учредительные акты международных организаций. Эти аспекты также регулируются:
• – специальными международными договорами (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.);
• – двусторонними международными договорами между соответствующей международной организацией и правительством того государства, на территории которого расположена ее штаб-квартира или ее представительство
8. Институт признания в международном праве. Основные теории признания.
Признание в международном праве – это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.
Акт, противоположный признанию, именуется протестом. Он выражает несогласие с правомерностью того или иного действия. Существенное юридическое значение приобретают признание или протест в отношении таких событий, как появление национально-освободительного движения, движения и сопротивления агрессоров, признание статуса воюющей и статуса восставшей стороны во внутригосударственном конфликте.
Признание государств имеет место в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств и т. д. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. В теории международного права существуют две основные концепции о признании института признания государств:
Декларативная теория исходит из того, что государство считается субъектом международно- правовых отношений с момента собственного появления. Признание не может наделять государство правосубъектностью международного типа, а только может констатировать эту правосубъектность, оно может способствовать входу нового государства в систему межгосударственных взаимных отношений. Представителем данной теории является Мартенс.
Конститутивная теория базирована на совершенно противоположном положении, согласно которому образование государства не равно образованию субъекта международного права; им оно может становиться лишь после получения признания от иных государств. Эта теория поставила международную правосубъектность государств в зависимость от их признания иными государственными образованиями. Непризнанное государство находится как бы снаружи от круга международного общения из-за отсутствия возможности реализации собственных основных прав и обязанностей, установлении стабильных межгосударственных отношений. Признание, этим образом, «собирало» государство как международно-правовой субъект. Данная теория оправдала весь произвол и вмешательство во внутренние дела появлявшихся государств.
Международное право не устанавливает обязанности признания. Признание всегда является актом доброй воли со стороны признающего государства.
Международному праву известны случаи отказа от признания. В некоторых случаях признание вообще недопустимо.
Признание правительств происходит одновременно с признанием нового государства
9. Межгосударственное правопреемство: понятие, основные теории, основания.
Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной волей этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Теории правопреемства государств: теория универсального правопреемства, теория частичного правопреемства, теория правопреемственности, теория «неправопреемственности», теория tabula rasa, теория континуитета. Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходят к его правопреемнику.
Основное содержание частичного правопреемства: Г-предшественник сохраняет такие договорные П и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Г-преемник не наследует таких П и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении.
Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении гос строя. Новое юридическое лицо принимает на себя П и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.
Согласно теории «неправопреемственности» обязанности Г-предшественника не передаются Г-правопреемнику. П же переходят в руки лица, стоявшего во главе Г.
В соответствии с теорией tabula rasa («чистой доски») новое Г не связано межд-ми договорами Г-предшественника.
По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. Например, Россия в 1991 г. провозгласила себя правопродолжателем СССР. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного Г и межд-й организации в качестве субъекта МП.
10. Правопреемство в отношении международных договоров. Концепция континуитета России.
Правопреемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединяющихся стран, продолжают действовать в отношении государства-преемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу к указанной территории.
Принцип континуитета – это продолжение действия договора в отношении государство - приемника, если иное не согласовано заинтересованными государствами или если это не противоречит объекту и цели данного договора.
Процесс правопреемства в связи с прекращением существования СССР (континуитет России) - продолжение Россией осуществления предусмотренных в договорах прав и обязательств бывшего СССР.
Этот континуитет начал складываться с согласия других правопреемников СССР, которые в связи с прекращением его существования поддержали Россию в том, чтобы она "продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", как предусмотрено в решении Совета глав государств СНГ от 22 декабря 1991 г. Континуитет в отношении членства в ООН и других международных организациях означал и продолжение участия в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в договорных актах, на основе которых функционируют другие организации.
Россия имела достаточные основания нотифицировать другим государствам, что посольства и консульства бывшего СССР следует рассматривать "в качестве дипломатических и консульских представительств Российской Федерации" и что она "продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров СССР", и просит рассматривать ее в качестве стороны всех таких действующих договоров "вместо Союза ССР".
Континуитет России обусловлен не только согласием на него других правопреемников бывшего СССР и принятием его почти всеми участниками международного общения, но и рядом объективных факторов.
К их числу относится прежде всего неделимость статуса великой державы и ее общей политико-правовой ответственности в мире, которые, как уже указывалось, Россия унаследовала от СССР, являвшегося постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Еще один фактор, обусловливающий континуитет России, состоит в неприменимости норм правопреемства к определенной категории договоров. Речь идет о таких случаях, когда применение договора, заключенного государством-предшественником, в отношении государств,
являющихся его преемниками, "было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия.
Континуитет России отнюдь не противопоставляется правопреемству как таковому, а должен трактоваться как его специфическое проявление в случае, когда при разделении государства юридически, политически да и практически оказывается возможным признание лишь одного из возникших таким образом новых государств в качестве правопреемника в отношении членства в международных организациях, участия в некоторых договорах или применения их отдельных положений (например, о функциях депозитария) и невозможным выступление в этом качестве других государств, также возникших на месте прекратившего свое существование государства-предшественника.
11. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Особенности правопреемства после распада СССР.
Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей государства к другому государству или смена государства другим государством в ответственности за международные отношения
Одним из ключевых вопросов после распада СССР был вопрос о правопреемстве СССР, включавший договоры государства, государственную собственность, архивы страны и долги.
Континуитет — это непрерывность существования государственного образования как субъекта международного права при его временном исчезновении как социального организма. Принцип континуитета работает в случае глобальных государственных изменений — революция или смена существующего государственного режима, полный распад государства.
Российская Федерация относится к государствам-продолжателям. Как продолжатель имущественных и территориальных прав РСФСР, она является продолжателем СССР в вопросах выполнения обязательств по договорам СССР. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН, стала обладателем советского оружия массового поражения, зарубежных имущества и долгов СССР.
В Соглашении о создании СНГ, которое было заключено в Минске 8 декабря 1991 года, страны-участники приняли обязательства по выполнению международных обязательств, оставшихся после распада СССР. Всеми государствами был признан факт, что членство СССР в ООН продолжится Российской Федерацией.