Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все страны-участники СНГ имели право выразить согласие или несогласие с теми или иными договорами, заключенными советским государством, и многие бывшие республики СССР активно это право использовали. К примеру, Решения 1992 года об участии стран-участниц СНГ в Договоре СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 1987 года) и в Договоре СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (от 1972 года), страны-правопреемники Советов выразили согласие на соблюдение своих обязательств с учетом территорий республик и национальных интересов.

Страны СНГ, кроме Украины и Белоруссии, обладали независимостью при заключении соглашений о разоружении, правах человека, вступлении в ООН и так далее. Для решения вопросов, касающиеся урегулирования правопреемства государств после распада СССР, Совет глав государств Содружества 20 марта 1992 года сформировал Комиссию по правопреемству договоров, представляющих взаимные интересы, государственную собственность, долги и активы бывшего СССР. Как результат функционирования комиссии между странами бывшего СССР было заключено большое количество договоров.

Среди прочих многосторонних соглашений, регламентирующих аспекты правопреемства, следует выделить:

  • Договор о правопреемстве бывшего государственного долга и внешних активов СССР от 1991 года;

  • Договор стран СНГ о собственности СССР от 1991 года;

  • Договор о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года;

  • Декларация государств СНГ о международных обязательствах в сфере прав человека и основных свобод от 1993.

Соглашение о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года регулировало аспекты правопреемства движимого и недвижимого имуществ Советского Союза за границей, находившегося в момент правопреемства в государственном владении, пользовании или распоряжении. Под имуществом понимались:

  • недвижимость, использовавшаяся дипломатическими или консульскими представительствами страны;

  • инфраструктура страны за границей и прибыли от эксплуатации этого имущества;

  • доходы от реализации государственного имущества;

  • имущество СССР и доходы от предприятий юридических лиц, находившихся в ведомстве страны;

  • доход от выполнения различных работ по международным договорам СССР.

Собственность СССР была разделена и распределена во владение стран в следующем процентном отношении:


  • Белоруссия получила 4,13%;

  • Казахстан получил 3,86%;

  • Россия получила 61,36%;

  • Украина получила 16,37%.

Общая доля не вошедших в Содружество Независимых Государств Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии составила 4,77%, что не было предусмотрено вышеописанным Соглашением.

В 1992-94 годах были заключены соглашения между Россией с одной стороны, и Арменией, Азербайджаном, Молдовой, Узбекистаном, Таджикистаном, и Украиной – с другой. В соглашениях затрагивались вопросы правопреемства внешних долговых обязательств прекратившего существование СССР. Большая часть соглашений действует с 1996 года. Соглашение между РФ и Украиной о вопросах правопреемства в отношении внешних государственных долгов и активов СССР до сих пор не действует в связи с невыполнением украинской стороной всех необходимых процедур.

В Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов СССР 1992 года вошли все участники СНГ кроме Грузии. Исходя из положений этого Соглашения, его участники не претендуют на различные архивы Российской Империи или СССР, находящиеся вне страны. В том случае, если архивы и документы находятся на территории бывших республик, то владение ими переходит новым государствам. Участники Соглашения гарантировали обеспечить исследователям доступ к архивам при соблюдении законодательства, а также подтверждать юридическую силу справок и документов, выданных архивами стран-участниц СНГ.

Относительно долгов перед «Парижским клубом» правительство РФ 4 января 1992 года подписало Соглашение об отсрочке задолженности СССР и его правопреемников всем официальным внешним кредиторам.

Российское Правительство 2 апреля 1993 года заявило, что признает весь внешний долг СССР, подтвердило связанные с ним обязательства и намерения в полном объеме погасить внешний долг СССР.

Для исполнения взятых долговых обязательств российское Правительство подписало:

  • в 1994 году Соглашение о консолидации долга с Правительством Франции;

  • в 1997 году Соглашение о реструктуризации внешнего долга РФ и СССР с Правительством ФРГ;

  • в 2000 году Соглашение о регулировании платежных обязательств РФ по внешнему долгу СССР с Правительством Швейцарской Конфедерации;

  • Соглашение о регулировании платежных обязательств РФ по внешнему долгу СССР с Правительством США в 2000 году.




12. . Основные принципы современного международного права: понятие, содержание, юридическое закрепление.

Принципы современного международного права определяются как общепризнанные нормы международного права и руководящие правила поведения субъектов, обладающие высшей юридической силой и имеющие значение для регулирования международных отношений.

Принципы современного международного права возникли как результат международной практики государств и иных субъектов международного права.

Таким образом, принципы современного международного права являются нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех участников международных отношений.

Принципы международного права отличаются следующими особенностями:

  • носят универсальный, общепризнанный и основополагающий характер;

  • обладают высшей юридической силой и имеют императивный характер (jus cogens) и занимают главное место в системе современного международного права. Они не могут быть изменены или отменены государствами;

  • действуют во всех сферах международных отношений;

  • имеют высшую юридическую силу в отношении иных норм международного права;

  • взаимообусловлены и взаимосвязаны, их нельзя рассматривать по отдельности, и каждый из них должен рассматриваться в контексте других принципов. Данное положение закреплено в Декларации о принципах международного права;

  • закреплены в Уставе ООН; в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (далее — Заключительный акт СБСЕ 1975 г.).

  • Принцип суверенного равенства государств

все государства равны, имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества независимо от их экономического, социального, политического или иного характера.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. включены следующие основные элементы понятия суверенного равенства:

  1. государства юридически равны;

  2. каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

  3. каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

  4. территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

  5. каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

  6. каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.





  • Принцип невмешательства во внутренние дела государств


Он закреплен в п. 7 ст. 2 Устава ООН, но его содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства 1981 г.

Невмешательство во внутренние дела означает, что государствам или международным организациям категорически запрещено вмешиваться в дела другого государства без правовой основы. Цель состоит в том, чтобы заставить промежуточное государство следовать определенной политике в его внутренних делах. Это вмешательство также направлено на ограничение свободы государства и нападение на суверенитет и независимость.


  • Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях


В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. «каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства». В Декларации также говорится, что «агрессивная война является преступлением против мира» и налагает строгую ответственность на государство, которое прибегает к такой войне. Этот принцип запрещает следующее.

1. Угрозу силой или ее применение с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ.

2. Угрозу силой или ее применение с целью нарушения международных демаркационных линий.

3. Акты репрессалий, связанных с применением силы.

4. Насильственные действия, лишающих народы, о которых говорится в изложении принципа равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость.

5. Организацию или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

6. Организацию, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты связаны с угрозой силой или ее применением.