Файл: Про темперамент индивидуальные свойства личности, определяющие динамические характеристики психической деятельности и его поведения.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Неопределенность ролей (неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидает руководитель);
. Существуют и иные факторы.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, плохого освещения на рабочем месте, отклонение от температурной нормы на рабочем месте или чрезмерного шума. Необоснованные требования сотрудников к друг другу [33, с. 98-105] могут вызывать стресс. В отдельную подгруппу организационных стрессоров необходимо вынести специфические стрессоры, связанные со спецификой труда работника органа защиты населения. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей.
.) управленческий труд связан с пeрeгрузкaми, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой.
.) любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности.
.) руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при не возможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создаёт ощущение неполного контроля над событиями.
.) для упрaвленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия. Руководитель время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческие потенциал.
Есть данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. Слишком низкий уровень стресса иногда работника может привести даже к снижению производительности труда. Утверждается, что легкий стресс для работника, например, новый кабинет или неожиданный выговор, может оказать положительное воздействие на работника, поскольку вынуждают работника призываться для самоутверждения в новых условиях.
Легкий стресс также приводит к усилению активности, улучшает кровообращение, в конечном итоге, к новым производственным успехам. Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны человека [34, с. 34].
Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии человека. В конце концов, стресс вызывает заболевания, упадок сил. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве научной литературе достаточно подробно.
В то время как взаимосвязи между физическим здоровьем и стрессом уделяется пристальное внимание, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не настолько подробно. Но в то же время имеются данные, что есть прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как агрессия, жалобы, саботаж, враждебное поведение. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, сопротивлению указаниям руководителей, занижению самооценки работника, неспособности сосредоточиться и принять решение на работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.
Высoкий уровень стресса не всегда оказывает заметное воздействие, но абсолютно реальное воздействие на эффективность работы. Так, например, сотрудник постоянно подвергающиеся воздействию стресса, у него появляются резкие перепады настроения, и их подчинённые вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идeт о серьёзных вопросах.
Иногда сотрудники осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям работодателя, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуверенности. В подобном состоянии они могут откладывать принятие решений, медлить. И, наконец, они недовольны, когда руководитель пытается их вернуть в рабочие состояние.
Еще одним стороной воздействия стресса является изменение в поведении человека. Прямыми результатами cильных стресcов на работе могут являться такие поведенческие реакции, как переедание либо недоедание, злоупотребление алкоголя, наркотическими средствами, антидепрессантами курением.
Можно также отметить взаимосвязь человека между его реакцией на стресс и темпераментом. Специалисты утверждают, что у флегматиков - интровертов действие стресса снижает активность щитовидной железы, повышает уровень сахара в крови, замедляет обмен веществ. У холериков стрессовая реакция это гнев. Вот почему они чаще всех страдают гипертонией, язвенным колитом, язвой желудка. У меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны например испугом или тревогой, нервной тревожностью. В стрессовых ситуациях флегматики нажимают на еду, в результате чего могут становиться плотнее. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники-экстраверты.
Из этого всего следует, что в производственной обстановке, работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы». Это определение, данное Гайллардом, обобщающий результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (кaк бы он ни определялся для ситуации конкретного индивида) мoжет привести к ухудшению трудовых показателей, затруднениям в общении с людьми, учащению несчастных случаев на рабочем месте, сотрудника более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности, самоуверенности и проблемам, связанных со здоровьем.
Анализируя научную литературу по стрессоустойчивости и стрессу позволил нам сформулировать определение стресса и стрессоустойчивости
Итак:
Стрессоустойчивость - это сaмоценка возможность и способность преодолеть экстремальную ситуации, связанную с возможностью личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы реагирования, адаптации, поведения, и т.д.
Стресс - это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека.
1.5 Стресс и стрессоустойчивость в деятельности социального работника
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях, умений применять их на практике, а также действительно неординарных личностных качеств. В специальной литературе чаще всего отличают такие качества: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, эмпатийность, терпимость, адекватная самооценка и др. В число важнейших личностных характеристик представляется необходимым включить также и стрессоустойчивость. По результатам ряда социально-психологических исследований среди социальных работников, а также учитывая специфику объектов их деятельности, именно стрессоустойчивость нужна социономам для сохранения своего психического здоровья.
Факторов, вызывающих состояние стресса, сегодня так много и они так часто возникают, что происходит настоящая «бомбардировка тревожными сигналами», и стрессовая ситуация становится перманентной. Главным среди стресс-факторов и наименее поддающимся «укрощению» является работа. Для социального работника стрессогенные ситуации обусловлены прежде всего спецификой деятельности и спецификой объекта работы (клиента).
Условно можно выделить два типа «трудных» клиентов. Первый тип «трудного» клиента - это тип асоциальной агрессивной личности, взрывной и импульсивный. Эти люди не удовлетворены размером денежного содержания и не располагают социально приемлемыми средствами разрешения этого вопроса. Объективные обстоятельства их жизни таковы, что вызывают искреннее сочувствие. Однако эти люди имеют ярко выраженную потребительскую установку и экстрапунитивную направленность. Их поведение отличается непредсказуемостью и представляет иногда реальную угрозу безопасности взаимодействующего с ними администратора.
Второй тип «трудного» клиента - это астеничные, депрессивные люди, неудовлетворенные размером своей пенсии или пособия, и по-своему настойчиво добивающиеся его пересмотра. В отличие от клиентов первого типа они действительно не понимают, почему им выплачивается меньшая сумма, чем кому-то из их знакомых. Объяснить это бывает крайне непросто в силу обидчивости, мнительности и подозрительности людей такого типа. Работников социальных служб они нередко подозревают в подлогах, сокрытии и хищении денег. Если к отмеченным качествам присоединяется психическая неуравновешенность клиента, он может закончить беседу с администратором аффективной вспышкой, не менее сильной, чем у клиентов первого типа.
Выделенные типы клиентов, по нашему мнению, наиболее травмируют психическое здоровье социального работника.
Вместе с тем каждый социальный работник ощущает влияние таких характеристик деятельности как:
1) высокая интенсивность общения с людьми и дефицит времени в работе с клиентами (из-за наличия очереди);
) принятие решения в условиях недостоверной информации (проще говоря, обмана со стороны клиента);
) повышенная критичность (или открытые нападки) со стороны клиента;
) высокая ответственность за принимаемые решения, так как инспектор имеет дело с материальными ценностями;
) ролевая неполноценность - должностное лицо не выполняет законы, которые он должен проводить в жизнь как представитель данной социальной роли по независящим от него причинам. Отсюда - чувство вины, не дающее покоя особенно тем администраторам, которые отличаются глубокой эмоциональной вовлеченностью и выраженной мотивацией «помочь обездоленным»;
) роль «козлов отпущения» - работники службы выступают как объект, на который население «сбрасывает» свои негативные эмоции из-за сложившейся в стране ситуации и положения, в котором они оказались.
Все перечисленные факторы оказывают разное воздействие, поскольку существуют большие различия в восприятии одних и тех же стрессовых ситуаций. При этом значительную роль в противодействии им и сохранении своей психической целостности, как уже отмечалось, играет стрессоустойчивость работника социальной службы. Исследование стрессоустойчивости и влияния стресса на деятельность, на наш взгляд, следует проводить в следующих направлениях:
) изучение индивидуальной стрессовой реактивности;
) исследование изменений в поведении при стрессе.
Можно выделить ряд методологических подходов в исследовании первого вопроса.
. Широко используется метод определения социальной интроверсии - экстраверсии с помощью опросника Айзенка.
. Исследования так называемой социальной поле зависимости. Они проистекают из сопоставлений индивидуальных показателей сенсорной поле зависимости индивида с его представлениями себя в социальном окружении.
. Метод определения «точки опоры» субъекта при организации и выполнении им своих социальных действий: на себя, на свои силы или же на окружающих людей, на внешние события (предложен Роттером).
. Метод дифференцированного определения двух видов тревожности, предложенный Спилбергером и адаптированный Ханиным. Исследование по данной методике проводилось в одном из отделов социальной защиты населения г. Ярославля в 1997 году. По его результатам 65% (13 человек) сотрудников имеют высокий уровень ситуативной тревожности. Уровень личностной тревожности выше нормы у 90% (18 человек). Эти цифры подтверждают высокую стрессогенность социальной работы как вида деятельности.
Поскольку социальная работа относится к числу профессий, в которых основным содержанием деятельности является прямое межличностное общение, то наиболее заметным проявлением стресса может быть именно измененное общение.