Файл: Инклюзивные технологии в профессиональной деятельности рабочая программа дисциплины.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11.3. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Учебным планом не предусмотрено.
11.4 РЕФЕРАТ
Учебным планом не предусмотрено. Рекомендуется выполнение реферата. Примерная тематика рефератов.
1. Суть и основные положения концепции инклюзивного обучения лиц со специальными образовательными потребностями.
2. Понятие инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ.
3. Анализ нормативно-правовой базы инклюзивного обучения в международных документах.
4. Анализ нормативно-правовой базы инклюзивного обучения в Российской
Федерации.
5. Видные ученые-дефектологи о реализации проблемы инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
6. Инклюзивное и совместное обучение: обоснование их принципиальных различий.
7. Внешние условия эффективной инклюзии ребенка с проблемами в развитии.
8. Внутренние условия эффективной инклюзии детей с ОВЗ.
9. Модели инклюзивного обучения: анализ и характеристики.
10. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ как новая образовательная практика.
11. Базовые предпосылки эффективного инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
12. Разработка проблем инклюзивного обучения в различных научных дисциплинах.
13. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России.
14. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ за рубежом.
15. Особенности личностного развития ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивного обучения.
16. Выбор моделей инклюзии в зависимости от глубины и структуры дефекта развития у детей с ОВЗ.
17. Социологические исследования в выявлении мнения различных групп респондентов о реализации идеи инклюзивного обучения.
18. Анализ мнений респондентов о внедрении интегрированного обучения.
19. Алгоритмы внедрения инклюзивного обучения детей с проблемами в развитии в широкую практику образования.
20. Значение деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов при внедрении идеи инклюзии детей с ОВЗ в практику массовых общеобразовательных школ и детских садов.
21. Роль семьи и школы в адаптации ребенка с ОВЗ к обучению в условиях его инклюзии в массовой школе или детском саду.
22. Основные этапы реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ в массовые общеобразовательные учреждения.
23. Роль психолого-медико-педагогического консилиума массовой школы или детского сада в эффективной реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
12. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы включают:
12
12.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
ОП (дисциплины)
Тематическая структура дисциплины
№
ДЕ
Наименование модуля
(дидактические
единицы)
№
п.п.
Тема задания
Перечень
планируемых
результатов
обучения (ПРО)
1.
Определение
инклюзивного
образования.
Этикометодологически
е аспекты
инклюзивного и
интегрированного
образования
11.
Особенности состояния здоровья современных школьников. Актуальные вопросы модернизации специального образования.
УК-9
12.
Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью. Определение инклюзивного образования.
Обоснование необходимости инклюзивного образования.
13.
Специфика инклюзивного и интегрированного образования. Инклюзивное и интегрированное обучение и воспитание детей с особыми возможностями здоровья в контексте стратегии гуманизации процесса образования.
14.
Этикометодологические аспекты инклюзивного и интегрированного образования.
15.
Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия. Проблемы и перспективы инклюзивного образования.
2.
Опыт России и стран
зарубежья в
реализации
инклюзивного и
интегрированного
обучения
16.
Обзор опыта российской системы образования в реализации инклюзивного подхода к детям с особыми возможностями здоровья.
Образ инклюзивного и интегрированного образования в массовом сознании россиян.
УК-9
17.
Обзор моделей инклюзивного и интегрированного образования детей с особыми
13
образовательными потребностями
3.
Организация
инклюзивного
воспитания и обучения
детей с особыми
возможностями
здоровья в
раннем и дошкольном
возрасте
18.
Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со сверстниками. Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
УК-9 19.
Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрастов дошкольных образовательных учреждениях.
20.
Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике Российского образования.
12.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
их формирования, описание шкал оценивания
№
пп
Компетенция
Виды оценочных средств используемых для оценки
компетенций по дисциплине
Вопросы для зачета
Тестирование
Реферат
1
УК-9
+ (1-18 вопросы)
+
+
12.3. Описание критериев и показателей оценивания компетенций и описание шкал
оценивания при использовании различных видов оценочных средств
12.3.1. Вопросы для зачета
При оценке знаний на зачете учитывается:
1. Уровень сформированности компетенций.
2. Уровень усвоения теоретических положений дисциплины, правильность формулировки основных понятий и закономерностей.
3. Уровень знания фактического материала в объеме программы.
4. Логика, структура и грамотность изложения вопроса.
5. Умение связать теорию с практикой.
6. Умение делать обобщения, выводы.
14
3.
Организация
инклюзивного
воспитания и обучения
детей с особыми
возможностями
здоровья в
раннем и дошкольном
возрасте
18.
Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со сверстниками. Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
УК-9 19.
Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрастов дошкольных образовательных учреждениях.
20.
Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике Российского образования.
12.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
их формирования, описание шкал оценивания
№
пп
Компетенция
Виды оценочных средств используемых для оценки
компетенций по дисциплине
Вопросы для зачета
Тестирование
Реферат
1
УК-9
+ (1-18 вопросы)
+
+
12.3. Описание критериев и показателей оценивания компетенций и описание шкал
оценивания при использовании различных видов оценочных средств
12.3.1. Вопросы для зачета
При оценке знаний на зачете учитывается:
1. Уровень сформированности компетенций.
2. Уровень усвоения теоретических положений дисциплины, правильность формулировки основных понятий и закономерностей.
3. Уровень знания фактического материала в объеме программы.
4. Логика, структура и грамотность изложения вопроса.
5. Умение связать теорию с практикой.
6. Умение делать обобщения, выводы.
14
№ пп
Оценка
Шкала
1
Отлично
Студент должен:
- продемонстрировать глубокое и прочное усвоение знаний программного материала;
- исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно изложить теоретический материал;
- правильно формулировать определения;
- продемонстрировать умения самостоятельной работы с литературой;
- уметь сделать выводы по излагаемому материалу.
2
Хорошо
Студент должен:
- продемонстрировать достаточно полное знание программного материала;
- продемонстрировать знание основных теоретических понятий;
достаточно последовательно, грамотно и логически стройно излагать материал;
- продемонстрировать умение ориентироваться в литературе;
- уметь сделать достаточно обоснованные выводы по излагаемому материалу.
3
Удовлетворительно
Студент должен:
- продемонстрировать общее знание изучаемого материала;
- показать общее владение понятийным аппаратом дисциплины;
- уметь строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;
- знать основную рекомендуемую программой учебную литературу.
4
Неудовлетворительно Студент демонстрирует:
- незнание значительной части программного материала;
- не владение понятийным аппаратом дисциплины;
- существенные ошибки при изложении учебного материала;
- неумение строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;
- неумение делать выводы по излагаемому материалу.
5
Зачтено
Выставляется при соответствии параметрам экзаменационной шкалы на уровнях «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно».
6
Не зачтено
Выставляется при соответствии параметрам экзаменационной шкалы на уровне
«неудовлетворительно».
12.3.2. Тестирование
№ пп
Оценка
Шкала
1
Отлично
Количество верных ответов в интервале: 71-100%
2
Хорошо
Количество верных ответов в интервале: 56-70%
15
3
Удовлетворительно
Количество верных ответов в интервале: 41-55%
4
Неудовлетворительно Количество верных ответов в интервале: 0-40%
5
Зачтено
Количество верных ответов в интервале: 41-100%
6
Не зачтено
Количество верных ответов в интервале: 0-40%
12.3.3. Реферат
Выполняется в письменной форме. При оценке реферата учитывается:
1. Правильность оформления реферата.
2. Уровень сформированности компетенций.
3. Уровень усвоения теоретических положений дисциплины, правильность формулировки основных понятий и закономерностей.
4. Уровень знания фактического материала в объеме программы.
5. Логика, структура и грамотность изложения письменной работы.
6. Умение связать теорию с практикой.
7. Умение делать обобщения, выводы.
№ пп
Оценка
Шкала
1
Отлично
Студент должен:
- продемонстрировать глубокое и прочное усвоение знаний программного материала;
- исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно изложить теоретический материал;
- правильно формулировать определения;
- продемонстрировать умения самостоятельной работы с литературой;
- уметь сделать выводы по излагаемому материалу.
2
Хорошо
Студент должен:
- продемонстрировать достаточно полное знание программного материала;
- продемонстрировать знание основных теоретических понятий;
достаточно последовательно, грамотно и логически стройно излагать материал;
- продемонстрировать умение ориентироваться в литературе;
- уметь сделать достаточно обоснованные выводы по излагаемому материалу.
3
Удовлетворительно
Студент должен:
- продемонстрировать общее знание изучаемого материала;
- показать общее владение понятийным аппаратом дисциплины;
- уметь строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;
- знать основную рекомендуемую программой учебную литературу.
4
Неудовлетворительно Студент демонстрирует:
- незнание значительной части программного материала;
- не владение понятийным аппаратом дисциплины;
- существенные ошибки при изложении учебного
16
материала;
- неумение строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;
- неумение делать выводы по излагаемому материалу.
5
Зачтено
Выставляется при соответствии параметрам экзаменационной шкалы на уровнях «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно».
6
Не зачтено
Выставляется при соответствии параметрам экзаменационной шкалы на уровне
«неудовлетворительно».
12.4. Типовые контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений, навыков
и (или) опыта деятельности
12.4.1. Вопросы для зачета
1. Особенности состояния здоровья современных школьников.
2. Актуальные вопросы модернизации специального образования.
3. Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью.
4. Определение инклюзивного образования.
5. Обоснование необходимости инклюзивного образования.
6. Специфика инклюзивного и интегрированного образования.
7. Инклюзивное и интегрированное обучение и воспитание детей с особыми возможностями здоровья в контексте стратегии гуманизации процесса образования.
8. Этикометодологические аспекты инклюзивного и интегрированного образования.
9. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия.
10. Проблемы и перспективы инклюзивного образования.
11. Обзор опыта российской системы образования в реализации инклюзивного подхода к детям с особыми возможностями здоровья.
12. Образ инклюзивного и интегрированного образования в массовом сознании россиян.
13. Обзор трёх моделей инклюзивного и интегрированного образования детей с особыми образовательными потребностями.
14. Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со сверстниками.
15. Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
16. Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями.
17. Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья.
18. Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике Российского образования.
12.4.2. Банк тестовых заданий
Тематическая структура дисциплины
№
ДЕ
Наименование модуля
(дидактические
единицы)
№
п.п.
Тема задания
Перечень
планируемых
результатов
17
- неумение строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;
- неумение делать выводы по излагаемому материалу.
5
Зачтено
Выставляется при соответствии параметрам экзаменационной шкалы на уровнях «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно».
6
Не зачтено
Выставляется при соответствии параметрам экзаменационной шкалы на уровне
«неудовлетворительно».
12.4. Типовые контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений, навыков
и (или) опыта деятельности
12.4.1. Вопросы для зачета
1. Особенности состояния здоровья современных школьников.
2. Актуальные вопросы модернизации специального образования.
3. Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью.
4. Определение инклюзивного образования.
5. Обоснование необходимости инклюзивного образования.
6. Специфика инклюзивного и интегрированного образования.
7. Инклюзивное и интегрированное обучение и воспитание детей с особыми возможностями здоровья в контексте стратегии гуманизации процесса образования.
8. Этикометодологические аспекты инклюзивного и интегрированного образования.
9. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия.
10. Проблемы и перспективы инклюзивного образования.
11. Обзор опыта российской системы образования в реализации инклюзивного подхода к детям с особыми возможностями здоровья.
12. Образ инклюзивного и интегрированного образования в массовом сознании россиян.
13. Обзор трёх моделей инклюзивного и интегрированного образования детей с особыми образовательными потребностями.
14. Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со сверстниками.
15. Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
16. Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями.
17. Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья.
18. Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике Российского образования.
12.4.2. Банк тестовых заданий
Тематическая структура дисциплины
№
ДЕ
Наименование модуля
(дидактические
единицы)
№
п.п.
Тема задания
Перечень
планируемых
результатов
17
обучения (ПРО)
1.
Определение
инклюзивного
образования.
Этикометодологически
е аспекты
инклюзивного и
интегрированного
образования
21.
Особенности состояния здоровья современных школьников. Актуальные вопросы модернизации специального образования.
УК-9
22.
Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью. Определение инклюзивного образования.
Обоснование необходимости инклюзивного образования.
23.
Специфика инклюзивного и интегрированного образования. Инклюзивное и интегрированное обучение и воспитание детей с особыми возможностями здоровья в контексте стратегии гуманизации процесса образования.
24.
Этикометодологические аспекты инклюзивного и интегрированного образования.
25.
Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия. Проблемы и перспективы инклюзивного образования.
2.
Опыт России и стран
зарубежья в
реализации
инклюзивного и
интегрированного
обучения
26.
Обзор опыта российской системы образования в реализации инклюзивного подхода к детям с особыми возможностями здоровья.
Образ инклюзивного и интегрированного образования в массовом сознании россиян.
УК-9
27.
Обзор моделей инклюзивного и интегрированного образования детей с особыми образовательными потребностями
3.
Организация
инклюзивного
воспитания и обучения
детей с особыми
возможностями
28.
Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со
УК-9 18
здоровья в
раннем и дошкольном
возрасте
сверстниками. Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
29.
Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрастов дошкольных образовательных учреждениях.
30.
Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике Российского образования.
Содержание тестовых материалов
1. Задание
Гуманитарная образовательная парадигма определяет ядром инклюзивного образования
Выберите один ответ:
Обучаемого, усваивающего фрагменты социального опыта
Учащегося, не имеющего ограничений в здоровье, усваивающего моральные нормы и принципы
Человека, учащего и воспитывающего себя
2. Задание
Внедрение инклюзивного образования в учреждении предполагает активное вовлечение в процесс:
Выберите один ответ:
Родителей учащихся
Администрации образовательного учреждения
Всех перечисленных лиц
Учителей образовательного учреждения
Учащихся
3. Задание
Сколько разделов в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)?
Выберите один ответ:
Четыре
Шесть
Пять
19
4. Задание
Стандарт ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяется к правоотношениям, возникшим с
Выберите один ответ:
1 января 2015 года
1 сентября 2015 года
1 сентября 2016 года
5. Задание
К какой категории детей, в соответствии с законодательством РФ, относятся дети, для обучения которых необходимо создавать специальные условия
Выберите один ответ: дети с отклонениями в развитии аномальные дети
дети с ограниченными возможностями здоровья
6. Задание
При каких условиях, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации», возможен перевод на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам?
Выберите один ответ:
в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК)
в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии при согласии родителей в случае неликвидированной в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования
7. Задание
Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья устанавливается:
Выберите один ответ:
психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК)
психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО) медико-социальной экспертизой (МСЭ)
Задание
Специальные образовательные условия включают:
Выберите один ответ:
наличие адаптированных общеобразовательных программ адекватную среду жизнедеятельности формы коммуникации
8. Задание
Стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применительно к каждой категории лиц с ограниченными возможностями отражает требования...
20