Файл: Инклюзивные технологии в профессиональной деятельности рабочая программа дисциплины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
технический университет, 2019. — 176 c. — ISBN 978-5-7782-3965-4. — Текст : электронный
// Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/99212.html (дата обращения: 19.08.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
4.Семенова Л.Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / Семенова Л.Э. — Саратов: Вузовское образование, 2019. — 84 c. — ISBN 978-5-4487-0514-4. — Текст: электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/84679.html
(дата обращения: 19.08.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
13.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Андреева А.А. Основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / Андреева А.А.. — Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2019. — 121 c. — ISBN 978-5-00078-
287-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. —
URL: https://www.iprbookshop.ru/109758.html (дата обращения: 19.08.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
2.Евтушенко И.В. Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов :
учебник для учреждений высшего профессионального образования / Евтушенко И.В.,
Надвикова В.В., Шкатулла В.И.. — Москва: Прометей, 2017. — 578 c. — ISBN 978-5-906879-
51-6. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. —
URL: https://www.iprbookshop.ru/94499.html (дата обращения: 19.08.2021). — Режим доступа:
для авторизир. пользователей
3. Психолого-педагогические технологии инклюзивного образования: учебное пособие / . — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 104 c. —
Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/92740.html (дата обращения: 19.08.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
13.3. РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. История России - http://www.istorya.ru.
2. Научная электронная библиотека elibrary.ru - http://elibrary.ru/project_authors.asp?
3. Российский деловой портал - http://www.allmedia.ru.
4. Электронно-библиотечная система - http://www.iprbookshop.ru
14. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение дисциплины «Инклюзивные технологии в профессиональной деятельности»
для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология,
осуществляется в виде лекционных и практических занятий, в ходе самостоятельной работы.
В ходе самостоятельной работы студентам рекомендуется подготовить реферат, должны изучить лекционные и практические материалы, другие источники (учебники и учебно- методические пособия, подготовиться к ответам на контрольные вопросы и тестовые задания.
Дисциплина «Инклюзивные технологии в профессиональной деятельности» включает
10 тем.
Для проведения лекционных занятий предлагается следующая тематика, в соответствии с 7 разделом рабочей программы дисциплины:
28


очная и очно-заочная формы обучения
1. Особенности состояния здоровья современных школьников. Актуальные вопросы модернизации специального образования.
2. Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью. Определение инклюзивного образования. Обоснование необходимости инклюзивного образования.
3. Специфика инклюзивного и интегрированного образования. Инклюзивное и интегрированное обучение и воспитание детей с особыми возможностями здоровья в контексте стратегии гуманизации процесса образования.
4. Этикометодологические аспекты инклюзивного и интегрированного образования.
5. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия. Проблемы и перспективы инклюзивного образования.
6. Обзор опыта российской системы образования в реализации инклюзивного подхода к детям с особыми возможностями здоровья. Образ инклюзивного и интегрированного образования в массовом сознании россиян.
7. Обзор трёх моделей инклюзивного и интегрированного образования детей с особыми образовательными потребностями.
8. Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со сверстниками. Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
9. Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями. Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья.
10. Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике Российского образования.
Лекция – форма обучения студентов, при которой преподаватель последовательно излагает основной материал темы учебной дисциплины. Лекция – это важный источник информации по каждой учебной дисциплине. Она ориентирует студента в основных проблемах изучаемого курса, направляет самостоятельную работу над ним. Для лекций по данному предмету должна быть отдельная тетрадь для лекций. Прежде всего запишите, имя,
отчество и фамилию лектора, оставьте место для списка рекомендованной литературы,
пособий, справочников.
Будьте внимательны, когда лектор объявляет тему лекции, объясняет Вам место,
которое занимает новый предмет в Вашей подготовке и чему новому вы сможете научиться.
Опытный студент знает, что, как правило, на первой лекции преподаватель обосновывает свои требования, раскрывает особенности чтения курса и способы сдачи экзамена.
Отступите поля, которые понадобятся для различных пометок, замечаний и вопросов.
Запись содержания лекций очень индивидуальна, именно поэтому трудно пользоваться чужими конспектами.
Не стесняйтесь задавать вопросы преподавателю! Чем больше у Вас будет информации, тем свободнее и увереннее Вы будете себя чувствовать!
1   2   3   4

Базовые рекомендации:
-
не старайтесь дословно конспектировать лекции, выделяйте основные положения,
старайтесь понять логику лектора;
-
точно записывайте определения, законы, понятия, формулы, теоремы и т.д.;
-
передавайте излагаемый материал лектором своими словами;
-
наиболее важные положения лекции выделяйте подчеркиванием;
-
создайте свою систему сокращения слов;
29

-
привыкайте просматривать, перечитывать перед новой лекцией предыдущую информацию;
-
дополняйте материал лекции информацией;
-
задавайте вопросы лектору;
-
обязательно вовремя пополняйте возникшие пробелы.
Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:
-
Слушать (и слышать) другого человека - это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.
-
Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука - это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли Вы студент, если Вам не интересна лекция специалиста?).
Существует очень полезный прием, позволяющий студенту- психологу оставаться в творческом напряжении даже на лекциях заведомо «неинтересных» преподавателях.
Представьте, что перед Вами клиент, который что-то знает, но ему трудно это сказать (а в консультативной практике с такими ситуациями постоянно приходится сталкиваться). Очень многое здесь зависит от того, поможет ли слушающий говорящему лучше изложить свои мысли (или сообщить свои знания). Но как может помочь «скучному» преподавателю студент, да еще в большойаудитории, когда даже вопросы задавать неприлично?
Прием прост - постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» и Вы «все-таки верите», что преподаватель вот- вот скажет что-то очень важное.
И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством
(иногда преподаватели сами ищут в аудитории внимательные и заинтересованные лица и начинают читать свои лекции, частенько поглядывая на таких студентов, как бы
«вдохновляясь» их доброжелательным вниманием). Если это кажется невероятным (типа того, что «чудес не бывает»), просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с при- ятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное - не обижаться на преподавателя (как не обижается на своего «так и не разговорившегося» клиента опытный психолог-консультант). Считайте, что Вам не удалось
«заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).
-
Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все- таки поверил в вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем - это прекрасная основа для диалога (в данном случае - для «внутреннего диалога»), который уже после лекции, на практическом занятии может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный прием и всем своим видом показывать преподавателю, что Вы его «презираете», что он «ничтожество» и т. п. Критика (особенно критика преподавателя)
должна быть конструктивной и доброжелательной. Будущему психологу вообще противопо- казано «демонстративное презрение» к кому бы то ни было (с соответствующими
«вытаращенными глазами» и «фыркающим ротиком») - это скорее, признак «пациента», чем специалиста-человековеда...
30


-
Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове - это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?
Правила конспектирования на лекциях:
- Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла:
важно уловить главную мысль и основные факты.
- Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к практическим занятиям и экзаменам).
- Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).
- Стараться поменьше использовать на лекциях диктофоны, поскольку потом трудно будет «декодировать» неразборчивый голос преподавателя, все равно потом придется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться к ответственным экзаменам),
наконец, диктофоны часто отвлекают преподавателя тем, что студент ничего не делает на лекции (за него, якобы «работает» техника) и обычно просто сидит, глядя на преподавателя немигающими глазами (взглядом немного скучающего «удава»), а преподаватель чувствует себя неуютно и вместо того, чтобы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намного хуже, чем он мог бы это сделать (и это не только наши личные впечатления: очень многие преподаватели рассказывают о подобных случаях). Особенно все это забавно (и печально, одновременно) в аудиториях будущих менеджеров, которые все-таки должны учиться чувствовать ситуацию и как-то положительно влиять на общую психологическую атмосферу занятия.
Для проведения практических занятий предлагается следующая тематика, в соответствии с 9 разделом рабочей программы дисциплины:
очная и очно-заочная формы обучения
1. Особенности состояния здоровья современных школьников. Актуальные вопросы модернизации специального образования.
2. Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью. Определение инклюзивного образования. Обоснование необходимости инклюзивного образования.
3. Специфика инклюзивного и интегрированного образования. Инклюзивное и интегрированное обучение и воспитание детей с особыми возможностями здоровья в контексте стратегии гуманизации процесса образования.
4. Этикометодологические аспекты инклюзивного и интегрированного образования.
5. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия. Проблемы и перспективы инклюзивного образования.
6. Обзор опыта российской системы образования в реализации инклюзивного подхода к детям с особыми возможностями здоровья. Образ инклюзивного и интегрированного образования в массовом сознании россиян.
7. Обзор трёх моделей инклюзивного и интегрированного образования детей с особыми образовательными потребностями.
8. Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со сверстниками. Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
9. Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными
31

потребностями. Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья.
10. Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике Российского образования.
Практическое занятие – это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях.
Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий – упражнений, задач и т.п. – под руководством и контролем преподавателя.
Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда заранее известна, студент должен освежить в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, подобрать необходимую учебную и справочную литературу.
Только это обеспечит высокую эффективность учебных занятий.
Отличительной особенностью практических занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов; преподаватель,
давая студентам возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель занятия требует, чтобы учащиеся были хорошо подготовлены к нему. В противном случае занятие не будет действенным и может превратиться в скучный обмен вопросами и ответами между преподавателем и студентами.
При подготовке к практическому занятию:
- проанализируйте тему занятия, подумайте о цели и основных проблемах,
вынесенных на обсуждение;
- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;
- изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на занятии;
- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументирование его обосновать;
- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на практическом занятии получить на них ответы.
В процессе работы на практическом занятии:
- внимательно слушайте выступления других участников занятия, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со своим мнением;
- активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопросов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы оно было подкреплено убедительными доводами;
- если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуйте его, но помните, что критика должна быть обоснованной и конструктивной, т.е. нести в себе какое-то конкретное предложение в качестве альтернативы;
- после практического занятия кратко сформулируйте окончательный правильный ответ на вопросы, которые были рассмотрены.
Практическое занятие помогает студентам глубоко овладеть предметом, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и первоисточниками, освоению ими методов научной работы и приобретению навыков научной аргументации, научного мышления. Преподавателю же работа студента на практическом занятии позволяет судить о том, насколько успешно и с каким желанием он осваивает материал курса.
32