ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
знания обучающихся по теме «Методологические основы педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками, сущность педагогической деятельности, теоретические основы обучения». Обобщить знания студентов по изучению сути процесса воспитания и его места в структуре образовательного процесса, по изучению основ и классификационных характеристик методов воспитания; обеспечить практическое рассмотрение содержания и организации воспитательного процесса, особенностей работы с одарёнными детьми и детьми с девиантным поведением; закрепить знания о структуре профессиональной Я-концепции педагога и самопознании как основы его профессионального саморазвития; сформировать систему знаний об основах современной системы оценки и способах оценивания образовательных достижений учащихся; воспитать умение организовывать собственную учебную деятельность. Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла. Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин. Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин. Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания
Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла. Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации. Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне. Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса: 1. управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков; 2. восприятие новых знаний и получение умений; 3. ознакомление обучаемых с новыми заданиями; 4. организация эвристической и исследовательской деятельности; 5. познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей; 6. проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения; 7. практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем; 8. управление процессом перехода от теории к практике; 9. приобретение умений и навыков, а также их систематизация; 10. разъяснение целей и задач обучения; 11. собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения; 12. анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация; 13. управление процессом познания научных закономерностей и законов; 14. самоконтроль, самодиагностика достижений. Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса
Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов. Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки. На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах. Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике
В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы: А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной и перспективной? Что является основанием для этого? Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и примеров. |
Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.
Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне. Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.
Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:
1) формирование социальной активности и ответственности;
2) привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих
сущность государственности;
3) формирование психологической и мыслительной культуры личности;
4) воспитание патриотизма и любви к Родине;
5) освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;
6) развитие ценностного отношения к природе;
7) формирование чувства прекрасного;
8) освоение правил этикета;
9) формирование навыков здорового образа жизни;
10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;
11) формирование умений и навыков мыслительных операций;
12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;
13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-
познавательной деятельности;
14) воспитание законопослушного гражданина общества;
15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов
деятельности;
16) приобщение к общечеловеческим ценностям.
Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования направлений воспитания | Характеристики содержания воспитательной деятельности |
1. | Трудовое воспитание | воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности; приобщение к общечеловеческим ценностям |
2. | Экологическое воспитание | развитие ценностного отношения к природе; формирование чувства прекрасного; |
3. | Патриотическое воспитание | воспитание патриотизма и любви к Родине; освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства |
4. | Эстетическое воспитание | привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности; формирование психологической и мыслительной культуры личности |
5. | Нравственное воспитание | воспитание законопослушного гражданина общества; |
6. | Физическое воспитание | формирование навыков здорового образа жизни; выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам; |
7. | Умственное воспитание | освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности; формирование умений и навыков мыслительных операций |
8. | Правовое воспитание | воспитание законопослушного гражданина общества; |
Задание 5. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Методы воспитания, которые используются работниками образования с целью формирования гармоничной личности, в теории педагогики классифицируются по разным основаниям.
Для последующего изучения предлагается классификация методов воспитания, выстраиваемая на основании оформления воспитательной задачи. Данная классификация актуальна для деятельности педагога ДОУ в любой возрастной группе воспитанников.
Изучите информацию, представленную в таблице 4 «Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи». Обратите внимание, что в таблице нарушены соотношения наименования метода с представлением его смыслового содержания и описания примера его реализации.
Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнение, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.
Правильные варианты группирования ответов необходимо записать после таблицы следующим образом: номер ячейки столбца с наименованиями, номер ячейки с указанием смыслового наполнения метода, номер ячейки соответствующего приёма реализации. Например, 1-3-5; 2-4-1; 3-6-2; 4-2-3 и т.д.
Возможен иной вариант оформления ответа. В таблице поменяйте местами текстовые блоки так, чтобы были чётко соотнесены наименование метода, его смысловое наполнение и приём его реализации. В этом случае в качестве ответа вы представляете восстановленный вариант таблицы.
Таблица 5 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи
№ п/п | Наименования методов воспитания | № п/п | Смысловое наполнение метода | № п/п | Приём реализации воспитательного воздействия |
1 | Убеждение | 1 | Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника. | 1 | Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе. |
2 | Пример | 2 | Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности. | 2 | Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах. |
3 | Упражнение | 3 | Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным. | 3 | Вручение грамоты, подарка и похвала. |
4 | Поощрение | 4 | Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки. | 4 | Воспитатель говорит воспитаннику: «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!» |
5 | Наказание | 5 | Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется. | 5 | Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении. |
6 | Внушение | 6 | Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов. | 6 | Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ. |
Впишите цифры, которыми обозначены правильные варианты группирования ответов: (6)
Задание 6. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
В педагогической теории и практике используется множество форм воспитательной работы. Понятие «форма воспитания» позволяет педагогу ответить на ключевые вопросы собственной профессиональной деятельности:
— Кто, когда и где проводит воспитательную работу?
— Каковы условия проводимой воспитательной работы?
Формы воспитания носят творческий характер и отличаются большим разнообразием, что является основанием для изучения их особенностей. Охарактеризуйте предложенные в таблице 5 формы воспитания. Для удобства данной исследовательской деятельности перечислены четыре признака, являющиеся наименованиями столбцов таблицы, предлагаемых для заполнения.
Таблица 6 — Формы воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования форм | Предварительная подготовка | Организатор | Характер влияния педагога | Результат совместной деятельности |
1. | Диспут | следует начинать с выбора темы, ее правильной формулировки. | Педагог | Привлечь в активный обмен мнениями всех участников диспута; - умело вести диспут; - создавать ситуацию затруднения; - поощрять участников диспута; - не быть арбитром. | Обсуждение особо важной проблемы, возможность высказать свое мнение каждому участнику |
2. | Консультация | Фактически при подготовке к консультированию необходимо провести анализ дела и выработать позицию по делу. | Педагог | | Получение ответов на интересующие вопросы |
3. | Экскурсия | При подготовке экскурсии на маршрут намечается таким образом, чтобы можно было провести вводную и заключительную беседу и познакомить обучающихся с основными производствами или отдельными цехами в технологический последовательности | Педагог | форма учебно-воспитательной работы , проводимой вне ОО с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору педагога и по темам, связанным с программой. | Получение новых знаний |
4. | Концерт | Подготовка сценария, атрибутов, костюмов, репертуара | Педагог | Гуманно–личностный подход к ребенку, где главным является развитие его творческих качеств и индивидуальных способностей без всяческого прямого принуждения. | Проведение концертного меропритятия |
5. | Субботник | Определение места, времени проведения. Определение необходимого инвентаря, закрепление территории, проведение инструктажа | Педагог | Сотрудничество, появляется поддержка внутри коллектива, сближение коллектива | Учит элементарным трудовым навыкам и заставляет задуматься о необходимости соблюдения порядка. Меняется самооценка, под воздействием успеха от трудовой деятельности, удовлетворения от законченной, выполненной работы. |
6. | Стенгазета | определение конкретной темы; поиск подходящих изображений; составление эскиза на обычном листе; выбор ватмана (плотного листа бумаги); подбор декоративных элементов; выбор цветового фона. | Педагог | Кроме достижения цели, ради которой создаётся сама стенгазета, существует много других положительных моментов: сплочение коллектива, повышение самооценки, развитие творческих способностей, формирование положительных качеств личности, таких, как самостоятельность, ответственность, чувство долга. И очень много положительных эмоций, что так важно! И что немаловажно – никакой скучной теории, все теоретические знания будут получены в ходе выполнения интересного творческого задания. | Выпуск стенгазеты |
1 2 3