Файл: Название работы Психологические факторы условий труда. Профилактика утомления и стрессов.rtf
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет: Охрана труда
Название работы: Психологические факторы условий труда. Профилактика утомления и стрессов.
Содержание
Введение
. Психологические факторы условий труда
. Профилактика утомления и стрессов
Заключение
Список литературы
Введение
В рамках данного реферата рассматриваются психологические факторы условий труда, а также вопросы профилактики утомления и трудовых стрессов. Психологические факторы условий труда напрямую влияют на желание работника исполнять свои обязанности максимально эффективно и во благо компании (организации). Если человек чувствует себя комфортно и уверенно на своем рабочем месте, то вряд ли найдется ему более лучшая замена. В то же самое время сегодня нередки стрессы и утомления, связанные с работой. Это, в свою очередь, крайне негативно влияет на самочувствие работника, его ощущения собственной роли в жизни предприятия, отрицательно действует на его работоспособность. Поэтому затрагиваемая в рамках данного реферата тема является крайне актуальной и востребованной в сфере психологии труда.
Психология труда сегодня является важным инструментом при организации трудовых процессов. Ведь сегодня, в условиях рыночной экономики и новых экономических условий работнику важно не только иметь достойные материальные условия труда, но и работать в комфортных психологических условиях. Существующие основные методики психологии труда основываются, в основном, на личностно деятельностном подходе (по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву), суть которого заключается в установлении соответствия условий практической деятельности работника и специфики его должностных функций и психологических требований к личности. Данный подход раскрывает психологические основы реализации современного взгляда на кадровый менеджмент в современных условиях. И в рамках данного реферата психологические факторы условий труда, а также проблемы с ними связанные рассматриваются именно в рамках указанного подхода.
1. Психологические факторы условий труда
Успех в трудовой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от отношения человека к труду.
Отношение к труду, по мнению В.А. Ядова, объективно связано с условиями труда, а именно:
· характером труда (творческий, механический, умственный, физический и пр.);
· содержанием труда (функциональных особенностей конкретного вида трудовой деятельности);
· типологическими особенностями личности трудящихся. Субъективный аспект отношения к труду определяется следующими факторами:
· актуальными природными и социальными потребностями;
· иерархией мотивов трудовой деятельности;
· особенностями стимулирования труда.
В психологии труда рассматривается прежде всего субъективный аспект отношения к труду, определяющий взаимосвязь потребностей, мотивов и стимулов трудовой деятельности.
Как известно, потребность представляет собой осознание и переживание нужды в материальных и духовных объектах, необходимых ей для поддержания жизни организма и развития личности.
Согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу можно выделить 5 групп (уровней) потребностей в зависимости от их значимости для человека:
· физиологические потребности (в пище, воздухе, жилище, отдыхе, сексе), находящиеся в основе иерархии потребностей;
· потребности в безопасности (защите от физических и психических лишений, опасности со стороны окружающей среды);
· социальные потребности (потребности в контактах, в хорошем отношении, в принадлежности к определенной группе, в любви);
· потребность в престиже (признании и одобрении другими, компетентности, уважении и самоуважении);
· потребность в самоактуализации (стремлении реализовать свои возможности, личностный потенциал, потребность творить). В отличие от других уровней потребностей, потребность в самоактуализации никогда не бывает удовлетворена полностью и вследствие этого является источником творческой деятельности человека, предпосылкой его личностного и профессионального самосовершенствования.
Стать значимыми для удовлетворения данных потребностей и трансформироваться во внутренние побуждения к активной трудовой деятельности могут следующие факторы:
1. Престиж профессии.
2. Содержание труда.
. Возможность профессиональной карьеры.
. Возможность заработка.
. Установление хороших взаимоотношений с руководством и коллегами по работе.
. Степень гарантированности работы.
Существует возможность удовлетворения потребностей, способствование развитию мотивов трудовой деятельности посредством стимулирования труда - системы внешних побуждений к трудовой деятельности через материальное и моральное поощрение, вознаграждение за трудовое участие (табл. 1).
Эффективность трудовой деятельности во многом определяется уровнем работоспособности человека.
Под работоспособностью понимают потенциальную возможность человека выполнять работу на протяжении определенного времени при сохранении количественных и качественных показателей. Данные показатели могут быть прямыми и косвенными.
К прямым показателям относят:
· количество работы (продукции, изделий), выполненной в течение определенного отрезка времени;
· качество (брак) работы за данный отрезок времени.
Прямые показатели определяют результат трудовой деятельности за данный отрезок времени - продуктивность труда. Косвенными показателями работоспособности считают:
· стабильность продуктивности в течение определенного времени;
· уровень изменения психических процессов (внимания, памяти и пр.);
· травматизм, потерю трудоспособности.
По данным показателям можно судить об изменении работоспособности на протяжении рабочего дня. Б.Ф. Ломовым (4) выделено 3 фазы работоспособности. В первой фазе (врабатывание) существует расхождение между психическим состоянием человека и требованиями, предъявляемыми трудом.
Величина этого расхождения определяет длительность вхождения в работу. На этом этапе происходит нарастание работоспособности, рост продуктивности труда.
Таблица 1. Соотношение потребностей, мотивационных факторов и стимулов трудовой деятельности.
Потребности | Мотивационные факторы | Стимулы |
Физиологические потребности | Возможность заработка | Достойная оплата за труд соответственно вкладу работника |
Потребности в безопасности | Гарантированность работы | Правовые гарантии (контракт и пр.), связанные с обеспечением труда и его безопасностью, создание безопасных и комфортных условий труда |
Социальные потребности | Установление хороших взаимоотношений с руководством и коллегами | Система мер по созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе |
Потребности в престиже | Получение престижной работы, возможность профессиональной карьеры | Система мер по формированию позитивного имиджа трудовой организации, создание системы профессионального обучения и повышения квалификации |
Потребность в самоактуализации | Содержание профессии, возможность профессиональной карьеры | Профориентация, постановка творческих профессиональных, привлекательных для трудового коллектива целей, справедливая оценка труда, создание системы профессионального и психологического обучения |
ИСТОЧНИК: Почебут Л. Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. - Стр. 102.
Вторая фаза (устойчивой работоспособности) обеспечивает относительно стабильную продуктивность труда.
Третья фаза (утомление) характеризуется снижением работоспособности, темпа и качества труда.
Колебание работоспособности в течение суток обусловлено физической и психологической приспособленностью организма к 24-часовому биологическому ритму, в соответствии с которым изменяются физиологические и психические функции организма человека (кровяное давление, пульс, температура тела, скорость реакции, внимание и пр.). При этом наивысшая активность в жизнедеятельности организма наблюдается до полудня, пониженная - между 12 и 15 часами дня, самая низкая - между 24 и 5 часами.
Возможна перестройка суточного биологического ритма человека при выполнении определенных условий:
· если образ жизни остальных членов коллектива, где он живет и работает, будет таким же;
· если существует возможность полноценного отдыха, без помех от шума, света и пр.;
· если период адаптации к новому ритму жизнедеятельности будет продолжительным.
В противном случае перестройка суточного биоритма затруднена и создает дополнительную нагрузку на человека.
Кроме суточных, отмечаются колебания работоспособности в течение недели. В понедельник (первый рабочий день после выходного) работоспособность значительно ниже. В середине недели происходит повышение работоспособности. К концу недели работоспособность падает.
Соотношение продолжительности стадий работоспособности является одним из показателей оптимальности организации процесса трудовой деятельности.
Длительность каждой фазы работоспособности в значительной степени зависит от того, в каком функциональном состоянии находится человек, - оптимальном или неблагоприятном. Функциональное состояние формируется в результате взаимодействия внешних, объективных факторов (условий труда, содержания трудовой деятельности, продолжительности и интенсивности рабочих нагрузок и пр.) и психофизиологических ресурсов человека, которые, по мнению А.Б. Леоновой, определяются:
· состоянием здоровья, возрастными особенностями;
· особенностями телосложения;
· типом ВНД, темперамента;
· уровнем развития основных психических процессов и функций (памяти, внимания, мышления и пр.);
· особенностями личности (направленностью, волевыми качествами);
· обученностью и пр.
Оптимальная работоспособность предполагает наличие оптимального функционального состояния, которому свойственна стабильная продуктивность. Внешне работа выполняется легко и быстро, без напряжения, однако за этим стоит максимум сосредоточенности внимания, активизация необходимых психических процессов, движений. Кроме этого, для оптимальных функциональных состояний характерны особая мотивация (направленность на дело) и эмоциональное состояние (ровное, положительно окрашенное настроение с преобладанием осознаваемых чувств удовлетворенности, бодрости).
. Профилактика утомления и стрессов
Неблагоприятные функциональные состояния снижают работоспособность человека и, соответственно, продуктивность труда. Поэтому для поддержания оптимальной работоспособности важно знать виды неблагоприятных состояний, причины их возникновения и пути преодоления.
К числу наиболее распространенных неблагоприятных функциональных состояний относят, прежде всего, утомление, возникающее в результате интенсивной и продолжительной работы.
Признаками утомления являются:
· ухудшение работы тех функциональных систем, которые испытывают максимальную нагрузку; соответственно выделяют двигательное (ухудшается, прежде всего, координация движений), сенсорное (зрительное, слуховое и др., в которых нарушаются действия по приему и переработке информации), умственное (нарушаются, в первую очередь, функции мышления и памяти), позотоническое, вызванное гиподинамией, например, длительным сидением за столом;
· появление симптомов физиологического дискомфорта (слабости, болей, неприятных ощущений в различных частях тела);
· проявление отрицательных эмоций (раздражительность, апатичность, чувство бессилия, иногда агрессивность); работа становится неприятной, доминирует желание отдохнуть;
· ухудшение внимания, что приводит к увеличению числа допускаемых ошибок.
В процессе развития утомления можно выделить несколько стадий. На начальной стадии компенсируемого утомления продуктивность труда остается высокой за счет привлечения вспомогательных средств, например, более рациональных приемов выполнения трудовых операций, мобилизации волевых усилий.
Постепенно возможности компенсации исчерпываются, начинает развиваться некомпенсируемое утомление, или стадия декомпенсации. В это время происходит заметное ухудшение количественных и качественных показателей выполнения трудовой деятельности. Дальнейшее продолжение работы может привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма (обморокам, коллапсоидным состояниям и пр.).