Файл: Разработка автоматизированных систем учета запасов предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОДИНЦОВСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.02.07
«Информационные системы и программирование»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
МДК 05.01 Проектирование и дизайн информационных систем
на тему:
«Разработка автоматизированных систем учета запасов предприятия»
ДП 09.02.07.24.001 ПЗ
Норма контроль
| Е.В. Рязанцева | ||||
Подпись | | ||||
« | 15 | » | 06 | 2023 |
Руководитель
| ||||||||||||||||||
Студент
|
Одинцово 2023
ЗАДАНИЕ
на выпускную квалификационную работу
студенту 4 курса группы ИС-19
по специальности 09.02.07
«Информационные системы и программирование»
Селезнёву Тимофею Игоревичу
ТЕМА ЗАДАНИЯ: «Разработка автоматизированных систем учёта запасов предприятия»
Выпускная квалификационная работа выполняется студентом в следующем объеме:
Техническое задание
I Пояснительная записка
Введение
Анализ технического задания
1. Описание предметной области
1.1 Описание учёта запасов предприятия
1.2 Особенности автоматизированных систем учёта запасов предприятия.
1.3 Алгоритмическое обеспечение
1.4 Сущность и виды процессов в складском учете
2. Проектирование предметной области
2.1 Обзор программных средств для проектирования учета запасов предприятия
2.2 Проектирование учёта запасов предприятия
2.3 Анализ типовых программных решений для складского учета
2.4 Системы аналогов проектирования.
3 Разработка информационного обеспечения
3.1 Разработка структуры WEB сайта
3.2 Инструкция по работе сайта
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Дата выдачи 06.04.2023
Срок окончания 15.06.2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ 6
1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 7
1.1 Описание учёта запасов предприятия 7
1.2 Особенности автоматизированных систем учёта запасов предприятия 11
1.3 Алгоритмическое обеспечение 12
1.4 Сущность и виды процессов в складском учёте 12
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 17
2.1 Обзор программных средств для учёта запасов предприятия 17
2.2 Проектирование учёта запасов предприятия 20
2.3 Анализ типовых программных решений для складского учета 27
2.4 Системы аналогов проектирования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ВВЕДЕНИЕ
Неоспоримый факт, что постоянное управление процессами, четкий учет товаров, учет продаж и поставок – один из аспектов успешного предприятия. Внедрение информационной системы позволяет построить весь процесс качественно.
Для того чтобы предприятие приносило прибыль нужно обеспечить контроль материальных ценностей. Так как бесконтрольность зачастую порождает у сотрудников соблазн украсть или пренебречь своими обязанностями. Кроме того, автоматизация системы учета позволит оперативно отслеживать остаток товара и правильно оценить необходимость в сроках и ассортименте поставок очередной партии.
При внедрении новых методов оптимизации и автоматизации предприятия, появляются новые риски и ответственности, но в тоже время возрастает конкурентоспособность предприятия на рынке.
В совокупности, работы, выполняемые на различных складах, примерно одинаковы. Объяснение этому заключается в том, что в разных логистических процессах склады выполняют схожие функции: временное размещение и хранение материальных запасов; преобразование материальных потоков (транспортировка, складирование); предоставление информации о движении товаров.
Внедряя современное программное обеспечение можно заметно увеличить качество и скорость выполнения основных процессов на складе, это приведет к совершенствованию систем управления и регулирования материальных и информационных потоков. Это в свою очередь приведет к качественному улучшению работы всего предприятия.
Автоматизация системы учета запасов предприятия предоставляет информацию об обороте поставщика, его топовых позициях, упущенных продажах, излишках, резервах и оборачиваемости, динамике показателей и результирующих показателях надежности поставщика.
При отсутствии автоматизации системы учета запасов, персоналу приходится сталкиваться с целым рядом проблем, связанных с возможностью оперативного получения информации:
-
Об остатке продукции; -
О местонахождении продукции; -
О продажах продукции; -
О статусе поставки;
Для продуктивной работы предприятия, необходимо внедрение информационных систем, так как персонал фиксирует все операции вручную, что в свою очередь весьма трудоемко и не исключает ошибок из-за человеческого фактора.
Цель работы – изучение автоматизированных систем учета запасов предприятия.
Задачи курсового проекта:
-
Анализ предметной области; -
Изучить информационные системы предметной области; -
Ознакомиться с обеспечением информационных систем.
АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
Автоматизация системы учета запасов предприятия − залог успешности предприятия. От содержания и качества аналитического учета запасов предприятия зависит степень удовлетворения и развития информационных потребностей пользователей.
Требуется создать систему учета запасов предприятия, которая должна учитывать поступление, выдачу на производство, и прочие операции с материалами.
Конфигурация должна содержать: справочники, склады, договора, номенклатуры, документы, журналы документов, отчеты и т. д.
Программа должна фиксировать следующие события:
-
Выдача материалов -
Пользование материалами -
Задолженности МОЛ.
Для каждого события в конфигурации предусмотрен соответствующий документ.
Программа должна сформировать отчет по материалам, который показывает все совершенные операции за заданный период. Необходимо иметь возможность выбрать операции не только по указанному материалу, но и по материально ответственному лицу.
Предприятия должны стремиться к соблюдению норм учёта запасов каждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток – к срыву производственного процесса.
Внедряя современное программное обеспечение можно заметно увеличить качество и скорость выполнения основных процессов на складе, это приведет к совершенствованию систем управления и регулирования материальных и информационных потоков. Это в свою очередь приведет к качественному улучшению работы всего предприятия.
1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Описание учёта запасов предприятия
Для складов выделяют несколько терминов, чаще всего их называют распределительными или логистическими центрами.
Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Для обеспечения бесперебойного производственного процесса, изготовителю продукции необходимы склады для хранения сырья и исходных материалов. Склады готовой продукции предназначены для содержания запасов, чтобы обеспечить бесперебойность сбыта.
Основные обязанности склада: учет продукции, находящейся на временном хранении, составление карточек, кладовых книг, описей, приходных и расходных накладных, ордеров по учету прихода, расхода, наличия, остатков продукции на складе, учет выполнения заказов по отгрузке и разгрузке готовой продукции, составление отчетов о загрузке складских площадей.
Рисунок 1. Организационная структура склада.
-
Начальник отдела логистики – контролирует своевременность доставки товаров, рекламных материалов, оборудования клиентам в соответствии с поступившими заявками. Осуществляет руководство и контроль над выполнением работ по приему, хранению и отпуску сырья, материалов и готовой продукции на складе организации с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых расходных материалов, оборудования. Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки и виды транспорта, разрабатывает логистические цепочки (морские, автомобильные, авиа - и железнодорожные перевозки), оптимизацию маршрутов перевозок. Формирует банк данных перевозчиков. Размещает заказы на перевозки. Организует погрузочно-разгрузочные работы, осуществляет подбор необходимых транспортных механизмов. Формирует заявки на приобретение складских конструкций и механизмов. Разрабатывает мероприятия по повышению эффективности работы отдела. Руководит работниками отдела. -
Заведующий складом – руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п. Обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов. Следит за наличием и исправностью противопожарных средств, состоянием помещений, оборудования и инвентаря на складе и обеспечивает их своевременный ремонт. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда. Обеспечивает сбор, хранение и своевременный возврат поставщикам погрузочного реквизита. Участвует в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей. Контролирует ведение учета складских операций, установленной отчетности. Принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности работы складского хозяйства, сокращению расходов на транспортировку и хранение товарно-материальных ценностей, внедрению в организацию складского хозяйства современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи. -
Менеджер склада – управление работами по отпуску, приёму и хранению материалов и складских объектов, а также управление их погрузкой и выгрузкой. Менеджер склада отвечает за сохранность складируемых материалов, а также за правильное оформление отчетных документов по обращению этих материалов. Одной из главных и очень ответственных задач у менеджера склада является проведение инвентаризации на складе. Менеджер склада занимается заключением деловых контрактов, реагированием на жалобы клиентов, наблюдает за выполнением политики организации. -
Кладовщик – осуществляет работу по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т. п. Обеспечение сохранности складируемых товарно-материальных ценностей. Соблюдение правил и порядок хранения и складирования товарно-материальных ценностей. Участие в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей. Принятие участия в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности работы складского хозяйства, сокращению расходов на транспортировку и хранение товарно-материальных ценностей, внедрению в организацию складского хозяйства современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи. Соблюдение правил по охране труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. -
Грузчик – осуществляет погрузку, выгрузку и внутрискладскую переработку грузов (сортировку, укладку, переноску, перевеску, фасовку и т.д.) вручную с применением простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспортировки (тачек, тележек, транспортеров и других подъемно-транспортных механизмов). Устанавливает лебедки, подъемные блоки, устройство временных скатов и другие приспособления для погрузки и выгрузки грузов. Осуществляет крепление и укрытие грузов на складах и транспортных средствах. Переносит щиты и трапы. Осуществляет подкатку (откатку) вагонов в процессе работы. Открывает и закрывает люки, борта, двери подвижного состава. Производит очистку состава после произведенной выгрузки груза. Чистит и смазывает обслуживаемые погрузочно-разгрузочные приспособления и средства транспортировки. -
Водитель погрузчика – управление автопогрузчиком при подъеме, перемещении и опускании груза с соблюдением правил техники безопасности труда. Техническое обслуживание и текущий ремонт автопогрузчика. -
Оператор – сотрудник из категории технических исполнителей. Его назначает директор предприятия своим распоряжением. Основные функции – обеспечивать правильный и четкий учет товарооборота на складе, вести документооборот, оприходовать и списывать продукцию, формировать отчетов о движении товаров. -
Товаровед – определять требования к материальным ресурсам, соответствие их качества стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам, а также заключенным договорам. Принимать участие в определении соответствия проектов, планов материально-технического обеспечения предприятия, планам производства, в контроле за выполнением договорных обязательств, поступлением и реализацией сырья, материалов, топлива, оборудования и готовой продукции, в подготовке данных для составления претензий на поставки некачественных товарно-материальных ценностей и ответов на претензии заказчиков. Контролировать наличие материальных ресурсов и готовой продукции на складах. Осуществлять связь с поставщиками и потребителями и оформлять документы на отгрузку продукции. Участвовать в разработке и внедрении стандартов организации по материально-техническому обеспечению, сбыту, контролю качества продукции, организации транспортировки и хранения сырья, материалов, топлива, оборудования и готовых изделий. Вести оперативный учет поступления и реализации товарно-материальных ценностей, контролировать своевременность отгрузки возвратной тары, в необходимых случаях вести розыск не поступивших грузов. Участвовать в проведении инвентаризаций, изучать причины образования излишних сверхнормативных материальных ресурсов и неликвидов, принимать меры по их реализации. Осуществлять контроль над соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей на складах, подготовкой готовых изделий к отправке потребителям, оформлять необходимые документы, связанные с поставкой и реализацией продукции, составлять отчетность по установленным формам.
1.2 Особенности автоматизированных систем учёта запасов предприятия.
Для обеспечения бесперебойного производственного процесса, изготовителю продукции необходимы склады для хранения сырья и исходных материалов. Склады готовой продукции предназначены для содержания запасов, чтобы обеспечить бесперебойность сбыта.
Автоматизированная информационная система (АИС) — это комплекс, который включает компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, предназначенных для сбора, подготовки, хранения, обработки и предоставления информации, а также системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей и для принятия решений.
Каждое предприятие обладает определенным запасом материальных ценностей: товаров и основных материалов, топлива, запасных частей для ремонта, МБП.
Для оптимальной работы предприятия необходим постоянный контроль над этим запасом. Можно сгруппировать операции, проводимые над производственными запасами, по следующим разделам:
-
Учет поступления производственных запасов; -
Переоценка товарно-материальных ценностей; -
Учет выбытия производственных запасов.
Возникают сложности с ведением бухгалтерского и налогового учета материально-производственных запасов. Связано это с постоянно изменяющимся законодательством в областях бухгалтерского и налогового учета, из-за этого возникают вопросы по реализации этих изменений в программе автоматизации учета.
При этом дополнительной сложностью выступает то, что изменения должны вводиться «задним числом».
Не смотря на определенные сложности и недостатки, к настоящему моменту современные информационные системы в области ведения учета достигли достаточно высокого уровня развития, что большая часть предприятий применяет автоматизированные средства из-за эффективности, мобильности и гибкости работы.
Таким образом, учет материальных ценностей на складе представляет собой эффективную, полностью или частично автоматизированную систему для управления площадями, хранилищами и другими помещениями предприятия. При этом использование учетных программ должно дополняться соответствующими техническими средствами, например сканерами для считывания штрих-кода, терминалами и так далее.
1.3 Алгоритмическое обеспечение
Алгоритм работы, осуществляемой на складе в общем виде, представляет собой следующие операции:
-
Разгрузка и приемка грузов.
Осуществляя разгрузку и, прием грузов необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора. Соответственно подготавливаются места разгрузки под транспортное средство, доставляющее груз и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. При специальном оснащении места разгрузки и правильном выборе погрузочно-разгрузочного оборудования, можно достичь максимальной эффективности при разгрузке. В связи с чем уменьшается время работы и сокращаются простои транспортных средств, и как следствие снижаются издержки обращения.
Проводимые на данном этапе операции включают:
– разгрузку транспортных средств;
– контроль документального и физического соответствия заказов поставки;
– документальное оформление прибывшего груза через информационную систему;
– формирование складской грузовой единицы.
-
Внутрискладская транспортировка.
Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов.
Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.
-
Складирование и хранение.
Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования – эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.
Процесс складирования и хранения включает:
-
закладку груза на хранение; -
хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий;
-
контроль за постоянным наличием запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.
-
Комплектация заказов и отгрузка.
В процессе комплектации проводится подготовка товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:
-
контроль получение заказа клиента; -
отбор товара каждого наименования по заказу клиента; -
комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом; -
подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель); -
документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа; -
объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных; -
отгрузку грузов в транспортное средство.
Подготовка заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляется через информационную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада.
При комплектации отправки благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов.
-
Транспортировка и экспедиция заказов.
Данные действия могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант подходит в случае, когда заказ поставляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Централизованная доставка заказов складом является наиболее распространенной и экономически оправданной. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
-
Информационное обслуживание склада
Является ядром функционирования всех служб склада и представляет собой управление информационными потоками. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охватывает:
-
обработку входящей документации; -
предложения по заказам поставщиков; -
оформление заказов поставщиков; -
управление приемом и отправкой; -
контролирование наличия продукта на складе; -
прием заказов потребителей; -
оформление документации отправки; -
диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки; -
обработку счетов клиентов; -
обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем; -
различную статистическую информацию.
На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля выполнения заказов и оказания услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов.
Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных услуг:
-
сортировку товаров, -
полную проверку качества поставляемых товаров, -
фасовку и упаковку, -
замену заказанного товара, -
экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки, -
информационные услуги, -
заключение договоров с транспортными агентствами;
так и послепродажных услуг:
-
установку изделий, -
гарантийное обслуживание, -
обеспечение запчастями, -
временную замену товаров, -
прием дефектной продукции и замену ее.
Таким образом, при автоматизации данных процессов, значительно возрастает скорость обработки информации и предоставления отчетов.
1.4 Сущность и виды процессов в складском учете
Алгоритм работы, осуществляемой на складе в общем виде, представляет собой следующие операции:
Успешная работа предприятия складывается из суммарного воздействия различных факторов и грамотного выполнения ключевых функций.
При этом стоит отметить, что правильный учёт товара можно отнести к одному из основных условий стабильной работы компании. Без учёта оборудования, размещённых на складе, трудно обеспечить их сохранность. Перед тем как доверить кладовщику материальные запасы и оборудование предприятия, с ним, как правило, заключается договор. В нем описываются виды работ, которые выполняет сотрудник, и степень ответственности в случае потери или повреждения продукции, хранящейся на складе. Грамотно организованный процесс учёта материалов, размещённых на территории склада, — это очень важный и нужный сегмент деятельности организации [12].
Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют схожие функции: временное размещение и хранение материальных запасов; преобразование материальных потоков (транспортировка, складирование); предоставление информации о движении товаров. Однако организация работы на конкретном складе имеет ряд особенностей, которые зависят как от размера склада, так и от его предназначения.
Приёмка товаров на склад является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с внутренними правилами «приёмка станков». Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с этими правилами.
Началом приёмки считают день поступления материалов и оборудования на склад. Своевременная приёмка оборудования обеспечивает правильное ведение учёта и отчётности, предъявление претензий поставщику, если поступившие материалы или оборудование ненадлежащего качества или по количеству не соответствуют сопроводительным документам. Чем скорее поступивший материал будет принят на учёт, тем меньше возможностей для его порчи и хищений. Установлены конкретные сроки для предъявления претензии поставщику в случае недостатков, выявленных при приёмке. Несоблюдение этих сроков может вызвать убытки, так как претензия не будет удовлетворена поставщиком.
Приёмка материалов и оборудования на складах организации заключается в проверке соответствия поступившего материала и оборудования данным, указанным в счете-фактуре поставщика, спецификации, описи, упаковочных ярлыков и др., а также условиям договора. Отсутствие указанных документов или некоторых из них не приостанавливает приёмки, и составляется акт о фактическом наличии. В этих случаях в акте делается отметка об отсутствии документов.
Так же осуществляется приёмка, которая заключается в проверке качества поступивших материалов или оборудования и соответствия их стандартам, техническим условиям и образцам. Внешнему осмотру подвергается весь принимаемый материал. Внешним осмотром устанавливаются правильность формы и размеров штучных материалов, цвет или оттенок материала, наличие и размеры пороков и повреждений, видимых невооружённым глазом или могущих быть обнаруженными с помощью простейших приборов и инструментов. При поставке материалов ненадлежащего качества или поставке некомплектных товаров у покупателя возникают права, предусмотренные общими положениями для всех видов купли-продажи. Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательств в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество материалов в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.
Все перечисленные документы на поступление и расход материалов используются прежде всего для ведения оперативного учёта материалов работниками складов. В установленные сроки заведующий складом передаёт все приходные документы склада в бухгалтерию. Как правило, документы передаются ежедневно, но не реже одного раза в неделю.
Для удобства группировки первичных документов можно передачу приходных и расходных документов фиксировать в отдельных реестрах. Реестры на сдачу документов в этом случае нумерует заведующий складом нарастающим итогом с начала года: в реестрах на сдачу приходных документов проставляет нечётные номера (01, 03, 05 и т.д.), на сдачу расходных документов — чётные (02, 04, 06 и т.д.). В реестрах номера документов должны быть сгруппированы по субсчетам, а в разрезе субсчетов — по источникам получения (от поставщиков, подотчётных лиц, по договорам дарения и безвозмездно, от списания основных средств и т.д.) и направлениям расхода: изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ, ремонт основных средств, общепроизводственные и общехозяйственные цели, реализация, безвозмездная передача.
Бухгалтерия не реже одного раза в неделю проверяет правильность и полноту записей в карточках складского учёта по первичным документам, сданным заведующим складом в бухгалтерию. Факт проверки подтверждается подписью проверяющего в карточках складского учёта.
Оборудование размещается на складе, соблюдаются требуемые условия хранения и контроля за их состоянием и перемещением, предохранения от повреждений. Особые требования по условиям хранения и проведения погрузо-разгрузочных работ отмечаются в соответствующем документе.
Далее оборудование и материалы размещаются на складе. Отпуск товара со склада — заключительный этап складского технологического процесса, который заключается в выполнении передачи оборудования заказчику.
Отпуск оборудования со склада предполагает выполнение таких операций, как:
• анализ и сверка документов на отпуск оборудования;
• отбор оборудования с места хранения;
• погрузка;
• отгрузка оборудования со склада — заключительный этап складских операций, завершающий процесс выполнения заказов. На рисунке 1 показан логический процесс работы склада.
Рисунок 1 — Логический процесс работы склада
Одна из основных проблем организации склада — необходимость ускорения процессов постановки в очередь, определения заказа, отгрузки под него товара, транспортировки, существенно сокращение время от заказа до доставки.
Сокращение времени «реагирования», в свою очередь, сокращает складские запасы, минимизирует процент потерь, соответственно, позволяет увеличить уровень удовлетворенности покупателей и их лояльность.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Обзор программных средств для учета запасов предприятия
Для проектирования учета запасов предприятия можно использовать различные программные средства, например: FoxPro, Access, 1C.
Access – система управления базами данных (СУБД), предназначенная для создания и обслуживания баз данных, обеспечения доступа к данным и их обработки. Данная программа легка и удобна в использовании. В ней предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации.