Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 382
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем в организации
1.1. Сущность и классификация организационных проблем в управленческой и организационной психологии.
Глава 2. Исследование проблем организации N и особенностей их преодоления
2.1. Программа исследования и краткая характеристика методик изучения.
1. Благоприятный организационный климат отвечает связи клановой и андхократической культур.
2. На настоящий момент конфликты могут возникают из за рыночной культуры в организации.
3. Влияние рыночной культуры на клановую отвечает за благоприятный текущий климат в организации.
В своем исследовании я проанализировала существующие организационные проблемы и причины их возникновения, обнаружила основные проблемы в данном предприятии. После чего, я провела эмпирическое исследование и проанализировала полученные данные. В своей курсовой работе я использовала методы анализа, обобщения и структурирование.
Благодаря используемым методам была получена возможность эффективно провести основные диагностические исследования, изучить записи предприятия, продвигаясь в глубину оценок восприятия ситуации участниками, вычленить проблему и затем принять решение об организационном изменении.
Список литературы
Основная литература:
- Григан А.М. Управленческая диагностика: теория и практика. Монография / А.М. Григан. – Ростов н/Д: Изд-во РСЭИ, 2009. – 316 с.
- Диагностика профессиональных ролей руководителей в современных организациях. Нац. исслед. ун—т "Высшая школа экономики". — Нижний Новгород : Изд—во НИСОЦ, 2015. — 156 с.
- Живица О.В. Лидерство / О.В. Живица. – М.: Университет, 2017. – 192 с.
- Кочетков А. Организационные патологии в государственном аппарате: понятие, типология, пути предупреждения. // Право и управление. XXI век. - №2(31). – 2014.
- Пригожин А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление / А. И. Пригожин. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 402 с.
- Токмакова Н.О., Андриянова М.В. Организационная диагностика: учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2004. — 185 с.
Дополнительная литература:
- Александровская Т. Восемь проблем российских организаций, или Как избавиться от типичных патологий //E-xecutive.ru. - режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1705957-vosem-problem-rossiiskih-organizatsii-ili-kak-izbavitsya-ot-tipichnyh-patologii
- Арджирис К. Организационное научение». - М.: Инфра—М, 2008. – 563 с.
- Блинов В.Н., Кузьмина А.В. Спонтанная организационная культура в российском малом бизнесе не продуктивна //Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2016. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spontannaya-organizatsionnaya-kultura-v-rossiyskom-malom-biznese-ne-produktivna
- Ерёмина А.М., Ушакова А.В. Современные патологии организаций // Сб. материалов конференции СФУ. - Красноярск, 2012. – режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis/s005/s005-024.pdf
- Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 432с.
- Комаров С.В., Кордон С.И. Организационная патология с точки зрения социолога, менеджера и консультанта по управлению // Социс. 2000. № 1. — 44 с.
- Коргова М. Социодиагностика как первый этап оптимизации кадрового менеджмента организаций // Управление персоналом. 2004. №11. – 51с.
- Крамар В. Использование тренингов в системе обучения и развития персонала // В. Крамар // Кадровый менеджмент. – 2008. — N 1. – 63 с.
- Красовский Ю. Д. Организационная консалт—диагностика // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – №2. – 34с.
- Организационный консалтинг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wybor.info/practice/consulting/.
- Орчаков О.А. Теория организации. Учебный курс (учебно—методический комплекс). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.e—college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?go=index
- Филонович С.Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике // Социологические исследования. 2005. №4.
- Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие: Теория и практика. М.: Школа издательского и медиабизнеса, 2011. — 297 с.
Приложение 1
1. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
- Всегда.
- Иногда.
- Никогда.
2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
- Внутренне кипите.
- Сохраняете полное спокойствие.
- Теряете самообладание.
3. Каким считают Вас коллеги?
- Самоуверенным и завистливым.
- Дружелюбным.
- Спокойным и независтливым.
4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?
- Примете ее с некоторыми опасениями.
- Согласитесь без колебаний.
- Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.
5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
- Выдадите ему «по первое число».
- Заставите вернуть.
- Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?
- «Что это тебя так задержало?»
- «Где ты торчишь допоздна?»
- «Я уже начал (а) волноваться».
7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
- Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
- Вам все равно, сколько машин Вас обошло.
- Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.
8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
- Сбалансированными.
- Легкомысленными.
- Крайне жесткими.
9. Что Вы предпринимаете, если не все удается?
- Пытаетесь свалить вину на другого.
- Смиряетесь.
- Становитесь впредь осторожнее.
10. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
- «Пора бы уже запретить им такие развлечения».
- «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».
- «И чего мы столько с ними возимся?»
11. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?
- «И зачем я только на это нервы тратил?»
- «Видно, его физиономия шефу приятнее».
- «Может быть, мне это удастся в другой раз».
12. Как Вы смотрите страшный фильм?
- Боитесь.
- Скучаете.
- Получаете искреннее удовольствие.
13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?
- Будете нервничать во время заседания.
- Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
- Огорчитесь.
14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
- Обязательно стараетесь выиграть.
- Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
- Очень сердитесь, если не везет.
Приложение 2
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
- В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
- Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
- Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
- Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
- Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
- Я часто злюсь, когда мне возражают.
- Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
- Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
- Мнение, что нападение – лучшая защита, правильное.
- Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
- Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
- Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
- Я считаю, что добро эффективнее мести.
- Каждый человек имеет право на свое мнение.
- Я верю в честность намерений большинства людей.
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
- В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.
- Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.
- Если кто-то корчит из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
- Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
- Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.
- Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
- С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.
- Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
- Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
- Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
- Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
- В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
- Я уважаю людей, которые не помнят зла.
- Утверждение: «Ум – хорошо, а два – лучше» – справедливо.
- Утверждение: «Не обманешь – не проживешь» тоже справедливо.
- У меня никогда не бывает вспышек гнева.
- Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
- Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
- Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
- Я стараюсь избегать обострения отношений.
- Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
- Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
- Я осуждаю недоверчивых людей.
- Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
- Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
- Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
- Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.
- Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
- Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
- Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
- Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
- В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
- Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им рта не даю раскрыть.
- Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
- Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
- В решении любой проблемы я предпочитаю золотую середину.
- У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
- Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.
- Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
- Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
- Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
- Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
- Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
- Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
- Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
- Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
- Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.
- Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
- При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
- У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
- Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной – моя или чужая.
- Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
- Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
- Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
- Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
- Обычно меня трудно вывести из себя.
- Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
- Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
- Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
- Пойти на компромисс – значит показать свою слабость.
- Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
- Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
- Я никогда не подозреваю людей в нечестности.
Приложение 3
КОД |
Компонент организационной культуры |
Тек. Сост. |
Предпоч.сост |
1. ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|||
A |
Организация уникальна по своим особенностям. Она подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего. |
|
|
B |
Организация очень динамична и проникнута предпринимательством. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск. |
|
|
С |
Организация ориентирована на результат. Главная забота — добиться выполнения задания. Люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели. |
|
|
D |
Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами. |
|
|
|
Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 |
|
|
2. ОБЩИЙ СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ |
|||
A |
Общий стиль лидерства в организации представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить. |
|
|
B |
Общий стиль лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску |
|
|
С |
Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты |
|
|
D |
Общий стиль лидерства в организации являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности |
|
|
|
Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 |
|
|
3. УПРАВЛЕНИЕ НАЕМНЫМИ РАБОТНИКАМИ |
|||
A |
Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением бригадной работы, единодушия и участия в принятии решений |
|
|
B |
Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности |
|
|
С |
Стиль менеджмента в организации характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений |
|
|
D |
Стиль менеджмента в организации характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях |
|
|
|
Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 |
|
|
4. СВЯЗУЮЩАЯ СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ |
|||
A |
Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность организации находится на высоком уровне |
|
|
B |
Организацию связывают воедино приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах. |
|
|
С |
Организацию связывает воедино акцент на достижение цели и выполнении задачи. Общепринятые темы — агрессивность и победа |
|
|
D |
Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности организации |
|
|
|
Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 |
|
|
5. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ |
|||
A |
Организация заостряет внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие |
|
|
B |
Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и изыскание возможностей. |
|
|
С |
Организация акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке |
|
|
D |
Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего рентабельность, контроль и плавность всех операций |
|
|
|
Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 |
|
|
6. Критерии успеха |
|||
A |
Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности наемных работников делом и заботой о людях |
|
|
B |
Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор |
|
|
С |
Организация определяет успех на базе победы на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха — конкурентное лидерство на рынке |
|
|
D |
Организация определяет успех на базе рентабельности. Успех определяют надежная поставка, гладкие планы-графики и низкие производственные затраты |
|
|
|
Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 |
|
|
Приложение 4
Для построения профиля следует:
- нанести средние оценки для каждой альтернатив в форму диаграммы, которой дали название «организационный профиль»,
- соединить отмеченные в каждом квадранте формы точки так, чтобы получился четырехугольный многоугольник
- и проделать тоже самое по каждому вопросу по отдельности.
В результате получаем 7 диаграмм - «организационных профилей». На них тем же методом наносим оценки из колонки «предпочтительно», только пунктиром (для выявления различий между желаемым и реальным состоянием организации).
Приложение 5
Таблица 1
Оценка агрессивности в отношениях А. Ассингера.
Приложение 6
Испытуемый номер 7.
Таблица 2
Приложение 7
Испытуемый номер 9.
Таблица 3
Приложение 8
Таблица 4
Шкалы обидчивости и мстительности (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
Приложение 9
Таблица 5
Испытуемый номер 6.
Приложение 10
Таблица 6
Испытуемый номер 11.
Приложение 11
Таблица 7
Испытуемый номер 12.
Приложение 12
Таблица 8
Испытуемый 13.
Приложение 13
Таблица 9
Испытуемый 10.
Приложение 14
Таблица 10
Испытуемый 2
Приложение 15
Таблица 11
Испытуемый 3
Приложение 16
Таблица 12
Испытуемый 15
Приложение 17
Таблица 13
Испытуемый 16
Приложение 18