Файл: Пособие для родителей по развитию речи детей от 0 до 2 лет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
От 1 года до 2 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить),
«папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории
(число, род, падеж…).
Взрослые вносят значимый вклад в развитие речи у детей и их коммуникативных навыков, если грамотно, заинтересованно и, главное, постоянно общаются с ребенком, комментируют и четко проговаривают свои и его действия, поощряют его к рассказыванию, объясняют различные ситуации и явления.
Логопедические занятия помогут развить слуховое восприятие, внимание, память, мышление, устную и письменную речь, общую, мелкую и артикуляторную моторику.
При осмотре, консультации выполняются следующие действия:
Оценка уровня общей мелкой моторики (прыжки на одной, двух ногах, равновесие, сочетанная координация рук ног, пробы Хэда.)
Координация движений пальчиков правой и левой руки (кольцо, веер и др.).
Выявление леворукости и ведущей руки. Манипуляции с мелкими и большими игрушками по словесным командам и показу.
Ориентированность ребенка в пространстве (далеко, близко, по ориентирам).
Знание цветов и выбор по образцу (радуга, пирамида, набор картинок). Геометрические фигуры (работа с паззлами). Треугольник и квадрат это домик и др. сочетания. Оценка звучности голоса, (громко, тихо, высоко, низко) шепот.
Определение активности речевого выдоха (задуй свечу, грей руки в мороз), использование свирели, свистков, надуй мыльный пузырь.
Определение степени подвижности языка по силе, амплитудам. Удержание чашки (форма языка). Активность мягкого неба. Покашливание, смех.
Ориентированность в пространстве собственного тела (покажи нос, рот и др.)
Понятие - один много (набор палочек, горошины), много, мало. Большой, маленький
(шары, машинки).
Оценивается состояние мимической мускулатуры, эмоциональная лабильность.
От 1 года до 2 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить),
«папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории
(число, род, падеж…).
Взрослые вносят значимый вклад в развитие речи у детей и их коммуникативных навыков, если грамотно, заинтересованно и, главное, постоянно общаются с ребенком, комментируют и четко проговаривают свои и его действия, поощряют его к рассказыванию, объясняют различные ситуации и явления.
Логопедические занятия помогут развить слуховое восприятие, внимание, память, мышление, устную и письменную речь, общую, мелкую и артикуляторную моторику.
При осмотре, консультации выполняются следующие действия:
Оценка уровня общей мелкой моторики (прыжки на одной, двух ногах, равновесие, сочетанная координация рук ног, пробы Хэда.)
Координация движений пальчиков правой и левой руки (кольцо, веер и др.).
Выявление леворукости и ведущей руки. Манипуляции с мелкими и большими игрушками по словесным командам и показу.
Ориентированность ребенка в пространстве (далеко, близко, по ориентирам).
Знание цветов и выбор по образцу (радуга, пирамида, набор картинок). Геометрические фигуры (работа с паззлами). Треугольник и квадрат это домик и др. сочетания. Оценка звучности голоса, (громко, тихо, высоко, низко) шепот.
Определение активности речевого выдоха (задуй свечу, грей руки в мороз), использование свирели, свистков, надуй мыльный пузырь.
Определение степени подвижности языка по силе, амплитудам. Удержание чашки (форма языка). Активность мягкого неба. Покашливание, смех.
Ориентированность в пространстве собственного тела (покажи нос, рот и др.)
Понятие - один много (набор палочек, горошины), много, мало. Большой, маленький
(шары, машинки).
Оценивается состояние мимической мускулатуры, эмоциональная лабильность.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений.
Предлагаем родителям выполнить комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата.
1 2 3 4 5 6 7
Сказка «Приключение Язычка»
В зоопарк пойдем теперь.
Открываем шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его)
Нас встречает добрый слон.
Длинный хобот тянет он. (Тянуть губы вперед «хоботком»)
Если очень захотеть,
Можно хоботом вертеть. (Вращать вытянутыми губами по кругу)
Улыбнулись нам подружки —
Большеротые лягушки. (Широко улыбаться, растягивая губы)
Жираф вытянул вверх шею.
Очень он гордится ею. (Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться
высунутым языком к носу)
Зебры — резвые лошадки –
Бойко скачут по площадке. (Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать
языком, присасывая его к нёбу.
Максимально растягивать подъязычную связку)
Потянула зебра ножку,
Постояла так немножко. (Держать рот широко открытым, улыбаться.
Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком
положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку)
Практическая часть
А у зебры есть полоски.
Их рисуем кистью плоской. (Рот открыть и не закрывать. Проводить
широким языком по нёбу вперед-назад)
Посмотри: хамелеон.
Хвост закручивает он. (Рот широко открыть. Поднять язык за верхние
зубы и закрутить его наверх. Придержать его
зубами)
Вот пантера. Зверь другой.
Спину выгнула дугой. (Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы.
Выгнуть спинку языка.)
Спину выгнула дугой.
Язычок, скорей домой! (Спрятать язык. Закрыть рот)
Правила развития речи
Безусловно, каждый ребенок уникален.
Поэтому не стоит сравнивать его с соседским малышом, который и ходить начал раньше, и первое слово произнес еще до года.
Однако также не стоит забывать, что речевые навыки формируются, в том числе, и под влиянием окружающей среды. Чтобы вырастить всесторонне развитого ребенка, родителям нужно уделять внимание развитию речи. При этом необходимо помнить следующие правила:
1. Начинать никогда не рано. Разговаривать с ребенком нужно с самого раннего возраста. Ведь его речевые навыки начинают формироваться задолго до того, как он начинает осмысленного говорить. На них влияют прикосновения, улыбка, интонация и жестикуляция. Поддерживая невербальное общение, родители запускают развитие вербальной речи.
2. Избавьтесь от красноречия. В раннем детстве, когда дети только осваивают речь, родители не должны перегружать их словесным потоком. Достаточно произносить на одно слово больше, чем произносит сам малыш. Можно строить простые фразы и предложения из 2-3 слов. Чем более доступна речь, тем быстрее она осваивается. Не стоит вываливать на малыша поток красноречий, которыми изобилует материнская речь. Ее нужно упростить настолько, чтобы ребенок смог не только понять ее, но и повторить.
3. Демонстрируйте практическое применение речи. Ребенок должен освоить, что речь упрощает повседневную жизнь. Нужно показывать ребенку, что за словом должно идти действие. Например, если его заинтересовал какой-то предмет, он должен попросить его, а мама в ответ дает ему этот предмет. Это продемонстрирует связь между речью и действиями.
4. Развивайте мелкую и крупную моторику. Каждый логопед уверяет, что речь развивается параллельно с развитием мелкой моторики. На самом деле, важно всестороннее развитие. Ребенку нужна не только лепка, мозаика или шнуровка.
Речевые навыки можно осваивать с помощью танца, музыки, спорта или даже прогулок на свежем воздухе. Кроме того, крупная моторика способствует психическому и физическому развитию.
5. Пойте. Ребенку легче осваивать мелодичную речь. Поэтому обращаясь к нему, напевайте слова. Развивать речь ребенка помогают частушки, потешки, игры в ладушки. И здесь совсем неважно наличие слуха или музыкального образования – важнее плавный и певучий мотив.
6. Слушайте. Важно не только говорить с малышом, но и реагировать на его речь. Мама может проводить с ребенком всего один час в день, развлекая его играми, сказками, совместными чтением. При этом ее действия будут намного продуктивнее, чем, если бы она проводила с ним весь день, не выпуская из рук смартфона.
7. Фантазируйте. Поощряйте желание ребенка сочинять сказки и рассказывать истории. Пусть их героями будут игрушки, друзья из детского сада или домашние питомцы. Можно задавать ему наводящие вопросы. Например: «а что будет, если наша кошка научится летать?», «а что бы сказала твоя зубная щетка, если бы умела разговаривать?». При этом желательно демонстрировать свою заинтересованность, улыбаться, кивать головой. Не стоит ограничивать фантазию ребенка, потому что только так у него появится полная свобода в самовыражении.
8. Доверяйте интуиции. Мама – человек, который больше всего времени проводит с ребенком. Поэтому она первой должна обращать внимание на имеющиеся речевые нарушения. При наличии сомнений, лучше лишний раз обратиться к логопеду или психологу. Однако не стоит быть параноиком и требовать от малыша невозможного.
9. Действуйте последовательно. Главное правило при освоении любого навыка
– регулярность. Лучше каждый день читать по 1-2 страницы сказки, чем потом полдня грузить ею ребенка. Занимайтесь немного, но каждый день. Можно чередовать разные инструменты – чтение, логические игры, мозаики, пазлы. Чем больше органов чувств ребенка будет задействовано в процессе, чем более гармонично будет развиваться его речь. И помните, что правильное и своевременное развитие невозможно без атмосферы любви в семье. Не стесняйтесь выражать свои чувства к малышу, его братьям или сестрам, другим близким людям.
Приложение
Сборник для родителей
Развивающие игры для детей
от 0 до 2 лет
«Я вижу…» ........................................................... 3
«Бесстрашный лётчик» ....................................... 3
«Присядка» .......................................................... 4
«Давай почитаем!» ............................................. 5
Игра в кубики ..................................................... 5
«Общение» ......................................................... 5
«Гладкий? Нет, шершавый!» .............................. 6
«Кочка, яма» ........................................................ 7
«Хорошее настроение» ...................................... 8
«Где ты, мама? Где ты, папа?» ........................... 9
«Удивительный волчок» ..................................... 9
«Бусы» .................................................................. 9
«Страна звуков» ................................................. 10
«Укрепляем спинку» ........................................... 11
«Баба сеяла горох» ............................................. 11
Зимняя прогулка ............................................... 12
Игры в воде ....................................................... 12
Содержание
Данное пособие поможет вам найти подход к своему малышу и шаг за шагом развивать его познавательные способности, начиная с самого рождения .
К сожалению, на данный момент семьям, проживающим в сельской местности, достаточно сложно организовать развивающую среду для своего ребёнка у себя дома .
Необходимой литературы в библиотеках нет, в магазинах выбор невелик, а доступ в Интернет к необходимой информации есть не у всех . Имеющиеся в продаже развивающие игрушки и пособия очень дорогие и не всегда хорошего качества, а специализированный магазин найти нелегко .
К тому же, часто покупные игрушки надоедают малышам, они засовывают их в дальний угол или ломают . Но ведь можно и нужно самим мастерить простые игрушки из подручных материалов, и чем их будет больше и разнообразнее, тем лучше! Самодельные игрушки можно переделывать, под- страиваясь под возраст ребёнка и его интересы . И может быть игрушки, сделанные вами специально для малыша, с учётом его возможностей и увлечений, станут для него са- мыми любимыми .
Помимо описания игрушек, данный сборник содер- жит развивающие игры-упражнения, формирующие спо- собности ребёнка .
В младенческом возрасте для малыша очень полезны любые игры . На моторном (двигательном) этапе развития ребёнка физическая и пси- хическая, сенсорная и эмоциональная сферы взаимосвязаны и тесно переплетаются друг с другом . Но даже если вашему малышу ещё нет и 2 месяцев, он много спит и периоды бодрствования очень незначительны, то и в эти редкие минуты можно найти время для того, чтобы поиграть с ребёнком . В возрасте до года любая стимуляция даёт мощный толчок к дальнейшему развитию .
Совет для родителей: фиксируйте изменения, происходящие с вашим ребёнком . Заведите тетрадь, в которую вы будете записывать всё то, что проявляется в поведении ребёнка, весёлые истории, связанные с ним .
Уважаемые родители!