Файл: Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике полевая практика по ботанике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

Практика осуществляется в структурном подразделении Университета, на кафедре биологии. Адрес подразделения: 460002, Оренбургская область, г. Оренбург, пр. Парковый, 7, учебный корпус №3. Общая площадь кафедры - 679,8 м2. Учебно-лабораторная база кафедры биологии составляет 522,8м2 и включает 4 учебные комнаты. Учебные занятия по полевой практике по ботанике (обработка собранного материала) проводятся в учебных комнатах №234, №235, №236, №239. Средняя площадь учебного помещения на одного студента составляет – 3,51 м2. Состояние учебных и лабораторных площадей соответствует действующим нормативам. Материальное обеспечение кафедры позволяет полностью реализовать программу практики. Оснащенность учебных комнат включает: учебную мебель, мультимедийный комплекс – видеопроектор, экран, ноутбук; телевизор; мебель для преподавателя, учебную доску, микроскопы МБР-1, «Ломо», «Микромед Эврика», «Микромед С 11», бинокулярные лупы, учебные таблицы, комплект микропрепаратов, комплект макропрепаратов, учебный гербарий по морфологии и систематике растений, скальпели, лезвия, пинцеты, препаровальные иглы, пипетки, ножницы, покровные и предметные стекла; чашки Петри, колбы, пробирки, склянки для реактивов; фильтровальная бумага, марлевые салфетки, реактивы, красители; учебные стенды «Лекарственные растения», «Эволюция растений», «Эволюция органического мира», «Лесные экосистемы мира», «Редкие и исчезающие виды растений». Для сбора, гербаризации и монтирования растений - газетная бумага, первичные этикетки, папки для сбора гербарного материала, гербарные сетки (прессы) для сушки гербария, копалки; банки для хранения спиртового сырья. Для установления систематической принадлежности растений на кафедре биологии имеются определители растений под редакцией И.А. Губанова «Иллюстрированный определитель растений средней России». Каждая учебная комната оснащена необходимым сантехническим оборудованием. Санитарно-гигиеническое состояние комнат соответствует требованиям.


ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ


Вид деятельности

Дата
























ОТЧЕТ О РАБОТЕ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ


ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО БОТАНИКЕ





Перечень практических умений

План

Выпол­нено

Коэффициент выпол­нения

Приме­чание

1.

Определение типа и структуры фитоценоза

3










2.

Выполнение геоботанических описаний местности

3










3.

Сбор растений

100










4.

Сушка растений

100










5.

Составление чистовых этикеток для гербарных образцов собранных растений

100










6.

Узнавание лекарственных видов растений в природе и на гербарных образцах

50










7.

Составление морфологического описания растений

30










8.

Определение видов собранных растений по определителям

30










9.

Оформление гербарных образцов

15










10.

Составление систематического каталога собранных растений

1










11.

Составление гербария

1













Количество выполненных и недовыполненных умений и навыков
















Суммарный коэффициент овладения обязательными умениями _______________








Руководитель практики







Помощник руководителя

подпись

Ф.И.О.

«____» ______________200__ г.

подпись

Ф.И.О.


ЗАМЕЧАНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ





Критерии оценивания, применяемые при текущем контроле успеваемости обучающихся


Форма контроля

Критерии оценивания

проверка практических навыков (защита гербария)


Оценка "5" выставляется, если …

- гербарий выполнен в полном объеме и в соответствии с требованиями: растения качественно высушены, расположены на листе по правилам гербаризации и правильно смонтированы;

- каждый гербарный образец снабжен заполненной этикеткой, правильно определено научное название семейства, рода, вида растений и их русских эквивалентов;

- при защите гербария студент без ошибок называет русские и латинские названия видов растений, знает морфологические признаки вегетативных и генеративных органов растений, определяет жизненную форму и экологическую группу растений по отношению к разным факторам среды, указывает значение вида в природе и жизни человека.

Оценка "4" выставляется, если …

- гербарий выполнен в полном объеме и в соответствии с требованиями: растения качественно высушены, расположены на листе по правилам гербаризации и правильно смонтированы;

- каждый гербарный образец снабжен заполненной этикеткой, правильно определено научное название семейства, рода, вида растения и их русских эквивалентов;

- при защите гербария студент допускает незначительные ошибки в русских и латинских названиях видов растений, в описании морфологических признаков вегетативных и генеративных органов, в определении жизненных форм и экологических групп растений по отношению к разным факторам.

Оценка "3" выставляется, если …

- гербарий выполнен в соответствии с требованиями, но не в полном объеме (менее чем на 70%): растения качественно высушены, расположены на листе по правилам гербаризации и правильно смонтированы;

- каждый гербарный образец снабжен заполненной этикеткой, но допущены ошибки и неточности в определениях научных названий семейства, рода, вида растений и их русских эквивалентов;

- при защите гербария студент допускает более 5 ошибок в русских и латинских названиях видов растений, в описании морфологических признаков вегетативных и генеративных органов растений, в определении жизненных форм и экологических групп растений по отношению к разным факторам.

Оценка "2" выставляется, если …

- гербарий выполнен не в полном объеме (менее чем на 50%): большая часть растений высушена некачественно, не соблюдены правила гербаризации и монтировки растений;

- не все гербарные образцы снабжены этикетками, а в имеющихся этикетках допущены ошибки в определениях научных названий семейства, рода, вида растений;

- при защите гербария студент называет только русские названия видов растений, плохо ориентируется в определении жизненных форм и экологических групп растений по отношению к различным факторам среды, не знает морфологические признаки растений.

Оценка "1" выставляется, если …

- гербарий выполнен в объеме менее чем на 25% и не соответствует требованиям;

- при защите гербария студент затрудняется называть виды растений и не знает их морфологические признаки.

Оценка "0" выставляется, если гербарий на защиту не предоставлен.

проверка практических навыков

(дневник практики)


Оценка «5» выставляется, если …

- дневник практики соответствует требованиям и отражает все виды деятельности студента во время экскурсий и работы в лабораториях кафедры;

- в дневнике имеется флористический список собранных во время практики растений, составленный в систематическом порядке;

- воспроизводятся списки растений определенных фитоценозов и местообитаний, с указанием лекарственных, сорных, редких и занесенных в Красную книгу Оренбургской области видов;

- приводится краткое описание семейств, характерных для исследуемого региона, с указанием отличительных особенностей конкретного семейства;

- дается геоботаническое описание всех изученных во время полевой практики фитоценозов – степного, лесного, лугового, прибрежной и водной растительности;

- в дневнике имеется и правильно записан ход определения того или иного вида растений, собранного во время каждой проведенной экскурсии;

- дневник оформлен красиво и аккуратно, с творческим подходом, записи сопровождаются рисунками, фотографиями, картами маршрутов и т. п.; в дневник занесены природные наблюдения, собственные мысли, соображения и вопросы, возникшие в ходе экскурсии или при обсуждении ее результатов.

Оценка «4» выставляется, если …

- дневник практики отражает все виды деятельности студента во время экскурсий и работы в лабораториях кафедры;

- в дневнике имеется флористический список собранных во время практики растений, составленный в систематическом порядке;

- воспроизводятся списки растений определенных фитоценозов и местообитаний, с указанием лекарственных, сорных, редких и занесенных в Красную книгу Оренбургской области видов;

- приводится краткое описание семейств, характерных для исследуемого региона, с указанием отличительных особенностей конкретного семейства;

- дается геоботаническое описание всех изученных во время полевой практики фитоценозов – степного, лесного, лугового, прибрежной и водной растительности;

- в дневнике имеется и правильно записан ход определения того или иного вида растений, собранного во время каждой проведенной экскурсии;

- дневник оформлен в соответствии с требованиями, но без творческого подхода, лишен индивидуальности, не содержит собственных мыслей по результатам наблюдений в природе.

Оценка «3» выставляется, если …

- дневник практики соответствует требованиям, но отражает не все виды деятельности студента во время экскурсий и работы в лабораториях кафедры;

- флористические списки растений воспроизводятся без указания лекарственных, сорных и редких видов растений, занесенных в Красную книгу Оренбургской области;

- описание семейств, характерных для исследуемого региона, приводится без указания отличительных особенностей конкретного семейства;

- дается частичное геоботаническое описание изученных во время полевой практики фитоценозов;

- в дневнике практики имеется ход определения того или иного вида растений, собранного во время каждой проведенной экскурсии, но в ходе определения допущены ошибки.

Оценка «2» выставляется, если …

- дневник практики частично соответствует требованиям и не отражает все виды деятельности студента во время экскурсий и работы в лабораториях кафедры;

- флористические списки растений, геоботаническая характеристика фитоценозов и описание семейств, характерных для исследуемого региона, приводятся фрагментарно;

- неправильно записан ход определения того или иного вида растений.

Оценка «1» выставляется, если …

- дневник практики имеется, но не соответствует требованиям и не отражает все виды деятельности студента во время экскурсий и камеральных работ в лабораториях кафедры.

Оценка «0» выставляется, если …

- дневник практики не предоставлен.

прием контрольных упражнений (каталог растений)


Оценка «5» выставляется, если …

- каталог растений, собранных в ходе практики соответствует предъявляемым требованиям, оформлен в печатном виде, согласно представленному образцу;

- содержит не менее 70 видов растений;

- семейства растений в каталоге располагаются в систематическом порядке;

- роды в пределах семейства и виды в пределах рода располагаются в алфавитном порядке по первым буквам их латинских названий;

- нумерация видов растений в каталоге сквозная.

Оценка «4» выставляется, если …

- каталог растений, собранных в ходе практики соответствует предъявляемым требованиям, но в оформлении допущены незначительные недочеты;

- каталог содержит менее 60 видов растений;

- семейства растений в каталоге располагаются в систематическом порядке;

- роды в пределах семейства и виды в пределах рода располагаются в алфавитном порядке по первым буквам их латинских названий;

- нумерация видов растений в каталоге сквозная.

Оценка «3» выставляется, если …

- каталог растений, собранных в ходе практики соответствует предъявляемым требованиям, но в оформлении допущены ошибки;

- каталог содержит менее 50 видов растений;

- семейства растений в каталоге не располагаются в систематическом порядке;

- роды в пределах семейства и виды в пределах рода располагаются в алфавитном порядке по первым буквам их латинских названий;

- нумерация видов растений в каталоге сквозная.

Оценка «2» выставляется, если …

- каталог растений, собранных в ходе практики частично соответствует предъявляемым требованиям;

- каталог содержит менее 35 видов растений;

- семейства растений в каталоге не располагаются в систематическом порядке, а роды в пределах семейства и виды в пределах рода не располагаются в алфавитном порядке;

- нумерация видов растений в каталоге дается, но она не сквозная.

Оценка «1» выставляется, если …

- каталог растений, собранных в ходе практики не соответствует предъявляемым требованиям;

- каталог содержит менее 20 видов растений;

- отсутствует систематический порядок в расположении растений в каталоге;

- отсутствует нумерация видов растений в каталоге.

Оценка «0» выставляется, если …

- каталог растений не предоставлен.

контроль выполнения практического задания (индивидуальное задание)

Оценка «5» выставляется, если индивидуальное задание по практике выполнено; студент владеет навыками поиска, обработки, хранения, анализа, преобразования научной информации по изучаемой тематике; способен использовать сведения из различных источников для успешного исследования и поиска решения задач в рамках индивидуального задания и нестандартных практико-ориентированных ситуаций; если студент при защите индивидуального задания демонстрирует высокий уровень освоения теоретического материала и практических навыков, полученных в ходе полевой практики по ботанике.

Оценка «4» выставляется, если индивидуальное задание по практике выполнено; студент умеет использовать конкретные знания по ботанике с основами фитоценологии, систематизировать и обобщать полученную информацию; умеет определять и распознавать семейства и виды растений, владеет навыками геоботанических исследований фитоценозов и оценкой их рационального использования; если теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов, но некоторые практические навыки работы сформированы недостаточно; если все предусмотренные задания индивидуальной работы выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

Оценка «3» выставляется, если индивидуальное задание по практике выполнено; студент знает базовые понятия ботаники с основами фитоценологии, общие закономерности строения вегетативных и генеративных органов растений, владеет некоторыми умениями разбираться в систематике растений, но некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все, предусмотренные индивидуальной работой задания, выполнены, несколько заданий оценены минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

Оценка «2» выставляется, если индивидуальное задание по практике выполнено с большим количеством ошибок и недочетов; не освоено полностью теоретическое содержание дисциплины; необходимые практические навыки работы не сформированы, все предусмотренные индивидуальной работой задания выполнены с грубыми ошибками, либо совсем не выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному.

Оценка «1» выставляется, если индивидуальное задание по практике выполнено частично с большим количеством ошибок и недочетов; теоретический материал дисциплины не освоен; практические навыки работы не сформированы, предусмотренные индивидуальной работой задания не выполнены или выполнены частично.

Оценка «0» выставляется, если индивидуальное задание не выполнено.

Отчет по практике

Оценка «5» выставляется, если …

- отчет по результатам практики предоставлен, соответствует требованиям и оформлен согласно прилагаемому образцу (бланку);

- содержит сведения о результатах учебной практики, демонстрирует способность студента применять на практике приемы составления отчетной документации; способность излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты;

- демонстрирует способность студента понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы; навыки использования методов наблюдения, описания, идентификации, классификации биологических объектов;

- отчет отражает знания основных видов растений местной флоры; умения выявлять морфологические особенности растений, проводить их морфологическое описание, владеть методами флористических и геоботанических исследований, приемами сбора, сушки, монтировки систематического гербария, умения работать с определителем растений;

- содержит замечания и пожелания студента по летней полевой практике.

Оценка «4» выставляется, если …

- отчет по результатам практики предоставлен, соответствует требованиям, но в оформлении допустимы небольшие недочеты;

- содержит сведения о результатах учебной практики, демонстрирует способность студента применять на практике приемы составления отчетной документации; способность анализировать получаемую информацию и представлять результаты;

- демонстрирует способность студента понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов; навыки использования методов наблюдения, описания, идентификации, классификации биологических объектов;

- отчет отражает знания основных видов растений местной флоры; владения приемами сбора, сушки, монтировки систематического гербария; умения распознавать изучаемые виды на гербарных образцах, узнавать представителей семейства по внешнему виду.

Оценка «3» выставляется, если …

- отчет по результатам практики предоставлен, частично соответствует требованиям, оформлен не по образцу;

- содержит сведения о результатах учебной практики, демонстрирует способность студента применять на практике приемы составления отчетной документации;

- демонстрирует способность студента понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, но, в то же время, неумение использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации биологических объектов;

- отчет отражает знания основных видов растений местной флоры; умения отличать основные типы растительных сообществ и ботанически грамотно их описывать.

Оценка «2» выставляется, если …

отчет по результатам практики предоставлен, соответствует требованиям менее чем на 50%;

- обучающийся не способен понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, не может использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации биологических объектов;

- отчет отражает незнания видов растений местной флоры и неумения их определять и описывать.

Оценка «1» выставляется, если …

- отчет по результатам практики предоставлен, но не соответствует требованиям;

- отражает низкий уровень освоения теоретического материала и практических навыков, полученных в ходе полевой практики по ботанике.

Оценка «0» выставляется, если отчет по практике не предоставлен.





  1. Оценочные материалы промежуточной аттестации обучающихся.



Промежуточная аттестация по дисциплине «Полевая практика по ботанике» - зачет - проводится в форме компьютерного тестирования в информационной системе Университета.

Формирование набора тестовых заданий производится автоматически в информационной системе.

Количество тестовых заданий в варианте набора – 50.