Файл: Образовательное учреждение высшего образования нижегородская академия министерства внутренних дел российской федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра иностранного языка и культуры речи
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине «Риторика»
Задание 1. Назовите философов, известных ораторов Древней Греции (2-3-х) и Древнего Рима (не менее 2-3-х представителей). Приведите их высказывания о красноречии, ставшими крылатыми фразами.
Ораторы Древней Греции:
Демосфен — « Легче всего обмануть самого себя », «Всякое слово без дела ничтожно и пусто»
Сократ — « Я знаю только то, что не знаю », «Каков человек, такова его речь»
Аристотель — « Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью», «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; аудитория – конечная цель речи».
Ораторы Древнего Рима
Марк Фабий Квинтилиан – Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?»
Марк Тулий Цицерон — «Поэтами рождаются, ораторами – становятся»
Сенека Старший — «Уметь говорить – не менее важное достоинство, нежели уметь остановиться».
Тема «Речевой этикет. Деловой этикет»
Задание 2. Распределите слова по следующим группам: обращения-индексы, обращения-регулятивы. Ответ оформите в виде таблицы.
Обращения-индексы | Обращения-регулятивы |
Гражданин, абонент, клиент, покупатель, кондуктор, продавец, водитель, пешеход, соотечественники, россияне. | Брат, коллеги, друзья, отец. |
Задание 3. Напишите речевые формулы согласия, советов или предложений в категорической форме, советов или предложений в нейтральной (благожелательной) форме. Ответ оформите в виде таблицы.
Формулы согласия | Советы или предложения в категоричной форме | Советы или предложения в нейтральной или деликатной форме |
Да / Да-да, конечно; Пожалуйста; Хорошо; Согласен; Я не возражаю; Делайте, как сочтете нужным. С большим удовольствием. С радостью. | Не разговаривать! Тихо! Тишина! Прекратите шум! Замолчите и расскажите (что-то)... Вы обязаны… Рекомендую Вам обратить внимание на… Требую от Вас… Я настаиваю... | Не могли бы вы мне помочь? Нельзя ли вас попросить? Могу ли я рассчитывать на вашу помощь? Разрешите порекомендовать вам… Позвольте обратить ваше внимание на… Я бы предложил вам… |
Тема «Общение. Роль общения в социальной практике. Профессиональное общение. Общение в юридической практике»
Задание 4. Назовите составляющие структуры общения и дайте их определения.
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения.
Основные компоненты структуры общения:
·субъект — инициатор обращения;
·цель — то, ради чего возникает необходимость в общении;
·содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому;
·средства — способы передачи, переработки, расшифровки информации;
·способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения — мимика, жесты, поза и др.;
Задание 5. Дайте ответ на вопрос: «Как отличается деловое общение от бытового общения?»
Для бытового разговора свойственно: незапланированность; частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую; большое разнообразие обсуждаемых тем и используемых языковых средств; отсутствие целевых установок и необходимости принятия какого-либо решения; самопрезентация личности; разговорный стиль речи.
Деловое общение представляет собой акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, реализуемый посредством слов и невербальных средств (жестов, мимики, манеры поведения). Оно имеет следующие характеристики: критическая оценка мнений, предложений и возражений; дифференциальный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнёров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения; быстрота реагирования на высказывания партнеров, способствующая достижению поставленной цели; аналитических подход к учету и оценки субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе; ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в ходе беседы проблемы; ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнёров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме.
Задание 6. Назовите принципы делового общения.
Главные принципы делового общения. Официальность и вежливость. Нужно четко придерживаться делового стиля.
Задание 7. Назовите факторы, которые создают помехи в общении.
-
Стереотипы -
Различное понимание символов, в которых передается информация -
Усталость -
Физические и психологические факторы -
Слабость памяти -
Отсутствие интереса -
Импульсивность, излишняя эмоциональность -
Рассеянность
Задание 8. Назовите факторы, которые способствуют эффективному общению.
-
Умение слушать -
Заинтересованность -
Концентрация внимания на говорящем -
Проявление сдержанных эмоций -
Иметь определенный минимум общих знаний
Задание 9. Назовите специальные приемы притяжения, привлекательности, которые может использовать сотрудник правоохранительных органов в общении с гражданами.
Прием «имя собственное». Он базируется на произнесении вслух имени человека, с котором идет беседа. Звук собственного имени вызывает у человека чувство доверия и понимания, что разговор ведется именно с ним . Он концентрируется и понимает тему разговора.
Прием «зеркало отношения». Данный прием основан на том, что доброе и приятное выражение лица, а также легкая улыбка невольно притягивают к сотруднику людей.
Сотрудник правоохранительных органов должен уметь:
-
адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения; -
грамотно осуществлять рефлексивное управление; -
качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес; -
эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие; -
четко управлять ходом развития общения с гражданами; -
грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии; -
умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки.
Задание 10. Напишите «золотое» правило общения, а также 2 этические правила общения, сформулированные как афоризмы.
Золотое правило общения: в общении с другим человеком всегда говори на его языке; учитывай, о чем говоришь, как говоришь и с кем говоришь. Умей сосредоточиться на партнере. Помни: даже если ты молчишь, ты все равно подаешь сигналы, а значит, тебя оценивают.
Шопенгауэр — «Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать», речь о том, что необходимо выслушивать своего собеседника, а в не нужный момент не стоит произносить речи;
Аристотель — «Наслаждение общением – главный признак дружбы», свидетельство того, что если вести общение без интереса, то можно потерять уважение к своим близким людям;
Рузвельт — «Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми» (), правило гласит, что необходимо думать и понимать, чтобы ты говоришь, чтобы не навредить людям;
Пифагор — «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не врагами», правило свидетельствует о том, что беседа должна сближать и связывать людей, а не провоцировать различные дискуссии.
Задание 11. Назовите и допишите пространственные зоны общения, которые важно соблюдать при определенном типе общения.
1) Интимная зона – от 15 до 45 см (В эту зону допускаются те люди, с которыми есть хороший личный и эмоциональный контакт);
2) Личная зона – от 45 см до 1,2 м. (официальные приемы, непринужденные беседы на торжественных мероприятиях);
3) Социальная зона – от 1,2 м. до 3,6 – 4 м (общение людей, мало знакомых между собой);
4) Общественная зона – 3,6 м и более (Пример такой зоны общения — выступление лектора перед аудиторией).
Задание 12. Прочитайте материал. Ознакомьтесь с разными видами вопросов. Следуя данной классификации вопросов, сформулируйте свои вопросы, связанные с профессиональной деятельностью.
Что такое «вопрос»?!
Вопрос – это одна из логических форм, которая обусловливается системой конкретных знаний. Всякий вопрос включает в себя исходную информацию, являющуюся предпосылкой вопроса. А вопрос подразумевает недостаточность информации и в связи с этим требует расширения знаний.
Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете речи; чтобы ответить на вопрос, также нужны знания, для правильной оценки содержания и характера вопроса.
Методом вопросов и ответов виртуозно владел Сократ, греческий ритор, философ.
Классификация вопросов
1. В зависимости от логической структуры: уточняющие и восполняющие вопросы: Вы, действительно, представили свои отчеты для обсуждения на собрании?
Восполняющие вопросы связаны с получением новых знаний и предполагают ответ ДА или НЕТ: Все присутствующие на заседании записывают предложения по поводу повышения качества работы?
2. По составу: простые и сложные; простые вопросы не могут быть расчленены на «подвопросы», а сложные можно разделить на ряд вопросов.
3. По форме: логически корректные (правильно поставленные), логически некорректные (в которых лежат неопределённые суждения, неправильно поставленные): По каким проблемам Вам приходится ссориться с оппонентом?
4. По характеру:
– нейтральные,
– благожелательные и неблагожелательные,
– враждебные,
– провокационные.