Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 522
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И все же причины зарождения государства коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека (запрещение инцеста).
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства». Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собст-венность тут не имела существенного значения. Влияние географических условий, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловлен-ное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов
7. Общая характеристика соц. власти и норм догосударственного периода.
Государству предшествовал первобытно-общинный строй, существовавший практически у всех народов мира
Первобытному строю соответствовали определенные формы человеческого общежития. Первоначально это были небольшие мигрирующие группы людей, объединенные совместным добыванием пищи и необходимостью защиты от внешней опасности, затем сложилась более устойчивая организация человеческого коллектива - родовая община. Ее членов объединяло кровное родство, общность трудового процесса и имущества. Возникновение родовой общины - следствие двух причин: развития семьи и развития производительных сил.
Организация общественной власти и система управления осуществлялись родовой общиной в целом. Высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода. Совет решал важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между членами рода и т. п.
Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый, как правило, на собрании всеми членами рода. На время военных действий избирались военачальники.
Общественная власть при первобытном строе была эффективна, опиралась на сознательность членов рода и авторитет старейшин. И хотя иногда к нарушителям порядка применялось принуждение, специальных органов для этого не существовало.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения (социальные нормы) - обычаи. Они существовали, как правило, в виде дозволений и запретов (табу).
Обычаи, наряду с нормами морали, религии, возникали из-за общественной потребности урегулировать семейные, распределительные, бытовые и иные отношения. Социальные нормы соблюдались добровольно, в силу привычки, авторитета старших поколений, нравственных и религиозных воззрений людей.
В процессе развития первобытно-общинного строя происходит разделение труда: одни люди занимаются только скотоводством, другие - только земледелием, третьи - исключительно ремеслом.
Также появляется слой людей, занятый только обменом продуктов. Постепенно общество расслаивается на классы. Вожди, старейшины, опираясь на военную дружину, узурпируют власть. Многие решения они принимают самостоятельно, минуя народное собрание.
Военные столкновения между племенами, а как следствие -накопление богатств, развитие военного дела - приводили к выделению социальной группы "знатных воинов" и военных вождей.
Возникла необходимость закрепления власти над людьми, проживающими на определенной территории, защиты собственности, упорядочения отношений в обществе, приведения их в определенную систему, выработки явно выраженных требований руководящих к управляемым. На смену первобытно-общинному строю пришло государство.
8.Основные концепции возникновения и эволюции государства.
Говоря об основных теориях происхождения гос-ва, следует отметить, что они стали возникать вместе с последним, отражая определенный уровень развития экономического строя и общ-ого сознания.
Теологическая или божественная теория (Аквинский) восходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что гос-во есть продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.
Основной смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской и доказать, что нет государства и права «вне Бога».
Патриархальная теория (Платон, Аристотель) Они считали, что гос-во происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. В этой связи гос-во яв-ся не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. При этом гос-ая власть, по мнению сторонников данной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Следовательно, власть государя, монарха - есть патриархальная власть главы семьи.
Договорная теория (Гоббс, Руссо) Она объясняет происхождение гос-ва заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов.Основой данной нормы является положение о том, что «государству предшествовало естественное состояние человека».
Теория насилия (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.). Представители данной теории считали, что гос-во возникает в результате насилия и завоевания, а поэтому возникновение частной собственности, классов и гос-ва является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия.
В этой связи гос-во продолжает быть
органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными
Психологическая теория Фрейд, Фромм.Ее сторонники считали, что гос-во и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Сущность данной теории состояла в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Суть данной теории заключалась в попытке объяснить возникновение государственно-правовых явлений и осуществление власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
Расовая теория (Ницше и др.). Содержание данной теории составляли постоянно развивающие тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас, положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на высшую расу (ее представителями являлись создатели цивилизации, которые были призваны осуществлять господство в обществе и государстве) и низшую расу (т.е. такую, которая была неспособна не только к созданию, но и к усвоению сформированной цивилизации).
Органическая теория (Платон) Ее сторонники представление о гос-ве сравнивали с человеческим организмом. Например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души.
Материалистическая (классовая) теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Гос-во возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает гос-во, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Суть данной теории заключается в том, что гос-во явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В ней гос-во не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы которых стали противоречить друг другу. В этих новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Поэтому появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, каковой стало гос-во.
Учение о государстве Гегеля. -утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, гос-ва и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея». Гегель выводил гос-во и право из абсолютной идеи, из требований разума. Считал, что «гос-во есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая из всех целей.В данном учении гос-во изобр-ся как воплощение высших нравс. ценностей, Г. создает подлинный культ гос-ва, полностью подчиняя ему чел.
Демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование гос-ва, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.
Кризисная теория происхождения гос-ва. В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения гос-ва и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.
Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)
Теория «инцеста» (К. Леви-Стросс). Он разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства чел., а именно запрет (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении чел. из мира природы, структуризации общества и возникновении гос-ва. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.
Социально-экономическая теория происхождения гос-ва. У истоков этой теории - взгляды Платона, обосновавшего причины происхождения гос-ва обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. завершенный характер.