Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 525

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.
Современная теория государства называет прежде всего признаки, сформулированные Ф. Энгель-сом:- деление подданных по территориальному признаку;

наличие публичной власти, не совпадающей непосредственно со всем населением;

налоги.

При родовом строе принадлежность человека к роду определялась его кровным родством либо ак-том усыновления, принятым общим собранием рода. Члены рода жили вместе, осуществляли сов-местную хозяйственную деятельность, защищали друг друга от нападений со стороны других родов. В государственно-организованном обществе применяется деление его членов не по родственному, а по территориальному признаку. Человеку предоставлялась возможность осуществлять свои пра-ва и обязанности по месту жительства, как члену определенного населенного пункта (либо админи-стративно-территориальных единиц вроде кантона, уезда, округа и т.д.). Новый порядок деления подданных утверждался в острой борьбе при активном сопротивлении населения и, тем не менее со временем он бесжалостно вытеснил все родовые связи. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнооб-щинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

Государство представляло собой публичную власть, которая не совпадала непосредственно со всем населением, организующим себя как вооруженная сила. Государственный аппарат формировал-ся из той или иной части населения, включал в себя армию, полицию, а также вещественные придат-ки принуждения в виде тюрем и разного рода исправительных учреждений. Все это было чуждо родовому строю. Мужчины рода представляли самодействующую вооруженную армию, которая за-щищала территорию от внешних нападений, или осуществляла нападения с целью грабежа, завоева-ния дополнительных территорий и рабов. Все конфликты между членами рода решало общее собрание рода.

Государство, возникнув как публичная власть, согласовывающая интересы всех слоев социально ассиметричного общества, по мере возрастания влияния на него экономически наиболее могущест-венного класса все больше становится органом защиты интересов этого класса. Уже в рабовладель-ческом государстве публичная власть перестала представлять интересы всего населения. Армия стала формироваться только из свободных граждан, и одной из ее основных задач было сохранение эксплуатации и подавления сопротивления рабов. Государственное принуждение применялось и против свободных граждан, которые совершали действия, противоречащие общеобязательным установлениям государства. С увеличением населения страны увеличивался и государственный аппарат принуждения, совершенствовались методы его работы.


Государственный аппарат представляет собой особую группу людей, которая занимается исключи-тельно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (клас-са, социальной группы и т.д.), а нередко и самого себя.

На содержание госаппарата всегда требовались значительные расходы. Государство находит весь-ма действенный источник покрытия своих расходов – вводит налоги с населения.

В литературе по теории государства называется еще два признака государства – наличие сувере-нитета и издание государством норм права.

Понятие государственного суверенитета не является всеобщим признаком государства, поскольку появилось лишь в эпоху средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от власти церковной, освободилась от претензий на исключительное управление мирскими делами. В настоящее время суверенитет государства как его верховенство, самостоятельность и независимость от других органов, организаций и учреждений гражданского общества либо других государств. Для современных государств суверенитет является их неотъемлемым признаком.

Связь государства и права также является непременным признаком современного права и государства.

Государство есть политико-территориальная организация социально ассиметричного общества, которая характеризуется особой суверенной властью, призванной решать не только общие дела, но и интересы отдельных социальных групп и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.
10. Суверенитет государства: понятие и содержание.

Суверенитет – верховенство и независимость власти.

Одним из важнейших признаков государства является суверенитет. Он означает: во-первых, верховенство гос.власти внутри страны; во-вторых, независимость ее на международной арене.

Верховенство проявляется в способности гос.власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, гос. и пар-тийных, общественных органов и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновлас-тие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.



В мире всегда существовали государства с формальным (или ограниченным) суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашает-ся, а фактически, в силу распространения на них влияния других государств, диктующих им свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Прину-дительное ограничение может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета мо-жет допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для них всех целей. Добровольность огра-ничения наблюдается также тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

Суверенитет народа означает его полновластие или верховенство в решении коренных вопро-сов организации своей жизни – общественного и гос.строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономические установления и осуществление полного и всестороннего контроля за деятельностью отдельных гос.органов и всего государства. Народ – население государства, жители страны.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их террито-рии, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
11. Территория государства: понятие и содержание.

Территория – ограниченное земельное пространство

Территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Это естественное, а не какое-либо иное, в том числе об-щественное условие существования и функционирования государства.

Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется гос.власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты: - земля и ее недра (сухопутная территория);


- реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория);

- атмосфера или воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная);

- объекты, приравненные к территориям государства (морские и воздушные суда, комические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти. Последняя касается каждой ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной и исключает какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В право-вых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновен-ности.

Граждане государства, проживающие на его территории и вне, равно как и сама территория, находятся под защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного расчленения или захвата и отторжения части терри-тории. Подобные акты, от кого бы они ни исходили извне, квалифицируются как акты прямой агрессии. У каждого государства есть право и обязанность на защиту своей территории и своих граждан, проживающих на данной территории.

Территориальное деление населения и распространение гос.власти лишь на население опреде-ленной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государства разбивается на ряд административно-территориальных единиц (округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д.). Их назначение и функ-ции едины – организация гос.власти и управления на занимаемой ими территории.

Территория как признак государства:

- нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию);

- неприкосновенна )принцип невмешательства публичной власти в дела другого государства);

- исключительна (на территории господствует власть только этого государства);

- неотчуждаема (государство, лишившееся территории перестает быть государством).

Гос.территория - это часть земного шара (суша, воды, недра, воздушное пространство), которая характеризуется следующими признаками:

- юридической принадлежностью определенному государству, осуществляющему территори-альное верховенство;


- наличие у государства прав на владение, пользование и распоряжение гос.территорией;

- наличие у народа, населяющего территорию, прав определять дальнейшую судьбу террито-рии, которую они населяют (право наций и народов на самоопределение);

-наличие гос.границы (предела осуществления гос.суверенитета).
12.Понятие и сущность государства. Основные концепции сущности государства.

Сущность – в философии – внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования.

Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государствен-ная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. На этот счет существует несколько теорий.

Сторонники теории элит считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконт-рольно принадлежать верхушке общества – элите, до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Технократическая теория настаивает на том, что властвовать, управлять могут и долж-ны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действи-тельные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Указанные теории не лишены определенных достоинств, но обе страдают анти-демократизмом, отрывают власть от народа.

Приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что полит.власть принадлежит экономически господ-ствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущ-ность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господст-вующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою дикта-туру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Попытки определить социальное назначение государства предпринимались с древнейших времен. Платон и Аристотель считали, что назначением каждого государства является утверждение нравст-венности. Представители договорной теории происхождения государства в его сущности видели общее благо, общую безопасность, общую свободу.