Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
политическим, религиозным, нравственным.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость пра­ва, его возможности, общественную полезность.

Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и исполнительных структур; е) нарушение прав человека; ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях – теоретической (идеологичес-кой) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснова-ние правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливает-ся в террор государства против своего народа, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику.

ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ - явление, противоположное правовому нигилизму; завышает возможности правового регулирования, т.е. возможность права определять реальное поведение людей. П.и. законодателя нередко приводит к принятию нормативных актов, реализовать которые в данных социальных условиях невозможно. Такие акты остаются декларацией, что подрывает доверие к праву, является одной из причин правового нигилизма.

54.Правовая культура: понятие, структура.

Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения. Правовая культура это обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.


54. Правовая культура: понятие и структура.

Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (Ожегов).

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

Правовая культура зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества.

Третьим элементом является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявляться лишь в правовой деятельности и ее результатах – правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носи-теля-субъекта – человека, группы людей, населения в целом.



Подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессиональная правовая культура юристов.

Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется: - в готовности личности к активным сознательным творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права; - в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности.

Состояние правовой культуры:

идеолого-психическое – правовые идеи;

нормативное – правовые нормы и институты;

поведенческое – правовые поступки;

объективированное – правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности.


55.Правовое воспитание.

Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Одним из средств косвенного воздействия на формирование правосознания является правовое воспитание, т.е. целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания, объекты воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.
56. Норма права: понятие, структура, виды.

Под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило пове-дения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опублико-ванное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений пу-тем определения прав и обязанностей их участников.


Существенные признаки правовых норм:

1. норма есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.

это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права.

Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течении какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа – нормативно- правовом акте.

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. Структура правовых норм строится в виде трех элементов деонтической логики (т.н. логики норм и нормативных понятий) получивших название диспозиции, гипотезы и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких обстоятельств, перечисленных в статье нормативного акта.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтер-нативной (дает возможность участникам варьировать свое поведение в оговоренных преде-лах) и бланкетной (правило лишь в общей форме, отсылает субъекта к другим правовым актам).

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности подразделяются на абсолютно определенные (точно указывается размер, величина, срок), относительно определенные (от и до), альтернативные (возможна замена вида наказания другим).


Структуру правовой нормы нужно рассматривать как единство идеальной и реальной структуры. Идеальная структура нормы выражает первичные исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обус-ловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но изменяясь, сохраняется в своем результате. Реальная структура нормы отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, кото-рых достаточно для того, чтобы конкретное обшественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

Виды правовых норм:

по субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от:

а ) государства ( гос.органов);

б) непосредственно от гражданского общества (населением).

по социальному назначению и роли в правовой системе:

а) учредительные (нормы-принципы), отражают исходные начала правового регламен-тирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан; основополагающие идеи и параметры пра-вовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходи-мое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным зако-номерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закреплен-ные в Основах законодательства, кодексах;

б) регулятивные (нормы - правила поведения), непосредственно направлены на регулиро-вание фактических отношений. В зависимости от характера субъективных прав и обязан-ностей различают: - управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); - обязывающие (содержащие обязанность совер-шения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность – носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.