Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 545
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) охранительные ( нормы – стражи порядка), фиксируют меры гос.принуждения, кото-рые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания;
г) обеспечительные (нормы – гарантии), содержат предписания, гарантирующие осущест-вление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социаль-ная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизма и конструкций беспрепятственной реализации права;
д) декларативные (нормы – объявления), обычно включают в себя положения програм-много характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общест-венных отношений, содержат нормативные объявления (ч.2 ст.1 Конституции РФ – «Наименования РФ и Россия равнозначны»);
е) дефинитивные (нормы – определения), формулируют определения правовых явлений или категорий;
ж) коллизионные (нормы – арбитры), призваны устранять возникшие противоречия между правовыми предписаниями;
з) оперативные (нормы -инструменты), устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.д.
по предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданс-кого, уголовного и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные (являются правилом поведения субъектов) и процессуальные (содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил);
по методу правового регулирования выделяют: - императивные (имеют сугубо строгий, властно категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведе-нии), диспозитивные (присущ автономный характер, позволяющий участникам самим до-говориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав или исполь-зовать в определенных случаях резервное правило); рекомендательные (устанавливают варианты желательного поведения субъектов).
По сфере действия вычленяют: - нормы общего характера ( распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории страны); - нормы ограниченного действия ( имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами); - локальные (действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур);
По времени действия: постоянные и временные;
По кругу лиц: -распространяются на все категории лиц либо лишь на строго определенные.
57. Соотношение норм права и статьи нормативного акта.
Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, зак-репленным в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характеризуют следующие признаки: а) издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается непос-редственно населением путем референдума; б) содержит нормы права, устанавливает, отме-няет или изменяет их; в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается госу-дарством; г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами; д) носит легитимный характер.
Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом норматив-ного акта является статья.
Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти), то при анализе мы не всегда обнаружим все три элемента правовой нормы. Так, в статьях Конституции содержаться, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают.
Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта, а иногда и в статьях различ-ных. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выраже-ния, но при этом сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма права – это единое обще-обязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защи-той.
Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правых актов:
Прямой. Суть состоит в том, что в статье излагаются все три элемента правовой нормы. Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи.
Отсылочный. При такой форме изложения правовой нормы в статьях акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта. Так, ст.14 СК РФ содержит условия заключения брака (гипотеза), ст.10,11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст.27,30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).
Бланкетный. При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержа-ние ее не раскрывается. Так, ст.271 УК РФ гласит: «Несоблюдение указанных в разреше-нии маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение пра-вил международных полетов наказываются…». В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только назы-ваются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие именно правила международных полетов были нарушены.
Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы восполнить недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения следует искать в другом (или других) нормативно-правовых актах.
Таки образом, норма права не тождественна статье нормативно-правового акта. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья – это форма его изложения. В статье может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.
58. Понятие и виды форм (источников) права.
Источник (форма) права - это внешний способ выражения государством норм права.Если содержанием права является совокупность правил поведения, а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли.Источник права различают в материальном смысле (материальные условия жизни общества и потребности людей), идеологическом смысле (доктрина, мораль, правосознание) и формально-юридическом смысле (как способ внешнего выражения и закрепления правовых норм).Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность и общеизвестность. Обязательность означает категоричность и не отрицательность правовых установок. Формальная определенность предполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права. Общеизвестность - качественный признак форм права, связанный с информированием о правилах поведения, пределах их действия. Под формой права понимаются «определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы - упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера». При этом в самой форме права различается ее внутренняя (структура права, т.е. отрасли, институты, нормы права) форма и внешняя (система нормативно-правовых актов или система законодательства).Итак, источники права - это исходящие от государства или признанные им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического общеобязательного значения. Среди источников права наиболее известными и значимыми являются правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт и нормативный договор.
Правовой обычай - это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени. Правовые обычаи сохраняют значение источников права не только в отраслях частного, но и в отраслях публичного, особенно государственного права. Юридическим прецедентом является судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем. актНормативно-правовой акт - это письменный документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера, который содержит нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений, М.Н. Марченко отмечает, что все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов».
59. Понятие и виды нормативных актов в России
В Российской Федерации существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений. Системе законодательства любого государства свойственно, прежде всего, деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов, которые должны соответствовать первым.Конституция обладает высшей юридической силой, является базой текущего законодательства. Ее основополагающие идеи детализируются в других актах, которые не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны быть отменены.Законы принимаются высшими представительными органами как Федерации, так и ее субъектов, или референдумами. С этим связано верховенство законов в системе нормативно-правовых актов. Деление на законы и подзаконные акты свойственно законодательству любого государства.
Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права. Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты конкретизируют принципиальные положения законов применительно к особенностям различных доминирующих интересов в обществе. Все подзаконные акты как правило являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на: - общие; - местные - ведомственные- внутриорганизационные.