Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 541

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Начальной стадией процесса правообразования является возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативно-правовых актов и доведение их предписаний до адресатов. В юр. науке различают три способа правотворческой деятельности полномочных государственных органов:- непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;- санкционирование государством норм, которые сформировались в форме обычаев или были выработаны негосударственными организациями;- непосредственное прав-во народа (референдумы).Правом принятия нормативно-правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы администраций. Полномочия на прав-во каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Правотворчеству присущи следующие принципы:- научность (изучение потребностей принятия закона)- законность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);- гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);

- демократизм (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);- профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);-оперативность (своевременность издания нормативных актов).

Итак, принципы правотворчества - это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Прав-во подразделяется на следующие виды:

- непосредственное прав-во народа посредством референдума;- прав-во государственных органов (Федерального Собрания, Правительства);

- прав-во отдельных должностных лиц (Президента, министров);-прав-во органов местного самоуправления;-локальное прав-во (предприятий, учреждений, организаций);-прав-во общественных организаций.


В зависимости от значимости прав-во делится на:- законотворчество (прав-во высших представительных органов - парламентов, в соответствии с которым издаются нормативно-правовые акты высшей юридической силы - законы);- делегированное прав-во (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, в основном правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию нормативно-правовых актов, входящих в компетенцию представительного органа);- подзаконное прав-во (нормотворчество органов исполнительной власти по изданию указов, постановлений, приказов, распоряжений, решений).- В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. Подзаконное прав-во в тоже время позволяет быстро разрешать вопросы, требующие правового воздействия, тогда как закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству.
63.Понятие и стадии законотворчества в РФ

Законотворческий процесс является основной частью правотворческого процесса. В зак-ком процессе два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие).

Законотворческий процесс главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов 1щией правотворчества выступают подзаконные нормативные 'Правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.
Законотворчество сложный, неоднородный процесс, включай в себя следующие стадии:
законодательная инициатива закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании а и соответствующий законопроект в законодательный орган. р законодательной инициативы порождает у законодательного а обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но р или отклонить его право законодателя. . Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Верховного Совета, Прокурору, районным и городским Советам народных депутатов, Конституционному, Верховному и Арбитражному судам Приднестровской Молдавской Республики по вопросам их ведения, республиканским объединениям профессиональных союзов по трудовым и социально-экономическим вопросам. (ч. 1 ст. 64)
обсуждение законопроекта важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя проекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;


принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:
а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);
подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);
в) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

64. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между ДН находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.
Отсюда, систематизация это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:
инкорпорацияформа систематизации путем объединения нормативных актов без измененияих содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их действия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второму сборники нормативных материалов по отраслям права, изданные в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На нереальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в при рассмотрении юридических дел, например в суде;
консолидацияформа систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относи к одному виду деятельности (охрана природы, образование ).
Особенность консолидации состоит в том, что она является компромиссной систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации
кодификацияформа систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые, обеспечивается их согласованность, логичность.
Поэтому кодификация способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.).
Признаки кодификации:1) ею имеют право заниматься только специальные органы;2) в итоге появляется новый нормативный акт кодекс, 3) кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
65 Юридическая техника понятие значение виды

Юридическая техника — это система правил, средств, приемов и способов подготовки, составления и упорядочения правовых актов и иных юридических документов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности. Главной задачей юридической техники является рационализация юридической деятельности, достижения простоты и ясности в написанных документах, единообразия, совершенствования языка правовых актов. Юридическая техника подразделяется на следующие виды:


1) законодательная (правотворческая) техника;

2) техника систематизации нормативно-правовых актов;

3) техника учета нормативно-правовых актов;

4) техника индивидуальных правоприменительных актов.

Теперь рассмотрим их более подробно.

1. Законодательная правотворческая техника — это совокупность средств, приемов и правил составления и оформления нормативных актов.

Имеет две основные цели:

1) регулировать общественные отношения;

2) сделать нормативно-правовые акты понятными для лиц, которым они адресованы.

2. Техника систематизации нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовые акты могут быть систематизированы

по следующим признакам:

1) по форме предложения, в котором выражена норма;

2) по степени обобщенности:

а) абстрактный способ изложения;

б) казуистический способ изложения;

3) по степени полноты изложения нормы (прямой, ссылоч-

ный, бланкетный способы).

3. Техника учета нормативно-правовых актов.

В настоящее время применяются три способа учета:

1) журнальный учет;

2) картотечный учет;

3) учет с помощью ЭВМ.

4. Техника индивидуальных правоприменительных актов. Юридических документов индивидуального характера огромное количество. Поэтому, чтобы не запутаться в них, необходимо применять к ним приемы унификации и стандартизации, что достигается путем установления требований к документам в законах, утверждением соответствующими органами бланков, формуляров юридических документов. В документах определяется их структура и реквизиты. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры общества. Все это достигается с помощью технических средств. К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, предусматривающее определенное сочетание субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т. п.). В качестве юридических конструкций выступают те

или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т. п. При составлении документа необходимо придерживаться установленных технических правил. К техническим правилам относят: