Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 529
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ся на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.
Пробелы в праве могут возникать по разным причинам, например, из-за изменения социально-экономических условий, развития технологий или появления новых видов преступлений. Чтобы преодолеть пробелы в праве, существуют различные способы.
1. Интерпретация закона. Интерпретация закона - это процесс определения значения закона и его применения к конкретной ситуации. Часто пробелы в праве могут быть устранены путем интерпретации закона. Это может быть сделано с помощью юридической экспертизы и судебной практики.
2. Прецедентное право. Прецедентное право - это система права, в которой судебные решения служат основой для будущих судебных решений. Прецедентное право может помочь заполнить пробелы в законодательстве, особенно в случаях, когда законодательство не ясно или неоднозначно.
3. Законодательное изменение. Законодательное изменение - это процесс изменения закона для устранения пробелов в законодательстве. Это может быть сделано путем внесения изменений в существующие законы или создания новых законов.
4. Разработка нового законодательства. Разработка нового законодательства - это процесс создания новых законов для устранения пробелов в законодательстве. Это может быть сделано путем создания новых законов или изменения существующих законов.
5. Использование международного права. Использование международного права - это процесс использования международных конвенций и договоров для устранения пробелов в национальном законодательстве. Международные договоры могут быть использованы для урегулирования вопросов, которые не решаются национальным законодательством.
6. Использование аналогии права. Использование аналогии права - это процесс применения закона, который регулирует похожую ситуацию, для устранения пробелов в законодательстве. Это может быть сделано путем анализа сходных случаев и применения закона, который был использован в этих случаях.
В целом, пробелы в праве могут быть устранены различными способами, и выбор метода зависит от конкретной ситуации.
81. Юридические коллизии и способы их разрешения.
Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нпа, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Причины их носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость самих общественных отношений, их скачкообразное развитие, а также «старение» и «консерватизм» права. К субъективным причинам относятся те, которые зависят от воли и сознания людей – политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, политическая борьба… Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, т .е в предпочтение по юридической силе; коллизии между КРФ и всеми иными актами, в том числе и законами разрешаются в пользу КРФ; коллизии между актами субъектов, их конституциями (уставами) и общефедеральными актами разрешаются в пользу последних; в случае несоответствия КРФ, федеративного договора действуют положения общефедеральной Конституции, т.е. приоритет на стороне основного закона. В целом способами разрешения коллизий является: толкование, принятие нового акта, отмена старого, внесение изменений или уточнений в действующий акт, судебное рассмотрение, систематизация законодательства, создание согласительных комиссий, конституционное правосудие.
82. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам.
Толкование норм права - это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, направленная на установление содержания правовых норм. Тол-ние позволяет уяснить смысл нормативного предписания, его социальную направленность, место в системе правового регулирования. Толкование необходимо в связи с абстрактностью правовых норм, специальной терминологией, сложностью законодательного процесса и т.д. Объектом толкования являются конкретные нормативно-правовые акты, при этом имеют значение не только нормы, зафиксированные в них, но и общие положения, например, преамбулы актов.Предметом толкования является историческая воля законодателя, выраженная в законе (во избежание толкования, которое может привести к изменению содержания самого нормативного акта).Задача толкования состоит в выяснении того смысла нормы, который сформулировал законодатель.Цель толкования состоит в правильном, точном и единообразном понимании и применении закона, в выявлении его сути, выраженной в словесной формулировке. Основной идеей толкования является идея охраны и всемерного укрепления законности.
Функции толкования раскрывают значение, социально-полезный результат, который достигается с помощью приемов и способов толкования. Принято выделять следующие функции толкования: познавательную, регламентирующую, правообеспечительную, конкретизационную и др.Толкование права проявляется в трех аспектах: уяснение (для себя), разъяснение (для других) и интерпретация (выявление смысла нормы на основе анализа соотношения «буквы» и «духа» закона, т.е. объема понимания (толкования) и буквального смысла ее текста).Толкование-разъяснение дается официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на официальное и неофициальное.Официальное толкование дается уполномоченными (компетентными) государственными органами. Оно содержится в специальном акте, является обязательным и имеет юридические последствия.
Виды толкования по субъектам
Толкование-разъяснение дается официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на официальное и неофициальное.
Официальное толкование дается уполномоченными (компетентными) государственными органами. Оно содержится в специальном акте, является обязательным и имеет юридические последствия.
Официальное толкование по объему делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Нормативное толкование в свою очередь делится на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативно-правовой акт) и легальное (даваемое специально уполномоченным органом). При аутентичном толковании специального полномочия на толкование не надо в отличие от легального толкования.
Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела (в процессе правоприменения). В некоторых случаях имеет место делегированное толкование, которое дается органом, получившим на это специальное полномочие в силу закона.
Неофициальное толкование - это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Оно не является юридически обязательным и может исходить как от отдельного гражданина, так и от организации. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя (ученого, адвоката, нотариуса, следователя и др.).
Особой разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (доктрина - наука), которое дается учеными-юристами (например, в комментариях к законам). Доктринальное толкование имело большое значение во времена античности и в средние века (как источник права). В настоящее время в качестве источника права сохраняется в некоторых государствах с религиозной правовой системой. и правоприменительную деятельность.
Неофициальное толкование по видам делится в целом на доктринальное (научное), профессиональное (компетентное толкование юристов-практиков) и обыденное (толкование любым человеком).
83.Способы и объем толкования правовых норм.
Способы толкования - это относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов. Виды:
Грамматическое толкование выражается в толковании с помощью языковых (филологических) средств, с помощью правил грамматики, орфографии и др. Осуществляется полный грамматический анализ текста нормы, начиная с отдельных слов, их значений, грамматических форм, связей между ними и заканчивая предложениями, для чего уясняется их грамматическая и смысловая структура.
Систематическое толкование состоит в уяснении смысла нормы путем ее сопоставления с другими нормами и установлении связей между ними. Это толкование осуществляется с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, путем выявления места и роли конкретной нормы права в системе права.
Установление систематических связей между нормами позволяет правильно определить сферы их применения, что является необходимым условием квалификации юридических фактов.
Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа исторической обстановки, в которых они были приняты.
Историко-политическое толкование помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение (в связи с изменением условий и фактов, на которые была рассчитана норма). Логический способ толкования состоит в использовании законов и правил логики для понимания действительного смысла правовой нормы.
Логическое толкование позволяет конкретизировать смысл нормы в процессе правоприменительной деятельности. Логический анализ понятия является самым распространенным в толковании норм права.
Функциональный способ толкования основан на факторах и условиях реализации права. Задача толкования правильно применить стандарт как основание оценки юр. факта. Большая роль здесь принадлежит юридической практике, актам толкования и руководящим разъяснениям высших судебных инстанций.
Специально-юридический способ означает толкование с помощью раскрытия содержания юр. терминов, используемых в законодательстве. Данный способ строится на использовании правил юр. техники и технико-юридических средств. Телеологический способ толкования означает толкование с помощью установления целей принятия нормативно-правового акта. Обычно эти цели формулируются в преамбулах, общих частях кодексов и в общих положениях законов.
Официальное толкование по объему делится на нормативное и казуальное. Нормативным данное толкование является в силу того, что носит общий характер, является обязательным при рассмотрении всех дел, которые разрешаются на основе истолкованной нормы..Нормативное толкование в свою очередь делится на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативно-правовой акт) и легальное (даваемое специально уполномоченным органом). Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела (в процессе правоприменения). Такое толкование имеет силу лишь для определенного конкретного случая (казуса).
Неофициальное толкование - это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя (ученого, адвоката, нотариуса, следователя и др.).Особой разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (доктрина - наука), которое дается учеными-юристами (например, в комментариях к законам).
Толкование по объему (результат толкования) связано с толкованием-интерпретацией. Основной целью толкования при этом является раскрытие содержания правовой нормы применительно к конкретной ситуации, связанной с квалификацией юридических фактов. Результаты толкования выражаются в юридических оценках и интерпретационных нормах. По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограничительным.
Буквальное толкование означает толкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста нормативно-правового акта. Действительное содержание нормы права, установленное в результате толкования, соответствует результату, полученному на основе простого прочтения текста нормативного акта (буква закона и дух закона (смысл) полностью совпадают). Такое толкование можно назвать адекватным.
Распространительное (расширительное) толкование означает, что действительное содержание нормы права шире ее текстуального выражения, т.е. расширяется смысл нормы права до желаемого или действительного содержания (дух закона шире буквы закона). Норма права при этом толкуется несколько шире ее текста.
Ограничительное толкование - это толкование, при котором действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения.
Расширительное и ограничительное толкование являются исключением из общего правила толкования, при котором смысл закона и текст закона полностью совпадают. Ограничительное или распространительное толкование возможно лишь в случаях обнаружения несоответствия между предполагаемым содержанием нормы права и ее текстом. Ограничительное и распространительное толкование норм права связано в целом с системностью права, когда смысл толкуемой нормы раскрывается на основе содержания других норм права. Нельзя расширительно толковать завершенные нормой права перечни или, наоборот, ограничительно толковать незавершенные перечни. Нельзя ограничительно или расширительно толковать легальные дефиниции. Во всех случаях подобного толкования задача субъекта толкования состоит в правильном раскрытии содержания нормативно-правового акта с учетом, прежде всего, воли законодателя, выраженной в тексте нормы права.
Пробелы в праве могут возникать по разным причинам, например, из-за изменения социально-экономических условий, развития технологий или появления новых видов преступлений. Чтобы преодолеть пробелы в праве, существуют различные способы.
1. Интерпретация закона. Интерпретация закона - это процесс определения значения закона и его применения к конкретной ситуации. Часто пробелы в праве могут быть устранены путем интерпретации закона. Это может быть сделано с помощью юридической экспертизы и судебной практики.
2. Прецедентное право. Прецедентное право - это система права, в которой судебные решения служат основой для будущих судебных решений. Прецедентное право может помочь заполнить пробелы в законодательстве, особенно в случаях, когда законодательство не ясно или неоднозначно.
3. Законодательное изменение. Законодательное изменение - это процесс изменения закона для устранения пробелов в законодательстве. Это может быть сделано путем внесения изменений в существующие законы или создания новых законов.
4. Разработка нового законодательства. Разработка нового законодательства - это процесс создания новых законов для устранения пробелов в законодательстве. Это может быть сделано путем создания новых законов или изменения существующих законов.
5. Использование международного права. Использование международного права - это процесс использования международных конвенций и договоров для устранения пробелов в национальном законодательстве. Международные договоры могут быть использованы для урегулирования вопросов, которые не решаются национальным законодательством.
6. Использование аналогии права. Использование аналогии права - это процесс применения закона, который регулирует похожую ситуацию, для устранения пробелов в законодательстве. Это может быть сделано путем анализа сходных случаев и применения закона, который был использован в этих случаях.
В целом, пробелы в праве могут быть устранены различными способами, и выбор метода зависит от конкретной ситуации.
81. Юридические коллизии и способы их разрешения.
Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нпа, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Причины их носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость самих общественных отношений, их скачкообразное развитие, а также «старение» и «консерватизм» права. К субъективным причинам относятся те, которые зависят от воли и сознания людей – политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, политическая борьба… Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, т .е в предпочтение по юридической силе; коллизии между КРФ и всеми иными актами, в том числе и законами разрешаются в пользу КРФ; коллизии между актами субъектов, их конституциями (уставами) и общефедеральными актами разрешаются в пользу последних; в случае несоответствия КРФ, федеративного договора действуют положения общефедеральной Конституции, т.е. приоритет на стороне основного закона. В целом способами разрешения коллизий является: толкование, принятие нового акта, отмена старого, внесение изменений или уточнений в действующий акт, судебное рассмотрение, систематизация законодательства, создание согласительных комиссий, конституционное правосудие.
82. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам.
Толкование норм права - это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, направленная на установление содержания правовых норм. Тол-ние позволяет уяснить смысл нормативного предписания, его социальную направленность, место в системе правового регулирования. Толкование необходимо в связи с абстрактностью правовых норм, специальной терминологией, сложностью законодательного процесса и т.д. Объектом толкования являются конкретные нормативно-правовые акты, при этом имеют значение не только нормы, зафиксированные в них, но и общие положения, например, преамбулы актов.Предметом толкования является историческая воля законодателя, выраженная в законе (во избежание толкования, которое может привести к изменению содержания самого нормативного акта).Задача толкования состоит в выяснении того смысла нормы, который сформулировал законодатель.Цель толкования состоит в правильном, точном и единообразном понимании и применении закона, в выявлении его сути, выраженной в словесной формулировке. Основной идеей толкования является идея охраны и всемерного укрепления законности.
Функции толкования раскрывают значение, социально-полезный результат, который достигается с помощью приемов и способов толкования. Принято выделять следующие функции толкования: познавательную, регламентирующую, правообеспечительную, конкретизационную и др.Толкование права проявляется в трех аспектах: уяснение (для себя), разъяснение (для других) и интерпретация (выявление смысла нормы на основе анализа соотношения «буквы» и «духа» закона, т.е. объема понимания (толкования) и буквального смысла ее текста).Толкование-разъяснение дается официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на официальное и неофициальное.Официальное толкование дается уполномоченными (компетентными) государственными органами. Оно содержится в специальном акте, является обязательным и имеет юридические последствия.
Виды толкования по субъектам
Толкование-разъяснение дается официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на официальное и неофициальное.
Официальное толкование дается уполномоченными (компетентными) государственными органами. Оно содержится в специальном акте, является обязательным и имеет юридические последствия.
Официальное толкование по объему делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Нормативное толкование в свою очередь делится на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативно-правовой акт) и легальное (даваемое специально уполномоченным органом). При аутентичном толковании специального полномочия на толкование не надо в отличие от легального толкования.
Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела (в процессе правоприменения). В некоторых случаях имеет место делегированное толкование, которое дается органом, получившим на это специальное полномочие в силу закона.
Неофициальное толкование - это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Оно не является юридически обязательным и может исходить как от отдельного гражданина, так и от организации. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя (ученого, адвоката, нотариуса, следователя и др.).
Особой разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (доктрина - наука), которое дается учеными-юристами (например, в комментариях к законам). Доктринальное толкование имело большое значение во времена античности и в средние века (как источник права). В настоящее время в качестве источника права сохраняется в некоторых государствах с религиозной правовой системой. и правоприменительную деятельность.
Неофициальное толкование по видам делится в целом на доктринальное (научное), профессиональное (компетентное толкование юристов-практиков) и обыденное (толкование любым человеком).
83.Способы и объем толкования правовых норм.
Способы толкования - это относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов. Виды:
Грамматическое толкование выражается в толковании с помощью языковых (филологических) средств, с помощью правил грамматики, орфографии и др. Осуществляется полный грамматический анализ текста нормы, начиная с отдельных слов, их значений, грамматических форм, связей между ними и заканчивая предложениями, для чего уясняется их грамматическая и смысловая структура.
Систематическое толкование состоит в уяснении смысла нормы путем ее сопоставления с другими нормами и установлении связей между ними. Это толкование осуществляется с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, путем выявления места и роли конкретной нормы права в системе права.
Установление систематических связей между нормами позволяет правильно определить сферы их применения, что является необходимым условием квалификации юридических фактов.
Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа исторической обстановки, в которых они были приняты.
Историко-политическое толкование помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение (в связи с изменением условий и фактов, на которые была рассчитана норма). Логический способ толкования состоит в использовании законов и правил логики для понимания действительного смысла правовой нормы.
Логическое толкование позволяет конкретизировать смысл нормы в процессе правоприменительной деятельности. Логический анализ понятия является самым распространенным в толковании норм права.
Функциональный способ толкования основан на факторах и условиях реализации права. Задача толкования правильно применить стандарт как основание оценки юр. факта. Большая роль здесь принадлежит юридической практике, актам толкования и руководящим разъяснениям высших судебных инстанций.
Специально-юридический способ означает толкование с помощью раскрытия содержания юр. терминов, используемых в законодательстве. Данный способ строится на использовании правил юр. техники и технико-юридических средств. Телеологический способ толкования означает толкование с помощью установления целей принятия нормативно-правового акта. Обычно эти цели формулируются в преамбулах, общих частях кодексов и в общих положениях законов.
Официальное толкование по объему делится на нормативное и казуальное. Нормативным данное толкование является в силу того, что носит общий характер, является обязательным при рассмотрении всех дел, которые разрешаются на основе истолкованной нормы..Нормативное толкование в свою очередь делится на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативно-правовой акт) и легальное (даваемое специально уполномоченным органом). Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела (в процессе правоприменения). Такое толкование имеет силу лишь для определенного конкретного случая (казуса).
Неофициальное толкование - это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя (ученого, адвоката, нотариуса, следователя и др.).Особой разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (доктрина - наука), которое дается учеными-юристами (например, в комментариях к законам).
Толкование по объему (результат толкования) связано с толкованием-интерпретацией. Основной целью толкования при этом является раскрытие содержания правовой нормы применительно к конкретной ситуации, связанной с квалификацией юридических фактов. Результаты толкования выражаются в юридических оценках и интерпретационных нормах. По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограничительным.
Буквальное толкование означает толкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста нормативно-правового акта. Действительное содержание нормы права, установленное в результате толкования, соответствует результату, полученному на основе простого прочтения текста нормативного акта (буква закона и дух закона (смысл) полностью совпадают). Такое толкование можно назвать адекватным.
Распространительное (расширительное) толкование означает, что действительное содержание нормы права шире ее текстуального выражения, т.е. расширяется смысл нормы права до желаемого или действительного содержания (дух закона шире буквы закона). Норма права при этом толкуется несколько шире ее текста.
Ограничительное толкование - это толкование, при котором действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения.
Расширительное и ограничительное толкование являются исключением из общего правила толкования, при котором смысл закона и текст закона полностью совпадают. Ограничительное или распространительное толкование возможно лишь в случаях обнаружения несоответствия между предполагаемым содержанием нормы права и ее текстом. Ограничительное и распространительное толкование норм права связано в целом с системностью права, когда смысл толкуемой нормы раскрывается на основе содержания других норм права. Нельзя расширительно толковать завершенные нормой права перечни или, наоборот, ограничительно толковать незавершенные перечни. Нельзя ограничительно или расширительно толковать легальные дефиниции. Во всех случаях подобного толкования задача субъекта толкования состоит в правильном раскрытии содержания нормативно-правового акта с учетом, прежде всего, воли законодателя, выраженной в тексте нормы права.