Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 524
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— третья цель — предупредительная — повлиять на людей, которые могли бы в силу недостаточной сознательности или других причин пойти на правонарушение, таким образом, чтобы они воздержались от этого. Цели конкретизируются в функциях юридической ответственности, причем их содержание различно в зависимости от ее вида.
Можно выделить следующие функции:
1) штрафную (или карательную) — реакция государства, выражающаяся в наказании виновного лица, причинении ему личных, имущественных либо организационных мер государственного принуждения;
2) право восстановительную, которая позволяет компенсировать потери потерпевшей стороны, возместить убытки, восстановить права потерпевшего;
3) воспитательную, которая призвана формировать у субъектов сознание к правомерному поведению. Цели и функции иногда не различают и говорят, что функции юридической ответственности содействуют достижению ее целей.
90 принципы юридической ответственности
Мы уже знаем, что юридическая ответственность есть необходимость для лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Принципы наиболее полно характеризуют юридическую ответственность, позволяют увидеть и понять природу данного правового средства.
Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности:
1) справедливость — наказание должно быть соразмерно, не должно быть допущено уголовных санкций за проступки, нельзя допустить обратную силу закона, закрепляющего или усиливающего ответственность; на виновного за одно нарушение возлагается лишь одно наказание и т. п.;
2) законность — юридическая ответственность возлагается на виновное лицо строго по закону и за деяние, предусмотренное законом;
3) гуманизм — запрет применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство;
4) обоснованность, заключающаяся в объективном и все стороннем рассмотрении обстоятельств дела, в установлении факта совершения правонарушения, влекущего юридическую ответственность, а также в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания;
5) неотвратимость, означающая неизбежность наступления юридической ответственности, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию государства в отношении виновных лиц;
6) целесообразность, предполагающая соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности.
91 виды юридической ответственности
Юридическая ответственность выступает разновидностью государственного принуждения. В науке классификация видов юридической ответственности производится по различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т. д. Наиболее распространено деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают:
— уголовную,
— административную,
— гражданско-правовую,
— дисциплинарную,
— материальную ответственность.
Каждый из этих видов имеет свое специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения. Рассмотрим более подробно каждый из видов существующей юридической ответственности.
Уголовная ответственность — это карательный вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и устанавливается только законом. Уголовной ответственности подлежит тот, кто совершил конкретное преступление или был его соучастником. Единственным полномочным органом привлечения к уголовной ответственности является только суд, который своим приговором определяет меру наказания. Прекращается уголовная ответственность по отбытии осужденным меры наказания, или в случае амнистии, или помилования.
В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе РФ. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Меры уголовного наказания — наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни —расстрела.
Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, а также другим законодательством. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации. Дела об административных правонарушениях рассматриваются компетентными органами, которые закреплены в гл.16 КоАП (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, суды и т. п.).
Меры административного принуждения — предупреждения, штраф, административный арест и т. п.
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за гражданские правонарушения и состоит в применении мер имущественного характера. Ее сущность заключается в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение убытков иногда дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки. Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков, т. е. за нарушение трудовой, служебной, воинской дисциплины, которое может выражаться в несоблюдении требований, предъявляемых к работникам. Для применения этого вида ответственности необходимо затребовать объяснение от нарушителя трудовой дисциплины. Возлагается ответственность администрацией предприятия, учреждения или лицом, осуществляющим распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. Меры дисциплинарной ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т. п.
Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и
служащими при исполнении ими трудовых обязанностей. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к
заработной плате (1/3, 2/3 месячного заработка). В зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами государственной власти, местного самоуправления, судами и т. п.
92. Юр. Ответственность и др. виды гос. Принуждения.
Юридическая ответственность — это прежде всего принуждение. Известно, что принудительное воздействие существует во всяком человеческом обществе. Но юридическая ответственность не принуждение «вообще», а государственное принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами. Другая особенность этого принуждения — его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.
Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.
Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная принудительность есть объективное свойство права и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. Каковы же эти меры?
Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.
К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания
, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.
Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90,91 У К РФ). Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар — ст. 99 УК РФ).
Специфическая мера государственного принуждения — реквизиция — изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).
Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.
93. Понятие, признаки, виды правовых средств.
Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
К общим признакам правовых средств, относятся:
а) они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);
б) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;
в) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права);
г) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования;
д) обеспечиваются государством.
Правовые средства делятся на две основные группы: это, средства-установления и средства-деяния.
При этом, под средствами-установлениями понимается юридический инструментарий