Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 523
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, закрепленный в законодательных и иных нормативно-правовых актов; а под средствами-деяниями – реализация средств-установлений.
Правовые средства представляют собой ни что иное, как элементы механизма правового регулирования: средство-установление (норма права, как первичный элемент), и средство-деяние (как, акт реализации или применения права). При этом, правоотношение в данном случае, как один из элементов, значения не имеет. Через категорию правовых средств и целей в праве, выявляется социальное назначение не только права, но назначение правового регулирования в конкретной сфере. Норма права и акт ее реализации – это две составляющие единого целого (правового регулирования), где можно определить эффективность данного регулирования, посредством изучения как норм права (выявить, например, пробельность или излишне затруднительные для реализации положения), так и актов реализации (их адекватность, своевременность и т.д.).
ВИДЫ: а) регулятивные правовые средства: полномочия государственных органов (контрольно-надзорные полномочия), в том числе, акты правоприменения; субъективные права сторон сделки и третьих лиц; б) охранительные правовые средства: меры юридической ответственности.
Данные средства-деяния делятся в свою очередь, в зависимости от выполняемой функции права государственными органами, на: а) регулятивные, и, б) охранительные.
А) Регулятивные средства–деяния реализуются органами государственной власти специальной компетенции, прямо участвующими в Механизме обеспечения. Выше уже давался краткий перечень органов и их компетенции, в том числе их основных прав. Исходя из этого, можно предположить, что все регулятивные средства-деяния выполняют единую по своей сущности функцию, в частности контрольную.
К основным регулятивным правовым средствам-деяниям, таким образом, относятся: акт (например, акт государственной регистрации), решение (например, решение о предоставлении земельного участка в пользование), разрешение (например, лицензия на право осуществления разработкой недр) и т.д. Все эти акты можно объединить в один – решение государственного органа, который представляет собой акт правоприменения и соответственно является правовым средством-деянием. Следовательно, средство-деяние в регулятивной сфере представляет собой правоприменительный акт, выполняющий одновременно контрольную функцию.
Б) Охранительные правовые средства-деяния реализуются органами государственной власти,
осуществляемыми правоохранительную деятельность, и представляют собой меры юридической ответственности.
Правовые средства обеспечения законности и правомерности сделок с недвижимостью – это правоприменительные акты, носящие инструментальный характер и выступающие в качестве методов правовой деятельности, специально уполномоченных на то субъектов права, и направленные на достижение конкретных целей.
94. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
Механизм правового регулирования это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Цель механизма правового регулирования обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).
Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Можно выделить следующие элементы механизма правового ре-жирования: 1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов); 2) юридический факт или фактический состав с таким решающим актом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов); 4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования); 5) охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).
В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режимы. Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием. Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности — превалирующим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.
Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.
Вопрос о методах, способах, типах, режимах правового регулирования имеет наряду с теоретической большую практическую значимость.
Выбор той или иной формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, целесообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеалов правового общества.
Правовой режим представляет собой особый порядок правового регулирования в определенном сочетании юридических средств
, создающий конкретное правовое состояние для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы закрепляются на уровне законодательства и защищаются государством.
Правовые режимы позволяют учитывать в процессе правового регулирования определенные разновидности общественных отношений, субъектно-объектный состав правоотношений, временные и пространственные границы действия права и т.д.
Правовые режимы в зависимости от различных оснований бывают: конституционными, административными, налоговыми, валютными, таможенными, законными и договорными, общефедеральными, региональными, местными, внутригосударственными и межгосударственными и др.
Правовые режимы имеют целью особым специально-юридическим образом урегулировать конкретные (родовые, видовые и др.) сферы общественных отношений, т.е. строятся, прежде всего, на различии предметов и методов правового регулирования.
Правовой режим – это форма организации политической власти в государстве. Признаки правовых режимов могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации исторического развития государства, но в целом можно выделить общие признаки следующих правовых режимов:
1. Демократический режим:
- Разделение властей: исполнительной, законодательной и судебной;
- Свободные и честные выборы;
- Свобода слова, мнения, собраний, ассоциаций, религии;
- Гарантированные права и свободы граждан;
- Независимость судебной власти;
- Наличие свободных СМИ.
2. Тоталитарный режим:
- Единая партия или лидер, контролирующие все сферы жизни государства;
- Отсутствие свободы слова, мнения, выборов, собраний, ассоциаций, религии;
- Ограничение прав и свобод граждан;
- Наличие политических репрессий, секретной полиции, концлагерей.
3. Авторитарный режим:
- Контроль над государственными институтами и СМИ;
- Ограничение свободы слова, мнения, выборов, собраний, ассоциаций, религии;
- Ограничение прав и свобод граждан;
- Наличие политических репрессий, секретной полиции.
4. Конституционный режим:
- Разделение властей: исполнительной, законодательной и судебной;
- Свободные и честные выборы;
- Гарантированные права и свободы граждан;
- Независимость судебной власти;
- Наличие свободных СМИ;
- Соблюдение конституционных норм и принципов.
5. Фашистский режим:
- Единая партия или лидер, контролирующие все сферы жизни государства;
- Пропаганда национализма и расизма;
- Отсутствие свободы слова, мнения, выборов, собраний, ассоциаций, религии;
- Ограничение прав и свобод граждан;
- Наличие политических репрессий, секретной полиции, концлагерей.
96. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды
Правовое ограничение это правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов.
Общие признаки реализации правовых ограничений: 1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.; 3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; 4) предполагают снижение отрицательной активности; 5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Виды правовых ограничений:
1) по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция); 2) по предмету правового регулирования конституционные, гражданские, экологические и т. п.;3) по объему полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет); 4) по времени действия постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); 5) по содержанию материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).
Правовые средства представляют собой ни что иное, как элементы механизма правового регулирования: средство-установление (норма права, как первичный элемент), и средство-деяние (как, акт реализации или применения права). При этом, правоотношение в данном случае, как один из элементов, значения не имеет. Через категорию правовых средств и целей в праве, выявляется социальное назначение не только права, но назначение правового регулирования в конкретной сфере. Норма права и акт ее реализации – это две составляющие единого целого (правового регулирования), где можно определить эффективность данного регулирования, посредством изучения как норм права (выявить, например, пробельность или излишне затруднительные для реализации положения), так и актов реализации (их адекватность, своевременность и т.д.).
ВИДЫ: а) регулятивные правовые средства: полномочия государственных органов (контрольно-надзорные полномочия), в том числе, акты правоприменения; субъективные права сторон сделки и третьих лиц; б) охранительные правовые средства: меры юридической ответственности.
Данные средства-деяния делятся в свою очередь, в зависимости от выполняемой функции права государственными органами, на: а) регулятивные, и, б) охранительные.
А) Регулятивные средства–деяния реализуются органами государственной власти специальной компетенции, прямо участвующими в Механизме обеспечения. Выше уже давался краткий перечень органов и их компетенции, в том числе их основных прав. Исходя из этого, можно предположить, что все регулятивные средства-деяния выполняют единую по своей сущности функцию, в частности контрольную.
К основным регулятивным правовым средствам-деяниям, таким образом, относятся: акт (например, акт государственной регистрации), решение (например, решение о предоставлении земельного участка в пользование), разрешение (например, лицензия на право осуществления разработкой недр) и т.д. Все эти акты можно объединить в один – решение государственного органа, который представляет собой акт правоприменения и соответственно является правовым средством-деянием. Следовательно, средство-деяние в регулятивной сфере представляет собой правоприменительный акт, выполняющий одновременно контрольную функцию.
Б) Охранительные правовые средства-деяния реализуются органами государственной власти,
осуществляемыми правоохранительную деятельность, и представляют собой меры юридической ответственности.
Правовые средства обеспечения законности и правомерности сделок с недвижимостью – это правоприменительные акты, носящие инструментальный характер и выступающие в качестве методов правовой деятельности, специально уполномоченных на то субъектов права, и направленные на достижение конкретных целей.
94. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
Механизм правового регулирования это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Цель механизма правового регулирования обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).
Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Можно выделить следующие элементы механизма правового ре-жирования: 1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов); 2) юридический факт или фактический состав с таким решающим актом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов); 4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования); 5) охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).
95. Правовые режимы: виды, признаки, понятие.
В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режимы. Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием. Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности — превалирующим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.
Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.
Вопрос о методах, способах, типах, режимах правового регулирования имеет наряду с теоретической большую практическую значимость.
Выбор той или иной формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, целесообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеалов правового общества.
Правовой режим представляет собой особый порядок правового регулирования в определенном сочетании юридических средств
, создающий конкретное правовое состояние для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы закрепляются на уровне законодательства и защищаются государством.
Правовые режимы позволяют учитывать в процессе правового регулирования определенные разновидности общественных отношений, субъектно-объектный состав правоотношений, временные и пространственные границы действия права и т.д.
Правовые режимы в зависимости от различных оснований бывают: конституционными, административными, налоговыми, валютными, таможенными, законными и договорными, общефедеральными, региональными, местными, внутригосударственными и межгосударственными и др.
Правовые режимы имеют целью особым специально-юридическим образом урегулировать конкретные (родовые, видовые и др.) сферы общественных отношений, т.е. строятся, прежде всего, на различии предметов и методов правового регулирования.
Правовой режим – это форма организации политической власти в государстве. Признаки правовых режимов могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации исторического развития государства, но в целом можно выделить общие признаки следующих правовых режимов:
1. Демократический режим:
- Разделение властей: исполнительной, законодательной и судебной;
- Свободные и честные выборы;
- Свобода слова, мнения, собраний, ассоциаций, религии;
- Гарантированные права и свободы граждан;
- Независимость судебной власти;
- Наличие свободных СМИ.
2. Тоталитарный режим:
- Единая партия или лидер, контролирующие все сферы жизни государства;
- Отсутствие свободы слова, мнения, выборов, собраний, ассоциаций, религии;
- Ограничение прав и свобод граждан;
- Наличие политических репрессий, секретной полиции, концлагерей.
3. Авторитарный режим:
- Контроль над государственными институтами и СМИ;
- Ограничение свободы слова, мнения, выборов, собраний, ассоциаций, религии;
- Ограничение прав и свобод граждан;
- Наличие политических репрессий, секретной полиции.
4. Конституционный режим:
- Разделение властей: исполнительной, законодательной и судебной;
- Свободные и честные выборы;
- Гарантированные права и свободы граждан;
- Независимость судебной власти;
- Наличие свободных СМИ;
- Соблюдение конституционных норм и принципов.
5. Фашистский режим:
- Единая партия или лидер, контролирующие все сферы жизни государства;
- Пропаганда национализма и расизма;
- Отсутствие свободы слова, мнения, выборов, собраний, ассоциаций, религии;
- Ограничение прав и свобод граждан;
- Наличие политических репрессий, секретной полиции, концлагерей.
96. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды
Правовое ограничение это правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов.
Общие признаки реализации правовых ограничений: 1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.; 3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; 4) предполагают снижение отрицательной активности; 5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Виды правовых ограничений:
1) по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция); 2) по предмету правового регулирования конституционные, гражданские, экологические и т. п.;3) по объему полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет); 4) по времени действия постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); 5) по содержанию материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).