Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 533
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура механизма государства включает в себя (см. схему 16):
┌───────────────────────────────────────────────────┐
│ СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА ├───────┐
└───────────────────────────────────────────────────┘ │
│
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Государственные органы ├───────────┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Администрация государственных предприятий, ├───────────┤
│ учреждений и организаций │ │
└───────────────────────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Государственные служащие (чиновники) ├───────────┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Организационные, финансовые и иные средства ├───────────┘
└───────────────────────────────────────────────┘
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.
В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для "хирургического" вмешательства и нейтрализации этих "болезней"; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
22. Органы государства – понятие, признаки и виды.
Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:
-
юридически организационный и экономически определенный характер; -
наличие собственной структуры; -
имеет государственно-властные полномочия; -
государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; -
наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; -
выполнение строго определенных государственных функций и задач; -
обладание правом на издание юридических актов; -
наличие нужных материальных средств; -
реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; -
близкое взаимодействие с иными государственными органами.
Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:
-
от порядка их формирования; -
объема выполняемых полномочий; -
широты компетенции; -
характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей); -
числа государственных гражданских служащих; -
времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:
-
на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке; -
производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
-
высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.; -
центральные, в частности министерства; -
местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.
В зависимости от широты компетенции различают:
-
органы общей компетенции – это президент, правительство и др.; -
органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:
-
коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство; -
единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.
В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:
-
законодательные; -
исполнительные; -
судебные; -
контрольно-надзорные органы.
В зависимости от времени функционирования:
-
постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; -
временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач. -
23. Место и роль государства в политической системе об-ва
Политическая система - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть (определение профессором А.В. Малько). Т. образом,
политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.
Говоря о роли и месте государства в политической системе общества, следует отметить, что рассмотрение данной проблемы в современных условиях имеет огромную теоретическую и практическую значимость, поскольку данные вопросы тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества. Вместе с тем хотелось бы отметить, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части политической системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт. Следует также отметить, что в отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Этот обусловлено следующими обстоятельствами: