Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 533

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура механизма государства включает в себя (см. схему 16):

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА ├───────┐

└───────────────────────────────────────────────────┘ │





┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Государственные органы ├───────────┤

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Администрация государственных предприятий, ├───────────┤

│ учреждений и организаций │ │

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Государственные служащие (чиновники) ├───────────┤

└───────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────┐ │

│ Организационные, финансовые и иные средства ├───────────┘

└───────────────────────────────────────────────┘
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);


4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для "хирургического" вмешательства и нейтрализации этих "болезней"; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.




22. Органы государства – понятие, признаки и виды.


Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

  1. юридически организационный и экономически определенный характер;

  2. наличие собственной структуры;

  3. имеет государственно-властные полномочия;

  4. государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;

  5. наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;

  6. выполнение строго определенных государственных функций и задач;

  7. обладание правом на издание юридических актов;

  8. наличие нужных материальных средств;

  9. реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;

  10. близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

  1. от порядка их формирования;

  2. объема выполняемых полномочий;

  3. широты компетенции;

  4. характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

  5. числа государственных гражданских служащих;

  6. времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

  1. на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

  2. производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).


В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

  1. высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

  2. центральные, в частности министерства;

  3. местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

  1. органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

  2. органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

  1. коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

  2. единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

  1. законодательные;

  2. исполнительные;

  3. судебные;

  4. контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования:

  1. постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

  2. временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.


23. Место и роль государства в политической системе об-ва


Политическая система - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть (определение профессором А.В. Малько). Т. образом,

политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.
Говоря о роли и месте государства в политической системе общества, следует отметить, что рассмотрение данной проблемы в современных условиях имеет огромную теоретическую и практическую значимость, поскольку данные вопросы тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества. Вместе с тем хотелось бы отметить, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части политической системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт. Следует также отметить, что в отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Этот обусловлено следующими обстоятельствами: