Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 530
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Легитимация нередко вовсе не имеет отношения к закону, а иногда и противоречит ему. "Это процесс не обязательно формальный и даже чаще всего неформальный, посредством которого государственная власть приобретает свойство легитимности, т.е. состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Признание государственной власти, ее действий легитимными складывается на основе чувственного восприятия, опыта, рациональной оценки. Оно опирается не на внешние признаки (хотя, например, ораторские способности вождей могут оказать значительное воздействие на публику, способствуя установлению харизматической власти}, а на внутренние побудительные мотивы, внутренние стимулы. Легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью; ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.
16. Понятие и классификация. функций Рос. Гос-ва
В юридической литературе под функциями государства понимают главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением. При этом следует отметить, что функции и деятельность государства понятия не тождественные, о чем будет подробно сказано в последующих темах настоящего курса.
Признаки функций государства:
- носят объективный, систематический и постоянный характер;
- возникают и развиваются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед государством;
- выражают сущность и социальное назначение государства;
- реализуют саму деятельность государства;
- осуществляются государством в целом, а также государственными органами, в соответствии с их местом и назначением в механизме государства и в политической системе общества;
- имеют определенные формы и методы.
В юридической литературе в зависимости от сферы деятельности выделяют две группы функций государства.
- Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач внутри страны. К ним можно отнести: обеспечение народовластия; экономическую функцию; финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; функцию налогообложения и взимания налогов и др.
- Внешние функции представляют собой основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей на международной арене. К ним можно отнести: обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка; борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др.
Следует отметить, что деление функций на внутренние и внешние является весьма условным. Кроме них выделяют также основные, не основные, постоянные, временные, общесоциальные и специальные и др.
Рассмотрим основные формы государственных функций.
1.Правовыее, которые подразделяются на следующие формы: правотворческую, правоустановительную; правоприменительную; правоохранительную
2.Организационные носят вспомогательный характер (например: статистика, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий и др.).
Среди методов (способов воздействия на поведение людей) осуществления функций государства можно выделить такие как убеждение, принуждение, поощрение; централизованный, децентрализованный, рекомендательный, поощрительный методы и др.
17.Формы и методы осуществления функций государства.
Функции государства - главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач.
По различным основаниям функции классифицируются на:
-
постоянные, временные; -
основные и не основные; -
внутренние и внешние.
К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:
-
охрана прав и свобод человека и гражданина; -
обеспечение правопорядка и общественной безопасности; -
экономическая; -
социально-культурная; -
налогообложение и др.
К внешним функциям современного Российского государства можно отнести такие, как:
-
обеспечение обороны и безопасности страны; -
интеграции в мировую экономику; -
поддержание мирового порядка; -
внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций; -
борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; -
сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности; -
участие в охране окружающей природной среды и др.
Основными формами осуществления функций государства являются:
-
правовые, которые подразделяются на правотворческую, правоприменительную и правоохранительную; -
организационные (организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая и организационно-регламентирующая).
Методами осуществления функций государства являются:
-
убеждение; -
принуждение; -
поощрение и др.
18. Форма государства: понятие и общая хар-ка.
Говоря о форме государства, следует заметить, что в юридической литературе под формой понимают организацию политической власти, т.е. основное внимание уделяется лишь одному из признаков государства, тогда как форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
При этом следует заметить, что в силу экономических, социально-политических, идеологических и других факторов постоянно менялось представление о формах государства. Так, Платон считал, что лучшей формой государства является законная власть небольшой группы лучших и благородных людей, т.е. аристократия, которая может превратиться в тимократию - господство наиболее сильных воинов, последняя, в свою очередь, в олигархию - строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых. Демократия, как власть народа, в силу «опьянения» свободой сверх меры, может превратиться в свою противоположность - тиранию - самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие.
Аристотель же, рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял ее в зависимости от числа властвующих как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные», каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму - тиранию, олигархию, охлократию.
Следует отметить, что значительное внимание исследованию форм государства уделяется и в современной отечественной и западной литературе. Однако единого толкования этого понятия до сих пор нет. Вместе с тем, понятие формы государства можно сформулировать следующим образом:
Форма государства - это структурный, территориальный и политический способ организации деятельности государства, который включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-политического режима.
Форма правления - это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования. В юридической литературе в зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика, каждая из которых имеет свои формы проявления.
Монархия
- форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передается, как правило, по наследству.
В литературе выделяют следующие виды монархической формы правления:
- древневосточную (первая в истории человечества форма правления); древнеримская (Римская империя);
- феодальную (включает в себя: раннефеодальную, сословно-представительную и абсолютную монархии);
- конституционную, включающую в себя парламентарную и дуалистическую монархии.
Республика - форма правления, при которой власть принадлежит органам государственной власти, избираемой населением на определенный срок.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, в литературе различают парламентские, президентские и смешанные республики.
Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, способ его административно-территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
В научной литературе традиционно выделяют 3 формы государственного устройства.
Унитарное государство - это такое единое государственное образование, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, вооруженные силы, конституция, единое законодательство, судебная система и единое гражданство.
Унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными, национальными (Эстония, Япония) и многонациональными (Китай, Афганистан).
Федеративное государство - это такое государство, которое состоит из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.
В научной литературе выделяют два вида федерации: административные (США, Мексика) и национальные (Югославия).
Конфедерация - это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или военных задач, не имеющий, как правило, единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства.
Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств. Вместе с тем следует отличать конфедерации от коалиций, которые представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника.