Файл: Институт Экономики и управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55
Таблица 2.1.1.
Основные показатели финансовой деятельности за три года

56
Продолжение таблицы 2.1.1.
Сайт http://kuap.ru/banks/1481/balances/
- Баланс ПАО Сбербанк за 3 года.
Исходя из проведенного анализа основных показателей финансовой деятельности Сбербанка за три года, указанных в таблице 2.1.2., можно сделать вывод, что Сбербанк демонстрирует тенденцию устойчевого роста в трехлетнем интервале. Несмотря на динамику незначительного снижения некоторых показателей по сравнению с предыдущем годом, положение Сбербанка остается стабильным, димонстрируя тендерцию планомерного роста.

57
2.2 . Подходы к оценке рисков при кредитовании юридических лиц
Начиная с 2013 года, Сбербанк последовательно внедряет и совершенствует методы и процессы управления рисками, как на интегрированном уровне, так и на уровне отдельных видов риска, а именно:
• предупреждение риска через оценку потенциальных рисков до проведения операции;
• планирование уровня кредитного риска через оценку уровня ожидаемых потерь;
• ограничение кредитного риска путем установления лимитов;
• структурирование сделок;
• управление обеспечением сделок;
• применение системы полномочий принятия решений;
• мониторинг и контроль уровня кредитного риска.
В Группе создана единая система внутренних рейтингов. В ее основе – экономико-математические модели оценки вероятности дефолта контрагентов и сделок. Модели периодически пересматриваются на основании накопленных статистических данных. Обязательной оценке подлежат факторы риска, связанные с финансовым состоянием контрагента и тенденциями его изменения, структурой собственности, деловой репутацией, кредитной историей, системой управления денежными потоками и финансовыми рисками, информационной прозрачностью, позицией клиента в отрасли и регионе, наличием поддержки со стороны органов государственной власти и материнских компаний, а также со стороны группы, в которую входит заемщик.
Ограничение риска и контроль ожидаемых потерь вследствие дефолта заемщика осуществляются при помощи системы лимитов, имеющейся для каждой линии бизнеса. Объем лимита определяется уровнем риска заемщика, который рассчитывается на основе оценки финансового положения заемщика и других показателей: внешнее влияние, качество управления, оценка деловой


58 репутации, ключевые финансовые показатели и т.д. В 2014 году в банке внедрена автоматизированная система управления лимитами кредитного риска.
Основным инструментом снижения кредитного риска является наличие обеспечения. Объем принимаемого обеспечения зависит от риска заемщика/сделки и фиксируется в условиях кредитных продуктов. Как один из подходов к хеджированию кредитных рисков банк применяет залоговую политику, которая нацелена на повышение качества обеспечения кредитного портфеля. Качество залога определяется вероятностью получения денежных средств в размере предполагаемой залоговой стоимости при его реализации.
Формирование кредитного портфеля происходит с помощью системы интегрированного управления рисками Группы Сбербанка, основанной на политике, утвержденной Правлением банка. Эта система представляет собой трехуровневый процесс.
Первый уровень управления (осуществляется Правлением банка,
Комитетом ПАО Сбербанк по рискам группы) — управление совокупным риском Группы. Здесь формируются требования к управлению отдельными группами рисков, управлению рисками в участниках Группы, определяются коллегиальные органы и подразделения участников Группы, отвечающих за управление выделенными группами рисков.
Второй уровень управления (осуществляется комитетами банка, управляющими отдельными группами рисков группы) — это управление отдельными группами рисков Группы в рамках требований, установленных на первом уровне управления.
Третий уровень управления (осуществляется коллегиальными органами и подразделениями участников группы) — это управление отдельными группами рисков в участниках группы в рамках требований и ограничений, установленных на первом и втором уровнях управления.
Для целей соответствия принципам полного покрытия и сквозной осведомленности о рисках в отношении каждого из существенных рисков

59 признается необходимым наличие системы управления рисками, соответствующей Политике интегрированного управления рисками банка, рекомендациям Банка России, требованиям «Базель III». Опираясь на современные методики и инструменты управления кредитными рисками, группа выстраивает единые процессы кредитования, которые учитывают профиль риска клиентов и минимизируют количество участников процесса за счет его централизации и автоматизации. Один из таких процессов реализован в технологии «Кредитная фабрика», по которой банк оптимизирует и автоматизирует процесс, связанный с рассмотрением заявки. Данная технология постоянно совершенствуется: в частности, в течение 2016-2018 годов:
• реализована автоматизированная проверка отчета об оценке стоимости объекта недвижимости при обработке кредитной заявки;
• внедрена автоматизированная система, которая обеспечивает выявление фактов подлога/подделки документов, удостоверяющих личность, по фотоматериалам;
• внедрена скориговая система оценки кредитоспособности заемщиков.
• автоматизирован просчет ключевых показателей финансовой деятельности
• Автоматизирован запрос из открытых источниках подлежащих проверке клиента.
Цель разработки — оптимизация процесса кредитования юридических лиц, сокращение операционных затрат банка и времени рассмотрения заявки, снижение операционных и кредитных рисков.
В то же время стоит отметить, что кредитование юридических лиц так или иначе несет в себе индивидуальных подход, потому что сильно зависит от особенностей бизнеса, рынка в котором находится заемщик, положения


60 заемщика на это рынке, и множества других факторов. В ходе этого необходимо грамотно оценить все риски связанные с деятельностью заемщика, его финансовое состояние и смоделировать денежные потоки после кредитования, в конечном счете убедиться в том, что заемщик сможет своевременно погашать свои обязательства, основная суть которых заключается в том, чтоб дать толчок бизнесу для его развития и не в коем случае не создать дополнительные обременения.
Изначально, все зависит от целей кредитования, оно бывает двух типов: на увеличение оборотного капитала или инвестиционное кредитование (на приобретение основных средств). В зависимости от данных целей, и в совокупности со структурой бизнеса проводится структурирование сделки на определенных условиях, учитывая особенности ведения бизнеса.
Сбербанк, в процессе кредитования юридических лиц, уделяет внимание: к надежности источников погашения, уровню долговой нагрузки, качеству и ликвидности обеспечения, адекватности финансовых планов и действий заемщиков относительно резко изменившихся внешних условий, к консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов, и мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков.
При кредитовании юридических лиц необходимо проводить комплексный подход к оценке кредитных рисков, проанализировать предоставленные документы, подтвердить платежеспособность клиента, и проанализировать его кредитную историю. Параметры заемщика, которые подходят под условия кредитования уже на своем этапе ограничивают круг потенциальных заемщиков банка, что позволяет снизить кредитные риски и сформировать портфель более высокого качества.
Для рассмотрения заявки клиенту необходимо заполнить заявку и предоставить в банк финансовые документы. Для правильного и корректного рассмотрения заявки необходимо выявить всю группу связанных лиц и оценить

61 степень участия и влияния в бизнесе клиента. Так бизнес смотрится целиком.
Часто бывает, что активы используются в бизнесе, но фигурируют на балансе другой компании, существуют взаимные обязательства, и т.д. Так же данные структуры могут применяться в целях оптимизации налогообложения. Так заемщик находящийся на ОСН может передавать товар с минимальной наценкой структуре группы использующий специальные режимы налогообложения, которые позволяют получить выгоду от уплаты налога на прибыль и НДС. Банку важно выявить всех участников группы для представления реального бизнеса клиента. По компании запрашиваются документы для составления аналитического баланса, так как официальные финансовые документы предоставляемые в государственные органы, часто не содержат той информации, которая необходима для проведения точного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Например, оценка основных средств не отражает их текущую рыночную стоимость, или не все активы, используемые предприятием включаются в официальный балансовый отчет. Так же предприятия часто занижаю доходы и искусственно завышают расходы в целях минимизации налогообложения. Поэтому важно оценить финансовое состояние исходя из реальных показателей.
После формирования первоначального пакета документов, заявка поступает в работу в центр андеррайтинга, где проводится первичная проверка клиента, его финансового состояния, поручителей, действующих лицензий, стоимости активов и т.д.
Структура рассмотрения заявки построена таким образом, что позволяет поэтапно рассматривать заявки исходя их риска и затрат. Это позволяет экономить время и ресурсы на рассмотрение заявки, ведь клиенту могут отказать на более раннем этапе и нет смысла проводить комплексную финансовую оценку.
После того как получено одобрение на первоначальном этапе, заявка переходит к кредитному инспектору, который уже погружается в структуру


62 бизнеса компании, смотрит финансовую отчетность, подтверждает наличие активов и другие процедуры. Для подтверждения активов кредитный инспектор выезжает на место ведения бизнеса и убеждается в наличии активов, запрашивает документы права собственности и сверяет все с учетом.
Существуют два метода подтверждения активов: от «записи к полу» и от «пола к записи». Первый метод подтверждает наличие активов, которые отражены в учете, второй метод, что все активы, которые фактически имеются – занесены в учет. Такой же метод и применяется для оценки запасов. При большом объеме делается статистическая выборка из всего перечня запасов и случайным методом выбирается определенные позиции для первого или второго метода подтверждения активов.
Так же запрашивается оборотно-сальдовая ведомость по счетам, чтоб сформировать баланс на определенную дату. Сверяется все с денежными средствами на счетах, подтверждениями первичных документов и т.д.
Важно убедиться в том, что бизнес действительно функционирует. Для этого так же запрашиваются документы по контрагентам и смотрится структура контрагентов. Если у клиента имеются несколько крупных контрагентов, то это повышает риски, т.к. потеря одного контрагента может существенным образом повлиять на бизнес и привести его к банкротству. Поэтому всегда лучше, чтоб структура контрагентов была диверсифицирована, и доля одного контрагента занимала не более 5% от формирования общего денежного потока для компании.
Подтверждение предоставленных документов осуществляется следующим образом:
1) Сравниваются данные, предоставленные в отдельных отчетах по ежедневным, ежемесячным и ежегодным продажам.
2) Выручка от продаж по данным кассовой книги сравнивается с детальной выпиской о движении денежных средств с расчетного счета, операции с расчетного счета сравниваются с первичными документами.

63 3) Уровень ТМЦ должен соответствовать объему продаж по формуле: сальдо начальное + закупки – продажи = сальдо конечное
4) Анализируются счета к получению и счета к оплате, а также сроки оплаты.
5) Оценивается конкурентная среда и спрос на продукцию клиент
На основании данных документов проводится комплексный анализ кредитоспособности клиента, оцениваются риски на предмет того, что деятельность компании соответствует предоставленным документам, реальная и способна полностью и в установленный срок возвращать кредит согласно кредитному договору. При анализе учитывается стабильность поступления доходов, расходы, долговая нагрузка, кредитная история и множество других факторов в совокупности.
1   2   3   4   5   6   7

2.3 Коэффициентный анализ в оценке рисков
юридических лиц
Что касается анализа финансовых данных то глобально оценку кредитоспособности можно разделить на два этапа: финансовый и инвестиционный анализ.
Финансовый анализ помогает понять деятельность предприятия в настоящий момент и оценивает уже результат хозяйственной деятельности предприятия на определенную дату, в то время как инвестиционный анализ оценивает будущие денежные потоки. В этом и заключается ключевой момент, что оценивая будущие денежные потоки мы должны учитывать факторы риска которые могут оказать влияния на эти потоки.
Так для оценки финансового состояния применяются ряд стандартных формул. Все коэффициенты смотрятся в динамике и относительно рынка.

64
Изначально смотрится структура смой компании, проводится вертикальный и горизонтальный анализ. Это помогает понять структуру компании, какую долю занимают те или иные значения в структуре ОФР или
Баланса и проследить их динамику.
Далее смотрятся ряд стандартных коэффициентов, таких как:
Коэффициент рентабельности:
(2.3.1)
Кр = ___Прибыль_
Выручка
Чем выше значение, тем лучше. Стоит отметить, что прибыль бывает разного уровня, так прибыль по EBITDA помогает понять сколько денег генерируется основной деятельностью компании, а в сравнении с рентабельностью по чистой прибыли можно проследить сколько денег оседает в структуре затрат не относящихся к основной деятельности.
Коэффициент ликвидности.
(2.3.2)
Кл = ___Оборотные активы_
Краткосрочные обязательства
Данный коэффициент показывает, насколько краткосрочные активы могут покрыть краткосрочные обязательства. Для этого коэффициента нормальное значение 1.5, однако так же зависит от сектора, в котором работает компания.
У данного коэффициента также есть несколько уровней: коэфф. Быстрой и абсолютной ликвидности, которые помогают понять, насколько будут покрыты краткосрочные обязательства на том или ином уровне.
Коэфф финансовой устойчивости или финансовой автономии:
(2.3.3)
Кав. = ___Собственный капитал_
Валюта Баланса

65
Данный коэффициент помогает понять за счет каких средств функционирует предприятие, и оценить степень его долговой нагрузки.
Слишком низкое значение данного коэффициента говорит о том, что предприятие работает за счет кредитных средств. Это сказывается на рисках, т.к. всегда смотрится степень закредитованности предприятия и формирование свободного денежного потока.
Коэффициент оборачиваемости:
(2.3.4)
Коб. = ___Выручка_
Показатель (вид активов)
Данный коэфф. Показывает сколько циклом совершает актив в год. Высокая оборачиваемость говорит о том, что актив успевает в год принести выручку несколько раз.
Это основные коэффициенты, которые применимы к любому бизнесу и помогают оценить его финансовое состояние. Так же есть специфичные коэффициенты для определенной области.
Стоит отметить, что так же существуют различные финансовые модели оценки рисков, банкротства предприятий, таких как: «Факторная модель диагностики риска банкротства предприятий», «Метод рейтинговой оценки финансового состояния предприятия Сайфулина и Кадыкова», модели А.В.
Колышкина, модель Ж. Коннана и М. Гольдера, модель Фулмера, факторные модели Тафлера и т.д. Каждая из них помогает быстро оценить заемщика, определить риски. Данные модели лежат в основе скоринговой модели оценки заемщика.
Одной из самых популярных факторных моделей является пятифакторная модель Альтмана.
Формула расчета для акционерных компаний:
(2.3.5)
Z = 1,2 * К1 + 1,4 * К2 + 3,3 * К3 + 0,6 * К4 + К5