Файл: Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
Рисунок 16 – Структуру дебиторской задолженности ООО «ТехСнаб» на конец 2021 г.
Состав дебиторской задолженности исследуемого предприятия постоянно меняется. В конце исследуемого периода сумма задолженности контрагентов составила 20507 т. р. В состав этой суммы входит задолженность трех контрагентов. Представим задолженность покупателей и заказчиков ООО «ТехСнаб» за 2021 год на рисунке 17.
Таким образом, большая часть дебиторской задолженности приходится на предприятие ООО «Автодом» и составляет 52% от общей суммы задолженности контрагентов, что составляет 10664 т. р. По данной компании необходимо тщательней отслеживать дебиторскую задолженность. Стоит отметить, что на момент анализа дебиторской задолженности, задолженность
ООО «Автодом» не превышала 60 дней.
45%
3%
2%
50%
ООО "ТехСнаб"
Задолженность контрагентов
Задолженность персонала
Переплата по платежам в бюджет и внебюджетные фонды
Общая сумма дебиторской задолженности

41
Рисунок 17 – Задолженность покупателей и заказчиков ООО «ТехСнаб» за
2021 г.
Задолженность контрагента ООО «АвтоСтар» занимает 34% от общей суммы задолженности контрагентов, что составляет 6972 т. р. Задолженность
ООО «ЦентрАвто» составляет 14% – 2871 т. р.
Следующим этапом рассчитаем удельный вес дебиторской задолженности ООО «ТехСнаб» от общей суммы оборотных активов и суммы выручки. Структуру дебиторской задолженности покупателей и заказчиков ООО «ТехСнаб» за весь исследуемый период в объеме оборотных активов и выручки представим в таблице 4.
Таблица 5 – Структура дебиторской задолженности покупателей и заказчиков ООО «ТехСнаб» за 2019-2021 гг. в объеме оборотных активов и выручки
Наименование показателя
Период
Абсолютное отклонение
Темп роста, %
2019 г. 2020 г.
2021 г.
2020/
2019 2021/
2020 2020/
2019 2021/
2020
Выручка, т. р.
16465 6981 6701
-9484
-280 42,4 96,0 52%
34%
14%
ООО "ТехСнаб"
ООО "Автодом"
ООО "АвтоСтар"
ООО "ЦентрАвто"

42
Продолжение таблицы 5
Наименование показателя
Период
Абсолютное отклонение
Темп роста, %
2019 г. 2020 г.
2021 г.
2020/
2019 2021/
2020 2020/
2019 2021/
2020
Оборотные активы, т. р.
26621 26252 24586
-369
-1666 98,6 93,7
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, т. р.
22971 19445 19632
-3516 187 84,7 100,1
Удельный вес дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, %
86,3 74,1 79,9
-12,2 5,8 85,7 107,9
Удельный вес дебиторской задолженности в выручке, %
139,5 278,5 293,0 139 14,5 199,6 105,2
По данным таблицы видно, что удельный вес дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов в 2021 году, по сравнению с 2019 годом снизился на 5,8%. Дебиторская задолженность в течение исследуемого периода значительно превышает выручку, что оказывает негативное влияние на общее финансовое состояние организации.
Оценим роль дебиторской задолженности покупателей и заказчиков
ООО «ТехСнаб» в изменении деловой активности предприятия, применив анализ оборачиваемости дебиторской задолженности. Расчеты представим в таблице 6.
Таблица 6 – Динамика изменения показателей оборачиваемости задолженности покупателей и заказчиков ООО «ТехСнаб» за 2019-2021 гг.
Наименование показателя
Период
Абсолютное отклонение
Темп роста, %
2019 г. 2020 г. 2021 г.
2020/
2019 2021/
2020 2020/
2019 2021/
2020
Оборачиваемость дебиторской задолженности, об.
0,72 0,36 0,34
-0,36
-0,02 50,0 94,4


43
Продолжение таблицы 6
Наименование показателя
Период
Абсолютное отклонение
Темп роста, %
2019 г. 2020 г. 2021 г.
2020/
2019 2021/
2020 2020/
2019 2021/
2020
Период погашения дебиторской задолженности, дн.
506,9 1013,9 1073,5 507 59,6 200,0 105,9
По данным таблицы видно, что коэффициент оборачиваемости незначительно снижается. Это отрицательно сказывается на компании. Также повышается период погашения дебиторской задолженности, что говорит о том, что покупатели и заказчики задерживают оплату товара.
Проведенный анализ расчетов с покупателями и заказчиками показывает, что в организации ООО «ТехСнаб» наблюдается неэффективное управление дебиторской задолженностью. Дебиторская задолженность с каждым годом увеличивается, а также увеличивается показатель ее оборачиваемости.
3.2
Мероприятий по совершенствованию расчетов с покупателями
и заказчиками в ООО «ТехСнаб» и оценка их эффективности
Исследование, проведенное во втором разделе бакалаврской работы, говорит о том, что учет расчетов с покупателями и заказчиками ООО
«ТехСнаб» осуществляется в соответствии с действующим законодательство, учитывая особенности деятельности предприятия.
Для того, чтобы улучшить финансовое состояние расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ООО «ТехСнаб» следует уделить особое внимание управлению дебиторской задолженностью.
Требуется улучшить контроль за состоянием просроченной дебиторской задолженности, разработать договор с более гибкими условиями оплаты.
Необходимо внедрить управленческий учет на предприятии, использовать современные технологии и систему бюджетирования.

44
Рассмотрим общие рекомендации по управлению дебиторской задолженностью, представленные на рисунке 18.
Мероприятия по совершенствованию учета расчетных операций с покупателями и заказчиками
Ведение расчетов в отношении постоянных покупателей и заказчиков посредством плановых платежей. Сущность данного мероприятия заключается в том, что плановые платежи позволяют уменьшить объем учетной работы, если оплата услуг организации будет совершаться равными суммами в оговоренные сроки
Установление лимита дебиторской задолженности в отношении новых контрагентов.
Данная мера позволяет контролировать рост дебиторской задолженности
Изменение сроков проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности с ежегодного на ежеквартальное. Сущность мероприятия состоит в том, что анализ расчетов с покупателями и заказчиками будет проводиться чаще, что позволит тщательнее отслеживать задолженность
Предоставление торговых скидок. Этот пункт обязателен для закрепления в договоре, где будут отдельно оговорены условия предоставления скидки. Предоставление покупателю скидки позволит производственным организациям увеличить прибыль за счет ускорения оборачиваемости продукции вследствие увеличения объема продаж, а также вследствие расширения сбыта продукции
Рисунок 18 – Мероприятия по совершенствованию учета расчетных операций с покупателями и заказчиками
Проведенный анализ показал, что в организации ООО «ТехСнаб» наблюдается неэффективное управление дебиторской задолженностью.
Дебиторская задолженность с каждым годом увеличивается, а также увеличивается показатель ее оборачиваемости.
Было выяснено, что три контрагента (ООО «Автодом», ООО
«АвтоСтар», ООО «ЦентрАвто») являются должниками в 2021 году.
Задолженность организаций не является просроченной. Несмотря на это, организации ООО «ТехСнаб» следует провести профилактическую работу, чтобы предупредить возникновение задолженности.
Чтобы вести текущее управление дебиторской задолженности ООО
«ТехСнаб» следует:


45
− закрепить за определенным сотрудником бухгалтерии проведение мониторинга расчетов с покупателями и заказчиками. рекомендуется за последние 3 дня то наступления срока оплаты оповещать контрагента. в случаях, когда контрагент не оплачивает долг в течение 1 месяца, отправляется уведомление о просроченной задолженности с учетом начисления процентов, которые приписаны в договоре. если задолженность не выплачивается в течение 3 месяцев, то контрагенту направляется досудебная претензия;
− составить типовые формы уведомлений о необходимости погашения задолженности для каждой категории контрагентов;
− собрать максимальную информация по каждому контрагенту;
− внести в договоры с контрагентами информацию о штрафных санкциях;
− составлять отчет каждый месяц о проделанной работе по взысканию задолженности.
Для того, чтобы сотрудником проводились вышеперечисленные мероприятия, требуется провести для него повышение квалификации.
На обучение рекомендуется отправить бухгалтера-кассира. Обучение проходит в формате онлайн-курсов по программе «Бухгалтерский учет при
ОСН». Стоимость обучения составляет 30 т.р. Длительность курса 128 академических часов. Обучение можно проходить дома или на рабочем месте. После прохождения курса выдается удостоверение о повышении квалификации.
Таким образом, затраты на обучение составляют 30 т.р., так как транспортные и жилищные расходы отсутствуют. Курсы позволят бухгалтеру-кассиру актуализировать свои знания в части управления расчетов с покупателями и заказчиками, а именно: учет первичных документов, организация документооборота и т.д. Экономический эффект от предложенного мероприятия также позволит сократить финансовые санкции.

46
Денежные средства для любой организации являются важным активом, они требуют тщательного учета и контроля. Не следует допускать ошибки при оформлении финансовых документов. Поэтому, необходимо контролировать движение денежных средств, а также проверять правильность финансовой документации.
Для этого в организации ООО «ТехСнаб» требуется составить
Положение о документообороте.
Под документооборотом в бухгалтерском учете понимают «движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления или получения до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, отправки, помещения в архив)» [14].
Разделы, которые должно включать в себя положение о документообороте, представлены на рисунке 19.
Организация документооборота возложена на руководителя ООО
«ТехСнаб». Дата составления документооборота является датой его подписания. Документооборот обеспечивает полное и своевременное отражение событий хозяйственной деятельности предприятия.
Главный бухгалтер предприятия осуществляет организацию, контроль и обработку документов. Для этих целей используется график документооборота, в котором описывается этапы проверки, передачи документов, а также перечень ответственных лиц и их зоны ответственности.
Если возникает какая-либо ситуация, связанная с документацией, то в графике документооборота отражается порядок ее разрешения. График документооборота позволяет создать оптимальные условия для работы с документацией. Это, в свою очередь, позволит улучшить организацию расчетов с покупателями и заказчиками ООО «ТехСнаб» и финансовое состояние организации в целом.


47
Положение о документообороте ООО «ТехСнаб»
общие положения, в которых отмечается, что порядок и правила работы с документами, установленные положением, обязательны для всех сотрудников организации. В общие положения рационально включить ответственных за порядок ведения делопроизводства цели и задачи делопроизводства принципы делопроизводства функции делопроизводства типы и виды документов, применяемых в ООО «ТехСнаб»
нарушения сроков поступления платежей от контрактов высокий уровень налогообложения; штрафные санкции за несвоевременную или неполную уплату налогов порядок разработки, подготовки и согласования документов требования к оформлению документов правила подготовки и оформления документов порядок ведения бухгалтерской документации организация документооборота контроль исполнения документов составление номенклатуры и формирования дел порядок подготовки и передачи дел на хранение в архив обеспечение сохранности дел и других документов заключительные положения
Рисунок 19 – Положение о документообороте ООО «ТехСнаб»
Далее рассмотрим основные затраты на предложенные мероприятия, представленные в таблице 7.

48
Таблица 7 – Денежные ресурсы для внедрения документооборота ООО
«
ТехСнаб»
Наименование
Единица измерения
Цена, р.
Необходимое количество
Стоимость, р.
Работа главного бухгалтера ч/час
300 40 12000
Итого
-
300 40 12000
Продолжительность составления графика документооборота – 5 рабочих дней. В среднем, потребление ресурсов за каждый день – 2400 р.
Прямой эффект складывается для ООО «ТехСнаб» из сокращения финансовых санкций в качестве результата своевременного внесения исправлений в налоговые расчеты и бухгалтерские документы.
Так, согласно ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, «нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей» [12].
Таким образом, для юридического лица ООО «ТехСнаб» прямой эффект будет состоять в сокращении возможных финансовых санкций из-за нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в размере от 40 т. р. до 50 т. р.
Рассмотрим социальную эффективность от внедрения системы документооборота на предприятии ООО «ТехСнаб» на рисунке 20.


49
Социальный эффект от предложенных мероприятий ООО «ТехСнаб»
установлены единые правила работы с первичными документами регламентирован порядок составления и оформления документов, прохождение и исполнение документов и обеспечить сохранность документов сокращение материальные и временные затраты на обработку бухгалтерских документов, сбоев бизнес-процессов обеспечение целенаправленности документооборота на предприятии минимизирована возможность нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций исключение ошибок при проведении расчетов с покупателями и заказчиками избежание нарушений законодательства РФ и получения штрафов повышение эффективности деятельности ООО «ТехСнаб» в целом
Рисунок 20 – Социальный эффект от предложенных мероприятий ООО
«ТехСнаб»
В таблице 8 рассчитаем экономическую эффективность от предложенных мероприятий.
Таблица 8 – Экономический эффект о предложенных мероприятий ООО
«
ТехСнаб»
Наименование показателя
Сумма, т.р.
Внедрение документооборота (Положение о документообороте, график документооборота)
12000
Повышение квалификации бухгалтера-кассира
30000
Итого расходы
42000
Сохранение денежных средств за счет возможных финансовых санкций
(штраф)
40000-50000
Экономия по статье «сокращение возможных финансовых санкций из за нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»
2000-8000

50
По данным таблицы видно, что сумма затрат на проведение мероприятия составляет 42 т. р. Условно-годовая экономия, включая расходы, составляет от 2 т.р. до 8 т.р.
Подводя итог третьего раздела можно сделать вывод, что было предложено внедрить систему документооборота и повысить квалификацию бухгалтера-кассира исследуемой организации.
Проведенный анализ расчетов с покупателями и заказчиками показывает, что в организации ООО «ТехСнаб» наблюдается неэффективное управление дебиторской задолженностью. Дебиторская задолженность с каждым годом увеличивается, а также увеличивается показатель ее оборачиваемости.
Продолжительность составления графика документооборота – 5 рабочих дней. В среднем, потребление ресурсов за каждый день – 2400 р.
Сумма затрат на проведение мероприятия составляет 42 т. р. Условно- годовая экономия, включая расходы, составляет от 2 т.р. до 8 т.р.

51
1   2   3   4