Файл: Бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51
Последовательность учета расчетов с покупателями отражена на схеме рисунка 11.
Рисунок 11 – Организация учета расчетов с покупателями в ООО «Старт»
Проанализировав результаты, полученные на ознакомительном этапе, можно судить о том, что в целом организационно-распорядительная документация, в том числе по учету расчетов с покупателями разработана и утверждена в ООО «Старт»: имеется приказ об учетной политике, на основе типового разработан план счетов бухгалтерского учета, разработаны должностные инструкции работников бухгалтерии. Однако было установлено, что имеется несоблюдение сроков сдачи, условий хранения документов, учетная политика организации применяется не последовательно из года в год, а утверждается новая соответственно на каждый год, при этом новые способы ведения бухгалтерского учета не разрабатывались, отсутствует Положение о бухгалтерии.
Оформление документов(догов ора на продажу, порставку, услуги, заявки и т.д.)
Расчет цены продукции или согласование цен и условий поставки
Оформление дополнительных соглашений
Выписка счета покупателю
Оформление поступления средств на расчетный счет от покупателя
Получение или оформление первичных документов по операции реализации
Оформление операций в учёте через программу
1С
Формирование регистров учета
Инвентаризация задолженности
Сверка с контрагентами
Составление бухгалтерской и налоговой отчетности
52
Результаты вопросника показывают, что в компании ООО «Старт» существенные недочеты в организации учета задолженности покупателей отсутствуют, однако система контроля несовершенна.
Можно сказать, что существующая система контроля не вполне объективна и существует вероятность искажений и ошибок в учете расчетов с покупателями, поэтому проведение внутренней аудиторской проверки можно считать целесообразным.
На следующем этапе формировалась программа и план внутренней аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками
ООО «Старт».
Несмотря на внутреннюю направленность аудиторской проверки, необходимо составление плана и программы. Документальное оформление плана и программы внутренней аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками позволит не только описать предполагаемые объем и порядок проведения проверки, но и сформировать базу для аналогичных проверок на будущее. В рамках работы был составлен план внутреннего аудита расчетов с покупателями (Приложение К) и рабочая программа внутреннего аудита (Приложение Л).
Внутренняя аудиторская проверка кредиторской и дебиторской задолженности ООО «Старт» производилась в соответствии с процедурами, описанными в программе аудита.
Наличие и правильность оформления первичных документов при возникновении задолженности контрагентов.
В процессе проверки выяснялось наличие и правильность оформления договоров на поставку ООО «Старт», гарантийных писем от покупателей.
Внутренние аудиторы изучили все имеющиеся договоры, заключенные в проверяемом периоде, а также, заключенные в предыдущие периоды, но действующие в проверяемом году.
В результате изучения договоров модно сказать, что все они имеются в наличии у ООО «Старт». Выборочно часть договоров была проверена (табл.
53
Таблица 8 – Результаты проверки договоров с покупателями и заказчиками в
ООО «Старт»
Покупатель
Договор
Соответствие содержания договора экономическо му смыслу сделки
Наличие существенны х условий, определенных
ГК РФ
Наличие подписей должност ных лиц обеих сторон
Наличие печатей обеих сторон
ФГУП
«Оборонэнерго»
№93 от
ДА
ДА
ДА
ДА
«ПЕРЕКРЕСТО
К» Сызвань
№103 от
ДА
ДА
ДА
ДА
ООО
«Славнефть»
№69 от
ДА
ДА
ДА
НЕТ
ООО «База 7»
№88 от
ДА
ДА
НЕТ
ДА
И.П. Бехтеев
№2 от
ДА
ДА
ДА
ДА
И.Ю. Белов
№41 от
ДА
ДА
ДА
ДА
Выборочно были проверены первичные документы: счета, выставленные покупателям и заказчикам; платежные поручения, подтверждающие оплату покупателей и заказчиков.
Был сделан вывод, что первичные учетные документы, на основании которых фиксируется факт совершения хозяйственных операций
ООО «Старт», соответствуют требованиям действующего законодательства.
В процессе проверки выяснялось наличие и правильность оформления отдельных документов по выбранным договорам на поставку ООО «Старт».
В некоторых из документов были выявлены отдельные недостатки: в некоторых договорах с покупателями отсутствуют подписи должностных лиц; в некоторых договорах с покупателями отсутствуют печати организаций
(табл.9).
54
Таблица 9 – Наличие первичных документов на продажу в ООО «Старт»
Покупатель
Наличие договора
Наличие накладной
Наличие платежного поручения или приходно- кассового ордера
ФГУП «Оборонэнерго»
ДА
ДА
ДА
«ПЕРЕКРЕСТОК»
Сызрань
ДА
ДА
ДА
ООО «Славнефть»
ДА
ДА
ДА
ООО «База 7»
ДА
ДА
ДА
И.П. Бехтеев
ДА
НЕТ
ДА
И.Ю. Белов
ДА
НЕТ
ДА
Проверка наличия заявленных претензий по качеству строительных работ. В ходе аудита операций по претензиям устанавливались сроки возникновения задолженностей по предъявленным претензиям, причины возникновения претензий, порядок рассмотрения претензий покупателей, порядок исполнения решений по претензиям.
Аудиторы пришли к выводу, что ООО «Старт» за 2020 год получило две претензии от покупателей, по строительному браку 9 на сумму 12000 р. и
22400 р.) обе были признаны и урегулированы 9 по первой осуществлен возврат средств в размере 12000 р., по второй брак ликвидирован подрядным способом).
Проверка правильности составленных бухгалтерских проводок и данных аналитического учета по расчетам с покупателями позволила установить, что аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ООО «Старт» ведется по каждому покупателю, а также по каждому договору.
В результате внутренней проверки были сделаны следующие выводы:
записи в первичных документах не всегда соответствуют записям в аналитическом и синтетическом учете ООО «Старт»;
записи в регистрах аналитического и синтетического учета соответствуют показателям бухгалтерской отчетности.
55
Проверка реальности дебиторской задолженности.
Внутренние аудиторы по данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62
«Расчеты с покупателями и заказчиками» проверяли достоверность, законность и реальность отражения сумм задолженности покупателей и заказчиков за отгруженную продукцию.
Анализ расчетных операций по статьям аналитического учета (по каждому покупателю), например, с ООО «Лэндвиз» представлен в таблице
Таблица 10 – Анализ расчетных операций с ООО «Лэндвиз» за март 2021 г.
Субконто
Сальдо на начало периода
Обороты за период
Сальдо на конец периода
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Основной договор
-
-
-
-
-
-
62
-
6.154.00 17,612.00 5,304.00 6,154.00
-
62.1
-
6,154.00 11,458.00 5,304.00
-
-
62.2
-
-
6.154.00
-
6,154.00
-
ЗПК
-
15,436.00 20,740.00 5,304 00
-
-
ЗПК.2В
-
15,436.00 20.740.00 5.304.00
-
-
ЗПК.20.Б
-
13,081.36 17,576.28 4.494.92
-
-
ЗПК.20.Н
-
2,354.64 3,163. 72 809.08
-
-
Итого' развернутое:
Итого:
-
6,154.00 6,154.00 17,612.00 5,304.00 6,154.00 6,154.00
Итого развернутое итого:
-
6,154.00 6,154.00 17,612.00 5,304.00 6,154.00 6,154.00
-
У покупателей и заказчиков запрашивались акты сверок за проверяемый период. Данные актов сверок сопоставлялись с данными, отраженными на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», по каждому покупателю отдельно.
Проверка кредиторской задолженности по счету 62.2 в части авансов.
В процессе аудита путем изучения договоров с покупателями и
56
заказчиками, платежных документов и карточек по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Авансы полученные» выяснялась правильность организации аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета авансов полученных, своевременность зачета авансов в счет уменьшения задолженности за отгруженную продукцию.
В результате выявлено, что данные по счетам соответствуют и данным оборотно - сальдовой ведомости и главной книги.
Проверка документального подтверждения факта наличия дебиторской задолженности.
Для этого сумму дебиторской задолженности, сверяли с суммой, отраженной в документах (табл. 11).
Таблица 11 – Ведомость проверки синтетического и аналитического учёта на г.
по ООО «Старт»
Счёт
Сальдо счёта на конец периода по данным
Отклонение
Бухгалтерск ого баланса, т.р.
Главной книги, р.
Журнала- ордера, р.
Бухгалтерского баланса
Журнала- ордера от
Главной книги, р.
Журнала- ордера, р.
Главной книги, р.
-
-
При проверке соответствия отчетных показателей баланса ООО
Старт» соответствующим показателям в Главной книге, регистрам синтетического и аналитического учета были обнаружены расхождения в сумме 203,04 рублей (что, вероятнее всего, опять же произошло за счет округления).
Проверка проведения инвентаризации дебиторской задолженности, на этом этапе, прежде всего, проверялось, совпадают ли сроки проведения
57
инвентаризации дебиторской задолженности со сроками, установленными в учетной политике.
В ходе проверки было установлено, что сотрудниками финансовой службы ООО «Старт» соблюдались сроки проведения инвентаризации задолженности. Как и установлено учетной политикой ООО «Старт», инвентаризация дебиторской задолженности проводится один раз в квартал, по состоянию на последнее число перед авансовыми платежами по упрощенной системе налогообложения.
По итогам проведения инвентаризации составляется акт инвентаризации дебиторской задолженности по форме ИНВ-17.
Проверка правильности расчета суммы резерва согласно учетной политике ООО «Старт». В ходе аудита было выявлено, что резервы по сомнительным долгам в ООО «Старт» не создаются (в соответствии с учетной политикой).
Проверка фактов списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудиторы проверили обоснованность списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, такие операции не проводились, данный вид задолженности отсутствует.
Проверка документов, обосновывающих списание дебиторской задолженности с истекшим сроком давности. Так как резервы по сомнительным долгам в ООО «Старт» не создаются (в соответствии с учетной политикой) и дебиторская задолженность с истекшим сроком давности отсутствует.
Проведенная аудиторская проверка показала, что бухгалтерский учет задолженности дебиторов в ООО «Старт» соответствует нормам действующего законодательства и приказу по учетной политике. По результатам внутреннего аудита был сделан вывод, что бухгалтерская отчетность ООО «Старт» в части отражения задолженности покупателей во всех существенных аспектах достоверна и соответствует действующему законодательству. В связи с тем, что аудит являлся внутренним и его данные
58
необходимы для внутреннего использования аудиторы не воспользовались
«Международным стандартом аудита 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», аудиторское заключение составлено для внутренних нужд в виде рекомендаций руководству
(Приложение М).
1 2 3 4 5
3.2 Рекомендации по результатам аудита расчетов с покупателями
и заказчиками ООО «Старт»
Учитывая результаты аудита, руководству ООО «Старт» можно рекомендовать следующие направления совершенствования учета дебиторской задолженности, основную массу которых, как мы выяснили в результате анализа составляют долги покупателей и заказчиков:
В качестве предложений, касающихся совершенствования учета можно рассматривать следующие.
Дополнить 1 раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета следующим пунктом:
Раздел
10
«Учет расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности».
Дебиторскую задолженность, обязательство по которой не обеспечено залогом, поручительством, банковской гарантией и удержанием имущества должника, а также иными способами, предусмотренными законом или договором, признавать сомнительной.
Дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности (три года) переводить из разряда сомнительной в безнадежную и списывать на убытки, по результатам инвентаризации. Основанием для списания служат:
первичные документы, подтверждающие возникновение дебиторской задолженности (договоры, акты, счета, платежные документы);
инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;
и заказчиками ООО «Старт»
Учитывая результаты аудита, руководству ООО «Старт» можно рекомендовать следующие направления совершенствования учета дебиторской задолженности, основную массу которых, как мы выяснили в результате анализа составляют долги покупателей и заказчиков:
В качестве предложений, касающихся совершенствования учета можно рассматривать следующие.
Дополнить 1 раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета следующим пунктом:
Раздел
10
«Учет расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности».
Дебиторскую задолженность, обязательство по которой не обеспечено залогом, поручительством, банковской гарантией и удержанием имущества должника, а также иными способами, предусмотренными законом или договором, признавать сомнительной.
Дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности (три года) переводить из разряда сомнительной в безнадежную и списывать на убытки, по результатам инвентаризации. Основанием для списания служат:
первичные документы, подтверждающие возникновение дебиторской задолженности (договоры, акты, счета, платежные документы);
инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;
59
докладная записка руководству о выявлении дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
решение руководителя (приказ) о списании этой задолженности;
(при наличии информации, что данная организация исключена из
Единого реестра юридических лиц) выписка из ЕГРЮЛ, предоставленная по запросу налоговой инспекцией.
Списание производить за счет хозяйственных результатов.
Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную не производить. а)
Более рациональным представляется открытие дополнительных субсчетов к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:
1) 62.1. Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях;
.2 - Расчеты по авансам, полученным в рублях.
3) 62.3 Неотфактурованные поставки в рублях;
4) 62.4 Расчеты по взаимозачету.
Совершенствование учета по данным направлениям позволит снизить нагрузку на работника финансовой службы ООО «Старт» и позволит устранить некорректные проводки.
Предложенные мероприятия представлены в таблице 12.
Таблица 12 – Рекомендации по совершенствованию учета задолженности покупателей и заказчиков
Субсчета, использующиеся в настоящее время
Субсчета, рекомендованные к применению
В
ыг од а от пр ед ло же