Файл: Бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

60
нн ых ре ко ме нд ац ий
К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:
К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:
Со кр а
щ ен ие вр ем ен и об ра бо тк и до ку ме нт ов со тр уд ни ка ми

61
бу хг ал те ри и, по вы ш
ен ие пр ои зв од ит ел ьн ос ти тр уд а.
Предложенные рекомендации позволят наладить и систематизировать учет задолженности дебитьров в ООО «Старт», а также сделают его более прозрачным и рациональным.

В целях повышения производительности труда и эффективности управления дебиторской задолженностью ООО «Старт» рекомендуется разработать учетные регистры, обобщающие информацию о величине задолженности и позволяющий сгруппировать учетные данные, как в разрезе каждого контрагента, так и в разрезе видов поставок и выполненных строительных работ. В ООО «Старт» используются формы учетных

62
регистров, приведенные в компьютерной программе «1С», но их часто недостаточно для качественной и оперативной обработки данных.
Формируемые в программе 1 С. Бухгалтерия данные в разрезе контрагентов не дают возможности сгруппировать должников- дебиторов по объектам строительства, так как один и тот же дебитор может иметь задолженность по разным объектам ремонта или строительства, и иногда переплату по одному объекту и недоимку по другому объекту.
Поэтому целесообразно учитывать специфику строительной организации и разработать специальные первичные документы, которые содержали бы информацию, необходимую для отражения в бухгалтерском учете, и систематизировали ее для нужд управления в обособленных регистрах. Информация о хозяйственных операциях по объектам строительства ООО «Старт» за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из таких учетных регистров может использоваться и для сверки расчетов с контрагентами, при этом проще будет выявить расхождения или арифметические ошибки, суммы задолженности по каждому строительному объекту.
На основе разработанных самостоятельно регистрах бухгалтеру ООО
«Старт» можно будет наглядно представить, какие операции и когда были произведены с конкретным контрагентом за конкретное число, а также в реальном времени оценить текущую задолженность покупателя перед ООО
«Старт» за период по законченному объекту строительства или отдельным этапам.
В результате проведенного исследования, также было выявлено, что в
ООО «Старт» не достаточно четкая и совершенная система контроля задолженности покупателей и соответственно, сверки проводятся периодически, а учитывая значительное количество покупателей и заказчиков, объемы ежемесячных договоров совершенствование данной системы крайне необходимо. Выходом из сложившейся ситуации может стать утверждение регламента управления задолженностью. Также стоит


63
закрепить за сотрудниками финансового отдела ООО «Старт» функции контроля задолженности.
В части совершенствования системы внутреннего контроля ООО
«Старт» рекомендован ряд следующих мероприятий (Рисунок 12).
Рисунок 12 – Мероприятия по совершенствованию СВК расчетов
По результатам анализа, и учитывая выявленный рост дебиторской задолженности руководству ООО «Старт» предлагается разработать
«Инструкцию о применении процедуры контроля дебиторской задолженности должников работы, услуги». В ней можно предложить выделить следующие основные положения (Рисунок 13). создать службу внутреннего аудита в обязанности которой должно входить систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных аудиторских проверок,
ведение картотеки напоминаний должникам,
контроль за предъявлением претензий,
вменить в обязанности бухгалтера- экономиста регулярные отчеты по анализу состава и структуры задолженности по конкретным контрагентам, а также по срокам образования задолженности;
совершенствовать документооборот, так как данные о сроках образования
(погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными,
целесообразно аккумулировать данные по расчетам в отдельном документе,
например, реестре старения задолженности;
постоянно следить за соотношением расчетов, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и
делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;
контролировать оборачиваемость задолженности, а также состояние расчетов;
в сложившейся ситуации можно рекомендовать сформировать в ООО «Старт»
систему аналитического учета авансов полученных и
дебиторской задолженности не только по срокам, но и по размерам, местонахождению и условий оплаты.

64
Рисунок 13 – Выдержка из инструкции о контроле дебиторской задолженности
Кроме того, для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью необходимо выполнить ряд процедур, указанных на рисунке
14.
Положения Инструкции о контроле дебиторской задолженности (выдержка)
Главному бухгалтеру ежемесячно производить контроль выверки задолженности должников. Для этого всем должникам по установленному порядку (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным) направлять акты сверки, подписанные генеральным директором и главным бухгалтером.
В акте сверки указывать просьбу к должнику рассмотреть и подтвердить данные по задолженности и по порядку ее погашения в течение 10 дней со дня получения акта.
Одновременно с направлением акта сверки направлять
(получать) календарные графики погашения задолженности
(от) должников на предстоящий период за оказанные услуги.
В случае непризнания должником своего долга
(полностью или частично) либо в случае отказа выверить задолженность об этом оперативно ставить в известность руководство.
Если в результате сбора соответствующе й информации выяснится, что организация- должник не ликвидирована, то необходимо применять претензионный, а в тех случаях, если подходит к концу предельный срок исполнения обязательств по расчетам, судебный
(арбитражный) порядок урегулирования споров.
Бухгалтеру –
экономисту организовать учет заключаемых с должниками договоров, отслеживать сроки исполнения обязательств и доводить до сведения руководства информацию.


65
Рисунок 14 –
Рекомендации ООО «Старт» для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью
Контроль обоснованности положений кредитной политики следует начинать с оценки вероятности задержки оплаты услуги клиентом или неоплаты, т.е. с оценки невыполнения обязательств. На основе результатов вероятностного анализа устанавливается система измерителей надежности дебитора (с точки зрения невыполнения обязательств).
Бухгалтерия ООО «Старт» должна проверять кредитоспособность контрагента на основе кредитной истории взаимоотношений клиента, с помощью формальных и неформальных критериев. При составлении платежной истории могут использоваться: неформальные контакты с банками; мнения специалистов, работающих в отрасли клиента; рекомендации независимых аналитиков. Результаты предварительного контроля должны оформляться в виде досье на контрагента, которое представляет собой выраженную в утвержденной форме внутреннего учета определенным образом структурированную совокупность всех имеющихся данных о покупателе (заказчике).
Установление параметров кредитования целесообразно возложить на руководителя финансовой службы, т.е. принятие решения по превышению
1
Установить срок предоставления кредита – период времени, в течение которого клиенты должны оплатить оказанные услуги.
2
Определить стандарты кредитоспособности –
минимальную финансовую устойчивость, которой должны обладать клиенты для получения отсрочки платежа, и размеры допустимых сумм кредита, предоставляемых различным категориям клиентов
3
Установить скидки за оплату в более ранние сроки.

66
параметров кредитования по конкретным заказам должно входить в компетенцию финансового директора в ООО «Старт».
Таким образом, предложенные мероприятия позволят не только построить рациональную систему учета задолженности, но и регламентировать отдельные моменты учета на данном участке при использовании различных схем оплаты, а также усовершенствовать систему внутреннего контроля, что позволит избежать серьезных ошибок в работе и обеспечит своевременность сдачи документов.

67
Заключение
В условиях финансового кризиса, вызванного пандемией и санкциями, важным фактором, который положительно влияет на стабилизацию финансового состояния российских компаний, является решение проблемы расчетно-платежной дисциплины. В связи с этим за состоянием расчетов с покупателями и заказчиками в любой компании должен быть установленный систематический контроль.
Значимость исследования расчетов с покупателями и заказчиками обусловлена и тем, что задолженность, возникающая вследствие несвоевременных расчетов, отрицательно влияет на финансовое состояние компаний, замедляет скорость финансовых потоков и сокращает возможности компании-продавца рассчитываться по собственным обязательствам. В экономической литературе это рассматривается, как негативные факторы замораживания средств в расчетах или роста дебиторской задолженности.
Объем современной нормативной базы, регулирующей область безналичных и наличных расчетов, состоит из внушительного пакета законов и подзаконных актов, общим количеством более 180 единиц. Регулирование, имеет универсальный характер, как в бухгалтерском учете в целом, так и относительно учета расчетов, несет высокую социальную ценность, организовывается с помощью правовых норм, которые позволяют соблюдать интересы государства и общества.
Несмотря на специфику расчетов в каждой конкретной организации, существуют основополагающие принципы учета на данном участке, которые позволяют унифицировать учетные операции и обеспечить единообразие учетных процедур.
Знание основополагающих принципов бухгалтерского учета расчетов, оптимальная и правильная его организация необходимы не только


68
бухгалтеру, но и собственнику фирмы, так как данный участок - один из важнейших в бухгалтерском финансовом учете фирмы.
Поскольку своевременное поступление выручки от продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг является необходимым условием для дальнейшего расширенного воспроизводства, то весьма важная роль отводится вопросам аудита расчетов с покупателями и заказчиками в организациях. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками предприятия подразумевает детальную проверку всех аспектов расчетов с покупателями и товаров, работ, услуг.
Практическое исследование вопросов учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками проведено на базе строительного предприятия
ООО «Старт», функционирующего на рынке строительных услуг с года.
Компания занимается широким спектром строительных и отделочных работ, имеет функциональную систему управления и налаженный рынок сбыта. Анализ экономических показателей по данным отчетности позволил заключить, что компания по итогам 2020 г. выручка увеличила более, чем в 3 раза, на 11,16% увеличилась среднемесячная заработная плата, а численность работающих осталась неизменной, что привело к росту производительности труда, прибыль до налогообложения сократилась на 23,48%. По данным финансового отдела это произошло вследствие увеличения себестоимости более, чем в 4,7 раз. Так на 40,63 % (140,63-100) увеличились затраты на рубль продаж. В 2019 году они составляли 0,64 руб., а в 2020 г. - 0,90 руб. на каждый вложенный рубль. Был сделан вывод о том, что если ситуация сохраниться, то в скором времени из прибыльной организации предприятие станет убыточным в частности из-за увеличения себестоимости и удельных затрат.
Оценивая ООО «Старт» можно отметить, что предприятие прибыльное, организация учета на высоком уровне, учетная политика, правила и методы учета утверждены и соответствуют специфике деятельности в сфере строительства.

69
Изучение порядка документального оформления и учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Старт» позволило сделать вывод, что:

ООО «Старт» постоянно вступает во взаимоотношения с покупателями и заказчиками строительных услуг и работ;

с покупателями и заказчиками строительных услуг заключаются договора подряда, поставки, услуг;

оплата товаров покупателями происходит с помощью платежных поручений или через кассу, поэтому расчеты с покупателями происходят как через безналичный расчет, так и за наличные;

учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Старт» за оказанные строительные услуги организация ведет на счете 62
«Расчеты с покупателями и заказчиками»;

инвентаризация расчетов проводится один раз в квартал перед уплатой авансовых платежей по единому налогу (УСН -6%).
Проведенная аудиторская проверка показала, что бухгалтерский учет задолженности дебиторов в ООО «Старт» соответствует нормам действующего законодательства и приказу по учетной политике. По результатам внутреннего аудита был сделан вывод, что бухгалтерская отчетность ООО «Старт» в части отражения задолженности покупателей во всех существенных аспектах достоверна и соответствует действующему законодательству. В связи с тем, что аудит являлся внутренним и его данные необходимы для внутреннего использования аудиторы не воспользовались
«Международным стандартом аудита 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», аудиторское заключение составлено для внутренних нужд в виде рекомендаций руководству.
В качестве предложений, касающихся совершенствования учета для
ООО «Старт» разработаны следующие:

Дополнить 1 раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета следующим пунктом: Раздел 10 «Учет расчетов, дебиторской


70
и кредиторской задолженности» в котором отразить специфику учета дебиторской задолженности.

Для ООО «Старт» можно рекомендовать открытие дополнительных субсчетов к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В целях повышения производительности труда и эффективности управления дебиторской задолженностью ООО «Старт» рекомендуется разработать учетные регистры, обобщающие информацию о величине задолженности и позволяющий сгруппировать учетные данные, как в разрезе каждого контрагента, так и в разрезе видов поставок и выполненных строительных работ.

Укрепление системы внутреннего контроля, утверждение регламента управления задолженностью покупателей и заказчиков
(утверждение инструкции), стоит закрепить за сотрудниками финансового отдела ООО «Старт» функции контроля задолженности.

Формирование системы управления дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков (расчет продаж в кредит, предварительный анализ кредитоспособности покупателя, предоставление скидок за более раннюю оплату счета).
Предложенные мероприятия позволят не только построить рациональную систему учета задолженности, но и регламентировать отдельные моменты учета на данном участке при использовании различных схем оплаты, а также усовершенствовать систему внутреннего контроля, что позволит избежать серьезных ошибок в работе и обеспечит своевременность сдачи документов.

71
Список используемых источников
1. Абдуллаева А.С., Ельсукова Т.В. Особенности продвинутого бюджетирования (advancedbudgeting) в организациях оптовой торговли
//Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 7. С. 5-10.
2. Амирова
И.В. Совершенствование учета дебиторской и кредиторской задолженности организации /
И.В.
Амирова,
И.В.
Павлова // Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. 2018. – С.18- 22.
3. Бехтерева Е.В. Расчеты: от бухгалтерского учета до налогового. –
М.: Омега-Л, 2017.-262с.
4. Бородина В.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. — М.:
Книжный мир, 2016. — 299 с.
5. Бочкарева Т.А. и др. К вопросу о совершенствовании бухгалтерского учета и контроля средств в расчетах / Т.А. Бочкарева,
М.А. Довгаль, Д.В. Мельник // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2018. - С. 74-77.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ (от 03.02.2021 N 339-ФЗ). официальный сайт
[Электронный ресурс]: // Режим доступа: http://www.сonsultant.ru/
7. Гудкова О. В., Мельгуй А. Э., Ермакова Л. В., Ковалева Н. Н.
Современные тенденции автоматизации корпоративных учетно- аналитических систем // Гуманитарные научные исследования. 2017. №4
(68). С. 426-433.
8. Бочкарев А., Кондратьев В. и др. 7 нот учета. – М.: ЗАО «Журнал
Эксперт», АО «Издательство ЭКСМО», 2017. – 656 с.
9. Брагина О.С. Оценка эффективности расчетных операций на торговых предприятиях // Вопросы современной экономики. 2019. № 1
(11). С.1-22.