ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 3480

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание
Укажите правильный вариант ответа из предложенных
Идея текста:
Отношение автора
Отправить
Вы использовали 1 из 2 попыток
Фрагмент текста 2 3.0/3.0 points (graded)
Прочтите фрагмент текста. Проанализируйте на основании изученной тематики.
Определите, идею текста, и отношение автора к ней. Укажите правильный вариант ответа из предложенных.
§ 14. Мы мысленно не сознаем еще вполне, жизненно не делаем еще всех следствий из того удивительного, небывалого времени, в которое человечество вступило в XX в. Мы живем на переломе, в исключительно важную, по существу, новую эпоху жизни человечества, его истории на нашей планете.
Впервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты —
в общем всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты.
Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого еще в ней по мощности и по общности. Он научно установлен на протяжении последних 20-30 тыс. лет, но ясно проявляется со все ускоряющимся темпом в последнее тысячелетие.
Антропоцентризм
Антропоморфизм

Критическое отношение

Позитивное отношение

Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стихийных стремлений охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства — человеком. Нет на
Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному его размножению. Научной мыслью и государственно организованной, ею направляемой техникой, своей жизнью человек создает в биосфере новую биогенную силу, направляющую его размножение и создающую благоприятные условия для заселения им частей биосферы, куда раньше не проникала его жизнь и местами даже какая бы то ни было жизнь.
Теоретически мы не видим предела его возможностям, если будем учитывать работу поколений; всякий геологический фактор проявляется в биосфере во всей своей силе только в работе поколений живых существ, в геологическое время. Но при быстро увеличивающейся точности научной работы — в данном случае методики научного наблюдения — мы сейчас и в историческом времени можем ясно устанавливать и изучать рост этой новой, по существу, нарождающейся геологической силы.
Человечество едино, и хотя в подавляющей массе это сознается, но это единство проявляется формами жизни, которые фактически его углубляют и укрепляют незаметно для человека, стихийно, в результате бессознательного к нему устремления. Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия — большие и малые — в ряде других мест, всюду на поверхности Земли. Телеграф,
телефон, радио, аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар. Сношения становятся все более простыми и быстрыми. Ежегодно организованность их увеличивается, бурно растет.
Мы ясно видим, что это начало стихийного движения, природного явления, которое не может быть остановлено случайностями человеческой истории. Здесь впервые, может быть,
так ярко проявляется связь исторических процессов с палеонтологической историей выявления Homo sapiens. Этот процесс — полного заселения биосферы человеком —
обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете.
Борьба, которая идет с этим основным историческим течением, заставляет и идейных противников фактически ему подчиняться. Государственные образования, идейно не признающие равенства и единства всех людей, пытаются, не стесняясь в средствах,
остановить их стихийное проявление, но едва ли можно сомневаться, что эти утопические мечтания не смогут прочно осуществиться. Это неизбежно скажется с ходом времени, рано или поздно, так как создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого. Это его неизбежная предпосылка.
Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по существу новое в истории
Земли, а не только в истории человечества.
Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен — мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода,
государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной

земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно,
закономерно, непрерывно изменяет.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р. К. Баландина. — М.: Айрис-пресс,
2004. — 576 с.
Задание
Укажите правильный вариант ответа из предложенных
Идея текста:
Отношение автора
Отправить
Вы использовали 1 из 2 попыток
Фрагмент текста 3 3.0/3.0 points (graded)
Прочтите фрагмент текста. Проанализируйте на основании изученной тематики.
Определите, идею текста, и отношение автора к ней. Укажите правильный вариант ответа из предложенных.
Я НАЧНУ с небольшого рассказа «Вселенная вещей», созданного британской писательницей
Гвинет Джонс, работающей в жанре научной фантастики. Это рассказ о встрече человека с инопланетянами. Он входит в ее алеутский цикл — серию романов о ближайшем будущем
Земли, которую посетила, колонизировала и в конце концов бросила инопланетная раса гуманоидов. Алеутцы (так называют пришельцев) обладают технологиями, превосходящими наши. К тому же они неопределенного пола, что смущает землян. Хотя алеутцы кажутся скорее «женственными», чем «мужественными», люди обычно обозначают их местоимением
Антропоцентризм

Антропоморфизм
Критическое отношение
Позитивное отношение


«оно» или «это». По этим двум причинам присутствие алеутцев на нашей планете унизительно для нас и травматично. И не потому, что они делают что-то мерзкое или неприятное, а потому, что одно их существование умаляет наше. Мы оказались в ситуации отвратительной зависимости: даже самый богатый белый западный мужчина должен теперь причислять себя к колонизированным. Присутствие алеутцев на Земле подрывает наш застарелый антропоцентризм. «Человек» больше не мера всех вещей. Мы больше не можем считать себя особенными, думать о себе как о вершине творения. Эпоха модерна часто рассматривается в качестве серии сдвигов и децентраций человека—достаточно просто вспомнить о Копернике, Дарвине, Фрейде или же, наконец, о Deep Blue, компьютере,
которому проиграл Гарри Каспаров. Алеутцы, изображенные Джонс, — предельная точка этой тенденции, их естественное превосходство оставляет нас озадаченными и растерянными. И дело не просто в Первом Контакте, который часто мифологизируется в научно-фантастических повествованиях. Пришельцы, описанные Джонс, живут на Земле столетиями. Но факт их существования так и остался беспокоящей нас занозой, даже если он включается в привычки и допущения повседневной человеческой жизни. В таком случае алеутский цикл—это в том числе и повествование об адаптации, навязанной нам вступлением в постчеловеческую эру.
«Вселенная вещей», как элемент алеутского цикла, сосредоточена на наиболее поразительных различиях между нами и пришельцами: на том, что их технологии, в отличие от наших, на самом деле живые. Алеутские орудия являются их собственными биологическими отростками:
…их инструменты ползали, скользили, летали, но их создали они сами. … Они создали вещи при помощи бактерий. … Бактерий, восходящих к штаммам кишечной флоры самих пришельцев, заражающей все.
По сути, алеутцы буквально интерпретируют тезис Маршалла Маклюэна о том, что все медиа являются протезным расширением нас самих. Алеутцы воплощают себя в каждом аспекте окружающей их среды. Их сети простираются далеко за пределы их тел и ближайшего окружения. Они даже могут делиться своими ощущениями и воспоминаниями, поскольку последние химически закодированы в слизи, которую пришельцы источают, обмениваясь ею друг с другом. В результате «пришельцы не могли иметь опыта отдельного существования. В их континууме не было частей: ни пространств, ни разделяющих границ».
Они живут в самом центре «живого мира».
Живой мир алеутцев составляет резкий и удручающий контраст с тем, что мы по-прежнему находимся в ловушке картезианского наследия. Мы обычно боимся наших собственных механистических технологий несмотря на то, что используем их все больше и больше. Мы не можем избавиться от свойственного всей западной культуре постоянного ощущения, что одиноки в нашей жизненности, заперты в мире мертвой или же просто пассивной материи.
Наши собственные машины, как пишет Джонс, «обещали, но не смогли сдержать обещания.
Они остались вещами, а люди — одинокими». Некоторым персонажам в рассказах Джонс кажется, что, в противоположность такой ситуации, «у инопланетян было решение проблемы людской изолированности: говорящий мир, мир с глазами, братство, о котором мечтал бы и Бог».
Шавиро С. Вселенная вещей // Логос, ТОМ 2 7, № 3, 2017. С. 128-129.


Задание
Укажите правильные варианты ответа из предложенных
Идея текста:
Отношение автора
Отправить
Вы использовали 1 из 2 попыток
Антропоцентризм

Антропоморфизм
Критическое отношение

Позитивное отношение

Курс
Раздел 5. Проблем…
Тема 5.1. Контрол…
Контрольное зада…
Контрольное задание. Определение понятий,
специфических для понимания проблемы человека в философии
12.0/12.0 points (graded)
Прочитайте представленные ниже фрагменты текстов.
Используя знания изученных материалов темы, определите, о каких понятиях идёт речь в представленных текстах (понятия зашифрованы под цифрами).
Соотнесите термины (понятия) с соответствующими цифрами в ячейках таблицы.
Необходимо учесть, что в одном фрагменте текста могут быть зашифрованы два понятия.
Фрагменты текстов
I. В начале сотворил Бог небо и землю. II. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и 2 Божий носился над водою.
Бытие // Ветхий завет. Библия. Синодальный перевод
II. Постоянно сужающееся значение 3 в последовательных изменениях корневой группы слова «3» просматривается четкая этимологическая тенденция [Штрум, Латур, 1987]. Она направлена от наиболее общего к наиболее поверхностному. Этимология слова «3» также поучительна. Его корень — «seq-, sequi», а первичное значение — «следовать». Латинское слово «socius» означает «спутник», «товарищ». Историческая генеалогия слова «3», судя по различным языкам, изначально восходит к «следованию за кем-то», затем идет «членство» и
«объединение» и, наконец, «иметь что-то общее».
Следующее значение слова «3» — иметь долю в коммерческом предприятии. «3» (social) в смысле «общественного договора» (social contract) — изобретение Руссо. «3», фигурирующее в словосочетаниях «социальные проблемы», «социальный вопрос», — новация, относящаяся к девятнадцатому веку. /…/ Как можно видеть по биографии этого слова, с течением времени его значение сужается. /../
Из-за этого постоянного сужения значения слова (общественный договор, социальный вопрос, социальные работники) мы склонны ограничивать «3» человеческим миром и нововременными обществами, забывая о том, что сфера социального гораздо шире. Де




Кандоль первым создал «наукометрию» — использование статистических методов для измерения научной деятельности и, как и его отец, занимался социологией растений
[Кандоль, 1873/1987]. Он рассматривал кораллы, бабуинов, деревья, пчел, муравьев и китов как тоже «социальнык существа». Такое расширенное понимание социального было признано социобиологией [Уилсон, 1975]. К сожалению, это начинание только утвердило социологов в их худших опасениях относительно расширения понимания социального. //
Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. С. 17-18
III. Мы живем в кризисное время. Это — 5 кризис, затрагивающий все сферы жизни. Это —
кризис человека. Речь идет о деградации человека как существа 5, мыслящего,
конструктивного, гуманного и появлении нового типа человека. Мыслители с разных сторон его описывают. Так, например, Эрих Фромм называет его человеком-роботом (homo mechanicus), а Александр Зиновьев — западоидом (человеком американизированной западной цивилизации) и даже постчеловеком (после человека). Философы-постмодернисты аналогично используют слово «постчеловек» и говорят о «смерти человека». Для постчеловека характерно мифологическое мировоззрение, отсутствие критического мышления, жизнь в соответствии со стереотипами, шаблонами, модами, которые поддерживаются так называемым общественным мнением, примитивная культура эмоций,
несоответствие деятельности призванию и талантам. Он живет в рукотворной реальности или, если быть точным, в имитационной.
Минка П. «Я — суверенное государство»: предисловие к Этике Человека // Сигма https://syg.ma/@pavel- minka/ia-suvieriennoie-ghosudarstvo-priedisloviie- k-etikie-chielovieka
IV. 7 есть теория о том, что существуют две, и только две, разновидности субстанций:
сознания и физические объекты. Сознание – чисто ментальная, нематериальная или духовная субстанция, а физический объект – чисто материальная, нементальная,
протяженная в пространстве субстанция. Из этого логически следует, что никакое сознание не является физическим объектом и никакой физический объект не является сознанием. 7
понимает под личностью (a person) совокупность сознания и тела, но большинство дуалистов утверждают, что личность существенным образом является своим собственным сознанием и только случайным образом она является своим телом.
Прист С. Теории сознания // М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000
V. По-видимому, главным образом тела, и притом естественные, суть сущности, ибо они начала всех остальных тел. Из естественных тел одни наделены жизнью, другие — нет.
Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок 8, имеющие основание в нем самом
(di'aytoy). Таким образом, всякое естественное 8, причастное жизни, есть сущность, притом сущность составная. Но хотя оно есть такое 8, т. е. наделенное жизнью, оно не может быть
1. Ведь 8 не есть нечто принадлежащее субстрату (hypokeimenon), а скорее само есть субстрат и материя. Таким образом, 1 необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же [как форма] есть энтелехия; стало быть, 1 есть энтелехия такого 8. Энтелехия же имеет двоякий смысл: или такой, как знание, или такой, как деятельность созерцания; совершенно очевидно, что 1
есть энтелехия в таком смысле, как знание.


Аристотель. О душе. М.: Мысль, 1976.
VI. 4 и сексуальность как предмет рефлексии философов, социологов, антропологов и историков занимали периферийное место в пространстве европейской социальной мысли вплоть до начала XX столетия. Лишь благодаря распространению фрейдовского психоанализа и возникновению гуссерлевской феноменологии в первой половине века проблематика 8 и чувственного опыта попадает в поле зрения социальных исследований.
Бурный ХХ век, отмеченный мировыми войнами, революциями, массовыми протестами,
борьбой угнетенных—женщин, сексуальных меньшинств и других социальных групп—за свои права и свободы, интенсивным ростом потребления и развитием технологий, породил новое междисциплинарное направление — Body & Sexuality Studies, которое рассматривает разные аспекты телесного и сексуального опыта в контексте властных отношений.
Ваньке А. Тела и сексуальности сквозь призму феминистской критики // Логос . ТОМ 28 · # 4 · 2018 С. 82
VII. На долю человеческого 6 в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума. В такое затруднение 6 попадает не по своей вине. Он начинает с основоположений, применение которых в опыте неизбежно и в то же время в достаточной мере подтверждается опытом. Опираясь на них, он поднимается
(как этого требует и его природа) все выше, к условиям более отдаленным. Но так как он замечает, что на этом пути его дело должно всегда оставаться незавершенным, потому что вопросы никогда не прекращаются, то он вынужден прибегнуть к основоположениям,
которые выходят за пределы всякого возможного опыта и тем не менее кажутся столь несомненными, что даже обыденный человеческий 6 соглашается с ними. Однако вследствие этого 6 погружается во мрак и впадает в противоречия, которые, правда, могут привести его к заключению, что где-то в основе лежат скрытые ошибки, но обнаружить их он не в состоянии, так как основоположения, которыми он пользуется, выходят за пределы всякого опыта и в силу этого не признают уже критерия опыта. Арена этих бесконечных споров называется метафизикой.
Кант И. Предисловие к первому изданию // Критика чистого разума. М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2015.
Задание
Соотнесите термины (понятия) с соответствующими цифрами, перместите их в ячейки таблицы. Необходимо учесть, что в одном фрагменте текста могут быть зашифрованы два понятия.
Номер
Термин
1
Душа
2
Дух


3
Социальное
4
Телесность
5
Культурное
6
Разум
7
Дуализм
8
Тело
Термины:
Вы использовали 1 из 1 попытки
Отправить

Курс
Раздел 5. Проблем…
Тема 5.2. Феномен…
Задания для самок…
Задания для самоконтроля
Задание
1/1 point (ungraded)
Выберите правильный вариант ответа из предложенных.
Феномен – это
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Сущность – это



Невероятное преображение предмета
Явление предмета в сознании

Реальное содержание предмета
Внутреннее содержание предмета
Невероятное преображение предмета
Внутреннее содержание предмета

Реальное содержание предмета

Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Автор книги «Основные феномены человеческого бытия»
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
Задание
1/1 point (ungraded)
Такие понятия как Бог, Природа, Разум, Закон, Мировая Воля и т.д. относятся к категории
Вы использовали 1 из 3 попыток
Явление предмета в сознании
М. Хайдеггер
О. Финк

В. Янкелевич
М. Фуко
Фантазийные элементы
Трансцендентные основания

Структурные элементы реальности
Имманентные основания

Отправить
Задание
1/1 point (ungraded)
Основные феномены человеческого бытия проявляются
Отправить
Вы использовали 1 из 3 попыток
В наших воспоминаниях
В реальности наших переживаний

В нереальности наших переживаний
В легендах и сказаниях

Курс
Раздел 5. Проблем…
Тема 5.2. Контрол…
Контрольное зада…
Контрольное задание. Определение феноменов человеческого бытия
12.0/12.0 points (graded)
Инструкция
Прочитайте представленные ниже фрагменты текста из книги Финка «Основные феномены
человеческого бытия».

1   2   3   4   5   6   7   8