Файл: Организация платных образовательных услуг в условиях автономного образовательного учреждения Выпускная квалификационная работа по направлению 38. 04. 02 Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для реализации программы исследования были использованы следующие метоДы: теоретические (сравнительный и историко­функциональный анализ, изучение нормативных документов, анализ и изучение исследований, которые были выполнены в области управленческого консультирования и общего образования, моделирование); эмпирические (методы измерений - ранжирование, регистрация, тестирование; диагностирование уровня подготовки руководителей к реализации требований; наблюдение; изучение продуктов образовательной деятельности; анкетирование; метод экспертной оценки; математические и статистические расчёты).

В работе нашли отражение теоретические и методологические аспекты исследования рынка услуг, ведущих зарубежных учёных, таких как Генри А., Зингельманн Дж., Котлер Ф., Лавлок К., Мердик Р., Паттерсон И., Рендер Б., Рассел Р., Хаксевер К., Хилл Т. и др.

Вопросы функционирования и развития сферы услуг как сектора экономики проанализированы в работах отечественных учёных, таких как Батраевой Э.А., Борисова Б.А., Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., А.И.Добрынина, Журавлевой Г.П., Марковой В.Д., Назарова М.Г., Райзберга А.Б., Туренко Т.А. и др.

Проблемы исследования рынка образовательных услуг отображены в работах следующих отечественных ученых: Добреньковой Е.В., Добрыднева С.И., Кожухар В.М., Панкрухина А.П., Сагановой О.В., Сухорукова М.М., Щетинина В.П. и др.

Проблемам изучения конкурентной среды, в том числе в сфере образовательных услуг, посвящены работы Азоева Г.Л., Панкрухина А.П., Портера М.К., Терещенко Н.Н., Фатхутдинова Р.А, Фирсенко С.С., Юшковой Л.В. и др.

Вместе с тем, в работах отечественных и зарубежных учёных до сих пор не выработано единого методического подхода к исследованиям рынка образовательных услуг, который позволил бы дать дифференцированную, системную, комплексную оценку его развития и проблем функционирования; отсутствует единое мнение о содержании категории «образовательная услуга», классификации видов образовательных услуг; недостаточно исследован вопрос оценки расчёта потенциальной и реальной ёмкости платных образовательных услуг, а так же конкурентной среды.

Выделенная цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2015 г. по 2016 г. и включило четыре этапа:


На первом этапе (июнь-август 2015 г.) проводилось изучение отечественных и зарубежных научных источников; изучалась проблема организации платных образовательных услуг в образовательном учреждении; уточнялась теоретическая и методологическая основы исследования; формулировались противоречия, цель, объект и предмет научного исследования.

На втором этапе (сентябрь 2015 г.) проводилось экспериментальное исследование сотрудников образовательного учреждения; аналитически обосновывалась потребность в совершенствовании и внедрении платных образовательных услуг.

На третьем этапе (октябрь 2015 г. - март 2016 г.) внедрение платных образовательных услуг в образовательное учреждение.

На четвёртом этапе (апрель 2016 г.) проведено экспериментальное исследование; обобщение материалов исследования, оформление его результатов.


Научная новизна исследования заключается в том, что разработана система внедрения платных образовательных услуг в автономное образовательное учреждение.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: определена роль и возможные конкурентные стратегии в развитии платных образовательных услуг.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

  • проведён анализ рынка платных образовательных услуг в Сухом Логу и определена необходимость в платных образовательных услугах;

  • описано содержание проекта по организации платных образовательных услуг.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе подготовки директоров образовательных учреждений при разработке и совершенствовании системы внедрения платных образовательных услуг.

Достоверность результатов и обоснованность выводов диссертационного исследования обеспечена полнотой исходных теоретических положений, исходными методологическими позициями, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования; выбором и разработкой методического инструментария, соответствующего цели, объекту, предмету, задачам и гипотезе исследования; качественным и количественным анализом экспериментальных данных, подтверждённых методами математической статистики.

Апробация результатов исследования: материалы исследования обсуждались на научно-методических семинарах МАОУ СОШ №5; в трех публикациях («Понятие платных образовательных услуг и их классификация», г. Чебоксары, 2015 г.; «Организация платных

образовательных услуг в автономном образовательном учреждении», г. Чебоксары, 2016 г., «Сущность и преимущества автономного образовательного учреждения», г. Чебоксары, 2016 г.).

Структура и объем магистерской диссертации
.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 61-ого источника, 4 приложений. Основной текст изложен на 90 страниц.

В работе содержится 18 таблиц, 9 рисунков.

На защиту выносятся положения:

  1. Под платной образовательной услугой будем понимать социально-экономическую категорию, представляющую собой специфический вид товара, который предоставлен в виде структурированной совокупности знаний и информации, ориентированный на всестороннее, в том числе и интеллектуальное развитие личности, на приобретение профессиональных навыков и умений для их последующего применения в практической деятельности, производится за определённую плату. Образовательная услуга оплачивается либо государством в виде муниципального заказа или госзаказа, либо частными лицами и организациями.

  2. Оказание платных образовательных услуг в условиях автономного образовательного учреждения обеспечивается исполнением следующих организационных условий:

  • изучение потребностей учащихся и родителей (законных представителей);

  • создание основных нормативно-правовых актов;

  • разработка проекта по внедрению платных образовательных услуг.

  1. Организация платных образовательных услуг автономного образовательного учреждения является одним из эффективных способов привлечения внебюджетных средств в образовательное учреждение, будет происходить успешнее на основе специально разработанного проекта по введению платных образовательных услуг.

Исследовательская база - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5", находящаяся по адресу: Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Гоголя, 12.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.


  1. Понятие платных образовательных услуг и их классификация

Целью данного параграфа является раскрытие различных подходов к понятиям «услуга», «образовательная услуга» и «платная образовательная услуга», выделение особенностей, характерных для этих понятий, а также классификация платных образовательных услуг.


Одним из основных источников финансирования деятельности государственных образовательных учреждений, является оказание платных услуг.

Любое из автономных учреждений имеет право на выполнение того или иного вида деятельности, приносящей доход лишь тогда, когда это служит достижению целей организации, ради которых оно создано. Одним из обязательных условий является следующее: деятельность, приносящая доход, должна быть указана в учредительных документах образовательного учреждения [35].

В настоящее время для нормального функционирования учреждения бюджетного финансирования недостаточно, поэтому всё больше возникает необходимость в изменении направлений практической деятельности образовательных учреждений адекватно меняющимся потребностям граждан. Одним из решений этой проблемы является развитие предпринимательской деятельности в сфере образования, которая представляет собой различные формы оказания платных образовательных услуг и становится необходимым элементом системы образования в целом.

Причиной развития платных образовательных услуг является не только финансовая проблема, но и использование ресурсов образовательной организации. Большое количество образовательных организаций владеют хорошей материально-технической базой, но при этом используют её не в полном объёме, поэтому при введение платных образовательных услуг ресурсы образовательной организации могут решить эту проблему.

Руководитель образовательной организации при организации платных образовательных услуг может решить ряд проблем, касающихся материальной мотивации сотрудников. При организации платных образовательных услуг можно дать педагогам дополнительную нагрузку, которая принесет им дополнительную денежную выгоду, а также применять это как развитие интеллектуального потенциала педагогических работников [36].

Вышеуказанный ряд проблем позволяет проанализировать классификацию платной образовательной услуги и её понятие.

Все виды эффективной деятельности, которые направлены на удовлетворение потребностей отдельных групп населения, могут рассматриваться как деятельность по оказанию тех или иных услуг. Ватолкина Н. в своём исследовании разъясняет, что традиционный анализ толкования понятий осуществляется путем их группировки, по ключевым словам, причисляющим определяемую категорию к конкретному виду явлений, и категория «уcлуга» может быть рассмотрена с различных (но не альтернативных) точек зрения [8].