Файл: Организация платных образовательных услуг в условиях автономного образовательного учреждения Выпускная квалификационная работа по направлению 38. 04. 02 Менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
Тенденции развития рынка образовательных услуг в России
Целью данного параграфа является раскрытие различных подходов к понятию «рынок образовательных услуг» выделение особенностей, характерных для этого понятия, а также описание основных этапов развития рынка образовательных услуг в России.
Во время значительных хозяйственных и общественных преобразований, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человечества, назревает потребность изменений в разных моделях экономического поведения [41]. Наибольшую актуальность приобретает проблема переосмысления основных механизмов функционирования научно- образовательной отрасли как основного ресурса развития национальной экономики и формирования кадрового, научно-технического и культурного потенциала общества.
Образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающимся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней [48]. Система образования России в настоящее время представлена:
-
взаимодействующими между собой преемственными образовательными программами и государственными образовательными стандартами различного уровня и направленности; -
сетью научных организаций и образовательных учреждений, которые различаются организационно-правовыми формами и видами и реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты; -
органами управления образованием, а также подведомственными им учреждениями и организациями; -
объединениями юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, которые реализуют различную деятельность в сфере образования [48].
В центре внимания нашего исследования находятся организации среднего общего образования как основные, на наш взгляд, стратегически важные компоненты отрасли образования.
Устойчивый интерес ученых к современным проблемам школ позволяет определить ряд характерных особенностей функционирования образовательного учреждения в России:
-
наличие некорректной финансовой политики государства, не учитывающей инвестиционный потенциал образования [13]; -
существование на сегодняшний день кризиса ресурсов, проявляющегося не только в сокращении финансирования из средств государственного бюджета [4, С.109-135], но и в коммерциализации образовательной деятельности; -
необходимость сбалансированности консерватизма образования, обеспечивающего его фундаментальность и устойчивость, и адаптивности, связанной с учетом динамичных особенностей и потребностей современного общества [21]; -
устойчивая, неменяющаяся тенденция к массовости образования наряду с ухудшением квалификационной и возрастной структуры занятости [18, С.175-179]; -
наличие барьеров между научными достижениями и их практической реализацией [21].
Выявленные особенности наряду с закоснелостью среды функционирования предопределяют необходимость выявления новых механизмов деятельности школ с учетом рыночного и интеграционного контекстов существования.
В настоящий момент объективной реальностью становится трансформация образовательного учреждения в один из субъектов рыночной деятельности, часто именуемый поставщиком образовательных услуг [40].
Рынок образовательных услуг в России развивается достаточно бурно. В него вовлечены как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Высокие темпы развития рынка образовательных услуг, появление новых форм оказания определяют необходимость глубокого исследования процессов, складывающихся на этом рынке, а также разработки направлений совершенствования организационноэкономического механизма его функционирования.
Определение рынка образовательных услуг неоднозначно и имеет различные подходы.
Так с позиции Щетина В.П., рынок образовательных услуг имеет следующее определение. Это рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных субъектов (отдельных личностей, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями [60].
В работе М.И. Гавриловой рынок образовательных услуг определяется как система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем [37].
И. Березин определяет рынок образовательных услуг как материальные взаимодействия участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги [7].
Голдобин Н.Д. понимает рынок образовательных услуг как совокупность социально-экономических отношений и связей между субъектами рынка по поводу предоставления и получения образовательных услуг [10].
Исходя из вышеперечисленных понятий, можно сформулировать следующее определение рынка образовательных услуг, которое наиболее полно подходит к выбранной в диссертации проблеме. Рынок образовательных услуг - это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги
Исходя из вышесказанного, маркетинг в сфере образования - это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон. Целевым результатом маркетинговой деятельности является обеспечение рентабельности через наиболее эффективное удовлетворение потребностей: личности - в образовании, учебного заведения - в развитии и благосостоянии сотрудников, фирм - в расширении кадрового потенциала, общества - в расширенном воспроизводстве интеллектуального потенциала [10].
Современный российский рынок образовательных услуг образует сложную систему, формирование и становление которой началось в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Выделим три периода развития рынка образовательных услуг в России. Уточним некоторые особенности
характеристики рынка образовательных услуг за тот или иной период (табл.4).
Таблица 4.
Основные этапы развития рынка образовательных услуг в России
№ | Этап | Период | Характеристика |
1. | Зарождение и становление | 1985-1997 гг. | Происходило зарождение и становление российского рынка образовательных услуг. Данный период характеризуется появлением и последующим распространением платных образовательных услуг, резким сокращением государственных инвестиционных вложений в образование и науку, изменением структуры спроса на некоторые специальности, в частности наблюдался повышенный спрос на специалистов в области экономики и юриспруденции. |
2. | Расширение рынка | 1998-2008 гг. | Началось расширение рынка, которое происходило в основном за счет роста частных образовательных учреждений, повышения доли платных образовательных услуг, активного развития законодательной базы, направленной на модернизацию образования, в том числе за счет присоединения к Болонскому процессу и перехода на двухуровневую систему образования. На рынке труда в этот период наблюдался спрос на специалистов естественных и технических наук. |
3. | Стабилизация рынка | 2009 - 2020 гг. | Сопряжен с устранением последствий мирового экономического кризиса и демографической проблемы, вызывающих снижение численности школьников. Наметились предпосылки для стабилизации рынка. Для этого этапа характерно усиление конкуренции между российскими вузами, внедрение новых статусов образовательных учреждений (федеральные и исследовательские университеты), продолжает сохраняться спрос на выпускников технических вузов, в особенности IT- специалистов. |
Современный рынок образовательных услуг в России сформировался и получил развитие в 90-е гг. XX века. В условиях перехода на рыночные отношения четко определились его сегменты: государственный и негосударственный. Вместе с тем в последнее время многие исследователи пришли к выводу, что такая сегментация не в полной мере отражает реальное положение дел на данном рынке, в связи, с чем были дополнительно выделены так называемые «современные» сегменты: «белый», «серый» и «черный» [37]. Такое деление позволяет все многообразие образовательных услуг рассматривать с точки зрения соблюдения законодательных норм.
«Белый» сегмент представлен учреждениями, которые осуществляют свою образовательную деятельность (государственные образовательные учреждения, негосударственные платные школы и образовательные учреждения, платные курсы вождения, бухгалтерского учета, программирования, повышения квалификации, иностранных языков и т. п.).
«Серый» сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных учреждений, частных лиц, которые не оформляют документы в соответствии с установленными требованиями (искажение налоговой отчетности, статистических данных, введение дополнительных сборов в денежной и натуральной формах).
«Черный» сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления лицензий и осуществляющими свою деятельность вне рамок выданных лицензий, системой взяток при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов в cекторе государственного высшего образования.
Важным моментом при рассмотрении вопросов рынка образовательных услуг является определение субъектов и объектов рынка. По мнению А.П. Панкрухина, «участниками рыночных отношений являются не только образовательные учреждения, но еще и потребители, широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг и продуктов на рынке» [34, С.126].
Потребитель - это гражданин, имеющий замысел заказать и в дальнейшем использующий услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд [31].
Среди субъектов маркетинга немаловажную роль играет личность учащегося. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, не только лицо, использующее их в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность имеет отличие от остальных потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но и для удовлетворения собственных потребностей в познании. Именно личность, персонифицированный носитель, обладатель, пользователь и конечный потребитель образовательных услуг и продуктов осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы и всего комплекса условий реализации приобретённого потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга образовательных услуг, объединяемые этим центральным субъектом [14].