Файл: Организация платных образовательных услуг в условиях автономного образовательного учреждения Выпускная квалификационная работа по направлению 38. 04. 02 Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Романович Ж.А. имеет двойственный подход к понятию «уcлуга», по его мнению, услуга - и деятельность, и результат.

В своей работе Романовича Ж.А. даёт следующее определение: услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя (исполнитель - учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность и предоставляет платные образовательные услуги обучающемуся) и заказчика (заказчик - юридическое и (или) физическое лицо, у которого существует намерение заказать, либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора), а так же собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей людей. Услуга - это деятельность по удовлетворению потребностей и различных нужд человека [43].

Парсонс Талкот, американский социолог, утверждает, что «услуги не являются «фактором» эффективности в том смысле, в каком фактором производства является труд» и включает их в общественную систему [8, С. 103].

Живан А. даёт следующую трактовку услуги: «...все действия человека - это услуги другим, это обслуживание других людей; то, что большая часть действий человека позволяет рассредоточить во времени некоторое количество операций (как правило, это операции или действия, которые подготавливает финальную услугу), привело к появлению «специализации». Следовательно, услуга является общественным феноменом и создает основу для общественного разделения труда, обмена благами [8, С. 103-104].

По мнению Ватолкиной Н., услуга - единичное благо, оно является результатом деятельности и предлагается конкретному потребителю, имея для него какую-либо определённую ценность. К. Маркс определяет услугу как «потребительную стоимость, которая воплощена и в виде «чистых» услуг, и в товаре, не получающих в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя» [8, С. 102-103].

Гражданский Кодекс РФ не даёт конкретного определения «услуги», но она противопоставляется «финансовым средствам и товарам» [11, п. 3 ст. 1], а также «работам», «имуществу» и «товарам» [11, п. 1 ст. 2]. Это связано с тем, что та или иная услуга не обладает полной коммерческой обороноспособностью, услуги могут быть предоставлены на возмездной основе одним лицом другому по договору купли-продажи [11].

Хаксевер К. считает, что услугу можно так же охарактеризовать по контрасту с товаром. Товар - это осязаемый объект, который может быть использован позже или создан и продан. Услуга не является осязаемой, она создаётся и потребляется одновременно (или почти одновременно) [61].


Назаров М.Г. в своих исследованиях представляет услугу как деятельность, которая ведёт к изменению состояния единиц, потребляющих данную услугу [26].

Можно сделать вывод, что большинство авторов свидетельствуют, прежде всего о том, что услуга - это действие, которое имеет полезный эффект (пользу, помощь) для других лиц или лица. Среди перечисленных определений услуги наибольший интерес вызывают те, которые подчёркивают, что результатом услуговой деятельности являются изменения качества того объекта, на который направлена услуга.

Анализ подходов различных отечественных и зарубежных авторов к трактовке «услуга» позволяет утверждать, что большинство из определений связаны между собой.

Основные различия заключатся в том, что авторы, во-первых, акцентируют внимание либо на процессе предоставления услуг, либо на её результате; во-вторых, характеризуют услугу либо как экономическое, либо как социальное явления. Сделав собственные выводы, нас интересует услуга как экономическое явление.

В настоящее время существует большое количество определений понятия «образовательная услуга».

Для рассмотрения данного понятия нужно выяснить, что такое образование. В Законе «Об образовании РФ» даётся следующее определение данного понятия - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [48].

Приведем мнения ряда авторов по вопросу определения понятия «образовательная услуга». В таблице 1 представлены данные определения с разных сторон.

Автор

Определение

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [48]

Образовательная услуга - объем учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера и практических навыков для последующего применения.

В.П. Щетинин [60]

Образовательная услуга - система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных

потребностей личности, общества, государства.

К.В. Хромова [55]

Образовательная услуга - это вид деятельности физического или юридического лица, комплексный процесс,

направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера

потребителю, удовлетворение умственных и духовных потребностей человека с целью развития личных, групповых и общественных потребностей.

А. А. Стрижов [46]

Образовательная услуга - целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников

образовательного процесса и направленную на

удовлетворение образовательных потребностей личности.

К.В. Величкович [9]

Образовательная услуга, как экономическая категория, выражает отношения, которые складываются между ее субъектами - школой, учащимися, государством и работодателем - по поводу воспроизводства системы знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для нормального функционирования рабочей силы.

С.А. Зайчикова [54]

Образовательные услуги - это система знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала.

O. Кивенен

P. Рияне [28]

Образовательная услуга представляет собой «тот или иной объем учебной или научной информации, передаваемой субъекту в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения.



Таблица 1.





Определения понятия «образовательная услуга»
Определения авторов, перечисленных в таблице 1, не отражают в полной мере того, что любая из образовательных услуг имеет собственную ценность для обучаемого и должна быть им оплачена, т.е. она может быть, как куплена, так и продана автором этой образовательной услуги.

Образовательная услуга является товаром в условиях рыночной экономики. Но, в отличие от обычного товара, представленного на рынке, она имеет свои отличительные особенности. Данные отличительные особенности представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Основные особенности и характеристики образовательной услуги



Особенность

Характеристика

1.

Образовательные услуги на сегодняшний день являются смешанным благом

  1. Образовательные услуги обладают свойствами общественного блага: неисключаемостью, обусловленной относительным отсутствием ограничения, для каждого желающего получить данное благо, и не соперничеством в потреблении, определяющим постоянство полезности и уровня издержек данного блага в условиях увеличения доли потребителей.

  2. Одновременно с этим, поскольку получение высшего

образования является способом удовлетворения потребностей личности в самореализации,

профессиональном росте и относительной стабильности вне зависимости от изменений конъюнктуры рынка труда, то его можно рассматривать как частное благо.

2.

Образовательные услуги включают три уровня рассмотрения:

  1. по замыслу;

  2. в реальном исполнении;

  3. с подкреплением

  1. Образовательная услуга по замыслу выражает общую идею услуги и ее выгоду для провайдера, государства, потребителей и т.п.

  2. Образовательная услуга в реальном исполнении означает, прежде всего:

  • ее качество в содержательном плане, т.е. усвоенный

потребителем как субъектом общественно­экономических отношений, зафиксированный

государством и удовлетворяющий ожидания

работодателей определенный объем компетенций;

  • эффективность процесса ее предоставления, т.е. непосредственно условия реализации, обусловленные качеством деятельности ее носителя - вуза, в целом, и преподавателей, в частности.

3.

Образовательные услуги имеют общие для всех услуг характеристики: неотделимость от источника,

несохраняемость, неосязаемость [1]

  1. Образовательная услуга неотделима от ее источника,

т.е. она не может существовать вне субъекта ее предоставления. Изменение качественной

характеристики любого элемента данного субъекта непременно повлечет за собой изменения в результате получения услуги потребителем.

  1. Неосязаемость образовательной услуги говорит о нематериальном результате ее приобретения, о сложности у потребителя в объективном оценивании ее качества и о накоплении не самих услуг, а их результатов.

4.

Образовательные услуги обладают специфическими характеристиками

  1. Жизненный цикл образовательной услуги неотделим и находится в отношении пересечения с жизненным циклом провайдера и жизненным циклом образования потребителя.

  2. Одной из главных особенностей образовательной услуги является активность потребителя в процессе ее получения. Именно поэтому считаем неадекватным рассуждение в терминологии «субъект-объектных» отношений, предполагающими пассивность объекта.


Можно сделать вывод о том, что платная образовательная услуга - это социально-экономическая категория, которая представляет собой специфический вид товара, представленный в виде структурированной совокупности информации и знаний, а также направленный на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков для их последующего применения в практической деятельности, на всестороннее, в том числе и интеллектуальное, развитие личности, производится за определённую плату. Любая образовательная услуга оплачивается либо частными лицами, либо государством в виде муниципального заказа или госзаказа, либо какими-либо организациями. Платная образовательная услуга предоставляется только в присутствии заказчика и при его участии.

В соответствие с определением платных образовательных услуг классифицируем их по разным признакам (табл.3).

Таблица 3.

Классификация платных образовательных услуг

Признак классификации

Классификация

По возрасту потребителей

дошкольные;

младшие школьники (1-4 класс); средние школьники (5-9 класс); старшие школьники (10-11 класс); студенты;

взрослые среднего возраста; пенсионеры.

По численности

индивидуальные; групповые.

По источнику финансирования [58]

государственные - финансируемые из государственного бюджета;

негосударственные - финансируемые

предприятиями, частными лицами.

По срокам [58]

долгосрочные (5-6 лет); среднесрочные (2-3 года);

краткосрочные (от нескольких недель до 1 года).

По уровню образования

дошкольное; начальное общее; основное общее среднее (полное) общее.

По форме обучения

очное; заочное; дистанционное.



Продолжение таблицы 3

По виду услуги

лекционное; семинарское; практическое; консультация.

По сферам

спортивные; художественные; научно-технические; языковые; компьютерные;

предметные.

По методам обучения

традиционное; креативное; проблемное.

В первую очередь образовательная услуга обеспечивает исполнение познавательных интересов обучающихся, удовлетворяет потребность личности в интеллектуальном, а также духовном развитии, создаёт условия для самореализации и самоопределения личности, а также для формирования в человеке истинно человеческого. Она выступает как одна из специфических форм деятельности, которая за счёт собственных результатов обладает созданием не материальных благ, а определённого, признаваемого положительного эффекта, ориентированного конкретно на человека [22]. Организация именно такого рода образовательных услуг является очень сложной и трудоёмкой.

При организации платных образовательных услуг возникает ряд следующих проблем [17]:

  • маркетинг образовательных услуг (мониторинг потребностей и интересов обучающихся и их законных представителей);

  • подготовка нормативно-правовой базы (лицензия на оказание услуг, внесение изменений в устав, разработка положения и т.д.);

  • оформление трудовых отношений с сотрудниками (найма дополнительных сотрудников (аутсорсинг), заключение договоров с персоналом);

  • материально-техническая база (обновление оборудования или его дооснащение в прямой взаимосвязи с развитием качественных образовательных услуг, которые пользуются спросом потребителей в условиях конкуренции);

- расчёт стоимости услуги (себестоимость, прибыль, спрос, определение налогов) [42].

Сфера данного вида услуг является одной из наиболее быстроразвивающихся и перспективных отраслей экономики. В настоящее время практически отсутствуют предприятия, которые не оказывали бы те или иные услуги, или, как минимум, не соприкасались бы с ними. Поэтому среди различных видов услуг, которые реализуются как на национальных, так и на мировых рынках, особое место занимают именно образовательные услуги, так как они обладают большой социальной значимостью.