ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема Добры молодцы и красны девицы».
(Для детей 5–7 лет. Автор Л.В. Абдульманова) Цель Развитие способности устанавливать взаимосвязь между строением мужского и женского тела.
Задачи:
1. Познакомить с характеристикой идеала, отраженной в устном народном творчестве. Учить находить различия и сходства в строении тела мальчиков и девочек. Развивать интерес к культуре своего народа.
Логика деятельности с детьми.
В зал под народную музыку входят Василисы Прекрасная да Премуд-
рая.
Василиса Прекрасная Здравствуйте, ребята. Василиса Премудрая Здравствуйте, люди добрые.
Дети: Здравствуйте.
Василиса Прекрасная Знаете ли вы, кто мы такие (ответы детей)
Василиса Премудрая Мы пришли к вам из русских народных сказок. А хотите снами отправиться во времена Древней Руси?
Дети: Да
Образовательная область Физическое развитие»
205
Василиса Прекрасная У меня есть волшебный браслет, сего помощью мы переместимся во времени.
Звучит музыка. Василиса Прекрасная надевает на руку ребенка браслет, девочкам наголову кокошники, мальчикам дают в руки меч.
Василиса Премудрая Вот мы и переместились. Посмотрите друг на друга, какие красивые красны девицы у нас, сильные и смелые добры мо- лодцы.
Василиса Прекрасная:Ребята, на Руси очень любили природу, приветствовали ее. Давайте и мыс вами порадуемся природе-матушке.
Здравствуй, солнце золотое (поднимают руки вверх
)
Здравствуй, небо голубое (разводят руки в стороны
)
Здравствуй, вольный ветерок (покачивание из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький дубок (обнять рядом стоящего, улыбнуться друг другу)
Мы живем водном краю. (взяться за руки, образуя круг)
Всех я вас приветствую (поклон).
Ребята, а знаете ли вы, почему говорят красна девица А почему называют добрый молодец (ответы детей)
Василиса Премудрая Какие молодцы у нас ребята. Вы правы, красной девицу называют, потому что она красивая. А молодцы всегда смелые и сильные, защитники. А покажите, вашу силушку, добры молодцы, красоту – девицы.
Василиса Прекрасная На Руси силушку мерили не только в сражениях с врагами. Добры молодцы еще и канаты перетягивали, на мечах бились. Вот и мыс вами сейчас посмотрим, кто же самый сильный (перетягивание каната).
Василиса Премудрая:А девицы-красавицы будут грибы да ягоды собирать.
Василиса Прекрасная Какие сильные у нас добры молодцы, умелые красны девицы.
Василиса Премудрая Нонам пора обратно в сказку. А вам в детский сад. Надо перемещаться обратно. Надевают браслет, снимают кокошники, прячут мечи.
Василиса Прекрасная Ну, вот мы ив детском саду. Ребята, но ив наше время остаются девицы и молодцы, а чем же они отличаются сейчас (ответы детей)
Василиса Премудрая Молодцы, все знаете. Возьмите, молодцы, девиц за руку, и пора идти вам в группу.
Василиса Премудрая и Василиса Прекрасная До свидания, ребята
Терминология современного дошкольного образования
206
Тема Вода – источник жизни»
(Для детей 6–7 лет. Автор Е.А. Стороженко,
ФГДОУ № 192 «Веселинка», г. Ростов-на-Дону) Цель создать условия для развития и реализации физических, интеллектуальных и духовных возможностей ребенка в двигательной этно- ориентированной совместной деятельности.
Задачи:
1. Повысить двигательную активность детей путем включения их в игровую ситуацию, общеразвивающие упражнения, народные подвижные игры. Дать представления о значимости воды в жизни человека, его деятельности, особенном отношении к ней в народе. Развивать равновесие, координацию движений в ходьбе по скамье, пролезании под дугой логическое мышление детей при помощи интеллектуальных заданий (пиктограммы, ориентировка по карте. Воспитывать потребность в благорождающих поступках (желание помогать людям, проявлять сочувствие, сопереживание, умение прилагать волевое усилие при достижении цели. Материал гимнастическая скамья, канат, 2 короткие скамейки, дуги
(8 штук разной величины, обручи малые, макеты речки, печки, колодца, яблоньки, русский народный костюм для воспитателя, минеральная вода, яблоки (по количеству детей, каравай, план зала, рисунок ребенка на 3/4 заполнен водой, губка, тазик.
Музыкальное сопровождение русская народная песня Я с комариком плясала, А. Лядов Былина – фрагмент, А. Лядов Апокалипсис – фрагмент, русская народная песня Брови в исполнении ансамбля Ивана Купала, вариации на темы народных песен Посею лебеду, «Куделя», плясовые наигрыши на народные темы ансамбля «Калинка».
Логика деятельности с детьми.
Воспитатель приглашает детей в зал.
Воспитатель: Я приглашаю вас в сказку, в тридевятое царство, в тридесятое государство. Кто со мной Тогда вперед!
Под музыку дети идут за воспитателем. Воспитатель В тридевятом царстве-государстве все, как в настоящем лесу заросли из травы-муравы, бурелом из деревьев, болото, по которому можно перебраться с кочки на кочку. Овраг, через который можно перебраться только через мостик
Образовательная область Физическое развитие»
207
А еще здесь есть волшебная печь, яблонька и речка. Нравится вам здесь, ребята Хотите остаться Тогда устраивайтесь поудобней вокруг меня. Ау меня три помощницы. Девицы-красавицы, что у вас для меня есть Грамота Воспитатель показывает рисунок с изображением контура ребенка, который на 3/4 заполнен водой Воспитатель Посмотрите. У меня в руках необычная картинка. Как выдумаете, почему на этой картинке внутри мальчика вода (ответы детей) Верно, потому что человек почтит весь состоит из воды. А как выдумаете, где эта вода помещается в организме человека Каждый орган состоит из маленьких клеточек, которые расположены очень близко друг к другу. И каждая клеточка почти полностью состоит из воды.
Воспитатель проводит опыт с губкой и водой. Воспитатель Посмотрите на губку. Как в ней много дырочек, таки у нас в организме много клеточек. Я опускаю губку вводу. Губка впитала воду, но из нее ничего не выливается. Таки наши органы. В них есть вода, нонам ее невидно. А теперь отожмем губку. Воды вылилась из каждой дырочки, губка стала сухая. Таки из наших органов вода может уходить, они высохнут, и организм перестанет слаженно работать. Теперь вы понимаете, как важна вода для организма человека (убирает губку и емкость с водой. А теперь послушайте сказку. Было это ни близко ни далеко, ни низко ни высоко, за синими морями, за зелеными лесами. Жили там люди добрые, трудолюбивые да веселые. Рано поутру вставали, солнцу ясному улыбались, лошадей запрягали, землю пахали, рожью засевали, урожай растили, урожай собирали, песни затевали, хороводы водили да пляски плясали. Вдруг откуда ни возьмись налетел на ту землю Змей Горыныч. Иссушил землю плодородную, выпил все реки да озера. А что осталось, запер под замок. Худо стало людям жить без воды. Горе да тоска пришли в ту землю. Запечалились люди. Что мы можем сделать Чем мы можем победить горе и беду (ответы детей радостью, дружбой, весельем. Тогда нам с вами по пути. Вместе мы победим и горе, и тоску. Давайте станем веселыми матрешками. А ты, горе да беда, смотри на нас да бойся.
Звучит веселая музыка. Дети выполняют упражнения по показу
взрослого.
Упражнения:
• Матрешки Иван-Царевич.
Терминология современного дошкольного образования Красна-девица Василиса Прекрасная А теперь надели сапоги-скороходы.
• Приветствуем По реке плывет волшебная ладья На нее смотрит с берега русалка А вот и веселые скоморохи Закачались неваляшки Заплясали наши ножки Упражнения на восстановление дыхания.
Воспитатель: Молодцы Все видели, какие мы веселые. Все видели, какие мы дружные. С этим заданием мы справились. А следующее какое будет задание Пойдем со мной воду искать. А вот карта царства-го- сударства, по ней мы и отправимся в путь. Рассматривает с детьми маршрут. Дети проползают под дугами заросли травы, проходят по скамье (бурелом, прыгают из обруча в обруч (пробираются через болото. Воспитатель Все препятствия мы преодолели, а источник все жене нашли. Кто женам поможет, если мы в сказке Дети отвечают, вспоминая сказки. При обсуждении останавливаются на варианте «печка».
Воспитатель: А вот и у нас печка есть, совсем как в сказке. Становитесь в хоровод, спляшем, чтобы она нам каравай испекла. Дети танцуют.
Воспитатель: Вот нам от печки привет, наверное, каравай сдобный испекла (достает рисунок-пиктограмму, на которой зашифровано, почему печка не может испечь каравай есть мука, соль, сахар, яйца, а воды нет. А это что нам печка вместо каравая дала Да это письмо особое, зашифрованное.
Дети вместе с воспитателем разгадывают шифр. Понимают, что без воды печь каравай испечь не может.
Воспитатель: Кто женам дальше дорогу укажет (яблонька) Ой, по- чему-то на яблоньке яблочек нет. Споем для нее, может, на ней яблочки народятся. Дети становятся в хоровод и исполняют песню:
Наша яблонька-красавица
Всем ребятам очень нравится.
Ой ли, ой лю-ли, ой лю-ли,
Всем ребятам очень нравится
Образовательная область Физическое развитие»
209
В хороводе вокруг яблоньки пойдем,
Развеселую ей песню запоем.
Ой ли, ой лю-ли, ой лю-ли,
Развеселую ей песню запоем.
Посмотри, как ручки хлопают,
Посмотри, как ножки топают.
Ой ли, ой лю-ли, ой лю-ли,
Посмотри, как ножки топают.
Воспитатель: Все равно нет на яблоньке яблочек! Может, яблонька знак какой-нибудь подаст Выходит девочка-яблонька, показывает пиктограмму, в которой зашифрованы условия роста растений солнечный свет, уход за ними, вода отсутствует. Дети определяют, почему на яблоньке нет яблочек.
Воспитатель: Яблонька нам тоже не помогла, ребята. К кому же еще обратиться К речке А речка нам сразу знак дает. Что нет в ней ни рыбы, ни водорослей, ни воды. Дождь давно не шел, нечем реке водные запасы пополнить. Чем же помочь Как дождик позвать Дети отвечают, что можно спеть закличку, поиграть в игру Солнышко и дождик».
Воспитатель: Играем в игру «Дождик-ловишка». Дети читают хором закличку про дождик. Выбирают ловишку, игра проводится 3 раза. После игры педагог снова обращается к карте, рассматривает ее с детьми, отмечает маршрут, по которому прошли, испрашивает у детей, куда отправиться дальше. Дети определяют, что на карте нарисован колодец, и идут его искать.
В зале колодец замаскирован тканью. Дети находят его, внутри колодца бутылки с минеральной водой. Воспитатель Так вот куда спрятал Змей Горыныч воду Молодцы, ребята Не зря проводу говорят, что она волшебная. Без воды ни напиться, ни приготовить, ни помыться Нет без нее жизни А теперь надо воду печке, яблоньке и речке отдать. Дети отдают воду героям сказки, в ответ получают подарок от печки – каравай, от яблони – яблочки, от речки – рыбу. Воспитатель предлагает поблагодарить, поклонившись в пояс по русскому обычаю. Звучит народная музыка. Воспитатель берет в руки дугу с лентами и предлагает отправиться домой на веселой тройке. Дети берутся за ленточки, пробегают по залу круги отправляются в группу
Терминология современного дошкольного образования
210
Подвижная игра по мотивам русской народной сказки Соломенный бычок – смоляной бочок»
(Для детей 5–7 лет. Автор Л.В. Абдульманова) Цель игры приобретение опыта в двигательной деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность в процессе игры. Формировать навыки самостоятельного творческого выражения движений персонажей игры. Развивать гибкость, ловкость и координацию движений. Развивать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:маски или элементы костюмов животных леса и деда с бычком.
Правила:
1. Вступать в игру вовремя, без задержки по сигналу Убегай. Двигаться согласованно, не разрывая цепочки персонажей (вовремя бега).
Предварительная работа чтение сказки Соломенный бычок – смоляной бочок, беседа и игры-имитации Кто живет у нас в лесу, экспериментальная деятельность Что такое смола (солома просмотр мультфильма.
Логика деятельности с детьми. Сбор на площадку игры появление столба-вешалки с масками и элементами костюмов звучание дымковской свистульки. Объяснение игры («сказочка»):
Жил был дедушка Данил один-одинешенек. Стало ему скучно, и сделал он тогда соломенного бычка, а чтобы соломка не рассыпалась, обмазал бока бычку клейкой тягучей смолой. Любил дедушка бычка, водил его каждый день на полянку в лесу, травку щипать, цветочки нюхать, с бабочками играть. Оставлял дедушка бычка на полянке и говорил
– Смотри, бычок не зевай От лесных зверей убегай!
Скажет так, да и пойдет по своим делам. А лесные звери тут как тут, и все хотят бычка себе забрать. Да вот беда – липкие у бычка смоляные бока. Все к нему прилипли, лапки оторвать не могут, в смоле увязли, так все за бычком и бегают. Только вечером, когда дед Данил пришел, бычок всех зверей в лес отпустил. Распределение игры по сговору, принимается любое количество детей
Образовательная область Физическое развитие 4. Ход самой игры:
Все дети персонажи идут по кругу, взявшись за руки, и проговаривают знакомую потешку: Как у нашего Данилы
Разгулялася скотина:
И коровы, и быки
Разинули кадыки.
Только наш бычок Смоляной бочок
Деду на утеху,
Деткам на потеху!
Дети останавливаются. Дед выводит бычка вкруг и обводит его по кругу под слова:
Столпился лесной народ
У сосновых у ворот Наш Данила бычка
На полянку ведет.
«Дед», останавливаясь в кругу, говорит:
Ты постой, бычок,
На пригорочке,
Дам за что тебе
Хлебной корочки.
Но смотри, не зевай,
От лесных зверей убегай!
«Дед» обходит круги становится рядом с медведем, который должен выйти после этого вкруг. Дети идут по кругу и говорят:
Ой, бычок, не зевай!
От медведя убегай!
Дети останавливаются, а медведь ловит бычка и приводит его вкруг, изображая, будто прилип. Далее вкруг выходят по очереди дети – персонажи сказки, выход персонажей может контролировать воспитатель, так как в игре могут быть дополнительные персонажи. Цель контроля в том, чтобы в игре поучаствовали все дети, ив том, чтобы помочь детям изменять слова потешки-сигнала в соответствии с вышедшим персонажем, например:
Ой, бычок, не зевай!
От лисы убегай!
Когда все звери приклеились, приходит дед и говорит:
Вечер бродит под горой
Терминология современного дошкольного образования
212
Нам, бычок, пора домой!
«Цепочка зверей рассыпается, и все дети говорят:
Никого мы не обидели Это все вы видели!
Зацепились за бочок,
Веселились весь денек!
Если игра понравилась, ее можно провести еще, но предложить изменить детям свои костюмы и выбрать себе новую роль. Итог игры:в группе после прогулки можно провести беседу Понравилась ли мне новая игра и почему, Как я чувствую себя после игры, Какой персонаж мне понравился больше всего, Как бы я хотел изменить эту игру?»
Подвижная игра Храбрый заяц»
(Для детей 5–7 лет. Автор Л.В. Абдульманова) Цель приобретение опыта в беге, мягких прыжках.
Задачи:
1. Учить детей внимательно слушать сигнал, выполнять прыжки и другие действия заводящим. Учить ориентироваться в пространстве, не натыкаясь друг на друга.
Логика деятельности с детьми.
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру Игра называется Заяц хвастун. Кто-нибудь слышал эту сказку Жил-был в лесу заяц, который очень любил хвастаться. Ребята, как выдумаете, как заяц хвастался?
Дети: Я самый храбрый в лесу А я волка не боюсь, у меня самые быстрые ноги, волк меня не догонит.
Воспитатель: Правильно Молодцы Заяц так громко хвастался, что его услышал волки прибежал на полянку, где были зайцы. Зайцы разбежались в разные стороны, впереди всех заяц-хвастун.
Ведущий – заяц-хвастун говорит слова и показывает мимикой и жестами движения, характерные для хвастуна. Дети по сигналу воспитателя Волк идет убегают, а волк пытается догнать их. Пойманный заяц становится волком. Игра повторяется несколько раз.
Указания к проведению игры дети исполняют роль волка пожеланию. Волк вначале игры находится в стороне от зайцев. Первый раз роль храброго зайца выполняет воспитатель
Образовательная область Физическое развитие»
213
Подвижная игра по мотивам русской народной сказки Курочка Ряба»
(Для детей 5–7 лет. Автор Л.В. Абдульманова)
Цель:развивать у детей быстроту, ловкость, выдержку.
Оборудование:платочек, фуражка, маска курочки и золотое яйцо.
Логика деятельности с детьми.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть. Да, это яйцо. А какое оно А кто из вас помнит, в какой сказке нам встречалось золотое яйцо Молодцы, правильно, Курочка Ряба. А хотите услышать еще одну историю о курочке Рябе?
Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Непростая она была, а особенная, яички несла непростые, а золотые, как наше. Очень любили дед и баба курочку. Они заботились о ней. Дед кормил ее отборным зерном, а баба поила ключевой водицей. А неподалеку жили мышата, им тоже очень нравились золотые яйца. Как только дед и баба ложились спать, мышата тихонько подкрадывались к курочке. Услышав мышат, курочка начинала громко кудахтать. Дед и баба спешили ей на помощь, и мышатам приходилось убегать. Хотите поиграть в эту сказку?
Роли распределяются пожеланию детей. Курочка сидит посреди зала в круге (из обруча. Дед и баба на одном краю зала, мышата – на про-
тивоположном.
Подвижная игра по мотивам русской народной сказки Курочка Ряба»
(Для детей 5–7 лет. Автор Л.В. Абдульманова) Цель становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Задачи:
1. Развивать согласованность действий, ловкость. Повышать эмоциональный тонус, развивать творческие способности детей.
Атрибуты:нагрудные знаки.
Логика деятельности с детьми.
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку Курочка Ряба
Терминология современного дошкольного образования
214
Жили-были дед да баба, и была у них курочка ряба со своими детка- ми-цыплятами. Решила курочка вывести своих цыплят на полянку погулять. А дед с бабой не пускают их, причитая Не ходите на полянку, там лиса ходит, твоих деток заберет Курочка не послушалась и вышла со своими детками на полянку. Там цыплята стали травку щипать, червячков искать, мошек ловить. Заметив приближение лисы, курочка громко закудахтала Лиса, лиса Услышав об опасности, цыплята сбегались и прятались за маму-курочку, она их защищала от хитрой лисы. Так лиса ни с чем и убежала в лес.
Ребята вам понравилась сказка Давайте поиграем с вами в такую игру?
Выбор лисы пожеланию ребенка или при помощи считалки:
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз, два, три Лисой сегодня будешь ты.
Подвижная игра по мотивам русской народной сказки
«Курочка Ряба»
(Для детей 5–7 лет. Автор Л.В. Абдульманова) Цель игры:учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожными, внимательными, учить действовать по сигналу, развивать быстроту, ловкость, воображение, ориентировку в пространстве, учить не толкать других детей.
Логика деятельности с детьми.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку Курочка Ряба. Рассказывание детьми сказки.
Воспитатель: А хотите, я вам расскажу, что было дальше Снесла курочка много-много простых яиц. Решила порадовать курочка бабку с дедом. Вывела она из яиц цыплят, желтеньких, пушистеньких, похожих на солнышко. Разбежались цыплята по двору, гуляют, ищут корм, клюют зерна, тянут свой носик к солнышку, хотят поскорее вырасти, пьют водичку. А во дворе жил пес Барбос. Увидел пес цыплят и начал лаять на них гав- гав-гав». Испугались цыплята и убежали к курочке, к своей маме.
Давайте, ребята, поиграем с вами в такую игру. Кто у нас будет Барбосом (выбор Барбоса – кто лучше, громче всех имитирует лай собаки
Образовательная область Физическое развитие»
Барбос сидит подальше от цыплят на скамейке. Это будка Барбоса. Все остальные – маленькие, желтенькие, пушистенькие цыплята. Я буду наседкой. У насесть дом. Дом находится за натянутой веревкой.
По-моему зову «Ко-ко-ко, не ходите далеко все цыплята подлезают под веревку, не задевая ее, и разбегаются по двору.
По сигналу Пес Барбос пес начинает лаять «гав-гав-гав», а цыплята убегают в домне толкая других цыплят.
Пес Барбос должен догнать цыплят, дотронуться до них ладошкой.
Пойманных цыплят Барбос уводит к себе в будку.
Усложнение игры 1) в доме можно поставить скамейку-насест – дети спрыгивают с нее 2) выбирается еще собачка Жучка 3) роль наседки поручить ребенку.
Воспитатель: Понравилась ли вам игра Кто из цыплят больше вам понравился Почему?А кто из собачек был самым лучшим, ловким А как вы себя чувствуете Хотели бы вы еще поиграть в эту игру

Учебно-методическое издание
ТЕРМИНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Редактор ОБ. Милованова
Корректор Л. Г. Зайцева
Технический редактор Д. В. Свавицкая
Компьютерная верстка О. Ф. Жуковой
Дизайнер обложки О. В. Ченцова
Подписано в печать Формат 60×84 1
/
16
. Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,55. Уч.-изд. л. 10,91. Тираж 500 экз.
ЗАО Издательское предприятие Вузовская книга, Москва, А, ГСП, Волоколамское шоссе, д. 4,
МАИ, Главный административный корпус, к. 301а.
Тел./факс: (499) 158-02-35. E-mail: vbook@mail.ru; vbook@mai.ru Региональное представительство, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, к. Тел (863) 264-00-19. E-mail: Контактный телефон Отпечатано с электронных носителей в ООО «Инноватика».
344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Майская, 17/18.