Файл: Выявление нарушений развития у детей раннего возраста в системе раннего вмешательства.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Месяц
жизни
Моторика
Балл
Социальная
адаптация
Балл
Слух и речь
Балл
Глаза и руки
Балл
Способность
к игре
Балл
13
Забирается на одну ступеньку
32 Кладет и вынимает маленькие предметы из чашки во время игры
32 Явно пытается петь 32 Любит держать мелкие игрушки
32 Среди всех игрушек находит спрятанную игрушку или кубик
32
Стоит сам
33 Пытается помогать при одевании
33 Несколько секунд рассматривает картинки в книжке
33 Появляется разница между правой и левой рукой
33 Вкладывает предмет в предназначенное для него отверстие
33 14
Ходит сам
34 Держит чашку во время еды
34 Откликается на свое имя
34 Играет с мячиком
34 Открывает две разные по форме коробки
34
Стоит на коленях или на стуле
35 Самостоятельно пользуется ложкой, не проливая пищу
35 Подыгрывает при считалочках и стишках
35 Укладывает кубики в коробку, когда его просят об этом
35 Пытается взбираться вверх по лестнице
35 15
Пытается взбираться по лестнице
36 Показывает на ботиночки, чтобы их одели
36 Пользуется четырьмя-пятью ясными словами
36 Любит двигать маленькие машинки
36 Вкладывает кружочки друг в друга
36
Любит толкать игрушечную лошадку или коляску
37 Пытается повернуть дверную ручку
37 Выделяет определенный предмет среди множества
37 Ставит кубики друг на друга
37 В игровой форме вынимает и кладет обратно кубики
37 16
Уверенно ходит
38 Появляются навыки чистоплотности
38 Пользуется шестью- семью словами
38 Лучше рисует каракули — более длинными линиями
38 Вкладывает квадратики друг в друга
38
Наклоняется за игрушкой
39 Хорошо пьет из наполовину наполненной чашки
39 Вставляет в лепет понимаемые слова
39 Находит завернутую игрушку
39 Складывает два элемента пирамиды
39 17
Взбирается на низкий стул
40 Может снять туфли и носки
40 С удовольствием рассматривает книжки и картинки
40 Помогает собирать игрушки
40 Осознанно закрывает коробку крышкой
40 18
Ходит вперед и назад с поворотом
41 Нравится рассматривать книжку со взрослыми
41 Находит два заданных предмета в коробке
41 Собирает пирамидку из трех составных частей
41 Вкладывает три и более кружка друг в друга
41 19
Ходит и тянет за собой на веревочке машину
42 Называет одну часть тела
42 Пользуется девятью словами
42 Кидает мячик
42 Может вложить два кубика друг в друга, в коробку и закрыть ее
42
Карабкается по лестнице вниз и вверх
43 Просится на горшок, контролирует стул
43 Различает 4 заданных предмета среди множества
43 Собирает пирамидку из 4 частей
20
Прыгает
44 Свободно пользуется ложкой
44 Пользуется
12 словами
44 Рисует длинные прямые линии
44 Может вложить три и более предметов различной формы
44
Бегает
45 Днем просится в туалет
21
Уверенно ходит по лестнице вверх
46 Пытается рассказать, что с ним произошло
46 Комбинирует слова 46 Пытается рисовать круговые фигуры на бумаге
46 46
Взбирается на любой стул, чтобы на него встать
47 За столом просит что-либо, правильно называя предмет
47 Различает и называет две картинки
47 Составляет пира- миду из 5 и более составных частей
47 47 22
Может спрыгнуть со ступеньки
48 Называет подряд две части тела
48 Слушает сказки
48 Чертит вертикальные линии
48 Собирает домик из кубиков
48 23
Может сам сидеть за столом
49 Называет три и более части тела
49 Словарный запас —
20 четких слов
49 Собирает поезд из трех вагончиков
49 49 24
Может ударить по мячу
50 Сам открывает дверь 50 Четко называет свои игрушки
50 Пытается заставить игрушки двигаться
50 Играет с различ- ными элементами
«развивающего центра»
50
Свободно самостоятельно ходит по лестнице
51 Активно помогает раздевать его и одевать
51 Пользуется словами из четырех и более слогов
51 Чертит горизонтальные линии
51 51
Таблица 10.3 — Шкала психомоторного развития Р. Гриффитс для оценки развития детей в возрасте 13–24 месяца
96
Возраст, мес.
Сумма баллов
Возраст, мес.
Сумма баллов
Возраст, мес.
Сумма баллов
13 160–165 17 200 21 230–235 14 170–175 18 205 22 240 15 180–185 19 210–215 23 245 16 190–195 20 220–225 24 250–255
Таблица 10.4 — Сводная таблица баллов оценки развития ребёнка на втором году жизни
Пример оценки психомоторного развития ребёнка
Саша М., возраст 2 года. В 2 года ребёнок должен иметь по моторике 51 балл, Саша М. получил только
43, так как он только карабкается по лестнице. По графе «слух и речь» в два года ребёнок должен иметь 51 балл, обследованный набрал только 36 баллов, так как пользуется только четырьмя-пятью четкими словами. В области социальной адаптации ребёнок к двум годам достиг 38 баллов («появляются навыки чистоплотности») вместо 51 балла. По показ ателю «глаза и руки» вместо 51 балла имеет
32, так как только любит держать мелкие игрушки.
И по способности к игре Саша М. имеет 34 балла
(«открывает две разные по форме коробки») вместо
51.
Итак, ребёнок Саша М. в возрасте двух лет набрал следующее количество баллов:
• моторика — 43;
• социальная адаптация — 38;
• слух и речь — 36;
• глаза и руки — 32;
• способность к игре — 34;
• общая сумма: 183 балла из 250–255 возможных.
Таким образом, ребёнок Саша М., паспортный возраст 2 года, по уровню развития соответствует:
• моторика — 1 год 7 мес.;
• социальная адаптация — 1 год 4 мес.;
• слух и речь — 1 год 3 мес.;
• глаза и руки — 1 год 1 мес.;
• способность к игре — 1 год 2 мес.
Далее представим график профиля психомоторного развития ребёнка Саши М. Уровень актуального развития соотносится с условной возрастной нормой.
График позволяет визуально продемонстрировать отставание и увидеть относительно сохранные функции (рисунок 10.2).
51 48 46 44 42 40 38 36 34 32 30 24 мес.
22 мес.
21 мес.
20 мес.
19 мес.
17 мес.
16 мес.
15 мес.
14 мес.
13 мес.
12 мес.
Возраст Баллы
1 2 3 4 5
Рис. 10.2 — Профиль психомоторного развития
Саши М.
Проанализировав результаты, полученные в ходе оценки развития Саши М., паспортный возраст 2 года, и соотнеся график структуры психомоторного развития с условной нормой, отметили выраженное отставание по всем параметрам психомоторного развития. Из возможных 250–255 баллов ребёнок набрал 183 балла.
Необходимо установить причины отставания ребён - ка и провести более углубленное обследование, а в случае необходимости определить адекватные пу ти медико-психолого-педагогического воздействия.
Методика оценки развития детей раннего возрас- та «Шкала психомоторного развития Р. Гриффитс» имеет свои достоинства и недостатки.
ДОСТОИНСТВА МЕТОДИКИ:
• повышение уровня информированности родителей;
• детальное представление развития ребёнка в виде совокупности сохранных и нарушенных функций;
• возможность лонгитюдного наблюдения за развитием ребёнка;
• количественная и качественная оценка разви- тия ребёнка на протяжении первых двух лет жизни.
НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ:
• недостаточность критериев оценки развития ребёнка;
• временная затратность;
• отсутствие данных по возрасту от 2 до 3 лет.
Таким образом, используя при оценке разви- тия детей раннего возраста шкалу психомоторно- го развития Р. Гриффитс, можно выявить «группу риска» в зависимости от отставания определенных функций и спланировать медико-психолого-педаго- гические мероприятия, направленные на стимуля- цию их развития.
97 11. Использование Мюнхенской функциональной диагностики для оценки развития детей от рождения до трех лет
Валитова И. Е., кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития УО «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина», психолог ГУ «Брестский областной центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус»;
Богданович А. И., главный врач ГУ «Брестский областной центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус»
Мюнхенская функциональная диагностика развития (МФДР) создана в Германии в 1970- х годах коллективом авторов под руководством детского врача, профессора Теодора Хелльбрюгге.
Она считается надежным диагностическим инструментом, с помощью которого оценивается развитие ребёнка в разных функциональных областях — от общей моторики до социального развития.
При выделении функциональных областей авторы ориентировались на богатый опыт измерений в медицине и психодиагностике, который восходит еще к классической работе 18 века по измерению роста ребёнка от рождения до 18 лет, к работам Арнольда Гезелла, заложившего основы детской психологии как нормативной дисциплины, к использованию классических диагностических методик и шкал немецкоязычными и англоязычными специалистами (детские врачи и детские психологи).
Для разработки собственной диагностической системы — МФДР — авторы провели обследование нескольких тысяч детей в возрасте от рождения до пяти лет, что позволило получить действительно надежный измерительный инструмент для всесторонней многомерной оценки психомоторного развития детей.
В Республике Беларусь МФДР детей первого, второго и третьего года жизни может использо- ваться достаточно широко. Развернутая система раннего вмешательства и ранней комплексной помощи детям с особенностями развития нужда- ется в диагностическом инструментарии и разра- ботанных критериях показаний к терапии развития.
В Брестском областном центре медицинской реа- билитации детей «Тонус» данная диагностическая система используется с 1996 года, после того как специалисты центра прошли обучение на семинаре, организованном в городе Кракове (Польша) Акцией
«Солнечный Свет» (Мюнхенская международная академия реабилитации развития, Фонд Теодора
Хелльбрюгге).
В Центре «Тонус» эта диагностическая система используется для решения разнообразных задач: диагностических, развивающих, терапевтических, для обучения родителей, имеющих детей раннего возраста. В начале нашей работы с МФДР у нас не было оригинальных наборов диагностических мате- риалов, которые Центр получил позже благодаря
«Солнечному Свету», которым руководил профес- сор Теодор Хельбрюгге. Однако и при отсутствии этих наборов можно подобрать в основном все ма- териалы, необходимые для обследования, или из- готовить их самим, ориентируясь на приведенную в книге инвентарную опись тестовых материалов.
Книга, в которой описана МФДР, отличается духом оптимизма, верой в огромные возможности детского развития, которые задаются чрезвычайной пластичностью детского организма, его нервной системы. Задача близких ребёнку взрослых и профессионалов в области детского разви- тия — вовремя распознать какие-либо проблемы в развитии ребёнка и поставить задачи по их раз- решению, чтобы максимально использовать бога- тейшие возможности такого уникального периода, каким является возраст от рождения до трех лет.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЮНХЕНСКОЙ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ
1. Определены несколько областей развития ребёнка в первые три года жизни: двигательное развитие, развитие тонкой моторики, развитие перцепции (когнитивное развитие, невербальный интеллект), развитие речи и понимания речи, со- циальное развитие; для детей второго-третьего года жизни выделена также сфера самостоятель- ности (включающая и навыки самообслужива- ния). Эти области называются функциональными сферами, что объясняет название методики диа- гностики как функциональной.
2. Используется понятие «возраст развития» при- менительно к каждой из сфер развития. Возраст развития понимается как психологический возраст, или уровень развития ребёнка в каждой области. Возраст развития и хронологический возраст совпадают, если ребёнок развивается в соответствии с возрастными нормативами, то есть в своем развитии не отстает от большинства сверстников. При наличии нарушений в развитии
98
возраст развития и хронологический возраст не совпадают, как правило, возраст развития ниже хронологического. В случае опережений в раз- витии ребёнка возраст развития превышает хронологический. МФДР позволяет определить возраст развития следующих показателей: пол- зания, сидения, ходьбы, ручных умений, перцеп- ции, речи, понимания речи, самостоятельности, а также возраст социального развития.
3. Определены показатели развития ребёнка в каждой из сфер, которые сформулированы таким образом, чтобы обозначить конкретные факты поведения ребёнка, легко фиксируемые в процессе наблюдения за ребёнком или при выполнении им заданий. Перечень показателей в каждой сфере располагается в виде списка от простого ко все более сложному.
4. При диагностике развития детей второго-третье- го года жизни каждому показателю соответствует два значения возраста в месяцах: первое значение отражает 50%-ный показатель, второе значение —
90%-ный. Эти показатели означают соответствен- но следующее: эту пробу выполняют 50% детей данного возраста и 90% детей в более старшем возрасте. Например, задание «24–33 месяца: на- зывает все 12 предметов на тестовых картинках» обозначает, что если 50% детей в возрасте 24 месяца называют все 12 картинок из тестового набора, то в 33 месяца это делают уже 90% детей.
Для определения отставания в развитии следует ориентироваться на 90%-ный показа- тель. Это обосновывается следующим образом: если у ребёнка с помощью МФДР выявлено отставание в развитии, то уже нельзя найти объяснения этому отставанию, нельзя сказать, возможно, ребёнок устал, что он ленится или пу- гается посторонних людей, и поэтому не показы- вает нужный результат. Использование 90%-го показателя дает ребёнку шанс на достижение нормативных показателей в более старшем воз- расте, но при этом наличие выявленного отста- вания является в данном случае доказательным.
Этот ребёнок отстает в развитии, несмотря ни на что, и поэтому нуждается в терапии, которая должна быть начата как можно раньше.
5. При длительном применении МФДР разными специалистами может возникнуть впечатление, что нормы развития для детей в разных функци- ональных областях являются несколько занижен- ными — современные дети показывают более высокие результаты. Действительно, такой вывод можно сделать, используя 90%-ные показатели.
Использование 50%-го показателя возможно при определении более жестких критериев к разви- тию ребёнка, для диагностики уровня развития детей, развивающихся с опережением и т. д.
50%-ый показатель особенно хорошо подходит для наблюдения за процессом развития в исследо- ваниях, проводимых с помощью метода продоль- ных срезов (например, для оценки успешности в терапии или для составления терапевтических программ). Авторы полагают, что в беседе с ро- дителями, если это необходимо, следует всегда использовать 90%-ный показатель для опре- деленного месяца. А для оценки результатов терапии лучше подходят 50%-ные показатели.
6. По результатам диагностики составляется профиль развития ребёнка, в котором отража- ются показатели возраста развития каждой из выделенных сфер. Профиль развития сравнива- ется с горизонтальной линией, обозначающей хронологический возраст ребёнка. В случае не- доношенности выставляется скорректированный хронологический возраст.
7. Авторы МФДР считают, что при недоношенности у ребёнка от хронологического возраста следует отнять число недель, на которое ребёнок родился раньше. Например, если 4-месячный ребёнок родился на 4 недели раньше, хронологический возраст составляет 3 месяца (4 месяца минус 4 недели). Однако, согласно последним научным данным, умственное, речевое и социальное раз- витие недоношенного ребёнка во второй полови- не первого года жизни начинает соответствовать уровню нормального возрастного развития, хотя двигательное развитие продолжает отставать от возрастных норм. Возраст, в котором недо- ношенный ребёнок достигает уровня развития своих сверстников, родившихся в срок, зависит от степени недоношенности, то есть от срока гестации. Поэтому при вычислении скорректиро- ванного хронологического возраста для оценки умственного, речевого и социального развития следует подходить индивидуально к недоношен- ным детям старше 7 месяцев, особенно при не- доношенности на 1–2 месяца. При невыполнении данного условия можно легко принять факты от- ставания развития ребёнка в этих сферах за сим- птомы недоношенности из-за того, что ребёнку приписывают слишком низкий хронологический возраст. В нашей практике мы оцениваем недоно- шенного ребёнка старше 6–7 месяцев в соответ- ствии с его хронологическим возрастом, без его корректировки.
8. Обследование должно начинаться с заданий, на- ходящихся по уровню сложности по крайней мере на один возрастной уровень (месяц) ниже
(скорректированного) хронологического возрас- та. Если экспериментатору уже после первых наблюдений будет понятно, что ребёнок явно за- паздывает в развитии, то обследование следует начать с более низкой возрастной ступени. От заданий более низких возрастных ступеней пе- реходят к заданиям более высоких возрастных ступеней. Обследование должно проводиться до того момента, пока специалист не убедится, что задания более высоких возрастных ступеней больше не могут быть выполнены.
9. Обследование проводится подготовленными специалистами. Родители могут привлекаться
99
для обследования ребёнка. Если доверие ребёнка к обследующему в начале или время от времени в процессе обследования является недостаточ- ным для выполнения определенных заданий, рекомендуется объяснить их родителям и пред- ложить им провести эти задания. Может ока- заться целесообразным перед тем, как задавать вопросы, провести сначала беседу с родителя- ми и отработать с ними задания. Таким образом, у ребёнка остается время, чтобы привыкнуть к экспериментатору и незнакомой обстановке.
Если при проведении теста дается указание на то, что необходимо опросить родителей с целью по- лучения определенной информации, то следует задавать открытые вопросы (например, «Вы уже видели, что Ваш ребёнок...»), так как наводящие вопросы (например, «Вы, наверное, уже видели, что...») могут подвести родителей к позитивному, но неверному ответу.
10. Вовлечение родителей в обследование.
Специалисту предоставляется право решить, должно ли выполнение какого-либо задания быть выяснено в обследовательской ситуации, или ро- дители, хорошо знающие своего ребёнка, с до- статочной уверенностью могут сообщить об этом.
Родители с хорошей наблюдательностью и спо- собностью к детальному описанию примерных случаев могут хорошо представить некоторые области развития, например, самостоятельность, причем даже более достоверно, чем это возмож- но в обследовательской ситуации с ее ограничен- ной продолжительностью во времени. Конечно, экспериментатор должен задавать родителям открытые вопросы, так как вопросы наводящего характера могут спровоцировать позитивный, но неверный результат о возрасте развития ребёнка.
В таблице 11.1 приведены показатели развития ребёнка в разных функциональных областях.
100
Мюнхенская функциональная диагностика развития
(первый год жизни). Тестовые показатели
Диагностика «Возраста ползания»
Диагностика «Возраста сидения»
Новорожденный
Поворачивает голову из среднего положения на бок.
Конечности полностью согнуты.
Рефлекторные ползательные движения
Боковое положение головы без предпочтения стороны.
Попеременно болтает ногами без предпочтения стороны.
Неоднократно приподнимает наклоненную вперед голову на 1 секунду при тракции за руки до положения сидя
Конец 1-го месяца
Минимум 3 секунды высоко держит голову
В положении лежа на спине держит голову минимум 10 секунд в среднем положении
Конец 2-го месяца
Поднимает голову минимум на 45° и держит ее минимум 10 секунд
В положении сидя держит голову прямо минимум 5 секунд
Конец 3-го месяца
Поднимает голову на 45–90° и держит ее минимум 1 минуту.
Опирается на оба предплечья.
Бедра преимущественно разогнуты
(умеренно вытянуты)
Держит голову прямо в положении сидя свыше 1/2 минуты.
Голова не отклоняется назад при поднятии в горизонтальное неустойчивое (висячее) положение
Конец 4-го месяца
Уверенная опора на предплечья
При попытке тракции за руки (медленное подтягивание до 45°) ребёнок приподнимает голову и слегка согнутые ноги
Конец 5-го месяца
Перестает опираться на предплечья, поднимая руки при повторных разгибательных движениях приподнятых ног («плавание»).
При попытке тракции поднимает голову вместе с позвоночником (голова как продолжение позвоночника).
Держит голову прямо в положении сидя и при боковом наклоне туловища
Конец 6-го месяца
Опирается на вытянутые руки на полу — ладони полностью открыты.
При боковом приподнимании подстилки рука и нога на вышерасположенной стороне отводятся (реакция равновесия)
Слегка сгибает обе руки при попытке тракции.
Хороший контроль головы в положении сидя при наклоне туловища во все стороны
Конец 7-го месяца
Держит одну руку над подстилкой минимум 3 секунды.
Наличие готовности к прыжку для поддержания массы тела
Активно переворачивается со спины на живот.
Лежа на спине играет со своими ногами
(координация рука-нога)
Конец 8-го месяца
Переходная фаза. Между 7 и 9 месяцами
Подтягивается вверх до положения сидя, держась за предложенные пальцы, с приложением собственных сил.
Минимум 5 секунд сидит сам с опорой спереди
Конец 9-го месяца
Ползает по-пластунски (как тюлень)
Минимум 1 минуту сидит свободно
Конец 10-го месяца Раскачивается на руках и коленях.
Ползает нескоординированно.
Садится из положения лежа на животе, сгибая бедра и поворачивая туловище
Самостоятельно садится из положения лежа, придерживаясь за мебель.
Продолжительное сидение: сидит свободно с прямой спиной и слегка вытянутыми ногами
Конец 11-го месяца Ползает на четвереньках с перекрестной координацией
Уверенное равновесие при продолжительном сидении
Конец 12-го месяца Уверенное ползание на четвереньках