Файл: Методические рекомендации по организации и проведению производственной практики Пробные уроки в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.

Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельно­сти, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повто­рение ранее изученного.

В курсе математикиавторы особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации.

Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура задачи, этапы решения задачи: анализ задачи, поиск и составление плана её решения, проверка решения, составление и решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и формирование умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, используя фишки и фигуры, а затем и с помощью схематических чертежей.

Овладение приёмами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные учебные действия, развивает способность к проведению обобщений, облегчает включение детей в учебную деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.

ФГОС большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также выходить за ее рамки в поисках других источников информации.
Несомненно, ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность,и вместе с этимоткрытость новому, соответствие требованиям современной информационно-образовательной среды. В этой связи учебники по окружающему миру, математике и русскому языку дополнены электронными приложениями
, содержание которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания системы «Школа России».

Система учебников для начальной школы «Школа России» успешно сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации. Именно поэтому она позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования, и является наиболее востребованной и понятной учителю.
Изучение и анализ структуры и содержания учебников для начальной

школы.

«Окружающий мир» 

В качестве дополнительных текстов в учебнике используются тексты, раскрывающие познаваемость мира, формирующие чувство патриотизма и гордости, показывает связь теории с практикой. В учебнике есть дополнительные тексты: интересные факты, странички для любознательных. Методическая роль предлагаемых в учебнике текстов: формирование мотивации, интереса к предмету, накопление и формирование функциональной предметной грамотности, умение ориентироваться во внешней среде, наглядности, эмоциональности восприятия материала. В учебнике имеются пояснительные тексты. Методическая роль пояснительных текстов учебника заключается в поверхностном толкование предметов, явлений, свойств. В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте. Иллюстрации часто используются для организации самостоятельно – познавательной деятельности учащихся. Например, при изучении темы «Разнообразие полезных ископаемых» встречаются иллюстрации разнообразных разновидностей полезных ископаемых, так же встречаются иллюстрации, показывающие добычу тех или иных, полезных ископаемых. Таблицы и схем практически не встречаются на страницах учебника, что можно считать как небольшой недостаток. Также несмотря на то,что в учебнике достаточное кол-во иллюстраций, хотелось бы немного увеличить их.

В конце каждого параграфа имеется небольшой вывод, который выделяет основную суть текста и мысль, которую необходимо

донести до детей. В целом он написан кратко, но ёмко, что помогает уловить суть без лишней «воды».

Данный учебник подходит для организации полноценного учебно-воспитательного процесса. Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, упражнения, вопросы, позволяют не только закрепить новые знания, но и применить их, перенося на новый объект.



Учебник хороший, вполне годится для осуществления стандартов второго поколения

 

4. Охарактеризовать иллюстративный аппарат учебника: содержание и назначение:

• чем представлен: фото, рисунки, схемы и пр. (что преобладает); Условные обозначения: имеются. Содержание: в конце учебника, каждый раздел выделен своим цветом и картинками.Учебник имеет достаточное количество иллюстраций, но хотелось бы больше. Рисунки помогают усвоению теоретического материала, структурируют его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.

В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.

Иллюстрации часто используются для организации самостоятельно – познавательной деятельности учащихся. Например при изучение темы «Разнообразие полезных ископаемых» встречаются иллюстрации разнообразных разновидностей полезных ископаемых, так же встречаются иллюстрации, показывающие добычу тех или иных, полезных ископаемых. Таблицы и схем практически не встречаются на страницах учебника.

5. Изучить аппарат организации усвоения знаний и умений, его содержание, достоинства и недостатки:

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся
, которая предусмотрена в каждом разделе программы.· освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).Нужно отметить вариативность форм работы исследовательского обучения. Это может быть как индивидуальная работа, тогда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Это связано с тем, что учащиеся имеют различный уровень подготовки, различный уровень сформированности познавательных умений и навыков, различный темп работы, психологические особенности. направлено на формирование личности, готовой к исследовательской деятельности, умеющей искать, анализировать, синтезировать, делать выводы и т.д. В групповой же работе ребёнок либо выполняет одну функцию, либо все, но в наименьшем объёме. Но нельзя забывать и о преимуществах групповой работы. При групповой работе ребёнок учится применять свои умения, помогать другим, что является не менее важным умением, больше того, он готовиться применять всё, чему научился в будущем, для чего собственно и нужно образование. Так же можно сочетать обе формы работы. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал .

  6. Проанализировать структуру учебника с позиции реализации требований ФГОС:

УМК «Школа России» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников на 2014/2017 учебный год. Главными особенностями системы «Школа России» являются. приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников, личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

Учебный материал каждой темы включает следующие компоненты:

1) целевые установки темы, сформулированные в доступной для ребёнка форме («Что узнаем, чему научимся»);


2) задания/вопросы для актуализации знаний и умений, необходимых для работы на уроке;

3) учебный материал для освоения нового содержания,и его применения, включающий текстовую и иллюстративную составляющие;
4) вопросы и задания для самопроверки;

5) краткий вывод по содержанию урока («Сделаем вывод»);
6) задания для домашней работы.

  7. Выявить сходства и отличия между учебниками для общеобразовательной и коррекционной школы (отметить особенности построения статей, коррекционно-развивающий характер заданий, доступность для учеников).
В системе «Школа России» обучение строится в соответствии с тремя дидактическими принципами: - приоритет воспитания в образовательном процессе; - личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения ... Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

8. Предложить собственные рекомендации по составлению учебников для начальной школы по изучению курса «Окружающий мир».
Выработать у них умения и навыки. в том числе умения самостоятельно приобретать новые знания из различных источников.

1.  Научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками в жизни.

2. Развить у учащихся познавательные способности (наблюдательность, пытливость), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний.

3. Научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру умственного и физического труда.