Файл: Подготовительная группа Сентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК
(подготовительная к школе группа)
Подготовительная группа
Сентябрь
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
— формировать понятия о смене времен года;
— уточнять представления об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А. Майков
В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки.
Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие вы знаете признаки осени?
♦ Что делает человек осенью?
♦ Как приспосабливаются животные осенью к жизни?
Исследовательская деятельность
Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени.
(Осина, береза.)
Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Цели:
— учить создавать радостное настроение от выполненной работы;
— воспитывать экологическую культуру.
Подвижная игра
«Смелые ребята».
Цели:
упражнять в быстром беге;
развивать ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
Сентябрь
Прогулка 2
Наблюдение за кипреем
Цели:
— знакомить с лекарственными растениями;
— рассказать о кипрее, его особенностях в осеннее время года.
Ход наблюдения
Кипрей на Руси называют иван-чаем. В этом растении много витамина С; в пищу используют корень, он похож по вкусу на картофель; листья и цветы заваривают как чай; листья используют в салат. Еще кипрей помогает при болезни желудка. Его семена прибывают на поляну вместе с ветром осенью на своих пушистых парашютиках. Прибыли и остались жить. В июле и августе вся поляна лилово-розовая от цвету- щего кипрея. К концу лета вместо розовых соцветий у кипрея появляются первые пушистые султанчики. Это созревают семена с парашютиками.
Поляну мы не замечали,
И вдруг, умытая росой,
Она в накидке иван-чая
Нежданно вспыхнула красой!
Исследовательская деятельность
Сравнить кипрей с одуванчиком.
Найти сходства и различия.
Трудовая деятельность
Сбор семян цветов.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Северные олени».
Цель: закреплять умение передвигаться вперед на двух ногах.
«У оленя дом большой».
Цель: закреплять умение выполнять движения в соответчик с текстом (игра с убыстрением).
Индивидуальная работа
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Цель: развивать координацию движений.
Сентябрь
Прогулка 8
Наблюдение за специальным транспортом
Цели:
— расширять знания о специальном транспорте;
— обогащать словарный запас.
Ход наблюдения
Красная машина по дороге мчится,
Ей на место поскорей надо появиться.
Там огня необходимо погасить лавину,
Все зовут пожарной красную машину.
«01» — две эти цифры часто набирают,
Значит осторожными не всегда бывают. В.
Мирясова
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие специальные машины вы знаете? («Скорая по-
мощь», пожарная, снегоуборочная, поливальная,
милицейская.)
♦ Для чего нужны эти машины? (Чтобы помогать лю-
дям.)
♦ Для чего на пожар вызывают еще и «скорую помощь»? (Чтобы помочь пострадавшим во время
пожара от ожогов и дыма.)
♦ Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной сиреной? (Нет.)
♦
Почему? (Они спешат на помощь людям.)
♦
Назовите их. («Скорая помощь», пожарная и
милицейская.)
Трудовая деятельность
Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.
Цель: учить пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.
Подвижные игры
«Пчелы и медвежата», «Мяч водящему».
Цели:
— упражнять в лазанье по гимнастической лестнице чередующимся шагом;
— упражнять в подбрасывании и ловле мяча.
Индивидуальная работа
Игровые упражнения со скакалкой.
Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
Сентябрь
Прогулка 3
Наблюдение за рябиной
Цели:
— продолжать наблюдение за рябиной осенью;
— учить находить сходство и различия красной и черной рябины.
Ход наблюдения
С рябиной свежей вазу Поставили на стол. Ее заметил сразу Лишь в комнату вошел. Есть рябину я не стану,
Лучше краски я достану, Нарисую ягодки — Влажные и яркие, В каплях — бусинки росы Удивительной красы.
Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст.
Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси я зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно- бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие звери любят ягоды рябины?
♦ Какие птицы клюют ягоды рябины?
♦ Как рябина используется в народном хозяйстве?
Исследовательская деятельность
Посчитать, сколько стволов в кусте, сколько гроздей.
Сравнить красную рябину с черной. Найти сходство и отличия.
Трудовая деятельность
После сбора урожая приведение в порядок земельной площади огорода и цветника.
Цель: учить оказывать помощь взрослым.
Подвижная игра
«Поймай мяч».
Цель: учить ловить и передавать мяч.
Индивидуальная работа
Беседа на тему: «Какая профессия на земле самая важ- ная?»
Цели:
— расширять знания о представителях различных профессий;
— формировать словарный запас.
Сентябрь
Прогулка 4
Наблюдение за пауком
Цели:
—продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни;
— формировать интерес к окружающему миру.
Ход наблюдения
— У тебя, скажи, паук,
Сколько ног и сколько рук?
Отвечай-ка, паучок,
Сколько рук и сколько ног?
Когда лапы на дорожке
Ходят — это мои ножки,
Лапы вяжут паутинку,
Будто руки ткут холстинку.
Если я крадусь за мошкой,
Мои лапы — это ножки.
Если попадутся мухи,
Лапы цапнут их, как руки! И. Лопухина
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответь на вопросы.
Ползла букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети? (Паук.)
Не беда, что паутинка
Зацепилась за сучок,
В новом месте, на осинке
Свяжет сети ... (паучок).
♦ Какую пользу приносят пауки? (Поедают
насекомых.)
♦ Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.)
♦ Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так
как она легко повреждается ветром и дождем.)
♦ На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров,
жучков.)
Пауки — хищники? (Да, они питаются другими
насекомыми — мухами, комарами, жучками и
♦ бабочками.)
♦ Когда у пауков появляются малыши? (В конце лета.)
♦ Где выводятся новорожденные паучки? (Мама-
паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный
кокон и откладывает в него несколько сот яичек.
Скоро из них вылупляются новорожденные паучки. Они
живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама-
паучиха кормит малышей насекомыми, а кокон
защищает их от холода, дождя, ветра.)
♦ Куда исчезают пауки осенью? (С наступлением
зимних холодов паучки забиваются в щелки коры,
расщелины, старых пней и засыпают до весны.)
♦ Как по поведению пауков можно предсказать погоду?
(Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для
ловли насекомых; а если паук принимается за работу
над новыми сетями или заделывают изъяны в старой
паутине — жди сухих солнечных дней.)
♦ Из скольких частей состоит тело паука? (Из двух —
головогрудь и брюшко.)
Исследовательская деятельность
Взять лупу и рассмотреть паука. (На голове у паука
есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары
ног.) Трудовая деятельность
Пересадка цветущих растений с участка в группу
(бархатцы).
Цели:
продолжать учить осторожно окапывать вокруг цветка; вместе с землей аккуратно пересаживать цветы в горшочки;
- воспитывать любовь к растениям.
Подвижные игры
«Один — двое», «Пройди бесшумно».
Цели:
— учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений;
— использовать ходьбу как средство воспитания выносливости.
Индивидуальная работа
Продолжительный бег в медленном темпе.
Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание.
Сентябрь
Прогулка 5
Солнце — источник тепла и света
Цели:
— формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;
— развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Что нужно для роста растений, животных?
♦ Что дает солнце?
Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло.
Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.
Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.
Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и
Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем Нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за Минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно,
ПОЭТОМУ
» даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.
Исследовательская деятельность
Предложить посмотреть на солнце и ответить на воп- росы.
♦
Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?
♦
Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?
Положить два камешка. Один — на солнышко, другой
— в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
Трудовая деятельность
Помощь детям младшей группы в уборке территории.
Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малы- шам.
Подвижная игра
«Пожарные на ученье».
Цели:
— закреплять умение лазать по стенке;
— развивать внимание.
Индивидуальная работа
«Попади в обруч».
Цель: упражнять в метании в цель.
Сентябрь
Прогулка 6
Наблюдение в огороде за морковью и свеклой
Цели:
— учить проводить сравнительный анализ овощей;
— закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста.
Ход наблюдения
Тетушка Фекла —
Красная свекла.
Ты салаты, винегреты
Украшаешь алым цветом.
Нету ничего вкусней
И наваристей борщей.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие овощи выросли на грядке? (Свекла, морковь.)
♦ Что произошло с растениями по сравнению с весной?
(На земле подросла ботва, а в земле — клубни.)
♦ Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход
человека.)
♦ Назовите характерные особенности моркови.
(Морковь — овощ продолговатой формы, оранжевого
цвета, имеет зеленую ботву.)
♦ Назовите характерные особенности свеклы. (Свекла
— овощ округлой формы, красного цвета, имеет
зеленую ботву.)
♦ Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты,
борщ.)
♦ Чем полезны свекла и морковь? (В них много
витаминов.)
Исследовательская деятельность
Определить семена моркови и свеклы (цвет, размер).
Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.
Трудовая деятельность
Сбор урожая в огороде.
Цели:
— учить выкапывать овощи;
— воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижная игра
«Назови овощи».
Цель: закреплять названия овощей и ловить мяч.
Индивидуальная работа
Улучшение техники бега (легкость, быстрота, сгибание ног в коленях).
Цель: развивать координацию движений.
Сентябрь
Прогулка 7
Наблюдение за грибами на экологической тропе
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.
Ход наблюдения
Важный толстый боровик
Вырос у дорожки.
К уважению привык
Гриб на крепкой ножке.
Как увидим, что он близко —
Трудно мимо нам пройти.
Сразу кланяемся низко —
Белый гриб встал на пути!
Срежь ты бережно его,
Не порань грибницу,
В этом месте через год
Новый гриб родится.
Грибы — удивительные растения, даровый продукт природы. Мы их не сеем и не садим, на том же месте, где срезаем грибы сегодня, вновь получаем их завтра.
Когда появляются первые белые грибы, — это чудесная, летняя пора. Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Теплые летние дожди создают благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут везде, где есть береза, ель и сосна. Растут на полянах, опушках леса, заброшенных лесных дорогах, на склонах старых канав и оврагов.
Мир грибов велик и разнообразен. Все грибы можно разделить на съедобные и несъедобные.
♦ Какие грибы съедобные, а какие нет? (Боровик,
подберезовик, моховик, рыжик, груздь, волнушка,
сыроежки, лисичка, сморчок, опята — съедобные, а
несъедобные — бледная поганка, мухомор.)
♦ Чем отличаются съедобные грибы от несъедобных?
(Съедобные грибы можно употреблять в пищу, а
несъедобные нельзя — можно отравиться.)
♦
Назовите лечебный гриб лосей. (Мухомор.)
Чтобы источник пищевых грибов не нарушался, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые не употребляются в пищу. Охранять их от истребления -долг каждого человека. Надо каждому знать правила поведения в природе: «Не сбивай грибы, даже несъедобные. Пони, что грибы очень нужны в природе».
♦
Что можно приготовить из грибов? (Суп грибной,
икру, солянку. Их можно мариновать, солить,
сушить.)
Трудовая деятельность
Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборки. сухой травы, листьев.
Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижная игра
«Мяч водящему».
Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
Сентябрь
Прогулка 9
Наблюдение за кипреем на экологической тропе
Цели:
— продолжать знакомить с лекарственными растениями;
— закреплять знания о кипрее, его особенностях.
Ход наблюдения
На лугу расцвел кипрей —
Вот семья богатырей.
Крепки, статны и румяны
Встали братья-великаны.
Славный выбрали наряд —
Куртки пламенем горят!
Кипрей еще называют иван-чаем, или медовым цветком. Почему на Руси цветок нарекли Иваном?
Может быть, потому, что бедным Иванам был другой чай не по карману? А может, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стойкий цветок, как русский Иван. Летом в июле на глухих лесных вырубках пышно цветет иван-чай. Точно высокие прозрачные свечи, малиново-красным огнем горят островерхие шапки красивых и пышных цветов.
Кипрей очень хороший медонос. Прилетят пчелы, попросят у иван-чая меду. А он им кивнет:
«Пожалуйста, пчелки, берите, сколько хотите!» Придет больной человек, нарвет листьев и цветков иван-чая, попьет горячего отвару и поправится.
Исследовательская деятельность
Посчитать количество лепестков у кипрея.
Найти два одинаковых цветка.
Измерить высоту стебля кипрея.
Найти самый высокий (низкий) кипрей.
Трудовая деятельность
Прополка сорняков в аптекарском огороде.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Назови меня».
Цель: развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты.
«Лиса и зайцы».
Цель: развивать быстроту бега, умение увертываться от ловишки.
Индивидуальная работа
Перебрасывание друг другу мяча сверху.
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Сентябрь
Прогулка 10
Наблюдение за осенним лесом