Файл: Подготовительная группа Сентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Апрель
Прогулка 4
Наблюдение за рябиной
Цели:
— закреплять знания о рябине;
— развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
♦ Когда зацветает рябина? (В мае.)
♦ Как выглядят ее соцветия? (Кремово-белые
соцветия.)
♦ Кто переносит пыльцу рябины? (Пчелы.)
♦ Почему рябину называют неприхотливым деревом?
(Хорошо себя чувствует в тени и на открытых
местах, привычна к морозным зимам.)
♦ Какие звери любят ягоды рябины? (Лоси, ежи, белки,
бурундуки, снегири, свиристели.)
♦ Почему птицы сбрасывают ягоды рябины на землю?
(Они под снегом лежат как консервированные, а
весной находят сброшенные ягоды, и готово
угощение.)
♦ Что дает рябина людям? (Из ягод варят варенье,
джем, мед, из древесины делают посуду, из веток
плетут красивые корзины.)
Трудовая деятельность Посадка деревьев.
Цель: вызвать желание сажать и растить деревья.
Подвижная игра
«Что растет в родном краю?».
Цель: закреплять названия деревьев.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в метании мяча.
Апрель
Прогулка 5
Наблюдения за растениями и кустарниками на
участке
Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.
Ход наблюдения
Тополечек не сажала,
Сам он вырос под окном.
Но придется мне, пожалуй,
Позаботиться о нем, —
Обзавелся он дружками.
Да какими! Сорняками!
А известно: сорняки
Все подряд — озорники.
Обступили, окружили,
Свет и солнце заслонили,
Жмут и давят малыша,
Он стоит, едва дыша.
Тополек я пожалела,
Сорняки убрать сумела,
Поливала — сбилась с ног.
Хорошо ли, тополек?
Проверить, как перезимовали деревья (много ли поломанных веток).
♦ Какие еще произошли изменения?
♦ Какое состояние кроны деревьев на участке?
♦ Как страдают деревья от загрязнения воздуха?
(Отмирают ветви по краям кроны.)
Трудовая деятельность
Сбор поломанных веток на участке, подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.
Подвижные игры «Мое любимое дерево».
Цель: развивать память, запоминая характерные детали любимого дерева, чтобы его нарисовать и рассказать о нем. «Извилистая тропинка».
Цель: учить двигаться в колонне за ведущим, повторяя его движения.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: отрабатывать ходьбу приставным шагом и бег с захлестом.
Апрель
Прогулка 6
Наблюдение за камнями
Цель: знакомить с разнообразием камней и их свойствами.
Ход наблюдения
На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.
Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».
Намокли брюки и носки,
Заела мошкара.
Но не уйду я от реки,
Наверно, до утра.
Я просто так сюда пришел,
Как прихожу семь лет.
И вдруг я камешки нашел,
Что излучают свет!
Один — как мамины глаза —
Прозрачно-голубой;
Как виноградная лоза
Зелененький — другой.
А третий — солнышка светлей,
А вдруг это алмаз?!
Я отнесу его в музей,
Учительнице в класс. В. Кудрявцева
Воспитатель беседует с детьми о камнях из шкатулки, предлагает ответить на вопросы.
♦ Кто из вас находил камни?
♦ Где это происходило?
♦ Какие они были?
Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?
Исследовательская деятельность
Найти камни на участке детского сада: серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.
Трудовая деятельность
Коллективный труд по уборке территории.
Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.
Подвижные игры
«Кто быстрее?».
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу на носках, с высоким подниманием колен, галопом.
«Ручеек».
Цель: закреплять умение двигаться парами.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
Апрель
Прогулка 7
Наблюдение за облаками
Цель: закреплять знания о явлениях неживой природы.
Ход наблюдения
Бегут по небу разные зверюшки:
Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.
А если вы фантазией богаты,
Там свой портрет отыщите, ребята.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦
Что такое облака? Какого они цвета?
♦ Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества
капелек воды или кристалликов льда.)
♦ Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые,
слоистые.)
Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками.
♦ На что похожи перистые облака?
♦ Какие облака самые большие?
♦ Какие облака посылают нам дождь?
♦
Почему облака двигаются по небу? (Их гонит
ветер.) Исследовательская деятельность
Определить, какие облака на небе.
Найти облако, похожее на объект живой, неживой при- роды.
Трудовая деятельность
Подготовка огорода к дальнейшей работе; уборка мусора, подметание дорожек.
Цель: формировать желание работать сообща.
Подвижные игры «Утро в лесу».
Цель: закреплять умение слушать команды воспитателя и правильно их выполнять, двигаться врассыпную в заданном Пространстве.
«Птицы».
Цель: закреплять название птиц, умение прыгать на од- ной ноге.
Индивидуальная работа
Математическое упражнение.
Цель: закреплять счет четных и нечетных чисел.
Апрель
Прогулка 8
Наблюдение за ветром
Цель:уточнить представление о ветре.
Ход наблюдения
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Вы волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
А. Пушкин
Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев, задает вопросы.
♦ Каким бывает ветер?
♦ Почему дует ветер?
Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха.
Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.
♦
Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы,
тайфуны, метели, бураны.)
Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.
♦
Можно ли увидеть следы ветра?
Исследовательская деятельность
Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.
Трудовая деятельность
Цель: закреплять умение работать сообща, выполнять задания общими усилиями.
Подвижные игры «Кто быстрее?».
Цель: упражнять в беге, развивать быстроту.
«Дальше и выше».
Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко, беззвучно.
Индивидуальная работа Перебрасывание мяча друг другу снизу.
Цель: развивать координацию движений.
Апрель
Прогулка 9
Наблюдение за водоемом
Цель: закреплять знания о свойствах льда.
Ход наблюдения
Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны — полевая. Появляются проталины, цветы мать-и-мачеха, темный снег. Вторая победа весны - речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в реках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга. Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах лед держится дольше, так как вода не течет, не передвигается. Только постепенно бежит под лед и заливает его сверху. Лед не ломается, а постепенно тает.
Исследовательская деятельность
Измерить толщину льда с помощью ледомера
(продолжить наблюдение за таянием льда в водоеме на последующих прогулках).
Трудовая деятельность
Очистка участка от мусора и снега.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры
«Волк во рву», «С кочки на кочку».
Цели:
—- учить действовать по сигналу воспитателя;
— воспитывать волевое усилие и выдержку;
— закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа
Прыжки в длину.
Цель: учить прыжкам в длину.
Апрель
Прогулка 10
Наблюдение за почвой
Цель:познакомить с почвенным слоем — торфом.
Ход наблюдения
Вокруг нас много болот, а болота богаты торфом. Торф
— это удобрение и топливо. Он быстро разгорается при сильном нагреве. Торф сырой, вязкий, темный и тяжелый весной когда пропитан влагой. Он плохо пропускает воду, поэтому если пройти по мокрому торфу, то он прилипнет к обуви. Поэтому нежелательно ходить по таким тропинкам. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение.
Исследовательская деятельность
Сравнить сухие и влажные комочки торфа.
Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф
(стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).
Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?
Трудовая деятельность
Переноска торфа на грядки и под деревья.
Цель: закрепить знания о полезном свойстве торфа.
Подвижные игры
«Черное и белое».
Цель: закреплять умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве.
«Зайцы и собаки».
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Индивидуальная работа
Игровые упражнения со скакалкой.
Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
Апрель
Прогулка 11
Наблюдение за насекомыми
Цели:
— продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;
— формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.
С хоботом, а не слон.
Не птица, а летает.
Никто не приучает,
А на нос садится. (Муха.)
♦ Как выглядит муха?
♦ Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие
волосатые подушечки на лапках; поскольку муха
легкая, а сила
с
цепления подушечек с любой
поверхностью очень велика, муха в состоянии
удержаться практически везде.)
Муха над нами
Вверх ногами.
Ходит — не страшится,
Упасть не боится.
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
♦ Почему мух называют вредными насекомыми?
♦ Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
♦ Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)
♦ Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)
♦ Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)
♦ Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа,
чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и
чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам.
Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают
температуру, влажность и запахи.)
♦
Чем кушают мухи? (Хоботком.)
♦ Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и
сложные: они могут видеть одновременно впереди,
сзади и внизу.)
♦
Где и как муха проводит зиму?
Исследовательская деятельность
Наблюдать за полетом мух (длина перелета).
Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).
Трудовая деятельность
Посадка семян гороха. Цели:
— формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);
— воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.
Подвижная игра
«Кати в цель», «Догони мяч».
Цель: развивать глазомер и точность.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.
Май
Прогулка 1
Наблюдение за одуванчиком
Цели: уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);
— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
— закреплять знания о лекарственных растениях.
Ход наблюдения
Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опуш- ках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цве- точный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка — корзиночка, наполненная мелкими цветами. Каждый цветок — это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок.
Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце.
Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато- бурые продолговатые плоды-семена.
Много прозвищ у одуванчика: «подойничек» (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и «придорожь» (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка —
«плешивец» (ветер дунет — семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).
Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как выглядит одуванчик?
♦ В какое время можно им любоваться?
♦ Какие прозвища есть у одуванчика?
♦ Почему одуванчик относят к лекарственным растениям?
Исследовательская деятельность
Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?
Трудовая деятельность
Уборка участка от мусора и сухих веток.
Цель: учить видеть результат своего труда.
Подвижные игры «Найди свой бутон».
Цели:
— учить различать цветы, действовать по сигналу;
— упражнять в беге;
— развивать наблюдательность.
« Попрыгунчик ».
Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
— воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;
— упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;
— развивать силовые качества.
Май
Прогулка 2
Наблюдение за подорожником
Цель:
продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.
♦ Как называют май в народе? (Цветень.)
♦ Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много
там и трава.)
♦ Где тень и сыро, трава не взошла, почему?
♦ Что происходит с травами после майских дождей?
(Они ярче зеленеют.)
♦ Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)
♦ Почему его так назвали?
♦ Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для
своих корней.)
♦ Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее
немного подсушить.)
♦
Кто знает, чем может помочь подорожник?
Исследовательская деятельность
Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.
Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорож- ника.
Трудовая деятельность: Уборка территории.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра: «Узнай и назови».
Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Индивидуальная работа: Хождение по буму.
Цели: упражнять в соблюдении равновесия;
— вырабатывать координацию движений.
Май
Прогулка 3
Наблюдение за насекомыми
Цели: уточнить содержание понятия «насекомые»;
— научить сравнивать их по существенным общим признакам.
Ход наблюдения
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.
Худ да тонок,
Голосом звонок,
Летит — распевает,
Сидит — кусает.
Кто его убьет —
Свою кровь прольет. (Комар.)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза.)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочки.)
♦ Как одним словом называются отгадки?-Насекомые.)
♦
Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)
Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполня- ют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.
♦ Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)
Какие изменения происходят в жизни насекомых вес- ной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые
♦ ведут самостоятельную жизнь: активно питаются,
растут и Развиваются.)
♦ Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у
водоемов.)
♦ Как защищаться от насекомых?
♦ Чем питаются насекомые?
Как они передвигаются?
♦ Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют
отпугивающую окраску, острое жало, выпускают
едкую пахучую жидкость.)
♦ Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-
шелкопряд, муравьи.)
♦ Какие изменения происходят в жизни насекомых осе- нью? (Они забиваются в укромные места и засыпают
на зиму.)
♦ Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?
♦ Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов
находятся в усах, не такие как у человека, но с
помощью этого органа слуха комар-самец находит по
звуку свою подружку.)
♦ Почему комаров называют вредными насекомыми?
(Они разносчики опасных болезней.)
Исследовательская деятельность
Найти божью коровку и определить ее название.
Найти тропу муравья.
Трудовая деятельность: Очистка участка от мусора и снега.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры «Перелет пчел».
Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая;развивать ловкость, внимательность.
«Мыши в кладовой».
Цели: тренировать в ползании, не задевая дугу и веревку; учить действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).
Май
Прогулка 4
Наблюдение за погодой
Цель:
продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.
Ход наблюдения
Хорошо весной, поле чистое,
Муравой-травой ты украшено.
Да цветочками все душистыми
В утро майское принаряжено. С. Дрожжин
Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.
♦ Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и ска- жите, какое время года изображено. (Детям
предлагаются картинки с изображением ранней и
поздней весны.)
♦ Объясните, почему люди стали одеваться легче, поче- му растаял снег? (Из-за повышения температуры,
потепления.)
♦ Что произошло со снегом? (Он растаял.)
♦ Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода
испаряется с поверхности земли под воздействием
солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы
превращается в кучевые облака.)
♦ Каким стало небо? (Ярко-синим.)
♦ Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась,
стала просыхать.)
♦ Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледо-
ход.)
♦ Какая была температура воздуха, когда шел снег?
♦ При какой температуре идет дождь?
♦ Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало
ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего
тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки;
водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва,
зазеленела трава, появились цветы; на деревьях
распустились листочки; птицы звонко щебечут,
гремят первые грозы.)
Трудовая деятельность
Уборка участка от весеннего мусора.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры
«Мы — капельки», «Живой лабиринт».
Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
— упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;
— развивать координацию движений;
— формировать навыки коллективной деятельности.
Май
Прогулка 5
Наблюдение за цветником
Цели:
— расширять представления о цветнике весной;
— закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Назовите садовые цветы.
♦ Назовите полевые цветы.
♦ Где они растут?
♦ Какие цветы вам нравятся? Почему?
♦ Есть ли у вас дома цветы? Какие?
♦ Как вы за ними ухаживаете?
♦ Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?
♦ Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?
♦ Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и за- цвели?
♦ Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?
♦ Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?
Трудовая деятельность
Работа на огороде.
Цели:
— закреплять умение работать сообща;
— формировать знания о росте и развитии растений.
Подвижная игра
«Чье звено скорее соберется?».
Цель: упражнять в беге.
Индивидуальная работа «Не упади».
Цель: упражнять в ходьбе по бревну.
Май
Прогулка 6
Наблюдение за велосипедом
Цель: закреплять знания о назначении велосипеда.
Ход наблюдения
Уточнить, что велосипеды бывают детские и взрослые.
Чем они отличаются? (Размером и количеством колес.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть велосипед, задает вопросы.
♦ Из каких частей состоит велосипед?
♦ Каких размеров бывают велосипеды?
♦ Для кого они предназначены?
♦ Тяжело ли ездить на велосипеде?
♦
Нужно ли знать правила дорожного движения, чтобы управлять велосипедом?
♦
Чем отличается велосипед от машины?
♦
Сколько человек может одновременно ехать на велосипеде?
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цель: формировать желание трудиться сообща.
Подвижная игра
«Не попадись».
Цель: закреплять умение бегать, ловко увертываться, прыгать.
Индивидуальная работа
Метание предметов в цель.
Цель: развивать силу рук, глазомер, умение концентрировать внимание на объекте.