Файл: Подготовительная группа Сентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Апрель
Прогулка 4
Наблюдение за рябиной
Цели:
— закреплять знания о рябине;
— развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
♦ Когда зацветает рябина? (В мае.)
♦ Как выглядят ее соцветия? (Кремово-белые
соцветия.)
♦ Кто переносит пыльцу рябины? (Пчелы.)
♦ Почему рябину называют неприхотливым деревом?
(Хорошо себя чувствует в тени и на открытых
местах, привычна к морозным зимам.)
♦ Какие звери любят ягоды рябины? (Лоси, ежи, белки,
бурундуки, снегири, свиристели.)
♦ Почему птицы сбрасывают ягоды рябины на землю?
(Они под снегом лежат как консервированные, а
весной находят сброшенные ягоды, и готово
угощение.)
♦ Что дает рябина людям? (Из ягод варят варенье,
джем, мед, из древесины делают посуду, из веток
плетут красивые корзины.)
Трудовая деятельность Посадка деревьев.
Цель: вызвать желание сажать и растить деревья.
Подвижная игра
«Что растет в родном краю?».
Цель: закреплять названия деревьев.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в метании мяча.
Апрель
Прогулка 5
Наблюдения за растениями и кустарниками на
участке
Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.
Ход наблюдения
Тополечек не сажала,
Сам он вырос под окном.
Но придется мне, пожалуй,
Позаботиться о нем, —
Обзавелся он дружками.
Да какими! Сорняками!
А известно: сорняки
Все подряд — озорники.
Обступили, окружили,
Свет и солнце заслонили,
Жмут и давят малыша,
Он стоит, едва дыша.
Тополек я пожалела,
Сорняки убрать сумела,
Поливала — сбилась с ног.
Хорошо ли, тополек?
Проверить, как перезимовали деревья (много ли поломанных веток).
♦ Какие еще произошли изменения?
♦ Какое состояние кроны деревьев на участке?
♦ Как страдают деревья от загрязнения воздуха?
(Отмирают ветви по краям кроны.)
Трудовая деятельность
Сбор поломанных веток на участке, подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.
Подвижные игры «Мое любимое дерево».
Цель: развивать память, запоминая характерные детали любимого дерева, чтобы его нарисовать и рассказать о нем. «Извилистая тропинка».
Цель: учить двигаться в колонне за ведущим, повторяя его движения.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: отрабатывать ходьбу приставным шагом и бег с захлестом.
Апрель
Прогулка 6
Наблюдение за камнями
Цель: знакомить с разнообразием камней и их свойствами.
Ход наблюдения
На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.
Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».
Намокли брюки и носки,
Заела мошкара.
Но не уйду я от реки,
Наверно, до утра.
Я просто так сюда пришел,
Как прихожу семь лет.
И вдруг я камешки нашел,
Что излучают свет!
Один — как мамины глаза —
Прозрачно-голубой;
Как виноградная лоза
Зелененький — другой.
А третий — солнышка светлей,
А вдруг это алмаз?!
Я отнесу его в музей,
Учительнице в класс. В. Кудрявцева
Воспитатель беседует с детьми о камнях из шкатулки, предлагает ответить на вопросы.
♦ Кто из вас находил камни?
♦ Где это происходило?
♦ Какие они были?
Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?
Исследовательская деятельность
Найти камни на участке детского сада: серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.
Трудовая деятельность
Коллективный труд по уборке территории.
Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.
Подвижные игры
«Кто быстрее?».
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу на носках, с высоким подниманием колен, галопом.
«Ручеек».
Цель: закреплять умение двигаться парами.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.


Апрель
Прогулка 7
Наблюдение за облаками
Цель: закреплять знания о явлениях неживой природы.
Ход наблюдения
Бегут по небу разные зверюшки:
Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.
А если вы фантазией богаты,
Там свой портрет отыщите, ребята.
Воспитатель задает детям вопросы.

Что такое облака? Какого они цвета?
♦ Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества
капелек воды или кристалликов льда.)
♦ Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые,
слоистые.)
Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками.
♦ На что похожи перистые облака?
♦ Какие облака самые большие?
♦ Какие облака посылают нам дождь?

Почему облака двигаются по небу? (Их гонит
ветер.) Исследовательская деятельность
Определить, какие облака на небе.
Найти облако, похожее на объект живой, неживой при- роды.
Трудовая деятельность
Подготовка огорода к дальнейшей работе; уборка мусора, подметание дорожек.
Цель: формировать желание работать сообща.
Подвижные игры «Утро в лесу».
Цель: закреплять умение слушать команды воспитателя и правильно их выполнять, двигаться врассыпную в заданном Пространстве.
«Птицы».
Цель: закреплять название птиц, умение прыгать на од- ной ноге.
Индивидуальная работа
Математическое упражнение.
Цель: закреплять счет четных и нечетных чисел.
Апрель
Прогулка 8
Наблюдение за ветром
Цель:уточнить представление о ветре.
Ход наблюдения
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Вы волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
А. Пушкин
Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев, задает вопросы.
♦ Каким бывает ветер?
♦ Почему дует ветер?
Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха.
Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы,
тайфуны, метели, бураны.)
Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.

Можно ли увидеть следы ветра?
Исследовательская деятельность
Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.
Трудовая деятельность
Цель: закреплять умение работать сообща, выполнять задания общими усилиями.
Подвижные игры «Кто быстрее?».
Цель: упражнять в беге, развивать быстроту.
«Дальше и выше».
Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко, беззвучно.
Индивидуальная работа Перебрасывание мяча друг другу снизу.
Цель: развивать координацию движений.
Апрель
Прогулка 9
Наблюдение за водоемом
Цель: закреплять знания о свойствах льда.
Ход наблюдения
Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны — полевая. Появляются проталины, цветы мать-и-мачеха, темный снег. Вторая победа весны - речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в реках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга. Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах лед держится дольше, так как вода не течет, не передвигается. Только постепенно бежит под лед и заливает его сверху. Лед не ломается, а постепенно тает.
Исследовательская деятельность
Измерить толщину льда с помощью ледомера
(продолжить наблюдение за таянием льда в водоеме на последующих прогулках).
Трудовая деятельность
Очистка участка от мусора и снега.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры
«Волк во рву», «С кочки на кочку».
Цели:
—- учить действовать по сигналу воспитателя;
— воспитывать волевое усилие и выдержку;
— закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа
Прыжки в длину.
Цель: учить прыжкам в длину.
Апрель
Прогулка 10
Наблюдение за почвой
Цель:познакомить с почвенным слоем — торфом.
Ход наблюдения
Вокруг нас много болот, а болота богаты торфом. Торф
— это удобрение и топливо. Он быстро разгорается при сильном нагреве. Торф сырой, вязкий, темный и тяжелый весной когда пропитан влагой. Он плохо пропускает воду, поэтому если пройти по мокрому торфу, то он прилипнет к обуви. Поэтому нежелательно ходить по таким тропинкам. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение.
Исследовательская деятельность
Сравнить сухие и влажные комочки торфа.
Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф
(стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).
Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?
Трудовая деятельность
Переноска торфа на грядки и под деревья.
Цель: закрепить знания о полезном свойстве торфа.
Подвижные игры
«Черное и белое».
Цель: закреплять умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве.
«Зайцы и собаки».
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Индивидуальная работа
Игровые упражнения со скакалкой.
Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Апрель
Прогулка 11
Наблюдение за насекомыми
Цели:
— продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;
— формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.
С хоботом, а не слон.
Не птица, а летает.
Никто не приучает,
А на нос садится. (Муха.)
♦ Как выглядит муха?
♦ Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие
волосатые подушечки на лапках; поскольку муха
легкая, а сила
с
цепления подушечек с любой
поверхностью очень велика, муха в состоянии
удержаться практически везде.)
Муха над нами
Вверх ногами.
Ходит — не страшится,
Упасть не боится.
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
♦ Почему мух называют вредными насекомыми?
♦ Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
♦ Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)
♦ Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)
♦ Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)
♦ Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа,
чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и
чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам.
Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают
температуру, влажность и запахи.)

Чем кушают мухи? (Хоботком.)
♦ Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и
сложные: они могут видеть одновременно впереди,
сзади и внизу.)

Где и как муха проводит зиму?
Исследовательская деятельность
Наблюдать за полетом мух (длина перелета).
Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).
Трудовая деятельность
Посадка семян гороха. Цели:
— формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);
— воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.
Подвижная игра
«Кати в цель», «Догони мяч».
Цель: развивать глазомер и точность.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.
Май
Прогулка 1
Наблюдение за одуванчиком
Цели: уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);
— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
— закреплять знания о лекарственных растениях.
Ход наблюдения
Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опуш- ках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цве- точный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка — корзиночка, наполненная мелкими цветами. Каждый цветок — это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок.
Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце.
Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато- бурые продолговатые плоды-семена.
Много прозвищ у одуванчика: «подойничек» (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и «придорожь» (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка —
«плешивец» (ветер дунет — семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).
Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как выглядит одуванчик?
♦ В какое время можно им любоваться?
♦ Какие прозвища есть у одуванчика?
♦ Почему одуванчик относят к лекарственным растениям?
Исследовательская деятельность
Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?
Трудовая деятельность
Уборка участка от мусора и сухих веток.
Цель: учить видеть результат своего труда.
Подвижные игры «Найди свой бутон».
Цели:
— учить различать цветы, действовать по сигналу;
— упражнять в беге;
— развивать наблюдательность.
« Попрыгунчик ».
Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
— воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;
— упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;
— развивать силовые качества.


Май
Прогулка 2
Наблюдение за подорожником
Цель:
продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.
♦ Как называют май в народе? (Цветень.)
♦ Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много
там и трава.)
♦ Где тень и сыро, трава не взошла, почему?
♦ Что происходит с травами после майских дождей?
(Они ярче зеленеют.)
♦ Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)
♦ Почему его так назвали?
♦ Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для
своих корней.)
♦ Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее
немного подсушить.)

Кто знает, чем может помочь подорожник?
Исследовательская деятельность
Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.
Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорож- ника.
Трудовая деятельность: Уборка территории.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра: «Узнай и назови».
Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Индивидуальная работа: Хождение по буму.
Цели: упражнять в соблюдении равновесия;
— вырабатывать координацию движений.
Май
Прогулка 3
Наблюдение за насекомыми
Цели: уточнить содержание понятия «насекомые»;
— научить сравнивать их по существенным общим признакам.
Ход наблюдения
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.
Худ да тонок,
Голосом звонок,
Летит — распевает,
Сидит — кусает.
Кто его убьет —
Свою кровь прольет. (Комар.)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза.)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочки.)
♦ Как одним словом называются отгадки?-Насекомые.)

Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)
Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполня- ют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.
♦ Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)
Какие изменения происходят в жизни насекомых вес- ной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые
ведут самостоятельную жизнь: активно питаются,
растут и Развиваются.)
♦ Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у
водоемов.)
♦ Как защищаться от насекомых?
♦ Чем питаются насекомые?
Как они передвигаются?
♦ Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют
отпугивающую окраску, острое жало, выпускают
едкую пахучую жидкость.)
♦ Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-
шелкопряд, муравьи.)
♦ Какие изменения происходят в жизни насекомых осе- нью? (Они забиваются в укромные места и засыпают
на зиму.)
♦ Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?
♦ Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов
находятся в усах, не такие как у человека, но с
помощью этого органа слуха комар-самец находит по
звуку свою подружку.)
♦ Почему комаров называют вредными насекомыми?
(Они разносчики опасных болезней.)
Исследовательская деятельность
Найти божью коровку и определить ее название.
Найти тропу муравья.
Трудовая деятельность: Очистка участка от мусора и снега.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры «Перелет пчел».
Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая;развивать ловкость, внимательность.
«Мыши в кладовой».
Цели: тренировать в ползании, не задевая дугу и веревку; учить действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).


Май
Прогулка 4
Наблюдение за погодой
Цель:
продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.
Ход наблюдения
Хорошо весной, поле чистое,
Муравой-травой ты украшено.
Да цветочками все душистыми
В утро майское принаряжено. С. Дрожжин
Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.
♦ Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и ска- жите, какое время года изображено. (Детям
предлагаются картинки с изображением ранней и
поздней весны.)
♦ Объясните, почему люди стали одеваться легче, поче- му растаял снег? (Из-за повышения температуры,
потепления.)
♦ Что произошло со снегом? (Он растаял.)
♦ Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода
испаряется с поверхности земли под воздействием
солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы
превращается в кучевые облака.)
♦ Каким стало небо? (Ярко-синим.)
♦ Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась,
стала просыхать.)
♦ Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледо-
ход.)
♦ Какая была температура воздуха, когда шел снег?
♦ При какой температуре идет дождь?
♦ Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало
ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего
тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки;
водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва,
зазеленела трава, появились цветы; на деревьях
распустились листочки; птицы звонко щебечут,
гремят первые грозы.)
Трудовая деятельность
Уборка участка от весеннего мусора.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры
«Мы — капельки», «Живой лабиринт».
Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
— упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;
— развивать координацию движений;
— формировать навыки коллективной деятельности.
Май
Прогулка 5
Наблюдение за цветником
Цели:
— расширять представления о цветнике весной;
— закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Назовите садовые цветы.
♦ Назовите полевые цветы.
♦ Где они растут?
♦ Какие цветы вам нравятся? Почему?
♦ Есть ли у вас дома цветы? Какие?
♦ Как вы за ними ухаживаете?
♦ Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?
♦ Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?
♦ Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и за- цвели?
♦ Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?
♦ Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?
Трудовая деятельность
Работа на огороде.
Цели:
— закреплять умение работать сообща;
— формировать знания о росте и развитии растений.
Подвижная игра
«Чье звено скорее соберется?».
Цель: упражнять в беге.
Индивидуальная работа «Не упади».
Цель: упражнять в ходьбе по бревну.
Май
Прогулка 6
Наблюдение за велосипедом
Цель: закреплять знания о назначении велосипеда.
Ход наблюдения
Уточнить, что велосипеды бывают детские и взрослые.
Чем они отличаются? (Размером и количеством колес.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть велосипед, задает вопросы.
♦ Из каких частей состоит велосипед?
♦ Каких размеров бывают велосипеды?
♦ Для кого они предназначены?
♦ Тяжело ли ездить на велосипеде?

Нужно ли знать правила дорожного движения, чтобы управлять велосипедом?

Чем отличается велосипед от машины?

Сколько человек может одновременно ехать на велосипеде?
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цель: формировать желание трудиться сообща.
Подвижная игра
«Не попадись».
Цель: закреплять умение бегать, ловко увертываться, прыгать.
Индивидуальная работа
Метание предметов в цель.
Цель: развивать силу рук, глазомер, умение концентрировать внимание на объекте.