Файл: Подготовительная группа Сентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследовательская деятельность
Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка- схема.
Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
Подвижные игры «Гуси-лебеди».
Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания. «Найди свой дом». Цели:
— развивать физические качества — быстроту, ловкость;
— совершенствовать ориентировку в пространстве.
Индивидуальная работа
Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
Цель: развивать двигательную активность.
Октябрь
Прогулка 8
Наблюдение за ивой осенью
Цель: расширять знания о разновидностях ивы (верба, ракита, лоза и др.).
Ход наблюдения
Плыви, плыви, листочек золотой,
Вниз по реке, как маленький кораблик.
Работу отложу, поставлю грабли
К стволу ветлы, склоненной над водой,
И побреду, кораблик, за тобой.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как выглядит ива?
♦ Какие у нее ветки и листья?
♦ Где чаще растут ивы? (По берегам реки.)
♦
Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба,
ракита, ветла, лоза.)
♦
Что дает ива людям? (Из ее веток плетут
корзины.) Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты?
(Светло-серым налетом.)
Трудовая деятельность
Сбор листьев для изготовления поделок
Цель: продолжать прививать трудовые уменияи навыки
Подвижные игры
«Перелет птиц», «Охотники и звери».
Цели:
— упражнять в беге через разные препятствия;
— развивать ловкость.
Индивидуальная работа
— Прыжки со скакалкой.
Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.
Октябрь
Прогулка 9
Наблюдение за грузовым транспортом
Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.
Ход наблюдения
Сам в кабину не могу я залезть пока.
До чего же велико колесо грузовика.
В кузов даже заглянуть не удастся мне,
Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.
А в кабине виден руль, дверца на замке.
Но унес ключи шофер на своем брелке.
Подожду его чуть-чуть — у него обед,
Может быть, меня прокатит, а быть может, нет. В.
Мирясова
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Для чего люди используют грузовые автомобили?
(Чтобы перевозить различные грузы.)
♦ К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).
♦ Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты,
товарные поезда, грузовые пароходы, большие
грузовики-самосвалы.)
♦ На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеле-
ный.)
♦ Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.)
♦ Сколько цветов у светофора? (Три: красный,
желтый, зеленый.)
Трудовая деятельность Уборка опавших листьев.
Цели: приучать доводить начатое дело до конца;
— воспитывать аккуратность, ответственность.
— Подвижные игры
«Защити товарища», «Стой — беги».
Цели: упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками;
— учить действовать по сигналу;
— развивать ловкость.
Индивидуальная работа: Ходьба по бревну.
Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдаяравновесие.
Октябрь
Прогулка 10
Наблюдение за брусникой
Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником
— брусникой.
Ход наблюдения
Гибкий стебель повилики
Ствол обвил, как поясок.
Алой ягоды брусники
Набрала я туесок.
Пусть она и горьковата,
Но моченая вкусна!
Мхов и хвои ароматов
Эта ягода полна.
Повилика — растение без листьев и корней, обвивающее своими листьями другое растение.
В сентябре в лесах появляются сочные, сладкие, крупные ярко-красные ягодки, вобравшие в себя лесные ароматы мхов и
хвои. В мае—июне на ветках брусники расцветают мелкие бело-розовые цветочки, собранные в кисти по четыре и восемь цветков. Кисти цветов брусники выглядят поникшими, Потому что они под тяжестью раскрывшихся бутонов никнут к сырой земле.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как выглядят ягоды брусники?
♦ Как выглядит растение брусника?
♦ Почему это растение называется вечнозеленым?
♦ Какие полезные вещества есть в ягодах брусники?
♦ Что можно приготовить из ягод?
Исследовательская деятельность
Сравнить листья брусники с листьями клюквы.
Сравнить ягоды брусники и клюквы.
Трудовая деятельность Поливка песочного дворика.
Цель: оказывать помощь детям младшей группы.
Подвижная игра
«Мяч капитану».
Цели:
— учить принимать в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера;
— воспитывать коллективизм.
Индивидуальная работа
Перестраивание в колонну по двое.
Цель: способствовать выработке хорошей осанки.
Октябрь
Прогулка 11
Наблюдение за цветником
Цели:
— продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;
— уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).
Ход наблюдения
Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо красит,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какое сейчас время года?
♦ Что происходит с растениями осенью?
♦ Для чего нужны растениям листья, корень?
♦ Как называются цветы, растущие на клумбе?
♦ Можно ли их срывать с клумбы?
♦ Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
♦ Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и
люди.)
Исследовательская деятельность
Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).
Трудовая деятельность
Сбор семян растений в разные пакеты.
Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.
Подвижная игра
«Перелет птиц».
Цель: упражнять в беге в определенном направлении.
Индивидуальная работа
Упражнение с мячом.
Цель: упражнять в ловле и броске мяча.
Октябрь
Прогулка 12
Наблюдение за оврагом
Цели: формировать знания о неживой природе;
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит с детьми опыты, задает вопросы.
♦ Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки
воды, собираясь в один большой поток, размывают
почву и углубляют ее.)
Опыт 1: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.
♦ Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни,
потом песок с глиной и верхний плодородный слой
почвы.)
Полить водой.
♦ Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный
слой почвы легко пропускает воду, глина с песком —
плохо, так как в глине нет воздуха.)
♦ Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы
и Кривы.)
Опыт 2: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.
♦ Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие
0с
. татки растений, их корни, останки животных.)
Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.
Трудовая деятельность:
Посадка «аллеи выпускников».
Цели: закреплять навыки совместной работы.
Подвижные игры: Эстафета «Кто быстрее?».
Цель: повышать двигательную активность детей.
Конкурс «Лучшая фигура из песка».
Цели: закреплять знания о свойствах песка;
— развивать творческое воображение.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цели: закреплять умение бегать на скорость;
— развивать ловкость и силу броска.
Ноябрь
Прогулка 1
Наблюдение за воробьем осенью
Цели:
— продолжать закрепление знаний о воробье;
— учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;
— активизировать внимание и память.
Ход наблюдения
Воробушек горько плачет,
Серый, маленький, как мячик.
Плачет жалобно.
И тихо: — Где ты, мама воробьиха?
Я не ел полдня,
Кто покормит меня?
Чик-чирик, чик-чивяк, —
Мне бы хоть один червяк...
Воробьиха прилетела,
Рядом с ним на ветку села:
— Тише, птенчик, дурачок,
Принесла я червячок...
Воробушек чик-чирик,
Бросил плакать в тот же миг.
Клювом-носом покрутил,
В миг обед свой проглотил:
—Ой, как вкусно, только мало!
Принеси еще мне, мама...
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦ Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая
птичка.)
♦ Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него
коричневая спинка с широкими продольными черными
полосами.)
♦ А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый,
крылышки
тоже
темно-бурые,
украшенные
рыжеватой каймой.)
♦ А головка какого цвета? (Серая.)
♦ Где живут воробьи? (В городе и деревне.)
♦ Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены
от хищников, у них есть корм и укромные местечки.)
♦ Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком
подъезда или балкона.)
♦ Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно
насыпать корм.)
♦ Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют
зернышки и семена растений.)
Трудовая деятельность
Организация трудового десанта с целью лечения деревьев. Цели:
— учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;
— воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижная игра
«Перелет птиц».
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа
«Не сбей флажок».
Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сби- вая их.
Ноябрь
Прогулка 2
Наблюдение за голубями
Цели:
— продолжать закрепление знаний о птичьем мире;
— уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает. (Воробей.)
Кто летает, кто стрекочет — Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)
♦ Какие птицы чаще всего прилетают на участок?
♦ Где они живут?
♦ Что они любят клевать?
♦ Кто их кормит?
♦ Где живут голуби?
Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку.' Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь не встречается.
♦ Какие перья в крыльях согревают голубя?
♦ Почему голубей называют сизарями?
♦ Почему голубь парит?
Исследовательская деятельность
Сравнить голубя и дятла.
Трудовая деятельность
развешивание кормушек на территории детского сада.
Цели: учить выполнению трудовых действий.
Подвижная игра
«Летают, прыгают, плавают».
Цели:
—- упражнять детей в беге;
.— закреплять названия рыб, птиц, зверей.
Индивидуальная работа
«Сбей кеглю». Цели:
— учить бросать мяч в цель;
— развивать меткость, внимание.
Ноябрь
Прогулка 3
Наблюдение за тополем
Цель: формировать представление об осеннем тополе.
Ход наблюдения
Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух —
Над улицей несутся сотни белых мух. С. Васильева
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Где тополя чаще всего растут? (В городе.)
♦ Какое это дерево? (Городское.)
♦ Какие еще растут деревья в городе?
♦ А для чего они вообще нужны в городе? (Листья
деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают
кислород.)
♦ Когда облетают с тополей последние листья?
(Поздней осенью.)
♦ Какого цвета тополиные листья? (Желто-
золотистые.)
♦ Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы
дерево зимой не теряло много влаги.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.
♦
Что мы увидели? (Еле заметные почки.)
Что это значит? (Деревья не погибли, они только
сбросили отмершие, ненужные листья.)
Трудовая деятельность
Сгребание листьев в кучи и их уборка.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Огородники», «Горелки».
Цель: упражнять в беге по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа
Прыжки на одной ноге.
Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.
Ноябрь
Прогулка 5
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
— формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи);
— закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения
Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки
Осенние, последние,
Теплые деньки. А. Исаковской
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как называется предзимье? (Серебряная осень.)
♦ Почему?
Попробуйте отгадать загадку.
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Цель:
воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
Подвижные игры: «Ловишка», «Бездомный заяц».
Цели:
— упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;
— воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа
— Упражнение на развитие равновесия.
— Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.
Ноябрь
Прогулка 4
Наблюдение за первым снегом
Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.
Ход наблюдения
По утру вчера дождь
В стекло окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал. ...
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла.
Рассвело. Нет нигде облачка,
Воздух легок и чист,
И замерзла река. И. Никитин
Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)
В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок
— належек; первый прочный снег выпадает ночью».
— Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья.
На земле присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетает в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.)
♦ Какой он на ощупь? (Мокрый.)
♦ Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)
Исследовательская деятельность
Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.
Сравнить две снежинки.
Определить место, где снег быстрее тает.
Найти место, где снег еще не растаял.
Трудовая деятельность
Утепление снегом корней деревьев.
Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.
Подвижная игра
«Раз, два, три — беги!»
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.
Индивидуальная работа
«Попади в обруч».
Цели:
— упражнять в умении действовать по сигналу; закреплять умение метать предметы в цель.
Ноябрь
Прогулка 6
Наблюдение за водой
Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие свойства воды вам знакомы?
♦ Есть ли форма у воды?
♦ Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?
♦ Что станет с водой, если ее вынести на мороз?
Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая – у нее нет своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С.
Исследовательская деятельность
Воспитатель предлагает детям провести опыт.
Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда.
Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, пру- дах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще.
Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда. Г. Ладонщиков
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада.
Цели: закреплять навыки работы с лопатами, носилками;
— учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.
Подвижные игры
«Пас», «Холодно — горячо».
Цели:
— упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги;
— добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.
Индивидуальная работа
Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
Цель: воспитывать выносливость.
Ноябрь
Прогулка 7
Наблюдение за пешеходом
Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.
Ход наблюдения
Должен помнить пешеход: Есть сигналы светофора —
Подчиняйся им без спора! Желтый свет — предупреждение: Жди сигнала для движения. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! На улице будьте внимательны, дети, Твердо запомните правила эти!
Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.
♦
Где положено ходить пешеходам? (По
тротуарам.)
Придерживаться надо правой стороны, чтобы не споты- каться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.
Воспитатель подводит детей к переходу.
♦
Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?
Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.
Трудовая деятельность
Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Подвижные игры «Стая», «Светофор».
Цели: развивать ловкость;
— закреплять знания о значении светофора.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность
Ноябрь
Прогулка 9
Наблюдение за снегопадом
Цели:
— уточнить представления о свойствах снега;
— закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.
Ход наблюдения
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную —
На землю просится...
К. Бальмонт
В холодное время года вместо дождя идет снег.
Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звездочки — снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Где образуются снежинки?
♦ На что они похожи?
Исследовательская деятельность
Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.
Трудовая деятельность
Сбор снега в кучу для постройки горки.
Цель: продолжать работать сообща.
Подвижная игра «Ворона — воробей».
Цели:
— учить внимательно слушать команду воспитателя;
— развивать внимание;
— продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа: «Не сбей флажок».
Цели:
— продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их;
— развивать внимание и наблюдательность.
Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка- схема.
Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
Подвижные игры «Гуси-лебеди».
Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания. «Найди свой дом». Цели:
— развивать физические качества — быстроту, ловкость;
— совершенствовать ориентировку в пространстве.
Индивидуальная работа
Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
Цель: развивать двигательную активность.
Октябрь
Прогулка 8
Наблюдение за ивой осенью
Цель: расширять знания о разновидностях ивы (верба, ракита, лоза и др.).
Ход наблюдения
Плыви, плыви, листочек золотой,
Вниз по реке, как маленький кораблик.
Работу отложу, поставлю грабли
К стволу ветлы, склоненной над водой,
И побреду, кораблик, за тобой.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как выглядит ива?
♦ Какие у нее ветки и листья?
♦ Где чаще растут ивы? (По берегам реки.)
♦
Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба,
ракита, ветла, лоза.)
♦
Что дает ива людям? (Из ее веток плетут
корзины.) Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты?
(Светло-серым налетом.)
Трудовая деятельность
Сбор листьев для изготовления поделок
Цель: продолжать прививать трудовые уменияи навыки
Подвижные игры
«Перелет птиц», «Охотники и звери».
Цели:
— упражнять в беге через разные препятствия;
— развивать ловкость.
Индивидуальная работа
— Прыжки со скакалкой.
Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.
Октябрь
Прогулка 9
Наблюдение за грузовым транспортом
Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.
Ход наблюдения
Сам в кабину не могу я залезть пока.
До чего же велико колесо грузовика.
В кузов даже заглянуть не удастся мне,
Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.
А в кабине виден руль, дверца на замке.
Но унес ключи шофер на своем брелке.
Подожду его чуть-чуть — у него обед,
Может быть, меня прокатит, а быть может, нет. В.
Мирясова
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Для чего люди используют грузовые автомобили?
(Чтобы перевозить различные грузы.)
♦ К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).
♦ Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты,
товарные поезда, грузовые пароходы, большие
грузовики-самосвалы.)
♦ На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеле-
ный.)
♦ Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.)
♦ Сколько цветов у светофора? (Три: красный,
желтый, зеленый.)
Трудовая деятельность Уборка опавших листьев.
Цели: приучать доводить начатое дело до конца;
— воспитывать аккуратность, ответственность.
— Подвижные игры
«Защити товарища», «Стой — беги».
Цели: упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками;
— учить действовать по сигналу;
— развивать ловкость.
Индивидуальная работа: Ходьба по бревну.
Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдаяравновесие.
Октябрь
Прогулка 10
Наблюдение за брусникой
Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником
— брусникой.
Ход наблюдения
Гибкий стебель повилики
Ствол обвил, как поясок.
Алой ягоды брусники
Набрала я туесок.
Пусть она и горьковата,
Но моченая вкусна!
Мхов и хвои ароматов
Эта ягода полна.
Повилика — растение без листьев и корней, обвивающее своими листьями другое растение.
В сентябре в лесах появляются сочные, сладкие, крупные ярко-красные ягодки, вобравшие в себя лесные ароматы мхов и
хвои. В мае—июне на ветках брусники расцветают мелкие бело-розовые цветочки, собранные в кисти по четыре и восемь цветков. Кисти цветов брусники выглядят поникшими, Потому что они под тяжестью раскрывшихся бутонов никнут к сырой земле.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как выглядят ягоды брусники?
♦ Как выглядит растение брусника?
♦ Почему это растение называется вечнозеленым?
♦ Какие полезные вещества есть в ягодах брусники?
♦ Что можно приготовить из ягод?
Исследовательская деятельность
Сравнить листья брусники с листьями клюквы.
Сравнить ягоды брусники и клюквы.
Трудовая деятельность Поливка песочного дворика.
Цель: оказывать помощь детям младшей группы.
Подвижная игра
«Мяч капитану».
Цели:
— учить принимать в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера;
— воспитывать коллективизм.
Индивидуальная работа
Перестраивание в колонну по двое.
Цель: способствовать выработке хорошей осанки.
Октябрь
Прогулка 11
Наблюдение за цветником
Цели:
— продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;
— уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).
Ход наблюдения
Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо красит,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какое сейчас время года?
♦ Что происходит с растениями осенью?
♦ Для чего нужны растениям листья, корень?
♦ Как называются цветы, растущие на клумбе?
♦ Можно ли их срывать с клумбы?
♦ Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
♦ Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и
люди.)
Исследовательская деятельность
Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).
Трудовая деятельность
Сбор семян растений в разные пакеты.
Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.
Подвижная игра
«Перелет птиц».
Цель: упражнять в беге в определенном направлении.
Индивидуальная работа
Упражнение с мячом.
Цель: упражнять в ловле и броске мяча.
Октябрь
Прогулка 12
Наблюдение за оврагом
Цели: формировать знания о неживой природе;
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит с детьми опыты, задает вопросы.
♦ Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки
воды, собираясь в один большой поток, размывают
почву и углубляют ее.)
Опыт 1: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.
♦ Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни,
потом песок с глиной и верхний плодородный слой
почвы.)
Полить водой.
♦ Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный
слой почвы легко пропускает воду, глина с песком —
плохо, так как в глине нет воздуха.)
♦ Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы
и Кривы.)
Опыт 2: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.
♦ Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие
0с
. татки растений, их корни, останки животных.)
Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.
Трудовая деятельность:
Посадка «аллеи выпускников».
Цели: закреплять навыки совместной работы.
Подвижные игры: Эстафета «Кто быстрее?».
Цель: повышать двигательную активность детей.
Конкурс «Лучшая фигура из песка».
Цели: закреплять знания о свойствах песка;
— развивать творческое воображение.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цели: закреплять умение бегать на скорость;
— развивать ловкость и силу броска.
Ноябрь
Прогулка 1
Наблюдение за воробьем осенью
Цели:
— продолжать закрепление знаний о воробье;
— учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;
— активизировать внимание и память.
Ход наблюдения
Воробушек горько плачет,
Серый, маленький, как мячик.
Плачет жалобно.
И тихо: — Где ты, мама воробьиха?
Я не ел полдня,
Кто покормит меня?
Чик-чирик, чик-чивяк, —
Мне бы хоть один червяк...
Воробьиха прилетела,
Рядом с ним на ветку села:
— Тише, птенчик, дурачок,
Принесла я червячок...
Воробушек чик-чирик,
Бросил плакать в тот же миг.
Клювом-носом покрутил,
В миг обед свой проглотил:
—Ой, как вкусно, только мало!
Принеси еще мне, мама...
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦ Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая
птичка.)
♦ Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него
коричневая спинка с широкими продольными черными
полосами.)
♦ А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый,
крылышки
тоже
темно-бурые,
украшенные
рыжеватой каймой.)
♦ А головка какого цвета? (Серая.)
♦ Где живут воробьи? (В городе и деревне.)
♦ Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены
от хищников, у них есть корм и укромные местечки.)
♦ Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком
подъезда или балкона.)
♦ Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно
насыпать корм.)
♦ Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют
зернышки и семена растений.)
Трудовая деятельность
Организация трудового десанта с целью лечения деревьев. Цели:
— учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;
— воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижная игра
«Перелет птиц».
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа
«Не сбей флажок».
Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сби- вая их.
Ноябрь
Прогулка 2
Наблюдение за голубями
Цели:
— продолжать закрепление знаний о птичьем мире;
— уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает. (Воробей.)
Кто летает, кто стрекочет — Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)
♦ Какие птицы чаще всего прилетают на участок?
♦ Где они живут?
♦ Что они любят клевать?
♦ Кто их кормит?
♦ Где живут голуби?
Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку.' Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь не встречается.
♦ Какие перья в крыльях согревают голубя?
♦ Почему голубей называют сизарями?
♦ Почему голубь парит?
Исследовательская деятельность
Сравнить голубя и дятла.
Трудовая деятельность
развешивание кормушек на территории детского сада.
Цели: учить выполнению трудовых действий.
Подвижная игра
«Летают, прыгают, плавают».
Цели:
—- упражнять детей в беге;
.— закреплять названия рыб, птиц, зверей.
Индивидуальная работа
«Сбей кеглю». Цели:
— учить бросать мяч в цель;
— развивать меткость, внимание.
Ноябрь
Прогулка 3
Наблюдение за тополем
Цель: формировать представление об осеннем тополе.
Ход наблюдения
Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух —
Над улицей несутся сотни белых мух. С. Васильева
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Где тополя чаще всего растут? (В городе.)
♦ Какое это дерево? (Городское.)
♦ Какие еще растут деревья в городе?
♦ А для чего они вообще нужны в городе? (Листья
деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают
кислород.)
♦ Когда облетают с тополей последние листья?
(Поздней осенью.)
♦ Какого цвета тополиные листья? (Желто-
золотистые.)
♦ Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы
дерево зимой не теряло много влаги.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.
♦
Что мы увидели? (Еле заметные почки.)
Что это значит? (Деревья не погибли, они только
сбросили отмершие, ненужные листья.)
Трудовая деятельность
Сгребание листьев в кучи и их уборка.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Огородники», «Горелки».
Цель: упражнять в беге по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа
Прыжки на одной ноге.
Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.
Ноябрь
Прогулка 5
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
— формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи);
— закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения
Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки
Осенние, последние,
Теплые деньки. А. Исаковской
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как называется предзимье? (Серебряная осень.)
♦ Почему?
Попробуйте отгадать загадку.
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Цель:
воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
Подвижные игры: «Ловишка», «Бездомный заяц».
Цели:
— упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;
— воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа
— Упражнение на развитие равновесия.
— Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.
Ноябрь
Прогулка 4
Наблюдение за первым снегом
Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.
Ход наблюдения
По утру вчера дождь
В стекло окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал. ...
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла.
Рассвело. Нет нигде облачка,
Воздух легок и чист,
И замерзла река. И. Никитин
Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)
В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок
— належек; первый прочный снег выпадает ночью».
— Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья.
На земле присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетает в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.)
♦ Какой он на ощупь? (Мокрый.)
♦ Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)
Исследовательская деятельность
Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.
Сравнить две снежинки.
Определить место, где снег быстрее тает.
Найти место, где снег еще не растаял.
Трудовая деятельность
Утепление снегом корней деревьев.
Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.
Подвижная игра
«Раз, два, три — беги!»
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Индивидуальная работа
«Попади в обруч».
Цели:
— упражнять в умении действовать по сигналу; закреплять умение метать предметы в цель.
Ноябрь
Прогулка 6
Наблюдение за водой
Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие свойства воды вам знакомы?
♦ Есть ли форма у воды?
♦ Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?
♦ Что станет с водой, если ее вынести на мороз?
Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая – у нее нет своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С.
Исследовательская деятельность
Воспитатель предлагает детям провести опыт.
Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда.
Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, пру- дах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще.
Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда. Г. Ладонщиков
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада.
Цели: закреплять навыки работы с лопатами, носилками;
— учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.
Подвижные игры
«Пас», «Холодно — горячо».
Цели:
— упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги;
— добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.
Индивидуальная работа
Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
Цель: воспитывать выносливость.
Ноябрь
Прогулка 7
Наблюдение за пешеходом
Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.
Ход наблюдения
Должен помнить пешеход: Есть сигналы светофора —
Подчиняйся им без спора! Желтый свет — предупреждение: Жди сигнала для движения. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! На улице будьте внимательны, дети, Твердо запомните правила эти!
Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.
♦
Где положено ходить пешеходам? (По
тротуарам.)
Придерживаться надо правой стороны, чтобы не споты- каться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.
Воспитатель подводит детей к переходу.
♦
Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?
Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.
Трудовая деятельность
Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Подвижные игры «Стая», «Светофор».
Цели: развивать ловкость;
— закреплять знания о значении светофора.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность
Ноябрь
Прогулка 9
Наблюдение за снегопадом
Цели:
— уточнить представления о свойствах снега;
— закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.
Ход наблюдения
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную —
На землю просится...
К. Бальмонт
В холодное время года вместо дождя идет снег.
Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звездочки — снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Где образуются снежинки?
♦ На что они похожи?
Исследовательская деятельность
Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.
Трудовая деятельность
Сбор снега в кучу для постройки горки.
Цель: продолжать работать сообща.
Подвижная игра «Ворона — воробей».
Цели:
— учить внимательно слушать команду воспитателя;
— развивать внимание;
— продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа: «Не сбей флажок».
Цели:
— продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их;
— развивать внимание и наблюдательность.