Файл: Подготовительная группа Сентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследовательская деятельность
Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка- схема.
Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
Подвижные игры «Гуси-лебеди».
Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания. «Найди свой дом». Цели:
— развивать физические качества — быстроту, ловкость;
— совершенствовать ориентировку в пространстве.
Индивидуальная работа
Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
Цель: развивать двигательную активность.
Октябрь
Прогулка 8
Наблюдение за ивой осенью
Цель: расширять знания о разновидностях ивы (верба, ракита, лоза и др.).
Ход наблюдения
Плыви, плыви, листочек золотой,
Вниз по реке, как маленький кораблик.
Работу отложу, поставлю грабли
К стволу ветлы, склоненной над водой,
И побреду, кораблик, за тобой.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как выглядит ива?
♦ Какие у нее ветки и листья?
♦ Где чаще растут ивы? (По берегам реки.)

Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба,
ракита, ветла, лоза.)

Что дает ива людям? (Из ее веток плетут
корзины.) Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты?
(Светло-серым налетом.)
Трудовая деятельность
Сбор листьев для изготовления поделок
Цель: продолжать прививать трудовые уменияи навыки
Подвижные игры
«Перелет птиц», «Охотники и звери».
Цели:
— упражнять в беге через разные препятствия;
— развивать ловкость.
Индивидуальная работа
— Прыжки со скакалкой.
Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.
Октябрь
Прогулка 9
Наблюдение за грузовым транспортом
Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.
Ход наблюдения
Сам в кабину не могу я залезть пока.
До чего же велико колесо грузовика.
В кузов даже заглянуть не удастся мне,
Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.
А в кабине виден руль, дверца на замке.

Но унес ключи шофер на своем брелке.
Подожду его чуть-чуть — у него обед,
Может быть, меня прокатит, а быть может, нет. В.
Мирясова
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Для чего люди используют грузовые автомобили?
(Чтобы перевозить различные грузы.)
♦ К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).
♦ Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты,
товарные поезда, грузовые пароходы, большие
грузовики-самосвалы.)
♦ На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеле-
ный.)
♦ Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.)
♦ Сколько цветов у светофора? (Три: красный,
желтый, зеленый.)
Трудовая деятельность Уборка опавших листьев.
Цели: приучать доводить начатое дело до конца;
— воспитывать аккуратность, ответственность.
Подвижные игры
«Защити товарища», «Стой — беги».
Цели: упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками;
— учить действовать по сигналу;
— развивать ловкость.
Индивидуальная работа: Ходьба по бревну.
Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдаяравновесие.

Октябрь
Прогулка 10
Наблюдение за брусникой
Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником
— брусникой.
Ход наблюдения
Гибкий стебель повилики
Ствол обвил, как поясок.
Алой ягоды брусники
Набрала я туесок.
Пусть она и горьковата,
Но моченая вкусна!
Мхов и хвои ароматов
Эта ягода полна.
Повилика — растение без листьев и корней, обвивающее своими листьями другое растение.
В сентябре в лесах появляются сочные, сладкие, крупные ярко-красные ягодки, вобравшие в себя лесные ароматы мхов и
хвои. В мае—июне на ветках брусники расцветают мелкие бело-розовые цветочки, собранные в кисти по четыре и восемь цветков. Кисти цветов брусники выглядят поникшими, Потому что они под тяжестью раскрывшихся бутонов никнут к сырой земле.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как выглядят ягоды брусники?
♦ Как выглядит растение брусника?
♦ Почему это растение называется вечнозеленым?
♦ Какие полезные вещества есть в ягодах брусники?
♦ Что можно приготовить из ягод?
Исследовательская деятельность
Сравнить листья брусники с листьями клюквы.
Сравнить ягоды брусники и клюквы.
Трудовая деятельность Поливка песочного дворика.
Цель: оказывать помощь детям младшей группы.
Подвижная игра
«Мяч капитану».
Цели:
— учить принимать в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера;
— воспитывать коллективизм.
Индивидуальная работа
Перестраивание в колонну по двое.
Цель: способствовать выработке хорошей осанки.
Октябрь
Прогулка 11
Наблюдение за цветником
Цели:
— продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;
— уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).
Ход наблюдения
Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо красит,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какое сейчас время года?
♦ Что происходит с растениями осенью?
♦ Для чего нужны растениям листья, корень?
♦ Как называются цветы, растущие на клумбе?
♦ Можно ли их срывать с клумбы?
♦ Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
♦ Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и
люди.)
Исследовательская деятельность
Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).
Трудовая деятельность
Сбор семян растений в разные пакеты.
Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.
Подвижная игра
«Перелет птиц».
Цель: упражнять в беге в определенном направлении.
Индивидуальная работа
Упражнение с мячом.
Цель: упражнять в ловле и броске мяча.
Октябрь
Прогулка 12
Наблюдение за оврагом
Цели: формировать знания о неживой природе;
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит с детьми опыты, задает вопросы.
♦ Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки
воды, собираясь в один большой поток, размывают
почву и углубляют ее.)
Опыт 1: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.
♦ Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни,
потом песок с глиной и верхний плодородный слой
почвы.)
Полить водой.
♦ Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный
слой почвы легко пропускает воду, глина с песком —
плохо, так как в глине нет воздуха.)
♦ Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы
и Кривы.)
Опыт 2: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.
♦ Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие

. татки растений, их корни, останки животных.)
Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.
Трудовая деятельность:
Посадка «аллеи выпускников».
Цели: закреплять навыки совместной работы.
Подвижные игры: Эстафета «Кто быстрее?».
Цель: повышать двигательную активность детей.
Конкурс «Лучшая фигура из песка».
Цели: закреплять знания о свойствах песка;
— развивать творческое воображение.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цели: закреплять умение бегать на скорость;
— развивать ловкость и силу броска.


Ноябрь
Прогулка 1
Наблюдение за воробьем осенью
Цели:
— продолжать закрепление знаний о воробье;
— учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;
— активизировать внимание и память.
Ход наблюдения
Воробушек горько плачет,
Серый, маленький, как мячик.
Плачет жалобно.
И тихо: — Где ты, мама воробьиха?
Я не ел полдня,
Кто покормит меня?
Чик-чирик, чик-чивяк, —
Мне бы хоть один червяк...
Воробьиха прилетела,
Рядом с ним на ветку села:
— Тише, птенчик, дурачок,
Принесла я червячок...
Воробушек чик-чирик,
Бросил плакать в тот же миг.
Клювом-носом покрутил,
В миг обед свой проглотил:
—Ой, как вкусно, только мало!
Принеси еще мне, мама...
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦ Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая
птичка.)
♦ Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него
коричневая спинка с широкими продольными черными
полосами.)
♦ А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый,
крылышки
тоже
темно-бурые,
украшенные
рыжеватой каймой.)
♦ А головка какого цвета? (Серая.)
♦ Где живут воробьи? (В городе и деревне.)
♦ Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены
от хищников, у них есть корм и укромные местечки.)
♦ Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком
подъезда или балкона.)
♦ Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно
насыпать корм.)
♦ Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют
зернышки и семена растений.)
Трудовая деятельность
Организация трудового десанта с целью лечения деревьев. Цели:
— учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;
— воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижная игра
«Перелет птиц».
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа
«Не сбей флажок».
Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сби- вая их.
Ноябрь
Прогулка 2
Наблюдение за голубями
Цели:
— продолжать закрепление знаний о птичьем мире;
— уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает. (Воробей.)
Кто летает, кто стрекочет — Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)
♦ Какие птицы чаще всего прилетают на участок?
♦ Где они живут?
♦ Что они любят клевать?
♦ Кто их кормит?
♦ Где живут голуби?
Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку.' Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь не встречается.
♦ Какие перья в крыльях согревают голубя?
♦ Почему голубей называют сизарями?
♦ Почему голубь парит?
Исследовательская деятельность
Сравнить голубя и дятла.
Трудовая деятельность
развешивание кормушек на территории детского сада.
Цели: учить выполнению трудовых действий.
Подвижная игра
«Летают, прыгают, плавают».
Цели:
—- упражнять детей в беге;
.— закреплять названия рыб, птиц, зверей.
Индивидуальная работа
«Сбей кеглю». Цели:
— учить бросать мяч в цель;
— развивать меткость, внимание.


Ноябрь
Прогулка 3
Наблюдение за тополем
Цель: формировать представление об осеннем тополе.
Ход наблюдения
Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух —
Над улицей несутся сотни белых мух. С. Васильева
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Где тополя чаще всего растут? (В городе.)
♦ Какое это дерево? (Городское.)
♦ Какие еще растут деревья в городе?
♦ А для чего они вообще нужны в городе? (Листья
деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают
кислород.)
♦ Когда облетают с тополей последние листья?
(Поздней осенью.)
♦ Какого цвета тополиные листья? (Желто-
золотистые.)
♦ Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы
дерево зимой не теряло много влаги.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

Что мы увидели? (Еле заметные почки.)
Что это значит? (Деревья не погибли, они только
сбросили отмершие, ненужные листья.)
Трудовая деятельность
Сгребание листьев в кучи и их уборка.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Огородники», «Горелки».
Цель: упражнять в беге по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа
Прыжки на одной ноге.
Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.
Ноябрь
Прогулка 5
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
— формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи);
— закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения
Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки
Осенние, последние,
Теплые деньки. А. Исаковской
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как называется предзимье? (Серебряная осень.)
♦ Почему?
Попробуйте отгадать загадку.
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Цель:
воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
Подвижные игры: «Ловишка», «Бездомный заяц».
Цели:
— упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;
— воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа
— Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.
Ноябрь
Прогулка 4
Наблюдение за первым снегом
Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.
Ход наблюдения
По утру вчера дождь
В стекло окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал. ...
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла.
Рассвело. Нет нигде облачка,
Воздух легок и чист,
И замерзла река. И. Никитин
Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)
В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок
— належек; первый прочный снег выпадает ночью».
— Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья.
На земле присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетает в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.)
♦ Какой он на ощупь? (Мокрый.)
♦ Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)
Исследовательская деятельность
Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.
Сравнить две снежинки.
Определить место, где снег быстрее тает.
Найти место, где снег еще не растаял.
Трудовая деятельность
Утепление снегом корней деревьев.
Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.
Подвижная игра
«Раз, два, три — беги!»
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Индивидуальная работа
«Попади в обруч».
Цели:
— упражнять в умении действовать по сигналу; закреплять умение метать предметы в цель.

Ноябрь
Прогулка 6
Наблюдение за водой
Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие свойства воды вам знакомы?
♦ Есть ли форма у воды?
♦ Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?
♦ Что станет с водой, если ее вынести на мороз?
Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая – у нее нет своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С.
Исследовательская деятельность
Воспитатель предлагает детям провести опыт.
Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда.
Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, пру- дах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще.
Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда. Г. Ладонщиков
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада.
Цели: закреплять навыки работы с лопатами, носилками;
— учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.
Подвижные игры
«Пас», «Холодно — горячо».
Цели:
— упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги;
— добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.
Индивидуальная работа
Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
Цель: воспитывать выносливость.
Ноябрь
Прогулка 7
Наблюдение за пешеходом
Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.
Ход наблюдения
Должен помнить пешеход: Есть сигналы светофора —
Подчиняйся им без спора! Желтый свет — предупреждение: Жди сигнала для движения. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! На улице будьте внимательны, дети, Твердо запомните правила эти!
Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.

Где положено ходить пешеходам? (По
тротуарам.)
Придерживаться надо правой стороны, чтобы не споты- каться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.
Воспитатель подводит детей к переходу.

Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?
Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.
Трудовая деятельность
Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Подвижные игры «Стая», «Светофор».
Цели: развивать ловкость;
— закреплять знания о значении светофора.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность
Ноябрь
Прогулка 9
Наблюдение за снегопадом
Цели:
— уточнить представления о свойствах снега;
— закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.
Ход наблюдения
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную —
На землю просится...
К. Бальмонт
В холодное время года вместо дождя идет снег.
Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звездочки — снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Где образуются снежинки?
♦ На что они похожи?
Исследовательская деятельность
Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.
Трудовая деятельность
Сбор снега в кучу для постройки горки.
Цель: продолжать работать сообща.
Подвижная игра «Ворона — воробей».
Цели:
— учить внимательно слушать команду воспитателя;
— развивать внимание;
— продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа: «Не сбей флажок».
Цели:
— продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их;
— развивать внимание и наблюдательность.